Дипломная работа

«Лексико-семантические особенности русской рок - поэзии»

  • 120 страниц(ы)
  • 2348 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. Выражение национального самосознания средствами рок-поэзии

1.1. Становление отечественной рок-поэзии (историко-литературоведческий комментарий)….….5

1.2. Русский рок как вертикаль русской культурной памяти…10

1.2.1. «Я» как средство самовыражения в русской рок–поэзии…11

1.2.2.Фразеологизация рок–текстов у А. Башлачева….12

1.3.Семантическое варьирование ключевых слов и образов в рок-поэзии….20

1.4.Интертекстуальность в русской рок-поэзии …22

Выводы по I главе….33

ГЛАВА II. Лексико-семантические особенности рок–поэзии Д. Ревякина…36

Выводы по II главе…61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….62

Список использованной литературы….68

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Разработка внеклассного мероприятия….75

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тексты песен Д. Ревякина….83

ПРИЛОЖЕНИЕ 3….….118

Русская рок-поэзия возникла в конце шестидесятых годов ХХ века. До сих пор нет единого определения рок-поэзии, что объясняется неоднородностью самого явления. Эта неоднородность вызвана различными культурными влияниями (наследие русской литературы, англоязычная рок-поэзия, фольклор, восточная философия), по-разному проявившимися в творчестве каждого автора, территориальной разобщенностью нескольких течений рок-поэзии (Ленинград, Москва, Сибирь, Свердловск), резкими переменами в социальной жизни в конце ХХ века (перестройка, распад СССР), а также неповторимой индивидуальностью творчества каждого автора. На наш взгляд, отличительными чертами рок-поэзии является исполнение под рок-музыку, имеющую четкий ритм и предполагающую определенный состав инструментов в ансамбле, а также электроусиление звука; неразрывное сочетание текста, музыки и исполнения, интертекстуальность, а также трагическое или драматическое мироощущение автора. Вариативность бытования (концертное исполнение, студийных альбом, видеоклип, рок-спектакль) порождает вариативность текстов, что также может считаться одним из признаков.

Актуальность нашей работы очевидна: русская рок-поэзия – одна из составляющих современной русскоязычной литературы, а значит – современного русского языка. Русской рок-поэзией сегодня занимаются многие исследователи, было издано уже немало трудов, но ни одно исследование, сколько бы их не проводилось, не окажется в этой ситуации лишним.

Цель данной работы – исследование, анализ и попытка определения места рок-поэзии в языке. Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:

1. Изучение значения и места рок-поэзии в системе русской литературы и языка;

2. Выявление новых слов, встречающихся в текстах рок-поэтов (в частности – Дмитрия Ревякина («Калинов мост»), отметив наиболее яркие и характерные художественно-изобразительные средства, используемые поэтом;

3. Попытка соотнесения их с общей системой в составе современного русского литературного языка.

Объектом данного исследования является язык русской рок-поэзии (в частности – тексты песен Дмитрия Ревякина, стихи, его интервью, данные различным газетам и журналам, статьи, посвященные творчеству Ревякина и группы "Калинов Мост", записи выступлений разных годов, альбомы группы "Калинов Мост" "Вольница" (88-89гг), "Выворотень" (90г), "Узарень" (91г), "Дарза" (91г), "Ливень" (92г), "Пояс Ульчи" (94г), "Травень" (95г), "Оружие" (98г), а также сольные проекты Дмитрия Ревякина "Всякие разные песни" (88г), "Обломилась доска" (88г), "Охта" (88г), "Все поле в цветах" (96г), "Обряд" (97г).

Предмет исследования – тексты русских рок-поэтов.

Методы, используемые в работе, – метод лексикографического отбора, дефиниционный и сравнительно-сопоставительный (описание и сравнение словарных дефиниций), описательный, исследовательской работы, семантического анализа, статистический, сплошной выборки сопоставительный анализ 87 стихотворений Д. Ревякина разных периодов.

Материалом для исследования послужили тексты песен русских рок-поэтов рубежа ХХ-ХХIвв.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что окказиональная лексика ещё не исследовалась ранее в разрезе её употребления в рок-текстах.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что впервые со словообразовательной и лексической точек зрения описаны тексты такого представителя отечественной рок-музыки как Дмитрий Ревякин («Калинов Мост»). Всё это должно способствовать адекватному восприятию русской рок-поэзии. Мы полагаем, что наша работа может послужить полезным подспорьем более поздним исследователя нынешнего этапа в развитии русского языка на материале рок-текстов.

Структура работы обусловлена её целями и задачами: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (84 источников) и приложений.

Глава I

Выражение национального самосознания средствами рок-поэзии

1.1. Становление отечественной рок-поэзии (историко-литературоведческий комментарий)

Исполнение стихов с музыкальным сопровождением – явление, имеющее давнюю традицию в русской литературе. Первые романсы появились в России во второй половине XVIIIв., народными песнями и романсам становятся произведения А.А. Григорьева, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова, Я.П. Полонского, А.С. Пушкина. Параллельно с профессиональной литературой сосуществовал жанр городского романса, создававшийся любителями. В жанре городского романса исполнял свои произведения А.Н. Вертинский, оригинальная исполнительская манера которого (декламационный стиль пения) оказала существенное влияние на развитие русского романса и песенного творчества поэтов, писавших свои стихи для исполнения под гитару». В ХХв. многие стихотворения становились песнями (стихи С.А. Есенина, М.А. Светлова, К.М. Симонова, М.И. Цветаевой). Также появилось понятие «поэт-песенник», т.е. поэт, чьи стихотворения изначально задумывались как песни и часто писались в тесном сотрудничестве с композитором (М.В. Исаковский, В.И. Лебедев-Кумач, Л.И. Ошанин, А.И. Фатьянов). Во второй половине ХХв. появляется авторская (бардовская) песня, стихи которой изначально были рассчитаны на исполнение под гитару.

Очевидно, однако, что особенности рок-поэзии продиктованы именно ее ориентированностью на англоязычную рок-музыку, которая представляет собой синтез афро-американских ритмов и европейской музыкальной и словесной традиции. Таким образом, русская рок-поэзия является результатом взаимодействия трех различных культур, что оказало влияние на многие ее поэтические особенности, и, благодаря тесной взаимосвязи текста и музыкальной основы, на метрико-ритмические особенности в частности. Это дает нам право говорить о системе стихосложения русской рок-поэзии как о неоригинальной - стык стиха и сверхстиховых признаков произведения, главным образом устойчивых ореолов, в том числе связанных с иноязычными культурами, культурным прошлым, вообще с иными культурными пластами и метрико-ритмической организации текста и способов его звуковой и зрительной реализации.

В эпоху своего возникновения и развития рок-культура сыграла роль и духовного стержня, прежде всего для молодых творческих людей. Именно они оказались чутки к дисгармонии во всех жизненных сферах: в области быта, социального устройства, в области идеологии и официальной культуры. Молодой возраст, в свою очередь, обеспечил рок-движению особую энергию и максимализм в выражении своего мнения. Особенности молодого возраста обусловили острую потребность в самоопределении в культурном и жизненном пространстве. Совокупность социальных (культурная и идеологическая ситуация в Советском Союзе 70-х годов) и антропологических причин (специфика молодежного мировосприятия) вместе с влиянием многочисленных литературных (направления романтизма, Серебряного века, современные художественные искания), мировоззренческих (например, субкультура хиппи), фольклорных (культура скоморошества, народная песенная культура) и других источников определили лицо русской рок-культуры.

По ряду причин (главные из них – логоцентричность многовековой русской культуры, богатая литературная, фольклорная, песенная традиции, «голод» по слову, связанный с особенностями эпохи «застоя») вербальная часть отечественных рок-произведений обозначилась как доминанта.

Рок-поэзия пережила годы своей востребованности в последнюю четверть ХХв. В ней запечатлены исторические реалии того времени, а также мироощущение рок-поколения, их надежды, жажда духовного саморазвития. В этом плане рок-поэзия интересна как источник культурологических, социологических и психологических открытий. Однако в поэзии таких авторов как А. Башлачев, Б. Гребенщиков, М. Науменко, Д. Ревякин, В. Цой, Ю. Шевчук, обнаруживается выход за исторические и злободневно-социальные рамки. Их сочинения могут быть соизмеримы с литературными произведениями, осмысляющими вечные вопросы индивидуального и общечеловеческого бытия. На современном этапе общественно-культурного развития наблюдается, с одной стороны, еще не совсем угасшее внимание общества к рок-культуре, с другой стороны, все возрастающий интерес к року научного сообщества – филологов (литературоведов, лингвистов), а также искусствоведов, культурологов, психологов, социологов, философов, этнологов, педагогов.

Причина научного интереса кроется, в том числе, в обозначившейся (по прошествии определенного времени) ценности явления рок-поэзии: ее этического, концептуального и эстетического потенциала. Нам думается, что изучение рок-поэзии как целостного явления своевременно именно сейчас, когда исследователь не находится настолько далеко от эпохи рок-культуры, чтобы идеализировать и мифологизировать ее, но имеет достаточную дистанцию, чтобы посмотреть отстраненно на эпоху существования рока и на его поэтическое наследие.

Некоторые исследователи заявляют о самодостаточности рок-поэзии еще в начале филологического постижения феномена рок-культуры. В первом («тверском») сборнике «Рок-поэзия: текст и контекст» преамбула «От редколлегии» содержит гипотезу о самостоятельности текста рок - произведения: «текст рок - композиции по аналогии с текстом фольклорным или драматическим может являться объектом самостоятельного изучения» [31]. В качестве доказательства самостоятельного статуса русской рок-поэзии выступают многочисленные сборники рок-поэзии, в том числе и антологии.

Рок-поэзия представляет собой важную, своеобразную часть современной культуры, является значимым звеном отечественного литературного процесса. Особенности рок-поэзии, её место в русской литературе и сущность её как явления культуры – проблемный вопрос для современной филологии. Исследователь Е.А. Козицкая даёт интересный и значимый для нас ответ на этот вопрос, опираясь на теорию литературной эволюции Ю. Тынянова и В. Шкловского: «В истории литературы существуют периоды, когда сложившиеся эстетические каноны теряют свой смысл, когда выясняется, что традиционные формы уже исчерпали свои возможности. В такие моменты литература, чтобы избежать полного паралича, должна выйти за пределы самой себя и там, вовне, почерпнуть новые жизненные силы: она должна вторгнуться в не-литературу, втянув в свою орбиту «жизненное сырье», задействовав «неэстетические» планы. Похожие причины вызвали и появление русской рок-поэзии» [31].

Опора на закономерности литературной эволюции позволяет Е.А. Козицкой сделать вывод (со ссылкой на Ю.М. Лотмана) о том, что в современном литературном процессе рок-поэзия занимает срединное положение между «вершинной письменной литературой» и фольклором, выполняя в определённой степени функцию массовой литературы [32]. Массовая литература, считает Козицкая, «выполняет роль резервуара, в котором обе группы текстов обмениваются культурными ценностями». В нынешней литературной ситуации функцию подобного резервуара «в какой-то мере <…> несут именно рок-тексты» [32]. Данное рассуждение, при всей его спорности, несет определенный конструктивный смысл и заслуживает тщательного рассмотрения.

Исходя из тезиса об однородности (или сходстве) явлений масскультуры и рок-поэзии, можно сделать вывод о присутствии в рок-текстах непременных структурных элементов «усреднённого сознания». При этом разумно утверждать, что основную долю в интересующей нас поэзии занимает, естественно, рок, или собственно поэтический компонент, а так называемая «концептуализация» находится на периферии актуальных для данной поэтики смыслов.

Тем не менее, влияние массового сознания на рок-поэзию весьма ощутимо, хоть и занимает в ней не главенствующую роль. Возможно, это даже пересечения подсознательного характера или же мало отрефлексированные авторами обращения к концептам, однако это не даёт нам права обойти факт данного пересечения стороной. Художественное творчество начинается с «появления возможности говорить», считал М.М. Бахтин: «Возможность говорить» всегда сопровождается «выбором языка», когда решающее значение приобретают «проблема тона», «проблема серьезности» [4].

Выводы по параграфу

1. Особенности рок-поэзии, её место в русской литературе и сущность её как явления культуры – проблемный вопрос для современной филологии.

2. Особенности рок-поэзии продиктованы именно ее ориентированностью на англоязычную рок-музыку, которая представляет собой синтез афро-американских ритмов и европейской музыкальной и словесной традиции.

3. Русская рок-поэзия является результатом взаимодействия трех различных культур, что оказало влияние на многие ее поэтические особенности, и, благодаря тесной взаимосвязи текста и музыкальной основы, на метрико-ритмические особенности в частности.

4. В известной степени, можно говорить о присутствии в рок-текстах непременных структурных элементов «усреднённого сознания».

Отличительной особенностью русской рок-поэзии является ее система стихосложения, обусловленная тесной неразрывной связью текста и музыкальной основы. Так как формирование русской рок - поэзии происходило под большим влиянием англоязычной рок - поэзии и рок - культуры в целом, ее система стихосложения отчасти наследует черты англоязычной рок - поэзии: неупорядоченность междуударных интервалов при относительной упорядоченности количества ударных слогов, продиктованной связью текста с музыкальной основой песни. В свою очередь, эти особенности англоязычной рок - поэзии обусловлены влиянием блюза с его приемами «спетой речи» и «зова - ответа», позволявшими варьировать длину стихотворной строки. Выявление метрико-ритмических особенностей позволило нам говорить об особенностях русскоязычной рок - поэзии в целом в аспекте влияния на нее англоязычных образцов.

При освоении формы рок-н-ролла на русском языке увеличивается длина междуударных интервалов, количество ударных слогов обычно повторяется от строки к строке без изменений, что объясняется жанровой природой рок-н-ролла. Попытка применения равных междуударных интервалов в первом опыте по освоению рок-н-ролла привело к переносу некоторых ударений на безударные слоги. Позже перенос ударения на безударный слог (отрицательную частицу «не») используется автором как дополнительное средство выразительности.

Максимальное влияние на систему стихосложения рок - поэзии оказал прием «спетой речи». Формально он выражается в отказе от упорядочивания междуударных интервалов и неурегулированности количества ударных слогов в строке. Это приближает систему к тонической, что является необычным для русской песенной традиции, так как повторяющаяся мелодия обычно требовала повторяющегося ритма, а неупорядоченный тонический стих плохо согласуется с музыкой. Тем не менее, именно эта черта стала отличительной для рок-поэзии, так как использование подобного ритма придает песне исповедальный тон, дает автору возможность говорить со слушателем на живом, повседневном языке.

В ряде песен принцип «спетой речи», унаследованный от англоязычной рок - поэзии, проявляется в абсолютной реализации, то есть в тексте отсутствует какая-либо последовательность в расположении ударных и безударных слогов. Ритм становится непредсказуемым, но, тем не менее, он обусловлен музыкальной основой песни, временем звучания музыкальной фразы. Этот прием предоставляет автору возможность передавать живую речь героев, обращаться к слушателю на привычном для них языке, что позволяет использовать его в песнях с ярко выраженным медитативным началом, целиком основанных на сбивчивом внутреннем монологе. С этой же целью прием «спетой речи» используется и в песнях с урегулированным количеством ударных слогов в строке. Также неурегулированность ударных и безударных слогов проявляется в песнях большого объема с повествовательным началом. Но поскольку такой способ практически исключает возможность создания звукового курсива, поэт прибегает к упорядочиванию ударных слогов в строке для создания ритмической инерции.

Ритмическая инерция создается автором при помощи соблюдения одинакового количества ударных слогов в каждой строке или при помощи использования определенной последовательности строк с разным количеством ударных, образующих четкую схему. Отступления от заданного ритма в таких песнях заметны на слух, так как музыкальная основа песни подразумевает фиксированное количество сильных долей такта, то есть создают звуковой курсив, применение которого сходно в песнях обоих разделов.

Неизменное количество ударных слогов, то есть отсутствие звукового курсива, передает ощущение спокойствия. В некоторых из песен это передает состояние покоя и отсутствия событий, перемен как неестественного состояния.

В песнях с равным количеством ударных слогов в строке отсутствие отступлений от заданного количества ударных слогов является одним из средств создания стилизации.

При отсутствии отступлений от заданного количества ударных слогов в песнях с урегулированными неравносложными строками функцию звукового курсива может выполнять строфика: структуру рефрена, добавляя строку, образующую синтаксический параллелизм со второй строкой, притом, что остальные три строки припева повторяются без изменений, выражая главную мысль песни.

Основной ритм воспринимается автором как проявление нормы, и укороченные строки описывают нежелательные для героя ситуации, несовершенство окружающего мира, как это происходит в песнях.

Удлиненные строки являются применением приема «спетой речи» и используются автором для передачи внутренних монологов героя, его мрачных раздумий, также он применяется в песнях с большим объемом текста.

В песнях с неравносложными урегулированными строками выравнивание количества ударных слогов создает эффект ретардации, применяемый перед описанием драматических событий или для усиления комического эффекта. Это еще раз показывает, что звуковой курсив приобретает значение только в зависимости от контекста, в который он вписан.

Появление исповедального начала, и имитация живой речи заставляют автора обратиться к урегулированным неравносложным строкам.

В ходе работы над русскими рок-текстами мы сделали следующие выводы: 1. Особенности рок-поэзии, её место в русской литературе и сущность её как явления культуры – проблемный вопрос для современной филологии.

2. Особенности рок-поэзии продиктованы именно ее ориентированностью на англоязычную рок-музыку, которая представляет собой синтез афро-американских ритмов и европейской музыкальной и словесной традиции.

3. Русская рок-поэзия является результатом взаимодействия трех различных культур, что оказало влияние на многие ее поэтические особенности, и, благодаря тесной взаимосвязи текста и музыкальной основы, на метрико-ритмические особенности в частности.

4. В известной степени, можно говорить о присутствии в рок-текстах непременных структурных элементов «усреднённого сознания».

5. Главная особенность языка русской рок-поэзии – то, что этот язык описывает конкретные ситуации и взаимоотношения. Как язык субкультуры он не универсален определению, но оказывается вполне универсальным языком внутри субкультуры – способен адекватно обозначать всё необходимое.

6. Авторское "Я" в рок-поэзии реализуется с помощью местоимений по шести способам.

7. "Фразеологизация" рок-текстов А. Башлачева происходит не только за счет работы с уже имеющимися в языке идиомами. Можно предположить, что эстетическим идеалом, на который ориентируется речевой строй башлачевских песен, и является создание новых идиом.

8. Семантически варьируясь, ключевые слова рок-текстов выступают в качестве слов-образов, символов, воплощающих в себе смысл целого произведения или его части.

9. Обращение к образу А.С. Пушкина, к образам пушкинских героев, пушкинские цитаты у Бориса Гребенщикова и Майка Науменко демонстрируют, с одной стороны, принципиальную полемику с предшествующей культурной традицией и ее переосмысление с другой стороны, не менее принципиальна приверженность традиции, которая актуализируется в самом механизме цитирования - "подключение к авторскому тексту в том или ином масштабе смыслов текста-источника".

10. Рок подразумевает под собой отрицание рамок и границ. Рок-музыка - это не просто музыка, это борьба с самим собой, попытка осознать себя, понять мир. И, говоря о разрушение личности, хочется добавить то, что личность эта сформирована обществом, а оно часто ошибается. Может быть, стоит уничтожить свой собственный эгоизм и отказаться от обособления от окружающего мира ради вселенской любви?

11. В рок-поэзии Д. Ревякина явно прослеживается деление на периоды: налицо изменение образной структуры, усложнение лексики, "взросление" лирического героя.

12. Можно определить характерные для данного автора художественно-изобразительные средства: метафора, олицетворение, инверсия, использование неологизмов, диалектизмов - все они имеют ярко выраженную индивидуальность и придают стихотворениям Ревякина бесспорную узнаваемость.

13. Поэзия Ревякина - самобытна. Это проявилось в полной мере в третьем периоде творчества, в его обращении к прошлому, к древнему, общечеловеческому началу; в создании литературных неологизмов, в использовании диалектизмов, в двойственности его образной структуры, существующей одновременно и в прошлом, и в настоящем времени.

14. Рок-поэзия Ревякина самостоятельна, воспринимается независимо от его музыки, поэтому подвергается исследованию по законам литературоведческого анализа. Перед нами истинно-творческая натура и самобытная поэзия с особым художественным миром.

15. Суть творчества Д. Ревякина - это мир вечных чувств, которые не изменяются с течением времени, потому что существуют всегда. Поэтому автор часто соотносит прошлые, исторические времена с настоящим, с целью показать нам то, что раньше люди жили теми же чувствами: так же любили, так же боролись за свободу, за счастье, так же искали смысл жизни. Это не потеряло актуальность и сегодня, значит, чтобы разобраться с настоящим и предсказать будущее, надо обратиться к своему человеческому началу, к своим истинным чувствам, узнать себя.

16. В исследуемых нами текстах Ревякина обнаружено 141 лексическая единица авторского образования, из них: существительных - 85, глаголов - 31, наречий - 18 , прилагательных -7. Большинство слов (40) образовано Д. Ревякиным при помощи продуктивных и непродуктивных аффиксов: –арь, –ынь, –ень, –ерь, –ирь, –инь и т.п. Случаев скорнения - 11. Очевидно, это наиболее продуктивные способы образования новых слов, используемые Д. Ревякиным в процессе словотворчества. Фразеологических оборотов выявлено 24, все они также являются авторскими.

17. Дмитрий Ревякин - неуловимый, непредсказуемый и развивающийся поэт, привлекающий внимание своей неординарностью. И вполне возможно, что современная лингвистическая наука еще скажет свое слово о творчестве этого поэта.

Безусловно, русская рок-поэзия – неоднородное явление, и в творчестве других авторов могут наблюдаться черты иных систем стихосложения, обусловленные влиянием иных культурных традиций. Тем не менее, принадлежность любого автора к рок-традиции подразумевает наличие в его системе стихосложения тех или иных черт, так как в любом случае обращение к рок - традиции связано с обращением к западной рок-музыке.

В данной работе мы сделали очередной шаг по освоению понятия рок - поэзии, ее источников и особенностей. В дальнейшем установленные нами особенности могут быть использованы для определения принадлежности творчества того или иного автора-исполнителя к рок-традиции.

1. Алексеев И.С. «Рок-культура в публичном пространстве Санкт - Петербурга 1990-х годов»: автореферат дис. . канд. социол. наук. – СПб, 2003;

2. Альтернатива. «Опыт антологии рок – поэзии». – М.: Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991. – 238с.

3. Барт Р. «Смерть автора». Пер. С.Н.Зенкина // Барт Р. «Избранные работы: Семиотика. Поэтика». М.,1994. С.384-392.

4. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5. – М., 1996.

5. Бережкова М.С. «Семантика поэтического текста и подтекст // Исследования по семантике. – Уфа: Изд. Башкирского гос. ун-та им. 40-летия Октября, 1984. – С. 141-145.

6. Васильева А.И. Российская рок-музыка 1970-х–1980-х как социокультурное явление: опыт культурологического анализа: автореферат дис. … канд. культурологии. – Челябинск, 1999;

7. Виролайнен М.Н. Культурный герой Нового времени // Легенды и мифы о

Пушкине. СПб., 1995. С.335.

8. Власова Г.Б. Рок-культура – феномен ХХ века: автореферат дис. … канд. философ. наук. – Ростов-на-Дону, 2001;

9. Волков К., "Злой пророк", "Hot Rock"h**t://w*w.yspu.yar/fghju.r*

10. Гнедовский М. Майк, или Секретная лаборатория российского рок-н-ролла//РОССИЯ/RUSSIA. М., 1998. Вып.1[9]: Семидесятые как предмет истории русской культуры. С.186.

11. Голубева Т.Л. О феномене рок-культуры // Духовные ценности современной молодежи. – М., 1988;

12. Гончарова Н. Б. Специфика социологизации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: автореферат дис. … канд. социол. наук. – Ростов-на-Дону, 2002;

13. Горбачёв О.А. Частотный указатель текстов песен группы «Кино» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2000. - №3. – С. 54-83.

14. Гребенщиков Б. Песни. – Тверь, 1997. – 528 с.;

15. Даль В.И., "Толковый словарь живого великорусского языка", М., 1999г.

16. Дидуров А. Солдаты русского рока. - М., 1994. - С. 20-24, 41-45.

17. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993. С.38.

18. Елисова М.О. Диапазон смыслового варьирования ключевых слов «дождь» и «ливень» в поэзии Б.Пастернака // Русский язык и литература. – 1998. - № 5-6. – С. 34-38.

19. Житинский А. Семь кругов беспокойного лада // Башлачев А. Посошок: Стихотворения. - Л; 1990

20. Жолковский А.К. О гении и злодействе, о бабе и о всероссийском масштабе. (Прогулки по Маяковскому) // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.,1994. С.246-282.

21. «Золотое подполье»: полная иллюстрированная энциклопедия рок - самиздата. Нижний Новгород: Деком, 1994.

22. Ивлева Т.Г. Пушкин и Достоевский в творческом сознании Бориса Гребенщикова.

23. Иванова Т., "Калинов Мост" на берегах Невы", "Fuzz", июль-август, 1999г., стр. 24-25

24. Калугина Н. "Maxidrom"h**t://w*w.yspu.yard/dsrt.r*

25. Касьянова Е. В. Рок-культура в контексте современной культуры: дис. . канд. филос. наук. – СПб, 2003.

26. Квятковский Г.Ю. Рок-культура как объект социологического анализа. – Челябинск, 2003. – 145 с.

27. Климов О., "Калинов Мост", "Музыкальная газета", 1998г., стр. 11.

28. Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. – 1990. – № 8.

29. Козицкая Е.А. Академическое литературоведение и проблемы исследования в русской рок - поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 3. Тверь, 1999. C. 21-26.

30. Козицкая Е.А. «Чужое слово» в поэтике русского рока// Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 1. Тверь, 1997. С. 49 – 56.

31. Козицкая Е.А. Цитата в структуре поэтического текста: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 1998. С.12.

32. Коныгина Н., "Пессимистичный оптимист Ревякин", "Пульс", №1, 1998г., стр. 12-13.

33. Кушнир А., "100 магнитоальбомов советского рока", – М., 1999г.

34. Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-1990 гг. в социокультурном контексте: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1997;

35. Лосев В.В. О “русскости” в творчестве Александра Башлачева // Русская литература ХХ века: образ, язык, мысль: Межвуз. сб. науч. трудов. – М.: МПУ, 1995. С. 103.

36. Майк: Право на рок. – Тверь, 1996. – 288 с.;

37. Малый атлас мира. – М., 1981г.

38. Марголис М., О Ревякине с любовью, "Неделя", 24 февраля 1997г.

39. Махов А.Е., Морозова И.А. "Играющий бес": К интерпретации понятия игры у Пушкина // А.С.Пушкин и мировая культура. – М., 1999. С.225.

40. Медриш Д.Н., "Литература и фольклорная традиция". – СПб, 1993., С. 186-207.

41. МЕЗЕНЦЕВА Ю.Ю. Ташкент, 2001 Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2001. h**t://poetics.nm.r*/[1]

42. Мифологический словарь. – М., 1991. С.92.

43. Мякотин Е.В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода: автореф. дис. . канд. искусствоведения. – Саратов, 2006

44. Нагина И. Последний витязь - Дмитрий Ревякин. – Новосибирск, 2000.

45. Назарова И.Ю. Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. – Вып. 2. – С. 168-175.

46. NAUTILUS POMPILIUS. Введение в Наутилосоведение. – М., 1997. – 400 с.; Слово рока. – СПб., 1992. – 96 с.

47. Нежданова Н.К. «Крест» и «звезда» Виктора Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2001. - №5. – С.142-151.

48. Нефёдов И. В. Влияние контекста на семантику неопределённого местоимения «кто-то» в поэзии В. Цоя // Тезисы докладов 10 студенческой научной конференции. Изд-во РГПУ, Ростов н/Д, 2000.-С. 67-68.

49. Нефёдов И. В. Отношения местоимений к системе частей речи // Тезисы докладов студенческой научной конференции. Изд-во РГПУ, Ростов н/Д, 2002.С.38-39.

50. Нефёдов И. В. Прономинальный способ отображения действительности в рок - поэзии // Наука и образование. Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. Ростов н/Д, 2002, №3. - С.160-165.

51. Нефёдов И.В. Философская основа лингвистической категории определённости-неопределённости // Сборник тезисов докладов студенческой научной конференции. – Ростов н/Д, 2003. - С.5-6.

52. Нефёдов И.В. Неопределённые местоимения как одно из языковых средств выражения категории определённости-неопределённости в рок - поэзии // Наука и образование. Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. – Ростов н/Д, 2003, №1. -С. 195-202.

53. Нефёдов И.В. Семантическая характеризация личных местоимений в рок - поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 7. Изд-во Тверского госуниверситета. – Тверь, 2003. — С.208-214.

54. Николаев А.И. Словесное и до-словесное в поэзии Александра Башлачева // Вопросы онтологической поэтики. – Иваново, 1998. С.203-208.

55. Палий О.В. «Рок-н-ролл» - славное язычество (источники интертекста в поэзии А. Башлачева) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 2 . – Тверь, 1998. С. 67-73.

56. Парамонов Б. Конец стиля. М-СПб.,1999.

57. Полупанов В., "Светлая печаль Димы Ревякина", "АиФ - Я молодой", №11, 1996г.

58 Полупанов В., "Есть в нас что-то такое, что не дает сгинуть", "Я молодой", 1997г., стр.5.

59. Пурин А. Метаморфозы гармонии //Заболоцкий Н. Столбцы: столбцы, стихотворения, поэмы. СПб,1993. С.29.

60. Пушкин А.С. Поэт и толпа //Пушкин А.С. Собр. соч.: В 3т. Т.1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. М.,1985. С.435

61. Радке Э. Русская рок-музыка и ее функция в культурном советском пространстве: магистерская работа. – Дрезден, 2001.

62. Русское поле экспериментов. М., 1994. С.233–234.

63. Сайт гр. "Калинов Мост" (w*w.kalinovmost.r*)

64. Свиридов С.В. Мистическая песнь человека (эсхатология А. Башлачева) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 1. – Тверь, 1997. С. 94-107.

65. Свиридов С.В. Поэзия А. Башлачева: 1983-1984 гг. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 3. – Тверь, 1999.С. 162-172.

66. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – М., 1997.

67. Словарь иностранных слов и выражений. – М., 1997г.

68. Смирнов И., "Время колокольчиков", М., 1994г., стр. 31-34.

69. Соседов С., "Калинов Мост" вооружился", "Трибуна", №21, 1998г.

70. Сурова О., "Русская душа - это когда очень красиво, очень духовно, но совсем непонятно", "Айда!", 1997г., стр. 36.

71 Тексты Е.Летова цит. по: h**t://grob.by.r*/

72. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. – М., 1991.

73. Троицкий А. Бард-рок // Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии. – М., 1990. с.52-53.

74. Урубышева Е.В. "Творчество А. Башлачева в циклизации «Русского альбома» БГ" // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 4. – Тверь, 2000. С. 207-215

75 Урюпин Д., "Норовистый сибиряк в центре зла", "Fuzz", сентябрь 1997г., стр.21-22.

76. Цветаева М. Стихотворения. Поэма. - М. 1991. - С.323.

77 Черняков А.Н., Цвигун Т.В. Поэзия Е. Летова на фоне традиций русского авангарда (аспект языкового взаимодействия) //Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып.2. – Тверь,1999. С.86-94.

78. Шидер М. Литературно-философская направленность русской рок - лирики // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 5. – Тверь, 2001. С. 202 – 205.

79. Шинкаренкова М.Б. Метафизическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: автореф. дис. … канд. филол. наук (специальность 10.02.01 – русский язык). – Екатеринбург, 2005.

80. Шостак Г.В. Рок-поэзия как предмет изучения на уроках русской литературы //Традиционное и новаторское в преподавании литературы в школе и вузе. Материалы международной научно-практической конференции 20-21.11.2001. — Брест: Брест. гос. ун-т, 2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://shostak.iatp.by/doc/article/POESIA.htm.

81. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. 1986-1989. – СПб., 1993.

82. Янушкевич М. А. Проблема изучения античных реминисценций в русской бард - рок - поэзии // Гуманитарий. – 2003. – N2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.blackalpinist.com/scherbakov/Praises/antic.html.

83. Яранцева И., "Музыкальный магазин" h**t:/doc/article/POESIA.htm.

84.h**t://w*w.yspu.yar.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Лексико-семантические особенности русской рок - поэзии»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 120
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика