Дипломная работа

«Идеи эстетического воспитания»

  • 90 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА ….8

1.1. Глобализация как феномен современной культуры.8

1.2. О сущности эстетического воспитания….….20

Выводы….35

ГЛАВА II. РОССИЯ И ЯПОНИЯ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.37

2.1. Особенности эстетического воспитания в России. 37

2.2. Традиционная модель эстетического воспитания в Японии….53

Выводы….78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.82

Приложение. Методическая разработка внеклассного мероприятия….….88

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли глобализации как объективного процесса, характеризующегося унификацией и стандартизацией мировой структуры. Одни воспринимают глобализм как закономерное и прогрессивное качество современной культуры, другие – как опасность, угрожающую существованию самобытных национальных культур.

Глобализация, порожденная противоречиями и меняющимся характером исторического развития, повлекла необходимость формирования нового типа личности, отвечающего требованиям культуры третьего тысячелетия. Основная роль в воспитании такой личности, способной совмещать в себе индивидуальное и общее, отведена системе образования.

Эстетическое воспитание как процесс подразумевает взаимодействие с образованием. В сложившейся в России ситуации очень важным является формирование эстетической культуры личности, воспитание творческой активности, способности чувствовать и понимать прекрасное, эстетически проявлять себя во всех сферах деятельности.

Задача всестороннего развития и эстетического образования и воспитания подрастающего поколения заставляет нас обратиться к изучению опыта других стран, в частности, к опыту Японии. Её пример представляет особый интерес в указанном отношении, поскольку вся японская культура ориентирована на эстетику. Как известно, в этой стране эстетика является важным свойством национальной культуры, определяющим отношение к красоте как к основной ценности.

Степень разработанности проблемы

Внимания заслуживают книги и монографии, посвященные изучению процесса глобализации – А.И. Уткина, И.Ф. Кефели, М.З. Шкундина, А.В. Костиной, М.А. Мунтяна, В.В. Михеева, А.С. Блинова, М.М. Решетникова и др., материалы Московского государственного института международных отношений. Большое значение в исследовании вопросов об эстетическом воспитании имеют работы М.С. Кагана, Ю.Б. Борева, Н.И. Киященко, Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева, О. А. Кривцуна, А.П. Валицкой, П.В. Соболева и др. Особый интерес представляют работы Т.П. Григорьевой, В.И. Самохваловой, Ю. Накамуры, К. Окакуры, М. Такады, С. Ямасины, в которых содержатся исследования, важные для раскрытия сущности процесса эстетического воспитания в Японии. В процессе исследования проблемы автор опирался на собственный опыт посещения Японии в 2005 и 2007 годах.

Основная цель исследования заключается в изучении и анализе идей эстетического воспитания в контексте глобализации.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

– изучить закономерности развития процесса глобализации;

– определить сущность эстетического воспитания;

– охарактеризовать особенности эстетического воспитания в России;

– выявить традиционную модель эстетического воспитания в Японии. Основой гипотезы исследования является предположение о том, что правильно поставленный процесс эстетического воспитания в России будет способствовать формированию личности XXI столетия, способной совмещать в себе индивидуальное и общее, и, в свою очередь, такой личности не будет угрожать опасность унификации, которая является одной из основных опасностей процесса глобализации.

Методологию и категориальный аппарат исследования составила группа методов: междисциплинарный, культурологический и педагогический. Наряду с ними был использован метод историко-сравнительного анализа.

Объект исследования – глобализация, как характерное качество культуры конца XX – начала XXI века.

Предмет исследования – роль и функции эстетического воспитания в процессе глобализации.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что выявлены различные подходы к реализации эстетического воспитания в России и Японии. В России эстетическое воспитание в основном сведено к художественному, что не позволяет в полной мере сформировать эстетический потенциал личности. В Японии же воздействие красотой происходит во всех сферах жизни японца и является единственным по-настоящему действенным средством эстетического формирования человека.

Практическая значимость результатов исследования дает возможность их использования в разработке соответствующих разделов по эстетике, философии искусства и философии культуры, а также при подготовке спецкурсов.

Основные положения материалов исследования апробированы на семинарах по эстетике, на заседаниях молодежного студенческого общества социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы, на научно-практической конференции «Студент и наука» (г. Магнитогорск – 2009), в конкурсе научных работ студентов вузов РБ (2009).

Исследовательская работа состоит из введения; двух глав, каждая из которых включает два параграфа; заключения, списка литературы и приложения.

Первая глава «Общая характеристика культуры конца XX – начала XXI века» посвящена анализу современного процесса глобализации, определению конкретного времени возникновения и изучению исторических условий зарождения этого явления, а также причинам и особенностям его развития в структуре глобального мира и порожденными им негативными явлениями.

Глобализация как объективный процесс, носящий скоростной характер, стала возможной в условиях стандартизации и унификации, что подробно описывается в первом параграфе «Глобализация как феномен современной культуры». С увеличением влияния глобализационных процессов на развитие общества и их воздействия на повседневную жизнь человека появляется необходимость формирование индивидуальной и самобытной личности, способной совмещать черты самоактуализации и целесообразного функционирования в процессе социальных отношений.

Становится очевидным, что определяющую роль в формировании такой личности играет эстетическое воспитание, в процессе которого формируется эстетическое сознание и эстетическое отношение к действительности, суть и сущность которого подробно рассматривается во втором параграфе «О сущности эстетического воспитания». Следовательно, одной из основополагающих тенденций является совершенствование системы образования и воспитания.

Эстетическое воспитание как ценностное отношение к миру не только определенным образом формирует и настраивает всю систему человеческих отношений, но и становится вопросом сохранения и упрочения собственного человеческого статуса. В этом отношении особый интерес представляет опыт Японии, поэтому вторая глава работы «Россия и Япония: опыт реализации эстетического воспитания в процессе глобализации» содержит сравнительный анализ основных теорий и концепций эстетического воспитания в России и Японии.

Главными особенностями российской системы образования и эстетического воспитания является то, что при накопленном теоретическом опыте существует разрыв с практической его реализацией, что более подробно рассматриваются в первом параграфе «Особенности эстетического воспитания в России».

Для нашей страны полезен опыт Японии, проанализированный во втором параграфе «Традиционная модель эстетического воспитания в Японии», страны, где особенности мировоззрения и черты традиционного уклада жизни оказались сочетаемыми с растущим техническим прогрессом, а в ряде случаев способствующих ему.

Таким образом, существующий интерес к системе образования и эстетическому воспитанию в Японии, способствуют вырабатыванию путей внедрения эстетического в эстетическое образование России, которые будут способствовать созданию более совершенной системы образования.

3. Заключение содержит последовательное изложение полученных результатов, соотносящихся с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении.

Фрагмент работы

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ

КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА

1.1. Глобализация как феномен современной культуры.

Одной из главных мировых тенденций новейшего времени стала глобализация, которая является неотъемлемой частью современного научного и общественно-политического процесса. Возникновение глобализации, как правило, относят к последней трети XX века. Именно в этот период возникают научные взгляды на процессы глобализации различных сторон культуры и формулируются первые, касающиеся этого феномена концепции, теории и гипотезы.

Для того, чтобы наиболее полно отобразить явление глобализации необходимо рассмотреть толкование «глобализации» с различных позиций, обозначить время возникновения глобализации, обобщить причины и характерные особенности этого процесса, а также указать на его положительные и отрицательные стороны.

Несмотря на распространенность использования термина «глобализация» в настоящее время в научной среде до сих пор не сложилось однородное трактование данного феномена. Разнятся как теоретические подходы к пониманию явления, так и оценка практических процессов глобализированной современности.

Сложно определить, кто первым использовал понятие «глобализация». Это признают и сами ученые, получившие общее признание в рассматриваемой сфере и начавшие в той или иной форме изучать данные процессы с конца 60-х годов ХХ в.

В научной литературе принято считать, что впервые о глобализации заговорили американские ученые [60]. Т. Левитт в 1983 году в статье в «Harvard Business Review» термин «глобализация» употребил как феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями [58, с. 13]. Поэтому необходимо определить конкретное содержание термина «глобализация», изучить исторические условия зарождения этого явления.

Семантика слова «глобализация» в новом англо-русском словаре указывает на обозначение процесса распространения чего-либо во всемирном масштабе. В современном словаре иностранных слов дается трактовка понятия «глобальный» (от франц. global – всеобщий, лат. globus – шар) как «относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар; всемирный» и как «всесторонний, полный; всеобщий, универсальный». Российская социологическая энциклопедия «глобализация» определяется как процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах.

Множество определений дается процессу глобализации как зарубежными, так и российскими учеными. У. Бек считает, что «глобализация» – это необходимые «процессы, в которых национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных авторов и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности» [1, с.23-30]. По М. Элброу, глобализация включает в себя «все те процессы, посредством которых народы земного шара объединяются в одно всемирное или глобальное общество» [32, с.340]. Израильтянин Ж. Адда из университета Бар-Илан в своей статье «Новое изобретение капитализма» развивает тезис о «распространении механизмов рынка на всю планету», считая это явление «самым удивительным феноменом глобализации». «Международную экспансию капитализма нельзя понять, – пишет этот ученый, – без учета способностей национальных сообществ воспринять ее, усвоить и создать свою собственную модель. Туда, где силы интернационализации слабы, капиталы также приходят, но капитализм остается за дверью» [58, с.16-17]. Э. Валлерстайн, Дж. Сорос трактуют глобализацию как «объективный процесс слияния национальных экономик в единую экономическую систему под влиянием глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций» [63]

В России В. Мартынов, связывая глобализацию с «экспансией мирового капитализма», отмечает вместе с тем явно обозначившуюся американоцентричность глобальных процессов [57, с.90]. В определении В.В. Михеева глобализация является «развитием экономической и политической взаимозависимости стран и регионов мира до такого уровня, на котором становится возможной и необходимой постановка вопроса о создании единого мирового правового поля и мировых органов экономического и политического управления» [59, с.49]. М.В. Ильин под глобализацией понимает «особую фазу (стадию) мирового развития, когда качественные характеристики современности (модерна) могут проявляться», а быть современным в его понимании – это значит «обладать способностью контролировать развитие, регулировать мировые дела» [9]. Несомненно, все эти определения имеют право на существование.

Позиция А.С. Блинова, который представляет глобализацию «и как процесс, и как новую идеологию, и как этап развития человеческой цивилизации, и как неизбежную стадию исторической динамики» [2, с.37], в наибольшей степени ближе к контексту нашего исследования. А.В. Костина определяет глобализацию как «процесс стремительного формирования единого экономического, политического и информационного пространства, обусловленный бурным развитием информационных и коммуникационных технологий» [17, с. 175]. Для М.Г. Делягина глобализация – «процесс формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно новых технологий» [8, с. 185].

Существуют различные подходы к определению процесса глобализации. Представляя глобализацию как процесс расширения, углубления и ускорения мирового сотрудничества можно классифицировать подходы исходя из попыток нахождения адекватного концептуального выражения глобализации, характеризации ее причинно-следственной динамики и структурных последствий.

Для К. Омаэ [55], современная глобализация означает новую эру, отличительная черта которой состоит в том, что люди повсюду во все большей степени попадают в зависимость от порядков, царящих на мировом рынке. П. Херст и Дж. Томпсон [53, с. 357-395] – напротив, доказывают, что глобализация – это на самом деле миф, за которым скрывается тот факт, что в рамках мирового хозяйства национальные экономики не стали более взаимозависимыми, чем во времена классического «золотого стандарта». Для Дж. Розенау и Э. Гидденса [52], современная глобализация представляется исторически беспрецедентной. С их точки зрения, государства и общества во всех уголках земного шара испытывают глубокие изменения по мере того, как пытаются адаптироваться к более связанному изнутри, но весьма изменчивому миру.

Профессор Парижского института политических исследований Б. Бади выделяет три измерения понятия глобализация:

− гомогенизацию мира (жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремление все универсализировать);

− растущую взаимозависимость (появление новых актеров общепланетарной сцены – глобальных фирм и корпораций, религиозных группировок, транснациональных управленческих и банковских структур, которые взаимодействуют на равных основаниях не только между собой, но и с государствами, еще недавно монополизировавшими всю сферу международных отношений);

− особо выделяет глобализацию как исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий [51][41, с. 11].

Процессы глобализации становятся возможными, когда создаются предпосылки для возникновения единой мировой инфраструктуры, когда достигается определенный наднациональный уровень стандартизации и унификации, позволяющий местным, национальным и региональным образованиям интегрироваться по единым основаниям в единую взаимосвязанную мировую суперструктуру. Процесс глобализации сопровождается созданием различных наднациональных институтов, обеспечивающих и облегчающих процесс взаимодействия между национальными структурами, а также вырабатывающих нормативную базу для нормального и результативного взаимодействия любых национальных образований [36, с. 426].

Оформление глобальной общемировой системы, обусловленной интеграцией национальных экономик, объединением информационного пространства, мировой научной революцией и развитием науки как планетарного феномена, интернационализацией образовательных технологий и универсализацией культуры, является одной из наиболее явных тенденций мирового развития [16, c.151].

В развитых странах править жизнью стала информатика. Особенностями глобализации стали компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, Интернет. В результате всех этих изобретений и усовершенствований стоимость переноса информации сократилась драматически, и ныне огромные объемы информации могут быть перенесены посредством телефона, оптического кабеля и радиосигналов в любую точку земного шара, что революционным образом действует на экономический рост. Новыми хозяевами жизни стали столпы мировой информатики [42, с. 18].

Глобализация представляет собой слияние национальных экономик в единую общемировую систему, основанную на легкости перемещения капитала, на информационной открытости мира, на быстром технологическом обновлении, на понижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернационального образования. Значительное внимание в этом определении придается применению новых (часто обращенных к информатизации) технологий в процессе производства, менеджмента, организации и коммуникаций на уровне корпораций, общества и государства [50, с. 179].

Главным носителем и инструментом глобализации производства являются транснациональные корпорации (ТНК) [41, с. 11-12], те транснациональные корпорации, полем деятельности которых является вся наша планета [42, с. 19]. Их деятельность не знает национальных границ, они руководствуются интересами рынка, а не национальными идеологиями [11, с. 91].

Глобализация производства дополняется опережающим развитием мировой торговли. Процесс снижения межнациональных барьеров, разделявших мировой рынок, постоянно наталкивается на протекционизм – стремление оградить собственные рынки и обеспечить максимально возможное проникновение своих товаров и услуг на мировые рынки. Подобный национальный торговый эгоизм – ограничение импорта при продвижении экспорта – весьма соблазнителен на первый взгляд и действительно может обеспечить краткосрочную выгоду [41, с. 14].

Глобализация производства и торговли форсируется еще более динамичными трансграничными финансовыми потоками. Глобализация финансовых потоков в большой степени диктует ход и характер процессов в мировом производстве и торговле. Их мобильность позволяет максимально оперативно использовать возможности для экономического развития, открывающиеся в любой стране, сфере производства, торговли, научных исследований. В то же время это самая транснациональная составляющая мировой экономики менее чем другие зависит от мнения и пожеланий правительства. Таким образом, стихийные приливы глобальных финансовых потоков могут привести к быстрому подъему экономики в той или иной стране. Но их равно стихийные отливы могут также быстро ее подорвать [41, с. 16-17].

Глобализация способствует развитию науки и новых технологий за счет открытости границ, интенсификации обменов. Но одновременно сама глобализация стала возможной благодаря определенному уровню научно-технического и технологического развития. Информационные и коммуникационные технологии внесли решающий вклад в становление современной глобальной системы. Высокие технологии координируют деятельность по производству, комплектации и реализации различных товаров и услуг в буквальном смысле по всему Земному шару.

Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает широкие возможности для взаимодействия между отдельными людьми, профессиональными группами и т.п.; делает все более прозрачным межгосударственные границы, обеспечивая передачу информации по всему земному шару. Это способствует демократизации мира, ограничивает возможности авторитаризма и изоляционизма, ускоряет экономическое развитие.

В результате развития высоких технологий меняется само понятие «территория». С одной стороны, «территория» расширяется за пределы национальных границ, открывая возможности быстрой связи и взаимодействия людям из разных стран, с другой – сужается, охватывая через сеть Интернет отдельные корпоративные или иные группы. Возникают новые общности и новые формы идентичности, которые далеко не всегда не совпадают с национальными, или иными географическими границами. Эти группы все активнее становятся участниками современных международных отношений, ставя под сомнение гипотезу С. Хантингтона о столкновении цивилизаций, которые при всем многообразии характеристик, выделяемых С. Хантингтоном, все же предполагают географическую территорию [41, с. 18-19].

В результате развития информационных технологий в мире в целом резко возрастает образовательный уровень, интеллект вытесняет материальное производство, технологии и технологические инновации становятся всепроникающими. Высокие технологии перестраивают привычные сферы человеческой деятельности, которые все в большей степени оказываются «завязанными» на компьютеры, Интернет, телекоммуникацию – это торговля, финансовая деятельность, образование, медицина и даже быт.

В свою очередь, сама глобализация стимулирует дальнейшее научно-техническое и технологическое развитие, заставляя искать новые варианты концептуальных и практических решений. А поскольку научно-техническое и технологическое развитие в некотором смысле значительно шире, чем экономическое, то и глобализация оказалась обширнее своего чисто экономического компонента. В настоящее время основными параметрами человеческого развития являются долголетие, образованность и материальный уровень жизни.

Глобализация открывает более широкий доступ к сокровищницам национальных культур, способствует их взаимообогащению. Глобализация не отменяет национальной самобытности. Подтверждением этому является сохранение самобытных культур странами раньше всех и активнее многих включившихся в глобализационные процессы, например Японии, Франции, Англии [41, с. 21].

Глобализация отнюдь не линейный, развивающийся равномерно и позитивно процесс, в нем много неоднозначных, в том числе и негативных моментов. Несмотря на все положительные качества глобализации, нужно понимать, что она в известном смысле сфокусировала в себе все противоречия и конфликты современности [47].

Глобализация не только открывает новые горизонты, но таит в себе новые вызовы и угрозы. Параллельно с существенным ростом материального достатка, расширением географического масштаба этих процессов и наметившейся гуманизацией экономической сферы налицо их неравномерность, разрыв между бедными и богатыми странами, сохранение и даже увеличение неравенства внутри ряда стран [41, с. 23], формирование ограниченного количества центров глобализации и постоянного расширения числа стран, не включенных в эти процессы. Одни становятся все более монополизирующимися разработчиками и производителями новых научных идей и высоких технологий, а другие – сырьевыми придатками или в лучшем случае – потребителями продукции, полученной на основе высоких технологий [62].

Процессы универсализации и глобализации ведут к исчезновению или умалению не вполне «вписывающихся» в единую «линию» явлений и стандартов, которые, возможно, оказались бы более перспективными и продуктивными в будущем. Глобализационные тенденции по своей сути напоминают монополизацию, осуществляемую в мировом масштабе и во всех сферах жизни человека. Подобные тенденции приводят к стихийным движениям протеста антиглобалистов. Глобализация иногда увеличивает диспропорции в развитии различных стран и даже целых регионов. Инерция диспропорционального развития целых регионов и стран, «утечка мозгов», протекционизм и пр. создают ситуацию, которую можно назвать новым колониализмом [36, с. 428-429].

Одной из главных проблем, связанной с процессом глобализации и культурной универсализации является выработка единых, универсальных принципов, согласно которым возможно дальнейшее, более благополучное и органичное существование человечества.

Мировой современный процесс подвижен, во многом непредсказуем и характеризуется столкновением противоположных тенденций. Тенденции культурной универсализации направлены на формирование культурного универсума, или общечеловеческой культуры. Они многообразны, лишены линейности и однозначной детерминации [36, с. 389].

В современной эпохе вырабатываются некие структурирующие принципы, которые стали определять общее для всего мира состояние. Вместе с тем в мире существует множество особых культур и цивилизаций, значительно отличающихся друг от друга. Наша современность – это общемировое состояние, которое влияет на все наши действия, интерпретации и обычаи поверх национальных границ и вне зависимости от того, каковы наши реальные культурные истоки или предполагаемые цивилизационные корни. В этом смысле и следует понимать взаимодействие проявляющихся в современном мире тенденций [36, с. 425].

Происходящие в мире тенденции культурной универсализации, которые могут в будущем привести к единству человеческой культуры, побуждают продолжать поиски модели, которая бы не только объясняла сходства и различия культур, но и давала бы представление о механизмах их взаимодействия и о путях достижения взаимопонимания культур. Ибо процесс культурной универсализации направлен не на поглощение или подавление одних культур другими, а на поиски возможностей сосуществования различных культурных элементов в едином общечеловеческом пространстве, причем такого рода сосуществование должно быть не механическим соединением, а органическим многообразием, предполагающим взаимопонимание и взаимообогащение [36, с. 410].

Наряду с усиливающимися процессами культурного обмена, продуктивными межкультурными контактами и возрастающим взаимопониманием народов происходят мощные движения к самоопределению, становлению культурной идентичности [36, с. 390].

Главной отличительной чертой современного мира, несмотря на присущие ему противоречия, конфликты, кризисы, является неуклонное продвижение человечества к взаимопониманию и продуктивному общению, к сотрудничеству во всех сферах духовной жизни и материального производства, к передаче и усвоению культурного опыта, активному реагированию на внезапные ситуации, взаимопомощь и поддержка [36, с. 420].

Поскольку основной чертой глобализации является унификация, пагубно сказывающаяся на уникальности и неповторимости культур и процессе формирования индивидуальной личности, то назревает потребность в нейтрализации этой опасной проблемы. С. Москвич высказывает мнение, что в процессе глобализации образуется своеобразная «толпа на дому», когда каждый вроде бы один, но в то же время в составе невидимой, однако вездесущей массы [24, с.239].

С интенсивным развитием глобализационных процессов второй половины XX века появляется потребность в формировании нового типа личности. Человек понимается как уникальная биосоциокультурная система, представляющая собой особый, сложный вид бытия, охватывающего в нем его отношения и с природой, и с обществом, и с сотворенным его фантазией божеством, и его двойственные отношения с самим собой. Человек находится в двусторонних креативных отношениях с миром.

В современном мире человек оказался в ситуации насыщенного информационного пространства. Для него открылись небывалые доселе возможности стать поистине всесторонне образованным человеком, усвоить информацию, которая достигла невиданных масштабов и благодаря техническим средствам преодолевает все границы [36, с. 421]. Современному человеку необходимо обладание способностью преодолевать рамки сложившейся культуры, искать эффективные решения, отвечающие сложным вызовам меняющейся реальности, выходить в новые логические пространства формирования смысла. Именно интеллектуальный фактор будет решающим в выборе не только приемлемых вариантов для продолжения жизни на Земле человеческого сообщества, но и выхода человеческой цивилизации на новые рубежи [36, с. 425].

В поисках путей к универсальной модели человека следует рассматривать как средство, но не как цель. Ключ к универсализации человека стоит искать не только в образованности, но и решение проблемы определения позиции человека в информационном пространстве, которая должна сводится не к объему получаемой информации и способности к ее усвоению, а к характеру выбора информации и умению ее эффективно и продуктивно использовать. Необходимо формирование универсально мыслящего, то есть мудрого человека. Актуальным представляется его путь от информации к мудрости. Следует осознать зависимость собственного мышления от стереотипов своей культуры, от особенностей личного социокультурного опыта. Процесс восприятия и оценивания культурных феноменов должен быть направлен не на простое приписывание привычных значений, а позиция, которую он занимает. Так, универсальный человек идет по пути формирования универсального мышления, ибо, будучи приверженцем своей культуры, оказывается способным понимать как равноценные ценности иных культур [36, с. 422-424].

Человек живет в многообразном мире, и это многообразие должно выполнить не деструктивную роль, а, напротив, творческую, конструктивную, с тем, чтобы каждый смог ощутить потребность в духовном обогащении, испытать полноту жизни, радость творческого поиска, которые могут возникнуть только при разнородности культурных ценностей, а не при унификации. Построение такого мира зависит от способности человека перестроить свое сознание, от умения достойно пережить переходный период и проделать огромную работу по адаптации к условиям жизни при формировании единого поля универсальной культуры [36, с. 420-421].

Современная эпоха определяет конкретный характер человеческого поведения, деятельности, человеческих взаимоотношений. Появляется потребность в философском осмыслении человека, познание его как особой формы бытия, обладающей специфическим строением, функционированием и развитием. Современный человек должен понимать необходимость социальной организованности совместной жизни людей и необходимость культурных традиций как силы, поддерживающей «связь времен», преемственность человеческого опыта, единство саморазвития человечества.

Таким образом, процесс глобализации на первый план выводит потребность изменения отношения человека к своей собственной природе, а значит, обретение нового взгляда на соотношение природного, социального и культурного потенциалов своего бытия. Нужно целенаправленно и последовательно формировать у новых поколений входящих в жизнь людей такое мировоззрение, которое было бы свободно от различных внешних воздействий. Культура грядущего столетия требует новой стратегии взаимоотношения человека с миром. Одной из составляющих этой стратегии является эстетическое отношение к окружающей действительности - качество, которое необходимо выработать у каждого индивида в полном его объеме. Эстетическое воспитание способствует формированию эстетического отношения к действительности, для реализации которого необходимо наличие эстетических ситуаций.

Заключение

Наше динамичное, кризисное время характеризуется необходимостью переосмысления многих представлений, касающихся характера отношений человека с миром. Мировой тенденцией развития конца XX – начала XXI века стал процесс глобализации, который является широким, объективным, многоплановым и неизбежным процессом, захватывающим все стороны жизни человеческого бытия. В центре всего происходящего находится человек, который оказался вплотную перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки новой парадигмы своего поведения и взаимодействия с миром.

На сегодняшний день возникает необходимость формирования особого типа личности – индивидуальной и всесторонне развитой, способной противостоять вызовам XXI века. Особое значение имеет образовательное пространство, которое содействует становлению личности, способной усваивать определенную систему ценностей, норм, установок, поступков, присущих данному обществу. Эстетическое воспитание, целенаправленно включенное в образовательный процесс, дает возможность наиболее эффективно развивать человека, как целостную личность.

В России развитие эстетической мысли в XX веке натолкнулось на отсутствие единой воспитательной системы, не имеющей внутренние связи, последовательность и единство между ее теоретическими компонентами, а также концептуальными идеями и принципами, методами, категориями и понятиями. Указанные противоречия во многом связаны с тем, что накопленный багаж теоретических знаний почти никак не интегрируется в практическую деятельность. Это привело к тому, что в России не сложилась система эстетического воспитания подрастающего поколения.

Задача всестороннего развития и эстетического воспитания подрастающего поколения заставляет нас обратиться к изучению опыта других стран, в частности, к опыту Японии. Как известно, в этой стране эстетика является важным свойством национальной культуры, определяющим отношение к красоте как к важнейшей ценности. В японском обществе всегда был высок престиж образования. Многовековой опыт эстетизации жизни и эстетического воспитания подрастающего поколения в Японии может послужить ценным материалом для изучения и заимствования воспитательных и образовательных идей в области эстетического воспитания в России.

В процессе исследования была подтверждена гипотеза о том, что правильно поставленный процесс эстетического воспитания в России будет способствовать формированию личности XXI столетия, способной совмещать в себе индивидуальное и общее, и, в свою очередь, такой личности не будет угрожать опасность унификации. Осмысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением качественно взаимодействовать в глобализационном процессе, с другой стороны - заимствованные внешние формы способны наполнять своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов.

Япония, как передовая и развитая страна, не потерявшая в процессе глобализации своей самобытности, ставит личность в центр глобализационных процессов, которая в свою очередь остается индивидуально и гармонично развитой. Образованию отводится важная роль в создании правильно поставленного процесса эстетического воспитания, способствовавшего формированию личности, отвечающей требованиям XXI века.

Для России полезен и интересен опыт Японии в реализации развития и воспитания человека, способного качественно взаимодействовать и эффективно противостоять негативным моментам и глобализационному миру.

Список литературы

1. Бек, У. Что такое глобализация? [Текст] / У. Бек / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. – М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 304 с.

2. Блинов, А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка [Текст] / А.С. Блинов. – М.: МАКС Пресс, 2003. – 149 с.

3. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.

4. Бычков, В.В. Эстетика. Краткий курс [Текст] / В.В. Бычков. – М.: Проект, 2003. – 384 с.

5. Валицкая, А.П. Эстетическое измерение образовании: классическая традиция и современность [Текст] / А.П. Валицкая / Эстетика. Культура. Образование / Материалы IV международной конференции «Ребенок в современном мире». – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. – С.289-298.

6. Глотов, М.Б. Эстетическое и художественное [Текст] / М.Б. Глотов / «Эстетика сегодня: состояние, перспективы» / Материалы научной конференции. Тезисы докладов и выступлений. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. – С. 27-29.

7. Григорьева, Т.П. Движение красоты: Размышления о японской культуре [Текст] / Т.П. Григорьева. – М.: Вост. лит., 2005. – 440 с.

8. Делягин, М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации [Текст] / М.Г. Делягин / Глобалистика: Энциклопедия. – М.: Инфра-М, 2003. – С. 87.

9. Ильин, М.В. Политология перед вызовами XXI века [Текст] /М. В. Ильин/ «Россия. Политические вызовы XXI века» / Второй всероссийский конгресс политологов. – М.: РОССПЭН, 2002. – С. 12-17.

10. Каган, М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С.Каган. – СПб.: Петрополис, 1997. – 544 с.

11. Кефели, И.Ф. Социальная природа глобализма [Текст]: Сб. статей «Перспективы человека в глобализирующемся мире» / Под ред. В.В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С. 88-147.

12. Киященко, Н. И. Эстетика жизни. 9-11 кл. [Текст] / Н.И. Киященко: Программа для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.

13. Киященко, Н.И. Мировая художественная культура. 9 кл. [Текст]/ Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольников, Е.Н. Шапинская: Программа для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев – М.: Дрофа, 1998. – 128 с.

14. Киященко, Н.И. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) [Текст]: учеб. пособие. / Отв. ред. Н.И. Киященко. – М.: ИФРАН, 1999. – 302 с.

15. Киященко, Н.И. Эстетика жизни [Текст]: учеб. пособие. / Н.И. Киященко. – М.: Инфра-М, 2000. – 103 с.

16. Костина, А.В. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального [Текст] / А.В. Костина, Т.М. Гудима. – М.: «Издательство ЛКИ», 2007. – 240 с.

17. Костина, А.В. Культурология [Текст]: учеб. пособие / А.В. Костина. – М.: КНОРУС, 2006. – 320с.

18. Кривцун, О.А. Эстетика [Текст] / О.А. Кривцун. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 434 с.

19. Кузин, В.С. Изобразительное искусство 1-9 классы [Текст] / Под ред. В.С.Кузина – М.: Просвещение. – 1994. – 288 с.

20. Лихачев, Б.Т. Эстетическое воспитание школьной молодежи [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1981. – 272 с.

21. Мейман, Э. Введение в современную эстетику [Текст] / Э. Мейман. – М.: ЛКИ, 2007. – 200 с.

22. Мелик-Пашаев, А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. Журнал «Вопросы психологии», – 1998, №1. – С. 76-82

23. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 1981. – 67с.

24. Москвич, С. Век толп [Текст] / С. Москвич. – М.: «КСП+», 1998. – 181 с.

25. Накамура, Ю. Приглашение к путешествию в мир интеллекта [Текст] / Ю. Накамура. – Токио, 1981. – С. 47.

26. Неменский, Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» 1- 9 классы [Текст] / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.

27. Неменский, Б.М. Мудрость красоты [Текст] / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987. – 253 с.

28. Окакура, К. Книга о чае [Текст] / К. Окакура. – Токио, 1973. – 86 с.

29. Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитания человека [Текст] / Л.П. Печко. – М.: ВНМЦНТИКПР, 1991. – 102 с.

30. Предтеченская, Л. М. Мировая художественная культура. 6-11 кл[Текст] /Л.М. Предтеченская/ Сборник программ и методических материалов «Мировая художественная культура» 6-11 кл. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.

31. Российская социологическая энциклопедия [Текст] / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Издат. Группа НОРМА_ИНФА∙ М., 1998. – 940 с.

32. Рукавишников, В.О. Политические культуры и социальные изменения [Текст] / В.О. Рукавишников, Л. Халман, П.М. Эстер. – М.: «Совпадение», 1998. – 340 с.

33. Самохвалова, В.И. Традиционная модель эстетического воспитания в Японии [Текст] / В.И. Самохвалова / Отв. ред. Н.И. Киященко. Сб. статей: Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика). – М.: ИФРАН, 1999. – С. 173-203.

34. Самохвалова, В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире [Текст] / Отв. ред. И.А. Коников. Сб. статей «Эстетическая культура». – М.: ИФРАН, 1996. – 201 с.

35. Соболев, П. В. Программа курса «Основы эстетики» [Текст] / Эстетика. Культура. Образование/ Материалы IV международной конференции «Ребенок в современном мире». – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. – С. 270-288.

36. Соколов, Б.Г. Современная мировая культура [Текст] / Б.Г. Соколов/ Культурология: / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 359-440.

37. Солодовников, Ю.А. Мировая художественная культура [Текст] / Ю.А. Солодовников. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.

38. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина [Текст] /Л.Н. Столович. Очерк истории эстетической аксиологии. – М.: Республика, 1994. – 464 с.

39. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. [Текст] / В.А.Сухомлинский. – Киев: «Радянська школа», 1972. – 243 с.

40. Такада, М. Философия человеческого будущего [Текст] / М. Такада. – Токио, 1977. – С. 82

41. Торкунов, А.В. Глобализация: человеческое измерение [Текст] : учеб. пособие МГИМО(У) МИД РФ / А.В. Торкунов. – М.: РОССПЭН, 2002. – 112 с.

42. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление [Текст] / А.И. Уткин. – М.: Логос, 2002. – 254 с.

43. Цветов, В. Пятнадцатый камень сада Рёандзи [Текст] / В. Цветов. – М.: Политиздат, 1986. – 302 с.

44. Шестаков, В. П. Идеи эстетического воспитания [Текст] / Сост. В.П. Шестаков / Антология в 2-х т. Т. 1. – М.: Искусство, 1973. – 408 с.

45. Шестаков, В.П. Идеи эстетического воспитания [Текст] / Сост. В.П. Шестаков / Антология: в 2-х т. Т. 2. – М.: Искусство, 1973. – 368 с.

46. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека [Текст] / Ф.Шиллер / Собрание сочинений в семи томах. Т. 6. – М.: Художественная литература, 1957.

47. Шкундин, М.З. Мировая политика: учеб. пособие [Текст] / Под ред. С.В. Кортунова. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. – 536 с.

48. Юсов, Б.П. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство» [Текст] / Под. ред. Б.П. Юсова – М.: Просвещение, 1995. – 223 с.

49. Ямасина, С. Философские размышления о развитии человека [Текст] /С. Ямасина. – М., 1985. – 130 с.

50. Amoore, L. Overturning “Globalization” [Текст] // “New Political Economy”. 1997. – №2.

51. Badie, B. La fin des territories [Текст]. – Paris, 1995.

52. Giddens, A. Beyond Left and Right, Cambridge [Текст] / «Polity Press». 1995.

53. Hirst, P. And Thompson G. The problem of globalization International Economic Relations [Текст] / «Economy and Society 21». 1992. – №4.

54. Nakamura, H. A History of Development of Japanese Though from 952 to 1868 [Текст]. – Tokyo, 1967. – 147 p.

55. Ohmae, K. The End of the Nation State [Текст]. – New-York, 1995.

56. Дерюгина, И.В. Необходимость эстетического воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / И.В. Дерюгина. – Электрон. дан. – Журнал «Российское право в Интернете» № 4,2008г. – Режим доступа: h**t://w*w.rpi.msal.r*/prints/200804derugina.html

57. Журнал «Мировая экономика и международные отношения» [Электронный ресурс]. –2000.– № 3. Режим доступа: h**t://window.edu.r*

58. Кузнецов, В. Что такое глобализация? [Электронный ресурс] / В.Кузнецов «Ломоносов-2000: молодежь и наука на рубеже XXI века»: Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам, МГУ им. М.В. Ломоносова: Сборник тезисов. – М.: МАКС Пресс. – 208 с. Режим доступа: h**t://window.edu.r*

59. Михеев, В.В. Логика глобализации и интересы России. [Электронный ресурс] / Журнал «Pro et Contra». – 1999. Режим доступа: h**t://w*w.carnegie.r*/ru/pubs/procontra/55574.html

60. Мунтян, М. А. Глобализация: что это такое?[Электронный ресурс]. Режим доступа:h**t://w*w.perspektivy.info/oykumena/kotel/globalizaciya_chto_eto_takoe.html

61. Научно-методический журнал «Искусство в школе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://art-in-school.narod.r*/about.html

62. Решетников, М. М. Глобализация – самый общий взгляд [Электронный ресурс] / Сб. статей. Часть 1 / М.М. Решетников. Электрон дан. – СПб., 2002. Режим доступа: h**t://w*w.anthropology.r*/ru/texts/reshet/global.html

63. Сорос, Дж. 47 тезисов о глобализации / Русский архипелаг. h**t://w*w.archipelag.r*/temy/geoeconom-glob.html

Покупка готовой работы
Тема: «Идеи эстетического воспитания»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика