Курсовая работа

«Использование предмета декоративно-прикладного искусства в интерьере. гобелен»

  • 34 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОБЕЛЕНА В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ 5

1.1 История происхождения и развития гобелена 5

1.2 Появление гобелена в России 7

1.3 Гобелен в современном интерьере 8

1.4 Гобелен как предмет декоративно-прикладного искусства в интерьере 9

1.5 Промышленное создание гобеленов 11

1.6 Картины из гобелена, как предмет декоративно-прикладного искусства в интерьере 14

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ГОБЕЛЕНА, КАК ПРЕДМЕТА ИНТЕРЬЕРА 15

2.1 Инструменты и приспособления для создания гобелена 15

2.2 Материал для создания гобелена 17

2.3 Технологическая последовательность выполнения изделия 18

2.4 Творческая работа с эскизом 21

2.5 Сравнительный анализ аналогов 22

2.6 Работа с материалом 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ЛИТЕРАТУРА 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Введение

При упоминании слова "гобелен" каждый из нас мгновенно рисует в воображении свою особую картину. Первое, что сразу же приходит на ум, - Франция, мануфактуры, замки, рыцари, монахи, дворцы, кропотливый труд, история, традиции. У каждого будет свой ассоциативный ряд. Но, насколько не были бы непохожи эти ряды, связанные с данным видом искусства, осмелюсь предположить, что, выбирая для гобелена временные рамки, мы, не задумываясь, отправили бы его в прошлое.

Еще не так давно гобелены воспринимались как неотъемлемая часть интерьера дворцов либо художественных галерей. И это неудивительно, ведь гобелен имеет многовековую историю.

Сегодня традиционный и обновленный гобелен, прежде всего, является модным и актуальным элементом оформления интерьера. Подушки, чехлы для мебели, покрывала, различные аксессуары - все эти вещи могут быть выполнены в соответствии с многовековой традицией, благодаря включению таких уникальных произведений декоративно прикладного искусства, коими являются гобелены, несущие набор положительных эмоций и создают атмосферу собственного стиля.

Гобелены удачно дополнят интерьер вашей квартиры, офиса. Этому элементу интерьера всегда найдется место в любом жилом помещении. Тематика гобеленов разнообразна: декоративные цветы, натюрморты, животные, эпизоды исторических событий, классические сюжеты, соборы и церкви, пейзажи. Так что создать свой индивидуальный стиль вам не составит особого труда. Где бы вы не решили повесить гобелены, и что бы ни было на них изображено - они, прежде всего, будут отображать ваше настроение, показывать ваш стиль и создавать ваше собственное видение уюта. Все вышесказанное говорит об актуальности рассмотрения данной темы.

Цель работы рассмотреть использование гобелена как предмета декоративно-прикладного искусства в интерьере.

Объект исследования: использование гобелена в интерьере.

Предмет исследования: гобелен как предмет декоративно-прикладного искусства в интерьере.

Задачи работы рассмотреть:

1. Особенности гобелена;

2. История происхождения гобелена;

3. Технологию создания гобелена, как предмета интерьера;

4. Художественные элементы гобелена, как предмета декоративно-прикладного искусства в интерьере;

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы, исследование.

Фрагмент работы

1.1 История происхождения и развития гобелена

Гобелены – тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известных художников. Гобелен - это изящное изделие, служащие для украшения стен, иногда для обивки роскошной мягкой мебели.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера.

Но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Самые ранние шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло [18].

Средние века в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель [7].

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские.

Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати [7, 15].

Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).

Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти [7, 12].

Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. С начала 17-го века самую широкую известность приобрела парижская шпалерная мануфактура Гобеленов, и с этого времени безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями начали именовать гобеленами.

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле [7, 18].

В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.

Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.

1.2 Появление гобелена в России

Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера [7, 16].

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож [7, 18].

О гобелене на территории Советского Союза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о Екатерине Великой и других царствующих особях России. Поэтому гобелен и царские палаты - это то пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленах в частном доме и речи не было.

Зато мода на ковры компенсировала утерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразных форм, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией на восточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какой гармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажейс речь не идет. Наряду с фарфоровыми слониками это стало символами эпохи.

Заключение

Гобелены имеют простую технику плетения, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобелена может быть только образованный артист, в своем роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветною шерстью и искусных пальцах; так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточною точностью, он должен иметь познания в живописи, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать еще и полным знанием своих специальных средств.

Подводя итог всей работы, можно с уверенностью сказать, что тканый гобелен переживает триумфальное возвращение в нашу жизнь.

Плетение гобелена издавна считалось верхом мастерства ткачей и вышивальщиц. Украшая дом различными изделиями, выполненными в технике гобелен, например гобеленовой картиной, гобеленовой скатертью украшенной салфетками, изящным гобеленовым покрывалом, мы задаем тон для создания совершенно нового облика своего жилья. Размеренность и спокойствие воцарятся в таком доме, где не будет места суете и мелочности.

Современные материалы и новейшее оборудование позволяют выполнять гобелены на высоком художественном уровне. В своем большинстве гобелены изготавливаются из натуральных материалов. Это может быть и шерсть, и хлопок и шелк. Гобелены не требуют особого ухода, их остаточно лишь чистить с помощью пылесоса. Качественные гобелены подвергаются особой обработке для придания им антистатических свойств.

Чем больше в нашей жизни присутствует красивых вещей, тем прекрасней становится весь мир. Красота – это своего рода оберег Homo sapiens. И пусть гобелены – эти прекрасные творения человеческого гения, продолжают нас оберегать в нашей весьма неспокойной жизни

Список литературы

1. Барышников А. П., Лямин И. В. Основы композиции. – М.: Трудрезервиздат, 1951. – 189 с.

2. Гидион З. Пространство и время / Пер. с нем. - 3-е изд. - М.: ТЕРРА, 2004.

3. Глазычев В. О дизайне и цвете - М.: Искусство, 1998.

4. Гропиус В., Добельман Э.И. Границы дизайна. – Спб.: Творчество, 2001.

5. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц. М., 1999

6. Забылин М. Русский народ: его обычаи. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

7. Колесов В. В. Гобелен .Санкт - Петербург, «Художник», 2000.

8. Колесов В. В. Народно - художественные промыслы России- М., Россия, 2002.

9. Костомаров Н. И. «Русско - народное творчество». М.:Изд.КУПС 2004.

10. Котин М.Н., Бочарский К.С. Создание предметной среды. – Спб.: Секрет, 2001.

11. Лещенко Т.А., Планида З.А. «Техника ручного рукоделия». - Ростов н\\ф.: Феникс, 2006.

12. Михайлов С. М. Кулеева Л. М. Основы дизайна: Учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды». – Казань: Новое Знание, 1999.

13. Научно - популярный журнал «Народное творчество» №4, 2006.

14. Робен Э.В., Васильева Г.К. Краткая методика художественного конструирования. - М., 1996.

15. Соловьев Н. Гобелен в интерьере. – Декоративное искусство СССР,1985,№2,с.10-13.

16. Хан-Магомедов С. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995.

17. Холмянский Л.М. Дизайн. – М.: ТЕРРА, 1999.

18. Ю.Савицкая В. Гобелен и пространство.-Декоративное искусство СССР,1975,№3,с.6-9.

Примечания

Есть приложения (Учебно-методическое пособие). Авторская работа.

К работе прилагается все необходимое для сдачи.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам 2 и 3 курсов художественно-графического факультета

Учебно-методическое пособие может быть использовано учителями учреждений среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также педагогами учреждений дополнительного образования.

Покупка готовой работы
Тема: «Использование предмета декоративно-прикладного искусства в интерьере. гобелен»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 2200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика