Курсовая работа

«Ковроделие как форма декоративно-прикладного искусства народов Востока»

  • 33 страниц
Содержание

Введение 5

1. История ковроделия. Виды и типы ковров 7

2. Персидская (иранская) традиция ковроделия. Ее истоки и современное состояние 16

3. История и современные центры традиционного турецкого ковроделия 25

Заключение 31

Список использованной литературы 34

Введение

Ковроделие, ковроткачество - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Особое значение это искусство получило именно в исламской культуре. Отчасти это связано с тем, первые народы, принявшие ислам были кочевыми. В их культуре изначально ковер выполнял исключительно практические функции: восточные кочевники придумали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро создать дом. Тогдашние ковры служили для защиты жилища от ветра и песка, позволяли быстро разгородить помещение. Собственно, и сейчас во многих восточных странах ковер можно назвать главным предметом домашней обстановки.

С другой стороны, значение ковра в исламской культуре быстро вышло за рамки чисто практических нужд. По сути, религиозная жизнь мусульманина неотделима от этого искусства. Достаточно сказать, что наиболее востребованной продукцией бесчисленных ковровых мастерских современного исламского мира по сей день является молитвенный коврик.

В исламской культуре ковёр ассоциируется с мини-моделью земного рая. В Коране сказано, что, когда Аллах сотворил мир, земля расстелилась прекрасным ковром, который по краям был придавлен четырьмя великими горами .

Традиционное исламское ковроделие тесно связано с религиозным пониманием искусства. Так, мусульманские мастера утверждают, что искусство заключается в стилизации предметов, соответствующей в некотором смысле их природе, ибо в природе заложена подлинная красота, так как она происходит от Бога . Искусство в таком понимании - не более чем способ облагораживания материала.

Этот принцип почитается в прикладных искусствах, например, в искусстве ковроделия, столь типичном для исламского мира. Техника плетения ковров идет, вероятно, от кочевого образа жизни. Ковер является неотъемлемым предметом обстановки кочевника, и именно ковры такого происхождения отличает наиболее совершенная и наиболее самобытная работа.

Искусство кочевых ковроделов предпочитает повторение энергично обозначенных геометрических форм, а также внезапных контрастных чередований значительной симметрии. Таким образом, мусульманин выражал свое понимание хрупкости мира, лаконичность мысли и действия, чувство ритма, свойственные кочевнику.

Ковры городского происхождения зачастую выявляют некоторую искусственную изысканность, которая, как может иногда показаться, лишает формы и краски их непосредственной энергии и ритма. Однако именно эти ковры и хранят древнейшие традиции этого ремесла, и одновременно достигают статуса произведений искусства мирового уровня (неслучайно, например, иранская традиция ковроделия внесена ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества).

Конечно, в современном мире исламская традиция ковроделия не только соседствует, но и ассимилируется с другими, а также размывается поточным промышленным производством. Однако в то же время традиция исламского ковроделия, наследующего традициям доисламских кочевых народов Востока и наивысших достижений удостаивающееся в средние века, в целом ряде стран продолжает существовать и создавать подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства.

Мы в своей курсовой работе остановимся на двух крупнейших центрах современного исламского ковроделия - Иране и Турции, оставив в стороне менее известные в настоящее время традиции Марокко, Индии, Пакистана и др., а в Заключении к работе рассмотрим, как их традиции были восприняты и переосмыслены европейскими ткачами.

Фрагмент работы

1. История ковроделия. Виды и типы ковров

Ручное ковроделие - старинный народный художественный промысел — существует с тех времен, когда, человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины - ковры, хранящиеся в музеях, коллекциях, художественных фондах, а также записи историков и географов. По дошедшим до нашего времени литературным источникам, изготовление ворсовых ковров было широко развито в Средней и Малой Азии, Китае, Закавказье; это подтверждают разновременные археологические находки в виде фрагментов ковровых изделий, которые относятся к V, VI, XII, ХШ- XV вв. Эти предметы старины безусловно должны иметь предшественников, которые пока нам неизвестны, Однако даже эти фрагменты ковров представляют большой интерес, так как их декоративные достоинства и техника исполнения дают нам возможность проследить культурную связь различных народов между собой и влияние.

Самый старинный ворсовый ковер (V в. до н. э.) был найден археологической экспедицией в 1949 г. при расколках пятого Пазырыкского кургана в высокогорном Алтае. Несмотря на то, что ковер пролежал около 2500 лет во льдах, он оказался почти неповрежденным и хранится теперь и в Эрмитаже. Размеры этого ворсового ковра 183х200 см. Узор ковра, состоит из бордюра, изображающего пеших и конных всадников бордюр сопровождается каймами, орнаментированными рядами розеток; затем следует ряд грифонов, также окаймленный рядами мелких розеток; среднее поле заполнено рядами крупных розеток.

Вавилоняне и ассирийцы были известны как искусные ковровые мастера. Из Ниневии (Ассирии) до нас дошли барельефы на мраморных плитах, по которым можно судить о характере ковровых рисунков с орнаментом в виде цветов лотоса, розеток, других мелких мотивов.

В Парфянском государство искусство ковроделия было известно уже во II-III вв. до н. а.; это подтверждают археологические раскопки .

В древней литературе упоминается, что Александр Македонский при вскрытии Гробницы Кира, основателя династии Ахеменидов (V-VI вв. до н. э.), в Пезаргаде нашел на полу гробницы тонкие пурпуровые ковры. Ксенофон сообщает, что в г. Сардисе находилась фабрика, которая поставляла эти ковры для персидского царского двора. В «Илиаде» Гомера встречаются следующие слова: «Так молвив, он ввел их в покой и поместил на ложах, устланных пурпуровыми коврами».

В Александрии во II—III вв. до н. э. вырабатывали ворсовые ковры, которые высоко ценились и привозились в Грецию, а в, более позднее время — и в Рим.

Ковроделие активно развивалось и на дальнем Востоке. В древнем и средневековом Китае были созданы исключительные по художественным достоинствам и техническому исполнению образцы безворсовых тканых изделий - кэсы, что значит резаный шелк. Название объясняется том, что при создании отдельных деталей узора между рисунком и нитями основы получались просветы, как бы разрезанные ножом. В X в. и последующих веках кэсы вырабатывались в г. Чэнду (провинция Сычуань). Узор кэсов образовывался при помощи цветных нитей утка на нитях основы, причем вводились золотые и серебряные нити. Кэсы имели сложную композицию и отличались изысканной декоративностью. Они предназначались для украшения стен в приемных комнатах знати или для роскошных одежд императоров и сановников высшего ранга, завертывания драгоценностей, свитков с живописью и т. п.

Особый интерес ковры всегда вызывали в арабской культуре. Арабские географы и историки свидетельствуют о том, что искусство ковроделия было развито во многих странах . Так, арабский историк Табари (X в.) описывает иранский ковер, называемый «Весна Хосрова».

На ковре был изображен цветущий сад, птицы на деревьях и протекающие ручейки, соединяющие небольшие бассейны. Материалами дли изготовлении ковра служили шелковые, золотые, серебряные нити и драгоценные камни, унизывающие ворсовую поверхность. Этот ковер был изготовлен для сасанидского царя Хосрова I.

Арабские историки сообщают, что древняя столица Армении - Двин в X-XII вв., славилась коврами, особенно красного колорита, именуемыми нермес. Ворсовые ковры входили в число приношений Армении халифам Багдада; известно, что в начале X в. из Армении в Багдад были посланы 400 лошадей, 30000 динариев и семь армянских ковров; один из ковров имел размеры 60 X 60 локтей (примерно 18 X 18 м); над этим ковром работали армяне-ремесленники 10 лет.

В трудах арабского географа XIII в, есть сведения о том, что Аксарае вырабатывались туркменские ковры, которые вывозились во все страны мира.

Венецианский путешественник Марко Поло, побывавший в Персии, а затем и Малой Азии (Анатолии), в 1271 г. написал «В стране сельджуков выделываются тончайшие и самые красивые в мире ковры».

Более поздний арабский географ (начало XIV и.), объездивший Анатолию, восхвалял виденные им ковры и сообщал, что их вывозят в Египет. Сирию, Ирак, Иран, Индию и Китай.

В XVI—XVII вв. широкое развитие получило ручное ковроделие в Иране при дворе шаха Таммаша в Кошаре и при дворе шаха Аббаса в Исфахане, в то время столице Персии. Создавались ковры в мастерских Тебриза, Кермана и Герата. Эти города были крупными центрами искусства, собиравшими, художественные силы Востока. Иранские ворсовые ковры того времени воспроизводят в рисунках декоративные приемы книжной рукописи, живопись миниатюры . Для придворных целей, для преподнесения подарков иностранным послам здесь создавались роскошные шелковые и золототканые ковры. Известно, например, что частью «выкупа» от иранского шаха русскому императору Николаю I за погибшего поэта и дипломата А.С. Грибоедова было несколько драгоценных ковров, украшенных помимо шелковых и золотых нитей, еще и драгоценными камнями.

Иран и Турция, позаимствовавшая искусство ковроделия, осев на своей нынешней территории, и по сей день остаются крупнейшими центрами мирового ковроделия. Именно через них шедевры декоративного искусства мусульманских народов проникало в Европу.

Оживленные торговые отношения европейских стран с Востоком отражались на характере европейского прикладного искусства XIV-XV вв. В памятниках декоративного искусства тех лет сильно сказалось влияние восточной культуры.

Предприимчивые купцы вывозили из стран Востока различные ценности, в том числе и ковры, во Францию, Италию, Испанию, Англию, Россию. Вывезенные ими, а еще раньше награбленные крестоносцами во время крестовых походов, богатства Востока во многом определили художественное направление прикладных искусств и ремесел, бурно развивавшихся в это время в Европе.

Композиционные приемы и орнаментация ковров и ковровых изделий, созданных в странах Востока, использовались лучшими живописцами XIV—XVI вв. - фламандскими, венецианскими, нидерландскими, испанскими. До нас дошли, например фламандские шпалеры, предназначенные для украшения стен, со сложной сюжетной композицией, выполненные по картинам Рафаэля, Тициана, Рубенса, Якоба Иорданса и других знаменитых художников.

Классические восточные ковры можно классифицировать по разным принципам.

Прежде всего, все ковры, условно говоря, подразделяются на ковры ручной работы и машинной работы. Ковры ручной работы можно разделить на ворсовые и безворсовые.

Безворсовые ковры – наиболее простые в исполнении, так как в процессе тканья участвуют, как правило, две нити – нить основы (продольная нить, которая натягивается на ковровый станок и является, образно выражаясь, скелетом или остовом ковра) и нить утка (поперечная нить, которую ткач продевает между нитями основы в определённом порядке). В результате переплетения этих нитей и получаются безворсовые ковры.

Их можно разделить на несколько групп, которые немного отличаются друг от друга:

1) паласы – обычно однотонные или полосатые безворсовые ковры. В процессе тканья участвуют основа и уток, образуя обыкновенное полотняное переплетение;

2) килимы – безворсовые ковры с орнаментом, который выполняется нитью утка по заданному рисунку;

3) сумахи – ковры с орнаментом, который создаётся дополнительной третьей нитью и прокладывается между нитей утка в виде косички;

2. Ворсовые ковры - более сложные в исполнении. В процессе тканья участвуют нить основы, нить образующая ковровый узел и нить утка, которая этот узел закрепляет. Узел завязывается на двух нитях основы по заданному рисунку и из узлов создаётся орнамент ворсового ковра.

Безворсовые ковры именуются еще «коврами быта», обыденной жизни народа. Они, по словам крупнейшего специалиста ХХ века Л.Керимова, представляют собой «как бы начальный этап развития ковроделия» , когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка. Ворсовые же ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом, открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов.

Затем возможно выделить отдельные виды ковров по их предназначению, функциям. Здесь, прежде всего, необходимо остановиться на молитвенном коврике.

Ковер для намаза – джанамази (фарси), саджат (арабский) и намазлык (турецкий) был и остается самым распространенным изделием ковровых мастерских мусульманских стран. Это небольшой, длиной около метра ковер, в центре которого, как правило, изображена арка – михраб.

В его композиции отразились многие мировоззренческие идеи и устремления мусульман, которые присутствуют и подразумеваются при исполнении ритуала вне зависимости от использования самого предмета. Наиболее древние из известных ковры этого типа происходят из оттоманских (турецких) мастерских XV века и отражают процесс формирования этой композиции.

Уже немногочисленные сохранившиеся ковры XVI века имеют вполне сложившуюся иконографию, сохраняющуюся в дальнейшие периоды в мусульманском искусстве . Основа этой композиции: изображение арки различной конфигурации, повторяющей форму михраба - арки или ниши, расположенной в одной из стен мечетей и указывающей направление на Мекку, называемое Киблой, где находится главный храм мусульман, ал-Каа'ба. В сторону Киблы расстилается и молитвенный коврик, закрепляя тем самым пространственную ориентацию мусульманина во время молитвы.

Заключение

Проникновение восточных ковров в Европу началось уже в Средние века, в эпоху крестовых походов и постепенно становилось все более заметным.

Уже с середины XVI века Персия снабжала коврами многие королевские дворы и аристократические дома Европы. Одна только Франция тратила на закупку персидских ковров столько средств, что это стало существенно подрывать ее экономику. Генрих IV даже основал собственное ковровое производство, чтобы хоть как-то остановить отток денег из французской казны в Азию. В XVII веке еще одним мощным источником ковров для европейцев стала Турция.

В 1605 году в Париже открылась первая ковровая мастерская. Иллюстратор священных книг Пьер Дюпон начал изготавливать ковры на «турецкий манер» — разумеется, исключительно для короля. Известно, что только для Людовика XIV было связано 92 ковра.

Однако ковёр в это составлял неприкосновенную принадлежность церкви и короля. В соборе коврами завешивали стены по праздникам, их стелили перед главным алтарём. В дальнейшем, уже при Бурбонах, никто не смел ступить на ковёр без разрешения короля.

В истории сохранилось предание о том, как Людовик ХIII, ещё семилетним принцем, принимая турецкого посла, строго следил за тем, чтобы гость не ступил на ковёр. О королевском величии напоминали и вытканные на ковре символы власти.

С течением времени восточные, в первую очередь, персидские и турецкие ковры становились все доступнее, а, следовательно, и популярнее. В XIX веке популярность их достигла апогея, и европейская промышленность немедленно на это откликнулась. В 1839 году стали ткать ковры на специальных, так называемых «жаккардовых», машинах, что значительно повлияло на их качество и художественную ценность, причём совсем не в лучшую сторону.

Ковры ручной работы стали предметом коллекционирования и сильно выросли в цене, а рынок наводнили более или менее искусные имитации старинных восточных ковров. Свою отрицательную роль в постепенной профанации древней традиции исламского ковроделия сыграло и появление синтенических, сначала анилиновых, а потом и хромовых красок. Только в последние десятилетия в традиционных ковродельческих регионах происходит возврат к полностью натуральным красителями.

В настоящее время можно сказать, что бум поддельных ковров прошел, хотя ковры, узоры которых в той или иной степени повторяют восточные образцы, вырабатываются практически во всех европейских странах.

Узоры же традиционных восточных ковров за последние века несколько изменились, в том числе и под европейским влиянием, но главные мотивы и символы остались прежними. Персидские «медальонные», турецкие «звездчатые», «габэ» и «овчулуги» и спустя пятьсот с лишним лет продолжают украшать дворцы, квартиры и коттеджи.

Европейские же ковроделы, освоив (по крайней мере, до некоторой степени) восточные приемы ковроткачества, дальше пошли своим путем, в значительной мере, подчинившись требования моды и рынка. В последние годы вошли в моду авангардные ковры. Вместо традиционных орнаментов - картины, воспроизводящие творения Ван Гога, Дали, Ренуара или Пикассо, иероглифы, рисунки, имитирующие наскальную живопись, магические символы, абстрактные композиции. В ткань ковра включаются вставки из самых разных материалов: в ход идут текстиль, мех, дерево и даже металл. Этнические мотивы, морская тематика, яркие детские ковры с диснеевскими героями, а также самые разные формы: овалы, многогранники, квадраты, полумесяцы украшают современный ковер европейского производства; есть даже так называемые «скульптурные» ковры. Исламское же ковроделие стало на рубеже XX-XXI веков немеркнущей классикой коврового искусства.

Список литературы

1. Баркова Л.Л. Большой войлочный ковер из Пятого Пазырыкского кургана // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. СПб., 1998.

2. Гамзатова П. Р. Функции молитвенного ковра в культуре ислама // Искусство и религия. - М., 1998. С. 260-272.

3. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

4. История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984.

5. История Иранского государства и культуры. М, 1971.

6. Керимов Л. Азербайджанский ковер. - Баку-Ленинград, 1961.

7. Миллер, Ю. Искусство Турции. М.-Л., 1965.

8. Мошкова В. Г. Ковры народов Средней Азии конца XIX – начала XX вв. - Ташкент, 1970.

9. Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. – СПб, «Славия», 2001.

10. Сазонова, Н.В. Искусство Ирана. - М. 1994.

Покупка готовой работы
Тема: «Ковроделие как форма декоративно-прикладного искусства народов Востока»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика