Дипломная работа
«Особенности изучения институтов гражданского общества в курсе обществознания»
- 82 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 7
1.1. Понятие, задачи и основные признаки институтов гражданского общества 7
1.2. Становление и развитие института гражданского общества в России 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 43
2.1. Сущность и классификация проблемных методов обучения 43
2.2. Применение проблемных методов при изучении институтов гражданского общества 64
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 73
3.1. Описание проекта 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность темы. Изучение гражданского общества, его институтов является как никогда актуальным, ведь в настоящее время в России происходит его становление. Это выражается в провозглашении прав и свобод личности высшей ценностью, определяющей сущность и характеристику деятельности государства.
Надо понимать, что когда речь идет о правовом государстве, то мы говорим не только о провозглашении различных прав и свобод, но подразумевается их действительное обеспечение. Более того, это видится одной из главных целей для государственной власти.
В действующей Конституции РФ, являющейся бесспорно прогрессивной по критерии содержательности и оттого по большому счету опередившей свое время, об этом как раз сообщается. Действительно, права, свободы индивидов и граждан представляют собой не что иное как непосредственно действующее. Именно им определять сущность, содержательную часть, а также собственно применение правовых норм. И, конечно, в Российской Федерации получили признание и, главное, гарантируются права, свободы. Вместе с тем существуют явные факты из жизни, противоречащие некоторым постулатам Основного закона страны. К примеру, в статье девятнадцать сообщается равенство всех перед правом и Фемидой. Также создаются препятствия для реализации права собираться в мирной форме, хотя данная возможность гарантирована статьей 31 Конституции РФ. Даже приведенные противоречия, которые, безусловно, имеют место быть также в других странах, показывают, направления и содержание дальнейшего развития.
Говоря о правовом государстве, принято говорить о гарантии в нем прав и свобод человека. На самом деле обеспечить их можно лишь благодаря синергетическим усилиям как со стороны демократической государственной власти, так и зрелого гражданского общества. Именно усилия последнего способствуют тому, чтобы действия государства осуществлялись максимально в интересах его граждан. Можно отметить следующую закономерность: в зависимости от достигнутого уровня развития сообществ гражданской инициативы находится результативность выполнения задачи сделать деятельность государственной власти на благо населения. Отсюда происходит тезис, декларирующий «фундаментом» правового государства именно общество, где развита гражданская самоорганизация.
Также все выше перечисленное наглядно иллюстрирует то, какую важность имеет правильное преподавание основ гражданского социума на занятиях по обществознанию. Верное раскрытие ценности подобного социума, раскрытие опыта передовых государств в его построении, доказательство эффективности действующих на данный момент общественных организаций по всему миру, а также роли личной ответственности за положение дел, будет способствовать заложению основ гражданской активности. Более того, требование сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества заложено в федеральном государственном образовательном стандарте.
Целью написания данной выпускной квалификационной работы является раскрытие темы «институты гражданского общества» в курсе обществознания и разработка методических рекомендаций по изучению институтов гражданского общества в курсе обществознания.
Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия гражданского общества, институтов гражданского общества, их признаки, функции;
- изучить историю становления гражданского общества в России;
- охарактеризовать сущность проблемных методов обучения;
- изучить применение проблемных методов при изучении институтов гражданского общества;
- разработка методических рекомендаций по изучению институтов гражданского общества в курсе обществознания;
- проанализировать источниковую базу.
Объектом исследования является специфика преподавания темы «институты гражданского общества» в курсе обществознания.
Предметом исследования является методика изучения темы «институты гражданского общества» в курсе обществознания.
Источниковая база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, оказавшие влияние на становление гражданского общества в России; ФГОС, а также методические пособия, научная литература и периодические издания, включая интернет- издания и электронные материалы.
Степень изученности проблемы. Вопросу преподавания темы «институты гражданского общества» в курсе обществознания посвящены пособия по поурочным разработкам. Это учебные пособия таких авторов, как Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др.
Однако существует достаточное количество материала по вопросам формирования гражданского общества, в целом. Это такие труды, как «Общественные организации в царской России: Наука, патриотизм и гражданское общество» Д. Брэдли, «Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития» Б. Гершунского и т.д.
Тема гражданского общества в России является в науке дискуссионной, а потому за последние 15 лет вышло достаточно литературы, достойной занять почетное место в историографии страны, поскольку изданная монография несет серьезный вклад в развитие науки. Это монографии Б.Н. Миронова, И.С. Розенталя, А.Е. Иванова, В.В. Шелохаева, Д.И. Раскина, Г.Н. Ульяновой, а также коллективная научная монография «Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII - начале XX в.»
Новизна данной ВКР. Предложенная в данном исследовании методология организации урока предполагает раскрытие не только признаков, функций институтов гражданского общества, но также привлечение данных из истории. В данном случае речь идет о том, чтобы использовать особенности и факты из истории становления гражданского общества в России, на уроке обществознания, тем самым расширяя и дополняя изучение темы. Подобным образом можно ожидать повышения мотивации и интереса на уроке со стороны учеников.
Практическая значимость ВКР. Методические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в школе для преподавания темы «гражданское общество» в курсе обществознания.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников. Список литературы и источников включает 61 наименование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
1.1 Понятие, задачи и основные признаки институтов гражданского общества
На «рельсы» строительства правового государства и гражданского общества Россия встала сравнительно недавно. Однако данный путь видится одной из важнейших целей развития страны. Более того, признание необходимости постоянного развития соответствующих институтов в сегодняшней России в качестве важных элементов и гарантов торжества демократии регулярно выражают как представители государственных органов, так и общественность.
Нередко можно встретить предложения о том, что надо развивать общественные организации, то есть «продукты» гражданского общества. Однако стоит сначала разобраться с термином «гражданское общество».
В большинстве западных языков латинское происхождение термина «socitas civilis» означает нерасчленимое единство «цивилизационного» и «гражданского».
С известным упрощением можно говорить о двух основных классах таких определений — «широком» — научно-политическом — и более «узком», инструментальном. Первое из них определяет гражданское общество как «метаинститут политической сферы — совокупность институциональных форм общественных ассоциаций и коллективных действий». Второе — узкое — определение гражданского общества — это «система бесприбыльных организаций, выполняющих различные общественные функции, именуемая третьим сектором».
Также под гражданским обществом понимают «социальную систему, в которой функции целого осуществляются через взаимодействия автономных индивидов. с учётом размерности их бытия, их прав, обязанностей, возможностей, интересов».
Рассматриваемый термин имеет достаточно долгую историю развития. Его можно встретить в трудах многих ученых, осмысливающих данное понятие на все более высоком уровне. Нередко определения противоречат друг другу, но зачастую дополняют друг друга.
В силу того, что мыслители на протяжении долгого времени делали небезуспешные попытки объяснить идею гражданского общества, термин приобрел множество определений. Согласно одному из наиболее распространенных, гражданское общество предстает системной структурой форм самоорганизации граждан. Речь идет, конечно, о негосударственных формах самоорганизации гражданского общества.
С одной стороны медали, по А.И. Подберезкину, гражданское общество - это совокупность негосударственных социальных институтов и взаимодействий, позволяющих индивидам, их объединениям воплощать индивидуальные и массовые интересы, гарантом и защитником которых выступает Конституция РФ. С обратной стороны медали, гражданский социум - это общество финансово и нравственно свободных индивидов и их групп, имеющих, помимо прав, обязанности перед государственной системой, закрепленные в конституции. Так предстает гражданское общество у доктора исторических наук А.И. Соловьева.
Однако все же наиболее простое и часто встречающееся в учебной и научной литературе определение рассматриваемого нами понятия выглядит следующим образом: «Гражданское общество есть совокупность всех негосударственных форм самоорганизации граждан».
Таким образом, гражданское общество - это общество свободных, суверенных личностей, наделенных гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством посредством добровольно сформировавшихся организаций. Основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.
В соответствии с поставленной целью, в рамках выпускной квалификационной работы была изучена тема «институты гражданского общества».
Складывание гражданского общества - процесс длительный и непростой.
В Европе оно начинает формироваться в рамках буржуазных революций. Стоит также принять во внимание ряд благоприятных факторов, наличием которых отчасти
Рассмотрев основные подходы к определению гражданского общества, можно говорить о том, что в настоящее время нет единого понятия, которое бы давало абсолютно полное представление о том, что представляет собой подобное объединение людей. Рассматриваемый термин имеет достаточно долгую историю развития, что отразилось в большом количестве определений различного авторства. Под гражданское социум понимается социальная структура, примечательная тем, что системным строением, где функции единого целого выполняются путем сотрудничества независимых агентов в зависимости от их состояния и законных прав, способностей, потенциала. По А.И. Подберезкину, гражданский социум - это совокупность негосударственных социальных институтов и взаимодействий, позволяющих индивидам, их объединениям воплощать индивидуальные и массовые интересы, гарантом и защитником которых выступает Конституция РФ.
На основании проанализированных подходов, можно сделать вывод о том, что гражданское общество есть совокупность всех негосударственных форм самоорганизации граждан. Однако подобное определение сделано с известным упрощением. В целом, определение понятия "гражданское общество" возможно лишь через систему общественных институтов. Под институтами гражданского общества понимают организованные так или иначе объединения граждан, действия которых направлены на реализацию каких-либо целей и задач, на разрешение собственных, общих для групп проблем.
В рамках работы уточнены такие принципы функционирования гражданского общества, как правовое равенство прав и свобод каждого человека, хозяйственную автономность индивидов на базе либо наличия частной собственности, что не запрещено, либо путем получения заработной платы за работу; право мирным образом создавать объединения, автономные от государственных, партийных органов; возможность объединяться в партии, движения; свобода средств массовой информации; защита гражданского общества со стороны государства.
Также определены функции гражданского общества: развитие общественного самоуправления, защита от чрезмерной власти государства, способствует процветанию демократических ценностей, обеспечение защиты от незаконного вмешательства государства, контроль за соблюдение прав и свобод человека.
Исследовав историю развития гражданского общества в России, становится понятно, что среди исследователей отсутствует единое мнение о том, когда в стране зародилось данное общество. Тем не менее, часть из них в качестве прототипа гражданского общества видит Новгородское вече и крестьянскую общину, то есть это время образования российской государственности. Другая часть ученых, например Дж. Хоскинг, считает точкой отсчета данного общества период правления Екатерины II. В Европе же формирование рассматриваемого общества начинается в рамках буржуазных революций. Стоит также принять во внимание ряд благоприятных факторов, наличием которых отчасти объясняется успешность в этом деле Европы.
Эпоху Екатерины II заслуженно называют также "золотым веком" русского дворянства. Впрочем, неплохие условия были созданы для последующего развития гражданского общества: открыто первое женское образовательное учреждение, сформировалось единственное полноправное сословие граждан с правами, свободами, представленными узким кругом русского дворянства, зародились начала экономического либерализма. Одним из результатов правления Екатерины II стало создание условий для развития гражданского общества. Во времена Александра II положен конец 300-летней эксплуатации крестьян. В стране создаются направления общественного движения консервативного толка, радикального, либерального. В 60-х гг. девятнадцатого столетия интенсифицировалось формирование среднего класса, являющийся общественным «фундаментом» для гражданского общества. В результате революции 1905-1907 гг. Россия стала конституционной монархией, просуществовавшей до 1917 г. Малочисленные возникшие и действовавшие к 1917 г. гражданские институты, охватывающие лишь небольшую часть населения. В стране упразднили частную собственность, деление на сословия, произошла централизация власти, уравнены гражданские права мужчин и женщин. В силу своей неактуальности на тот момент времени определение гражданского общества было позабыто. Новой вехой на пути становление гражданского общества стал период 80-х гг. двадцатого столетия. Построение рассматриваемого социума совпадает с освобождением от тоталитаризма. В 1990-91 гг. принимается ряд законодательных актов, действительно приближавших государство к гражданскому социуму. Успешной ли будет очередная попытка построения гражданского общества теперь зависит как от государства, так и, главное, от ее граждан.
В настоящей выпускной квалификационной работе изучены также проблемные методы обучения. Проблемное обучение — это системное учение по развитию ребенка в рамках учебного процесса. «Фундаментом» подобной концепции выступает применение специальных учебно-познавательных проблем и активизация интереса учащихся к интенсивному принятию участия в разрешении озвученных ситуаций. Уточнены представители данной теории. Рассмотрены основные типы классификаций. Подготовлен ряд проблемных вопросов, которые непосредственно можно использовать во время изучения гражданского общества.
Проанализировав учебно-методические материалы по обществознанию, можно прийти к выводу о том, что отдельно тема «гражданское общество» не рассматривается, отсутствует разнообразие подходов, направленных на изучение тематики. В рассмотренных пособиях предлагается лишь тезисное описание предполагаемого урока, где происходит знакомство с понятийным аппаратом, признаками, функциями. Материал в пособии не подразумевает глубокого изучения вопроса.
Итогом данной работы стало составление методических рекомендаций по изучению институтов гражданского общества в курсе обществознания, которые могут быть полезны учителям, преподающим в образовательных учреждениях обществознание и историю. Пособие подразумевает не только теоретический разбор темы, но и подкреплено исторической ретроспективой богатой истории развития гражданского общества России.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17 мая 2012 г. // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". Режим доступа: URI: http://www.consu**ant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95f d5e5cbd2eec34b4445cf314 (Дата обращения: 10.02.2019).
Научная литература
2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4 / Аристотель. М.: Мысль, 1983. С. 366-367.
3. Бакштановский, В.И. Гражданское общество: новая этика / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. Тюмень: Полис, 2003. С. 111.
4. Бредли, Д. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России / Д. Бредли // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 77.
5. Бялт, В.С. Перспективы становления гражданского общества в российской Федерации / В.С. Бялт, А.В. Демидов // Ленинградский юридический журнал. 2017. №2. С. 47-50.
+ еще 48 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Особенности изучения институтов гражданского общества в курсе обществознания» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности формирования политической культуры учащихся на уроках обществознания
Дипломная работа:
Правовое образование и его роль в становлении гражданского общества
Курсовая работа:
Гражданское общество и его развитие в современной России
Научная статья:
Роль гражданского общества в сфере обеспечения прав осужденных
Дипломная работа:
Воспитательный потенциал содержательной линии «право» в обществоведческом курсе и способы его реализации