Курсовая работа

«Власть и реформы в истории России на примере Петровских реформ»

  • 34 страниц
Содержание

Введение_3

Глава 1. Реформы центрального управления_6

1.1. Образование Сената _6

1.2. Организация Коллегий_11

Глава 2. Реформа местного управления _18

Глава 3. Реформа городского управления _21

Глава 4. Образование других высших государственных институтов _23

4.1. Учреждение института фискалов _23

4.2. Преображенский приказ и Тайная канцелярия _26

4.3 Образование Синода _27

Заключение _30

Список использованных источников и литературы _33

Введение

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.

Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более отчётливо проявлялись симптомы зарождения и развития новых капиталистических отношений.

Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществлённых им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости.

С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали всё сильнее и, вместо того, чтобы ликвидировать отсталость, консервировали её. В результате петровских преобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла ликвидировать отсталость от стран, вставших на капиталистический путь развития.

В своих реформах Пётр не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.

Моя курсовая работа посвящена власти и реформам в истории России на примере Петровских реформ. Эта тема стала интересна мне тем, что во время правления Петра I произошло много перемен в Российской Империи. Вклад в историю государства и права этого монарха велик.

Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказной аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справится с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы и канцелярии.

Эта тема меня привлекла своей многоплановостью, разносторонностью и глубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства, вырастание до уровня Великой Державы; становление абсолютизма.

Говоря об объективных закономерностях, сопровождавших государственное реформирование данного периода, не следует забывать и о субъективном факторе - личности Петра I, его властной натуре. Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми указами – все это представляет картину его деятельности. Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, лично участвовал в составлении правовых кодексов и т.д.

Всестороннее рассмотрение характера государственных реформ Петра как раз и является целью данной работы.

Реализация данной цели подразумевает решение следующих основным задач исследования:

- выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в области органов власти и управления;

- рассмотрение вопросов учреждения высших государственных институтов.

Кроме общего интереса к изучению отечественного права дооктябрьского периода, вспыхнувшего после 1991 г., актуальность вышеприведенной темы определяется и другим обстоятельством. Действительно, сегодня перед нашей страной вновь, как и триста лет назад, стоит необходимость государственного реформирования. На повестке дня – необходимость внесения изменений в организацию исполнительской власти (построение «вертикали власти»), нововведения в структуру и функционирование вооруженных сил, судебная реформа. В этой связи понятен наш интерес к аналогичным нововведениям, уже имевшим место в истории нашей страны.

Заключение

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что петровскими реформами создавалась неведомая ранее Руси система.

Идея Петра как реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализовываться законодательство. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710 – 1720 годов. В этот период Петр во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции, построенное на принципах камерализма.

Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, как мне кажется, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта. Зачастую в исторической литературе эта проблема решается альтернативно: либо оригинальность – либо плагиат. Одни историки считают, что Петр лишь приспособил шведскую государственную систему под русские условия, адаптировав ее, другие же исходят из полной оригинальности преобразований, исключая лишь некоторые внешние детали вроде термина «коллегия».

Забегая вперед, мне хотелось бы отметить, что несомненное заимствование западноевропейского, а точнее, шведского государственного опыта в целом существенно способствовало укреплению государственности Российской империи.

Государственность Российской империи была как бы в лесах стройки, и Петр – ее инженер и строитель – постоянно вносил необходимые поправки и дополнения.

Изложенное также дает основания утверждать, что в годы административных преобразований сложился бюрократический механизм управления страной: была создана стройная иерархия унифицированных учреждений, руководствовавшихся в своей работе регламентами, инструкциями и наставлениями. Регламентации подверглась не только деятельность учреждений с четко разграниченными функциями, но и каждый шаг должностного лица, права и обязанности которого тоже были очерчены соответствующими указами и наставлениями. Наконец, регламентировано было и движение такого неодушевленного предмета, как бумага: соответствующие указы и наставления определяли порядок продвижения документов по ступеням бюрократической иерархии снизу вверх и сверху вниз.

Контроль за деятельностью государственного аппарата, по идее, должен был свести до минимума независимость государственного механизма. Для достижения этой цели Петр создал два параллельно действовавших института контроля – фискальную службу и прокуратуру, о которых подробно было написано в моей работе. Можно еще раз напомнить основные функции этих двух учреждений. Они делали общее дело – контролировали бюрократический аппарат, но разными средствами: прокурорский надзор осуществлялся в стенах канцелярий, фискальный – преимущественно за их пределами. Царь отдавал предпочтение прокурорскому надзору, поэтому подчинил ему фискалов.

Мне хотелось бы отметить, что созданная при Петре новая система управления стала шагом вперед в государственном строительстве: она заменила отличавшийся архаизмом приказной строй и в условиях феодального правопорядка положила начало законности.

Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует прежде всего отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII века, означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления.

Административные реформы Петра воплощали в себе развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. Среди них – унификация, централизация и дифференциация функции государственного управления.

Список литературы

1. Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах, XVIII – XX века. М.: ТРИТЭ: Рос. право, 1991. 462 с.

2. Энциклопедии, словари, справочники

2. Государственные учреждения России в XVIII веке (Законодательные материалы): Справочное пособие. М.: «Наука», 1960. 325 с.

3. Кулюгин А. М. Энциклопедия российских царей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 445 с.

3. Литература

1. Анисимов Е. В. Петр I: Рождение империи // Вопросы истории. 1989. № 7. С. 3 –20.

2. Анисимов Е. В. «Шведская модель» с русской «особостью»: Реформа власти и управления при Петре Великом // Звезда. 1995. № 1. С. 133 – 150.

3. Водарский Я. Е. Петр I: Жизнь и государственная деятельность // Вопросы истории. 1993. № 6. С. 59 – 77.

4. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М.: Изд-во «Наука», 1945. 490 с.

5. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн.1. М.: Изд-во «Мысль», 1993. 573 с.

6. Мавродин В. В. Рождение новой России: Петр Великий. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 535 с.

7. Павленко Н. И. В защиту Петра Великого: Роль реформ в развитии России // Политическое образование. 1989. № 15. С. 92 – 95.

8. Павленко Н. И. Петр Великий. М.: Изд-во «Мысль», 1994. 592 с.

9. Петрухинцев Н. Россия Петра: Петр I: реформы и его роль в истории России // Родина. 1994. № 8. С. 39 – 44.

10. Писарькова Л. И. От Петра до Николая II: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4. С. 29 – 42.

11. Письма и бумаги императора Петра Великого / Под ред. Л. Г. Бескровного. М.: Изд-во «Наука», 1975. 360 с.

12. История государственного управления в России: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. –М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. –279с.

Покупка готовой работы
Тема: «Власть и реформы в истории России на примере Петровских реформ»
Раздел: История
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика