Дипломная работа
«Методика проведения занятий по освоению коллажа»
- 60 страниц
Введение….….
Глава I. Теоретические основы изучения вида декоративно приклад-ного искусства – коллажа
1.1.История развития коллажа как вида декоративно-прикладного искусства….….
1.2. Особенности создания композиции коллажа….….
Глава II. Художественный замысел панно «Цветущий сад» и его во-площение
2.1. Выбор и обоснование темы дипломной работы «Цветущий сад»
2.2. Работа над композицией панно «Цветущий сад» .…
Глава III. Методика проведения занятий по обучению учащихся вы-полнению декоративных панно в технике коллажа в системе допол-нительного образования
3.1. Развитие художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по выполнению коллажа в системе дополнительного образова-ния ….
3.2. Методические рекомендации к проведению занятий по выпол-нению декоративных панно в технике коллажа ….
3.3. Программа и конспекты уроков ….
Заключение….
Список использованной литературы …
Приложение….….…
Актуальность темы исследования. Обществу во времена были необ-ходимы творческие люди. Так как творческие способности начинают разви-ваться в детстве, занимаясь различными видами декоративно-прикладного искусства, у детей развиваются не только навыки владения художественно-творческой деятельностью, а также художественно-творческие способности, художественно-образное мышление. Выполняя работу в технике коллажа, у школьников развиваются воображение, память, внимание, эстетические ка-чества.
Для повышения качества обучения учащихся в системе дополнительно-го образования на занятиях по освоению коллажа необходимо повышение творческой активности, воспитание готовности к выполнению творческих работ, развитие композиционного и образного мышления, которые сегодня приобретают большую значимость для развития личности ребёнка. Работа учителя при проведении занятий в системе дополнительного образования на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным творчеством требует постоянного использования современных подходов обучения для творческо-го взаимодействия с учениками. Достижению этой цели может результативно служить особый вид художественного творчества – коллаж.
Техника коллажа в последнее время считается активно используемой как профессиональными художниками, так и учащимися образовательных учреждений. Эту технику используют в декоративно-прикладном творчестве как технический приём создания изобразительных и декоративных художе-ственных произведений.
Коллаж как самостоятельное художественное произведение декоратив-но-прикладного искусства обладает особенными выразительными свойства-ми, а процесс его создания – многими художественно развивающими, обра-зовательными и воспитательными функциями, особенно в работе с детьми, школьниками в системе дополнительного образования.
Цель исследования: Разработать методику проведения занятий по ос-воению коллажа в системе дополнительного образования.
Объект исследования – художественное развитие учащихся в системе дополнительного образования.
Предмет исследования – методы и приемы освоения коллажа в систе-ме дополнительного образования.
Задачи:
1. Изучить историю развития коллажа как вида декоративно-прикладного искусства;
2. Изучить способы использования приемов композиции при выполне-нии коллажа;
3. Выполнить декоративное панно «Цветущий сад».
4. Изучить развитие художественных и творческих способностей уча-щихся в процессе освоения коллажа;
5. Разработать методические рекомендации к проведению занятий по выполнению декоративных панно в технике коллажа в системе дополнитель-ного образования.
Гипотеза: организация занятий по освоению коллажа в системе допол-нительного образования будет более эффективным если:
- в содержании образовательного процесса найдут отражение особен-ности коллажа как направления декоративно-прикладного искусства;
- будет разработана методика, включающая этапы создания компози-ции, формы организации художественно-творческой деятельности, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся в системе до-полнительного образования.
Методы: изучение, анализ, классификация и систематизация научных и специальных литературных источников по теме исследования, изучение работ учащихся, выполненных в системе дополнительного образования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть ис-пользованы как методическое пособие для учителей изобразительного и де-коративно-прикладного искусства, студентами художественно-графических факультетов на педагогической практике.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы изучения вида декоративно прикладного искусства – коллажа
1.1. История развития коллажа как вида
декоративно-прикладного искусства
В современном декоративно-прикладном и изобразительном искусстве использование техники коллажа является настолько востребованным, поэто-му методика обучения данной технике требует особого внимания в особен-ности в условиях дополнительного образования. Для того чтобы изучить во-просы методики преподавания и ее особенности раскроем теоретические ас-пекты понятия «коллаж».
Коллаж (от фр. collage – приклеивание) – технический прием в изобра-зительном и декоративно-прикладном искусстве, который заключается в соз-дании живописных или графических произведений путем наклеивания на ка-кую-либо поверхность, основу предметов и материалов, отличающихся по цвету и фактуре от основы, на которую они наклеены.
Коллажем также называют произведения, которые целиком выполнены в этой технике. Техника коллажа используется главным образом для получе-ния эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Для акцентиро-вания внимания композиция коллажа может быть дополнена дорисованными элементами, такими как линии, пятна, точки. Также при выполнении коллажа возможно использование в одной композиции несколько материалов, такие как тушь, акварель, пастель и т. д. [12].
Рассмотрим историю возникновения данной техники. Первые упоми-нания об использовании техники коллажа относятся ко II веку до н.э., именно в это же время в Китае была изобретена бумага.
До X века использование техники коллажа в произведениях искусства использовалось крайне редко, но именно с X века японские каллиграфы ста-ли использовать в своей работе специально обработанную и склеенную из небольших кусочков бумагу.
В Европе история коллажа начинается в XIII веке. Элементы из позо-лоченных листов начали применяться в украшении готических соборов около XV и XVI века. Драгоценные камни и металлы стали использовать для укра-шения изображений святых и их обрамлений.
В работах по истории изобразительного искусства упоминаются исто-рические сведения, что коллаж впервые был использован в качестве художе-ственной техники в ХХ в. Художественную концепцию техники коллажа, связывают со стилем Модерн, в котором данный прием включал в себя го-раздо больше разнородных элементов в композиции. Бумага, наклеенная на картины, например у таких художников, как Брак и Пикассо, считали новым методом. Главные элементы картины воспринимались объемнее, а допол-няющие части коллажа вступают в столкновение с плоскостной по-верхностью картины. С этой точки зрения, коллаж воспринимался как часть проявления искусства между живописью и скульптурой, и эта новая техника построения композиций обеспечила новый взгляд, как на создание скульп-тур, так и на живопись. Со временем коллаж стал восприниматься не только как техника, используемая при выполнении композиции, но и как самостоятельное произведение искусства.
В середине 1940-ых было время интенсивных экспериментов, Луиза Невельсон создавала скульптурные (объемные) коллажи из найденных дере-вянных обломков, частей мебели, предметов интерьера, деревянных ящиков, бочек, а так же архитектурных остатков, лестничных перил, деревянных пан-но. Прямоугольные, очень большие по размеру, окрашенные в черный цвет, они напоминают гигантские картины, которые иногда можно рассматривать-ся с разных сторон, или даже просматривать насквозь [12].
Многие композиции из древесины значительно меньшие по масшта-бам. Это обычно куски дерева, деревянная стружка или отходы, собранные на плоскости, бумаге, полотне или на деревянной доске. Такие обрамленные как фотография, объемные коллажи предоставляют художнику возможность использовать свойства глубины, естественного цвета, и текстурное разнооб-разие, присущие дереву. Техника коллажа с включением древесины также применяется в сочетании с живописью, графикой и других средств в одном произведении искусства. Художники сюрреализма широко использовали коллаж. Одна из техник коллажа, используемая в основном представителями кубизма, разрезание изображения на квадраты, которые затем собирались об-ратно в случайном порядке или с небольшими перестановками.
По мнению многих искусствоведов, первый кто перевел технику созда-ния коллажа в художественную форму и представил ее общественности в 1924 году, был Джон Хартфилд – немецкий график, один из основателей фо-томонтажа), который использовал коллаж в качестве сатирического оружия против Гитлера и нацизма, в основном применяя его при комбинировании фотоснимков. Джордж Гросс (George Gross), вспоминает в своих произведе-ниях: «Когда Джон Хартфилд изобрел фотомонтаж, в моем офисе в пять ча-сов утра в мае в 1916 году, никто не имел ни малейшего представления о его огромном потенциале, как это часто бывает в жизни, мы наткнулись на золо-тую жилу, даже не подозревая об этом» [17].
В русском искусстве первыми коллажами принято считать работы А. Лентулова: панно «Москва» (1913), в котором художник использовал на-клейки из бумаги, и «Василий Блаженный» (1913), с наклейками из фольги. В марте 1915 года в Петрограде В. Татлин показал «живописные рельефы» на первой футуристической выставке картин «Трамвай В». В его творческих работах, посвященных технике коллажа прослеживаются динамичные ком-позиции. Татлин изображает плоскости простых, по преимуществу, прямо-угольных форм. Формы эти по-разному окрашены и офактурены. Они собра-ны в лаконичный силуэт, но образуют сложноорганизованную ступенчатую структуру.
Изучив краткую историю данной техники можно привести следующую классификацию видов коллажа по материалам и способам создания произве-дения:
- по способу выполнения произведения (искусствовед Д.Бернштейн);
- по основным приёмам работы с материалом (искусствовед Е.А. Лав-рентьева).
Сегодня коллаж используется и в живописи, его можно считать само-стоятельным художественным произведением, созданным на основе живо-писного произведения с разнообразным включением материалов (различных по цвету и фактуре), подчинённых живописной основе. В живописных абст-ракциях дополнительные материалы наполняют работу нерукотворной фак-турой и располагаются в картине соответственно замыслу художника, ком-понуя центр произведения, его раму или распределяясь по всей поверхности. Работа может быть выполнена на нетрадиционной для живописи поверхно-сти, например, на стекле, металле, клеёнке, пластике. Коллаж в живописи может быть не только техническим приёмом выполнения произведения, но и композиционным решением абстрактного живописного произведения [4].
1.2. Особенности создания композиции коллажа
Коллаж считается одним из видов профессиональной художественной деятельности в области декоративно-прикладного искусства, конечный про-дукт которого – художественное произведение. Для цветовой насыщенности изделий, выполненных в технике коллажа, можно использовать декоратив-ные элементы, которые необходимы для целостного восприятия композиции, гармонизации элементов. При выполнении изделий в технике коллажа нужно соблюдать все правила и приемы композиции. Это нужно для того, чтобы из-делие было сгармонировано, все его элементы служили дополнением и не было чувства разнобоя, связанного с нарушением композиционных приемов.
Рассмотрим правила и приемы, которые должны использоваться при создании композиции коллажа. Для этого определим роль композиции в про-изведениях искусства.
В первой главе нашей работы рассмотрены исторические аспекты раз-вития коллажа как вида декоративно-прикладного искусства, особенности работы над композиционным решением художественных произведений в данной технике.
Во второй главе описан процесс работы над созданием творческой композицией «Цветущий сад» в технике коллажа, использование композици-онных законов, правил и приёмов для создания выразительного художест-венного образа. В творческой работе «Цветущий сад», нами использовались такие композиционные приемы, как ритм, симметрия, выделение композици-онного центра. Использовали материалы - это различные виды ткани, кожа. Мы использовали техники пришивания, наклеивания, аппликации, квилинга, выполнение декоративных швов. Для декоративной выразительности худо-жественного образа были использованы различные материалы: пуговицы, бисер, бусы, шнуры, кружева.
В третьей главе рассмотрена методика освоения коллажа как вида де-коративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования.
Обучение учащихся выполнению декоративных работ в технике кол-лажа в системе дополнительного образования, на наш взгляд, весьма акту-ально, так в процессе обучения развиваются творческие способности, внима-ние, воображение, эстетические качества, художественно-творческое мыш-ление. Текстильный коллаж представляется перспективным направлением художественного творчества в работе с подростками, позволяя им органично «влиться» в новое направление художественно-творческой деятельности, где новые материалы и новые задачи могут дать импульс к творчеству, достиже-ние результата будет способствовать ситуация успеха, а создаваемый худо-жественный продукт будет иметь практическую ценность.
В данной дипломной работе нами разработаны программа и планы конспектов занятий по выполнению коллажа. Разработанные нами методиче-ские рекомендации могут быть использованы учителями и педагогами до-полнительного образования, студентами художественно-графических фа-культетов при проведении занятий во время прохождения педагогических практик.
1. Андреева, Р.П. Лоскутное шитье [Текст] / Р.П. Андреева. – СПб.: Из-дательский дом «Литера», 2004. – 96 с.
2. Беда, Г.В. Вопросы теории и методики преподавания изобразитель-ной грамоты [Текст] / Г.В. Беда. – Краснодар, 1963. – 97с.
3. Безменова, К.В. Коллаж творческий метод художников XX в. // Рус-ский Авангард 1910-1920х годов, проблема коллажа [Текст] / К.В. Безменова. – М.: Наука, 2005. – 332-344 с.
4. Бобринская, Е.В. Коллаж в XX веке [Текст] / Е.В. Бобринская. // Коллаж в Росси XX век. Альманах. Вып. 126. СПб: Питер, 2005. – С. 7-13.
5. Векслер, А.К. Коллаж как метод творческой работы в системе вузов-ской подготовки художника-педагога. [Текст] / А.К. Векслер. Научно-теоретический журнал «Среда. Общество. Развитие». № 4 (17). – СПб: ЦНИТ «Астерион», 2010. – С. 128-131.
6. Векслер, А.К. Методико-педагогические аспекты преподавания кол-лажа в художественном образовании в XX веке. [Текст] / А.К. Векслер / «На-учные проблемы гуманитарных исследований». Выпуск 11: Научно-теоретический журнал. – Пятигорск, 2010.-С. 104-111.
7. Векслер, А.К. Коллаж в системе дополнительного образования. Ав-тореферат [электронный ресурс] h**t://w*w.dslib.net
8. Далгдиян, К.Т. Декоративная композиция: [Текст] учебн. Пособие / К.Т. Далгдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/ Д : Феникс, 2010. – 312с.
9. Денисова, Л.Ф. Лоскутное шитье и аппликация. [Текст] / Л.Ф. Дени-сова. – М.: Культура и традиции, 2009. – 112 с.
10. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогичес-кого исследования [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. Р. Атаханов. 6-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-208с.
11. Каплан, Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайне-го Севера и Дальнего Востока. [Текст] / Н.И. Каплан. – М.: «Просвещение», 1980. – 126с.
12. Коллаж в декоративно-прикладном искусстве [Электронный ре-сурс] h**t://zhurnal.lib.r*
13. Кузин, B.C. Вопросы изобразительного искусства. [Текст] / А.К. Векслер. – М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.
14. Кузьмина, М. А. Азбука лоскутного шитья [Текст] / М.А. Кузьмина. – М.: Эксмо, 2008. – 204 с.
15. Лаврентьева, Е.А. Материал и фактура в коллаже. [Текст] / Е.А. Лаврентьева. // Русский Авангард 1910-1920х годов. Проблемы коллажа. – М: «Наука», 2005. - С. 316-320.
16. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция [Текст]: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Изобразительное ис-кусство» / Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 144 с.
17. Мазурик, Т.А. Лоскутный практикум. От ремесла к искусству. [Текст] / Т.А. Мазурик. – СПб.: Паритет, 2010. – 256 с.
18. Моляко, В.А. Психология творческой деятельности [Текст] / В.А. Моляко. – Киев: Знание, 1998. – 167 с.
19. Панкова, А.И. Текстильный коллаж в творчестве художников Санкт-Петербурга. Искусство и диалог культур. [Текст] / А.И. Панкова.// V международная научно-практическая конференция. Сборник научных тру-дов. Вып. 5.Научн. ред. Доктор пед. наук, профессор С. В. Анчуков. – СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2011. – С . 171-174.
20. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
21. Пейзаж в текстильном коллаже художников Санкт-Петербурга кон-ца ХХ – начала ХХI века. Автореферат. [Электронный ресурс] h**t://5fan.r*/wievjob.php?id=4420.
22. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельно-сти студентов [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.
23. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416с.
Есть приложения
Тема: | «Методика проведения занятий по освоению коллажа» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 60 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогические условия развития образного мышления учащихся детской школы искусств на занятиях по композиции
Дипломная работа:
Методика проведения занятий по работе над пейзажными этюдами в детской художественной школе
Дипломная работа:
Методика занятий по оздоровительной аэробике с женщинами
Курсовая работа:
Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству
Дипломная работа:
Изучение народной вышивки