Курсовая работа

«Система государственной поддержки кредитования экспорта»

  • 40 страниц
Содержание

Введение… 3

1. Государственная поддержка кредитования экспорта: теоретический аспект….

6

1.1. Меры государственной поддержки экспорта…. 6

1.2. Государственное экспортное кредитование…. 11

1.3. Зарубежный опыт государственной поддержки кредитования экспорта…

15

2. Система государственной поддержки кредитования экспорта в Российской Федерации….

18

2.1. Анализ современного состояния российского экспорта…. 18

2.2. Организационные мероприятия по формированию государственной поддержки кредитования экспорта в РФ в 2012 году….

23

3. Проблемы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации и направления ее совершенствования….

26

3.1. Проблемы государственной поддержки кредитования экспорта в РФ….

26

3.2. Совершенствование системы государственной поддержки экспорта в РФ….

31

Заключение… 35

Список использованной литературы…. 39

Введение

В условиях глобализации международная торговля все больше влияет на внутриэкономическое развитие стран, а потому государственное стимулирование экспорта закономерно становится стратегическим направлением деятельности правительств, рассматривается как завершающее звено в общем контексте усилий государства по обеспечению устойчивого хозяйственного роста.

Важным фактором, определяющим успешность политики иностранных государств в области стимулирования экспорта, является её гибкость и финансовая обеспеченность. Многие страны неоднократно меняли схемы стимулирования экспорта в попытках ускорения его развития, отбрасывая неудачные и расширяя применение более эффективных мер.

Мировой опыт свидетельствует, что в целях поддержки и стимулирования развития экспорта используется разнообразный арсенал средств, который можно разбить на два блока. Первый из них – это средства или меры, направленные на поддержку и стимулирование развития экспортного производства товаров. Второй блок мер направлен на поддержку и стимулирование продвижения экспортной продукции страны на внешние рынки. Два этих блока находятся в диалектической взаимосвязи, хотя наиболее важное место в их ряду принадлежит мерам, нацеленным на стимулирование развития экспортного производства.

В стимулировании развития экспорта, формировании его структуры важная роль принадлежит государству, которое занимает особое положение в обществе и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Оно является носителем власти, располагает широкими финансовыми возможностями, выступает общественным контролёром, использует широкий спектр воздействия на развитие экономики страны. Сюда входят бюджетная, кредитная, денежная и валютная политика.

В современных условиях смещение акцента с сырьевых на высокотехнологичные экспортоориентированные отрасли будет способствовать диверсификации и совершенствованию структуры национального экспорта и экономики в целом, выходу отечественной продукции на новые, перспективные рынки, а также росту валютных доходов страны, не зависящих от конъюнктуры сырьевых рынков, и повышению их устойчивости и предсказуемости. При этом, использование накопленного в мире опыта государственного финансирования экспорта позволило бы России быстрее преодолеть отставание в рассматриваемой области со всеми вытекающими отсюда преимуществами, что определяет актуальность и практическую значимость избранной темы.

Целью данной курсовой работы является анализ государственной поддержки кредитования экспорта в Российской Федерации.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретический аспект государственной поддержки кредитования экспорта;

- описать зарубежный опыт государственной поддержки кредитования экспорта зарубежных стран;

- дать оценку современному состоянию экспорта Российской Федерации;

- проанализировать систему государственной поддержки кредитования экспорта в Российской Федерации;

- рассмотреть проблемы и возможные пути совершенствования государственной поддержки экспорта в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили работы зарубежных и отечественных авторов в области государственной поддержки внешней торговли, финансирования и страхования экспорта, мировой экономики и международных экономических отношений:, Гринберг P.C., Грязнова A.A., Кобрина И.А., Ершов В.А., Никитина Т.В., Смирнов В.В., Комарова Н.В., Чернова Г.В., Шмелев В.В., и др., а также международные и российские нормативно-правовые акты.

При написании курсовой работы были использованы методы логического обобщения материала, сравнительного анализа, графический, табличный, экономико-статистический методы, использование приемов группировки показателей и аргументации выводов и предложений.

Заключение

Государственная поддержка экспорта осуществляется преимущественно по отношению к вывозу промышленной продукции и включает в себя как финансовые, так и иные меры содействия.

Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка.

В соответствии с Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2003 №1493-р, к финансовой государственной поддержке относят:

- кредитование экспорта;

- гарантирование экспортных операций;

-возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

Меры по осуществлению долгосрочного и среднесрочного экспортного кредитования за счет средств федерального бюджета являются проверенным способом наращивания объемов экспорта.

Вопрос о предоставлении Российской Федерацией государственного кредитования инициируется Минфином России на основе обращения иностранного государства-заемщика и оказывается в соответствии с межправительственными соглашениями в рамках объемов, предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на соответствующий год.

По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 698,8 млрд.долларов США (рост на 30,7%), со странами СНГ – 122,5 млрд.долларов США (рост на 34,2%).

Экспорт России в 2011 году составил 516,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 437,8 млрд.долларов США (рост на 29,7%), в страны СНГ – 78,2 млрд.долларов США (рост на 31,3%).

Увеличение стоимостного объема экспорта 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, тогда как индекс его физического объема – 97,8%.

Основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,6% (в 2010 году – 70,8%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 33,0%.

Действующая в настоящее время в России государственная система поддержки экспорта мозаична и некомплексна. Многие механизмы поддержки, необходимые для развития экспорта, в ней отсутствуют, имеющиеся же зачастую неэффективны, а доступ к ним затруднен. Меры финансовой, промоуционной и информационной поддержки слабо взаимосвязаны, что также понижает эффективность системы. Поддержка распространяется лишь на незначительную часть российских экспортеров. Особенно прискорбно, что недостаточная помощь оказывается тем, кто больше всего в ней нуждается, - начинающим экспортерам, субъектам малого предпринимательства.

Одна из причин низкой эффективности действующей системы поддержки экспорта - слабость ее институциональных основ, проявляющаяся в отсутствие специального органа, координирующего всю деятельность по оказанию содействия экспорту (в форме самостоятельного федерального агентства либо отдельного департамента министерского уровня).

В отсутствие единого координирующего органа управление деятельностью по содействию экспорту различных государственных структур (федеральных министерств и ведомств, региональных администраций, общественных организаций и союзов деловых кругов) заметно усложняется, возникают трения и противоречия, в результате чего исчезает синергетический эффект совместных действий. Из-за отсутствия координирующего центра с профессиональным, хорошо организованным и опытным аппаратом, способным оперативно реализовывать принятые решения, «пробуксовывают» многие инициативы по усилению поддержки экспорта.

Отличительной чертой действующей системы поддержки экспорта в России является узость набора инструментов. Так, ее главное звено – финансовая поддержка экспорта вплоть до самого последнего времени была представлена всего двумя инструментами: государственным гарантированием экспортных операций и возмещением части процентных ставок по экспортным кредитам.

Проведенный анализ действующей в России системы государственной поддержки экспорта позволяет охарактеризовать ее как исключительно слабую и неэффективную. При этом основа системы – финансовая поддержка вплоть до самого последнего времени была представлена всего двумя инструментами: гарантированием кредитов и субсидированием процентной ставки по экспортным кредитам. В условиях отсутствия третьего инструмента финансовой поддержки – кредитования экспорта за счет средств федерального бюджета, первые два инструмента были востребованы лишь небольшим числом экспортеров, что резко понижало эффективность всей системы финансовой поддержки. Поскольку Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций создано лишь в конце 2011 г., его эффективность еще предстоит оценить.

Совершенствование действующей системы поддержки экспорта в России должно, очевидно, включать в себя несколько направлений: устранение недостатков действующих механизмов; достраивание системы; создание координирующего центра поддержки экспорта (федерального агентства).

Важным элементом перестройки системы поддержки экспорта должно стать создание специального органа, координирующего всю деятельность по оказанию этого содействия. Отсутствие подобного органа резко понижает эффективность всей системы поддержки. Существуют разные мнения относительно того, каким должен быть этот координирующий орган (независимое федеральное агентство с хорошо укомплектованным аппаратом и собственным бюджетом, что предпочтительнее, либо соответствующий департамент министерского уровня). Указанный орган будет подготавливать и выносить на рассмотрение правительства (либо специального межведомственного правительственного комитета) предложения по развитию экспортной деятельности. Другой его важной задачей могла бы стать ежегодная разработка Национальной экспортной стратегии для ее обсуждения и утверждения правительством. По опыту США и некоторых других стран, подобный документ исключительно важен.

Таким образом, перестроенная на выше указанных принципах государственная поддержка экспорта станет намного эффективнее, что позволит российским производителям более активно продвигать отечественную промышленную продукцию на внешние рынки.

Список литературы

1. Аборнева О.И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. - № 3. - С.46.

2. Аленичев В.В., Аленичева Т.Д. Страхование валютных рисков, банковских и экспортных коммерческих кредитов. М.: ИСТ-СЕРВИС, 1994. - 115 с.

3. Алибуттаева Д.М. Банковский (кредитовый) перевод // Банковское право. -2005. №5.-С. 37

4. Баринов А. Проектные и кредитные риски: проблема их страхования // Управление риском. 2001. №4. - С. 19-23.

5. Береснева O.B. Построение эффективной системы государственной поддержки экспорта в условиях мирового финансового кризиса // Страховое дело. 2009. - № 2. - С. 20-25.

6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о банковском вкладе, банковском счете; банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и пари: в 5 томах. М.: Статут, 2006. Т. 2. 623 с.

7. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ, 2011.

8. Воронцов В. Низкий старт малого бизнеса. // Эксперт Сибирь. 2007. №18(115).-С. 32.

9. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. / под ред. С.Ф. Сутырина. М.: Эксмо, 2008. - С.363.

10. Гаврилов Н., Беляков И. Государственная поддержка промышленного экспорта в России // Вопросы экономики. 2007 г. - № 3. - С.108-119.

11. Гринберг P.C. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к Всемирной торговой организации / Гринберг P.C., Барковский А.Н., Томбер Р.Г. М.: Экономика, 2007. - 444 с.

12. Грязнова А. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Институт комплексных стратегических исследований. 2003. - 132 с.

13. Долгосрочные сценарии внешнеэкономической стратегии России/под ред. С.А. Ситаряна. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

14. Ершов В.А. Правовые основы внешнеторговой деятельности. М.: РОСБУХ, 2008. - С. 6

15. Кирьянов М. Торговое и экспортное финансирование в период кризиса // Банковское дело. 2009. - N 6. - С. 94-95.

16. Кобрина И.А. Внешняя торговля России в 2010 году//Российский внешнеэкономический вестник, 2011.

17. Никитина В.Ю. Аккредитивы во внешнеэкономической деятельности: учет расчетов // Налоговый вестник. 2009. № 11. - С. 97-100.

18. Поляков В.В. Сырьевые отрасли еще долгие годы останутся основным «локомотивом» развития не только экспорта, но и совершенствования отраслевой структуры российской экономики в целом (Макроэкономический прогноз на период до 2050 г.)//Внешнеэкономический бюллетень, 2010. № 9.

19. Рогов В.В. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития//Внешнеэкономический бюллетень, 2010. № 5.

20. Шафиев Р.М. Государственное регулирование поддержки российского промышленного экспорта//Внешнеэкономический бюллетень, 2011. № 8.

21. Шепелев А.Ф. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности / А.Ф.Шепелев, А.С.Туров. - М., 2006. - 142с.

22. Шифлингер Е.Г. Формы государственной поддержки российского экспорта. – М., Компания Спутник+, 2006.

23. Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ. М., 1993.

24. Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли Российской Федерации: учебник / под ред. Дворцова В.И. - М., 2007. - 383с.

25. w*w.customs.r* - официальный сайт Федеральной Таможенной Службы России.

Покупка готовой работы
Тема: «Система государственной поддержки кредитования экспорта»
Раздел: Валютные отношения
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика