Курсовая работа

«Карнавалы как элемент светской культуры в России XVIII – XIX вв.»

  • 29 страниц(ы)
  • 2281 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение….3

Истоки карнавала….4

Карнавальные празднества в России….6

Маскарадная традиция…8

Наиболее известные маскарады….10

«Торжествующая минерва»….13

Маскарад в эпоху Екатерины….17

XIX век.18

Маскарадные одежды…23

Заключение….25

Литература….27

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают развесилительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Актуальность темы моей курсовой работы «Карнавал в России XVIII века» я вижу в возможности возрождения этой формы досуга так как карнавал несет в себе и зрелищность (т.е.наличие зрителей), и непосредственное участие в действе каждого зрителя. Использование карнавала как формы праздничной культуры получило широкое распространение при организации массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.

Целью своей работы я вижу рассмотрение и изучение этапов становления и развития карнавала в России.

При рассмотрении данной темы я ставлю перед собой следующие задачи:

1) заглянуть в историю зарождения карнавала в древние времена;

2) рассмотреть предпосылки появления карнавала в России и их возникновение при Петре Великом;

3) рассмотреть дальнейшее развитие карнавала в России как формы досуга;

4) рассмотреть маскарадный костюм и роль маски в действе;

5) рассмотреть причины исчезновения и возможность возрождения маскарадов.

Изучением маскарадов как культурного явления занимались такие ученые, как О.Немиро (маскарад в рамках изучения праздничного города и искусства декодирования), С.Шубинский (изучение воспоминаний очевидцев маскарадов 18 века), карнавалы также исследовал М.Пыляев и др. Ученые интересовались стилистикой костюмов, обнаружением регламентирующих предприятий, образных аллегорий и символов. В рамках рассмотрения культуры 17-19 веков различные исследователи тем или иным образом касаются маскарадов и карнавалов (Ю.Рябцев, А.Некраснова, А.Забылин, А.С.Костомаров, Н.И. Костомаров и др.). В русской классической художественной литературе описания карнавала (в частности, праздника Масленицы) также занимают достойное место (А.И.Куприн «Юнкера»; А.П.Чехов «О бренности», «Блины»; В.Пикуль «Фаворит»; М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; И.И.Лажечников «Ледяной дом»; А.Н.Толстой «Петр Первый»; И.Бунин «Чистый понедельник»). В современной литературе описания карнавалов часто встречаются в публицистике и рекламных изданиях, что позволяет сделать вывод о том, что карнавал является и устойчивым объектом культуры, и весьма привлекательным.

Глава I. Истоки карнавала

Приступая к анализу понятия карнавала, мы должны отметить, что его происхождение до конца не выяснено, этимология самого слова также неясна. Большинство исследователей сходится на том, что древний пра-карнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником. Слово «карнавал» состоит, по одной из версий, происходит от латинского carrus navalis — так называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в бронзовом веке возили в праздники идолов плодородия. По другой версии, слово «карнавал» состоит из двух латинских корней – carno (мясо) и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост.

Главным прототипом современных карнавалов считаются древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, как бы воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания. Разница между рабом и господином на время стиралась — рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие обряды, были запрещены, но сама идея праздника перевоплощения, уравнивающего всех его участников, возродилась в европейских карнавалах, родиной которых стала Венеция. В большинстве католических стран карнавал приходится на время, предшествующее Великому посту, о чем свидетельствует определение карнавала «Словаря Брокгауза и Ефрона»: «Карнавал - в католических странах время от Крещения (6 января) до среды на первой неделе Великого поста, но обыкновенно карнавалом называют лишь последние 7-10 дней перед Чистой средой, сопровождающиеся в романских странах народными празднествами, процессиями, маскарадами и пр.». В различных словарях и энциклопедиях карнавал определяется практически однозначно как вид народного праздника (гуляния) под открытым небом, сопровождающийся танцами, театрализованными играми, маскарадами, шествиями и пр.

Словари поясняют, что карнавал обычно совпадает с масленицей, и мы учтем этот факт в нашем исследовании, когда будем определять специфику российского карнавала.

Я бы хотела также уточнить соотношение понятий «карнавал» и «маскарад», которые достаточно часто упоминаются синонимично. Слово «маскарад» происходит от итальянского «mascherata», означающего бал, собрание людей, одетых в маски. Судя по определению карнавала, маскарад может быть его частью, т.е. определение карнавала шире и включает в себя понятие маскарада. Таким образом,я буду рассматривать карнавал как вид народного праздника, включающего в себя следующие основные элементы: танцы, театрализованные игры, маскарады, шествия и т.п.

Карнавальные празднества в России – явление дуалистического (двойственного) порядка: с одной стороны, они оказались заимствованными из опыта европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью, с другой – имели свои крепкие национальные корни в народной праздничной культуре, хранящей опыт организации и декорирования театрально-зрелищных языческих и религиозных (христианских) праздничных шествий, непременными атрибутами которых являлись маски, переодевания, преображения их участников.

Карнавальные маска и костюм – не просто сокрытие лица личиной, «харей», «рожей». Их цель заключалась не столько в том, чтобы обмануть зрителя, сделать исполнителя неузнаваемым, а в том, чтобы нести определенную информацию, порой через миф, легенду и утопию прошлого иносказательно раскрывать смысл бытия, жизни и смерти, свободы и бессмертия духа. Короче: за карнавальным смехом стоит утверждение силы человека, его уверенность в возможности свободы, за фантасмагорией маски и одежды – миф и символ, через подсознательное мышление и настроение – выражение идеалов, устремлений, представлений и добре и зле, о свете и тьме, о любви и ненависти, о радости, а может быть, и безотчетном страхе.

Как и любой праздник, карнавал прежде всего проблема человека, человеческого бытия, поведения, общения. Но не только живое общение – признак карнавала: он одновременно игра, действо, зрелище, представление, демонстрация.

В процессе общения осуществляется своеобразный синтез жизни и искусства. Карнавальный костюм и маска помогали приобрести свободу действия, стать непосредственным и неузнаваемым, являться инкогнито в межличностном и где-то и безличностном общении. В маске можно было вести себя вольно и даже вызывающе, забыв светские условности. Маска характеризовала святейшее право участника маскарада быть неузнаваемым. Некоторые пользовались этим и на маскарадах сводили счеты со своими недругами.

Карнавально-маскарадные зрелища в России XVIII века имели ощутимую связь с европейским карнавалом. Однако русский карнавал, оплодотворенный западноевропейскими новациями, вызревал на благодатной почве, питаемой вековыми традициями языческой культуры, фольклора, народного искусства, самобытного скоморошества.

В XVII в. с ростом городов, с постепенным приходом в город на житье и заработки крестьянской народной массы в городскую среду мощно вливалось деревенское народное творчество. Вхождению фольклорных мотивов, форм, приемов, элементов в живую ткань городского карнавала, в его драматургию и преображенную художественную среду праздника способствовало то, что между сельским и городским фольклором на первых порах не существовало резких границ, ибо в деревне и в городском посаде бытовали традиции общей народной культуры.

Скоморошество одно из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры с ее богатыми традициями, историческим опытом использования в сельских местностях и в городах в дни празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний, майского праздника весны, праздника Ярилы на Троицу, июньского – Ивана Купалы. Все эти праздники с песенно-плясовыми и игровыми шествиями усвоили от скоморошьих забав слово и звук, танец и краску, диковинный костюм и маску-ряжение, элементы бутафории и реквизита, двор из свежерубленных деревьев и ветвей, цветочных гирлянд, цветного тряпья и рогожи, смешных и «страшных» чучел, кукол, фигур.

К концу XVII столетия скоморошество как мощное явление народно-праздничной и фольклорной культуры исчерпало себя.

Однако, проникновение в городскую среду европейского карнавала позволило в значительной мере возродить и отдельные формы языческой культуры.

Маскарад для простых людей был приобщением к искусству и литературе. До Петра Великого в высшем слое русского общества не существовало почти никаких веселий. Это общество воспитывалось под неусыпным влиянием византийского аскетизма, запрещавшего все лучшие стороны человеческого развития. Аскетизм объявлял свободную науку – ересью, творчество – соблазном, музыку, пение, пляску и т.д. – «хульной потехой» и «богомерзким делом».

В результате рассмотрения темы «Карнавал в России XVIII века» я хотела бы сделать следующие выводы:

Истоки карнавала лежат в глубокой древности, начиная с архаических времен и древней Греции. Что же касается России, то протатипами карнавала были святочно-масленичные гуляния, скоморошество, т.е. истоки находятся в русском фольклоре.

Со временем карнавал видоизменялсь, приобретал различные формы. Так, появившись при Петре I, маскарады имели своей целью политическую ситуацию реформ, проводимых императором, а так же важное значение в борьбе с церковной оппозицией, выступавшей против нововведений. Маскарады проходили в форме уличных шествий. В этот период времени сословные различия, хотя и имели место были не очень ярко выражены. При Екатерине II все еще существовала такая форма маскарадов, как уличное шествие, однако, маскарады постепенно стали терять всенародность, подвергались «бытовизации» и стали превращаться в обозреваемое зрелище с преобладаниями зрителей над исполнителями – участниками. Тем самым подчеркивались сословные различия общества.

Если рассматривать карнавал дальше, то в XIX веке общественный карнавал практически сошел на нет, появилась такая форма, как балы-маскарады, которые проводились в частных домах дворян.

Существенным отличием от предыдущих форм является то, что теперь в маскараде отсутствовал какой бы то ни было сюжет, и каждая маска вела себя не зависимо от других. Хотя у маскарадов существовали свои законы, свои вольности и запреты и все же они значительно отличались от традиционных балов с их этикетом и строгим распорядком.

Что же касается исчезновения карнавала, то называют несколько причин:

1. Он навязывался сверху.

2. Это был чужеродный элемент для большей массы населения.

А если рассматривать историко – политическое положение, то у общества появились другие проблемы, а следовательно и другие интересы.

Однако маскарадно-карнавальные традиции все же сохранились в нашей жизни, хотя они и изменили свою форму почти до неузнаваемости. Маскарады проявляются в форме костюмированных вечеров и карнавальных шествий.

Связь карнавала с мировоззрением эпохи. В основе карнавала лежит определенная идея.

1. Бахтин, М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст] / М.М. Бахтин. – М. : Худож. лит. , 1990. – 541 с.

2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – ООО «Кирилл и Мефодий». – 2004 г.

3. Большой энциклопедический словарь : [А-Я] [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М. ; СПб. : Большая рос. энцикл. : Норинт, 1997. – 1435 с.

4. Генон, Р. О смысле «карнавальных» праздников [Текст] / Р. Генон. – «Etudes Traditionnelles». – 1945. – Пер. Юрия Стефанова.

5. Гибсон, Р. Карнавал : Маски. Костюмы [Текст] : пер. с англ./ Р. Гибсон. – М. : РОСМЭН , 1999. – 65 с.

6. Гладких, Н. Отбушевали карнавалы над муравейником труда? [Текст] / Н. Гладких // Сб. «Россия на рубеже XXI века : Материалы конференции». Выпуск III. Философия, культура, археология. – Воронеж , 1995. – С. 75-76.

7. Гулиев, Н. А. Введение в специальность : [Текст] : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц.-культур. сервис и туризм» / Н.А. Гулиев, Е.В. Кулагина. – Омск , 2007. – 187 с.

8. Зайцева, Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 230500 «Соц.-культ. сервис и туризм» / Н.А. Зайцева. – М. : Академия , 2003. – 223 с.

9. Здоров, А. Б. Экономика туризма [Текст] : учеб. по специальности «Менеджмент орг.» / А.Б. Здоров. – М. : Финансы и статистика , 2005. – 266 с.

10. Квартальнов, В. А. Туризм [Текст] : Учеб. для образоват. учреждений турист. профиля / В.А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика , 2001. – 314 с.

11. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] / Е.В. Киреева. – М. : Просвещение , 1976.

12. Ключникова, Е. От праздника к бренду w*w.kultura-portal.r*/tree/cultpaper/article.jsp?number=633&rubric_id=219

13. Костомаров, А. С. Маска как способ объявления лица в социо-культурном пространстве [Текст] : дис. . канд. филос. наук / А.С. Костомаров. –Самара , 2006. – 166 с.

14. Костомаров, Н. И. О жизни, быте и нравах русского народа [Сборник] / Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин; [Авт. послесл. С. О. Шмидт]. – М. : Просвещение : АО «Учеб. лит.» , 1996. – 575 с.

15. Культура. – №32 (7192). – 9 – 15 сентября 1999 г.

16. Культурология. XX век [Текст] : Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. – СПб. : Университетская книга , 1998.

17. Мазаев, А. И. Искусство и большевизм. 1920-1930 гг. : Проблем.-темат. очерки и портреты [Текст] /А.И. Мазаев. – М. : УРСС , 2004. – 318 с.

18. Морозов, М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / М.А. Морозов. – М. : Академия, 2007. – 287 с.

19. Немиро, О. В. Праздничный город. Искусство оформ. праздников : История и современность [Текст] / О.В. Немиро. – Л. , 1987. – 230 с.

20. Нестеров, В. Нестерова Е. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов . flogiston.r*/projects/articles/nesterov.shtml

21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеол. выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : ЛД ИНВЕСТ , 2003. – 939 с.

22. Пыляев, М. И. Энциклопедия императорского Петербурга : история былой жизни столицы Рос. Империи [Текст] / М.И. Пыляев. – Москва : Эксмо, 2006. – 605 с.

23. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века [Текст] / В.П. Руднев. – М. : Аграф, 1997. – 384 с.

24. Рябцев, Ю. С. История русской культуры : Художеств. жизнь и быт XVIII-XIX вв. [Текст] / Ю.С. Рябцев. – М. : Владос, 1997. – 430 с.

25. Словарь иностранных слов [Текст]. – М. : Рус. яз. , 1988. – 606 с.

26. Софронов, Л. А. Книга о средневековой театральности [Текст] / Л.А. Софронова // Культурология. – 2004. – № 4. – C. 48-55.

27. Шубинский, С. Н. Исторические очерки и рассказы [Текст] /Л.Д. Полиновская, С.Н. Шубинский. – Л. : М. : Моск. рабочий , 1995. – 285с.

Покупка готовой работы
Тема: «Карнавалы как элемент светской культуры в России XVIII – XIX вв.»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика