Дипломная работа
«Физическая подготовка спортсмена (легкая атлетика - спринт)»
- 51 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ 6
ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности юных легкоатлетов 6
1.2. Средства, методы и принципы на этапе начальной подготовки 9
1.3. Тренировочный процесс в легкой атлетике на этапе начальной подготовки 15
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Методика исследования 23
2.2 . Организация исследования 26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Результаты исследования 30
3.2. Анализ полученных результатов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
Таблица 10 49
Основные 3 формы предстартовых реакции (Пуни А.Ц.) 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50
Таблица 11 50
Основные параметры тренировочной и соревновательной нагрузки на этапе начальной подготовки (по Сахновскому К.П.) 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 51
Таблица 12 51
Уровень физической подготовленности на начальном этапе 51
Актуальность. За последние годы наука о спорте, в том числе теория и методика легкой атлетики, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. От того, насколько у спортсмена развиты основные физические качества, от которых зависит соревновательный результат, можно судить о дальнейшем росте его мастерства.
Высокий уровень физической подготовленности позволяет спортсменам поддерживать высокую скорость движения. Слабое развитие физической подготовки является причиной ухудшения техники легкоатлета с наступлением некоторого утомления. Омоложение легкоатлетического спорта также привело к значительному увеличению тренировочных нагрузок и их интенсивности. В настоящее время в легкой атлетики для достижения высокого уровня спортивных результатов большое значение приобретает повышения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, начиная с юного возраста. В этом возрасте кроме роста спортивных результатов необходимо также создать предпосылки для достижения высокого стабильного результата и в зрелом возрасте.
К сожалению, методика развития физической подготовки молодых спортсменов еще не достаточно отражена в научно-методической литературе, в теории и практике легкоатлетического спорта есть некоторые разногласия во взглядах на вопросы содержания и методики тренировки легкоатлетов-спринтеров.
В нашей работе мы хотели бы изучить методику развития физической подготовки у юных легкоатлетов-спринтеров. Так как спорт значительно омоложается, и, не имея значительной базовой подготовки . проблематично выглядят выступления спортсменов в период достижения возраста наивысших спортивных результатов. Физическую подготовку на этапе начальной подготовки взяли как одно из важнейших качеств спортсмена.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных средств и методов развития физической подготовки, призванных обеспечить достижения желаемого спортивного результата, на начальном этапе подготовки. Проблема развития и совершенствования физической подготовки у юных спортсменов является весьма актуальной и привлекает постоянное внимание физиологов, педагогов, тренеров и спортсменов.
Подготовка легкоатлета - многократно и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения, предусмотренных планом и программой результатов.
В процессе многолетних занятий легкоатлет, как и любой другой спортсмен, проходит техническую, физическую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.
Легкоатлетический спорт объединяет такие широко распространенные и естественные для человека виды физических упражнений, как ходьба, бег, прыжки и метания. Кроме того, отдельным видом легкой атлетики являются многоборья, которые состоят из нескольких видов легкоатлетических упражнений в различном их сочетании.
Для каждого вида легкой атлетики разработаны специальные программы подготовки. Они разрабатываются, учитывая возраст, пол и уровень подготовленности спортсмена, а также время, оставшееся до соревновательного периода. Подготовка, в зависимости от вида, предусматривая развитие в большей направленности именно тех качеств, которые являются основными составляющими данного вида легкой атлетики.
Правильно построенный и спланированный тренировочный процесс позволяет спортсмену хорошо подготовиться к соревнованию, а также избежать перегрузок и травм.
Цель исследования: изучить уровни физической подготовленности детей(11-12 лет) на начальном этапе (на примере легкой атлетики).
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам физической подготовки юных спортсменов.
2. Выявить средства и методы воспитания физической подготовки у юных спортсменов 11-12 лет.
3.Определить наиболее оптимальный вариант планирования тренировочного процесса юных спортсменов.
Объект исследования: спортсмены спринтеры (11-12 лет).
Предмет исследования: физическая подготовка на начальном этапе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на секционных занятиях по программе специальной физической подготовки на начальном этапе у спортсменов экспериментальной группы могут быть результаты выше, чем у контрольной группы занимающихся по традиционной методике.
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Анатомо-физиологические особенности юных легкоатлетов
Для того чтобы применять рациональные методики, средства обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главных систем организмов. Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость, но нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недоступны. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлить рост трубчатых костей в длину. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. Особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет.
Важную роль в этой функции играют железы внутренней секреции, которые выделяют непосредственно в кровь или лимфу активные вещества гормоны. Половые железы одновременно с образованием половых клеток, служащих для продолжения рода, внутрисекреторной своей частью выделяют в кровь ряд половых гормонов, неодинаковых у мужчин и женщин. Мышечная работа тесно связана с деятельностью желез внутренней секреции.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см. главным образом за счет удлинением ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наблюдается существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Примерно с двенадцатилетнего возраста ребенок вступает в период полового созревания. Начинается развитие вторичных половых признаков: у девочек становятся шире бедра и округляется грудь, а у мальчиков грубеет голос и развиваются мышцы. У подростков обоих полов начинают расти волосы на лобке и под мышками. Половое созревание завершается к тому времени, когда у подростков появляются основные половые функции. У девочек начинаются менструации, а у мальчиков увеличиваются размеры пениса и появляется потенция и способность к эякуляции. Возраст наступления половой зрелости колеблется в широких пределах. Обычно у девочек половое созревание начинается на два года раньше, чем у мальчиков.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких увеличивается почти в два раза. Поэтому при проведении занятий (тренировок) необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.
В беге на короткие дистанции спортсмен выполняет работу в анаэробном режиме. Тренировки увеличивают возбудимость и лабильность мышц. Так, хронаксия (косвенный показатель лабильности мышц) - наиболее короткая. Это умение расслаблять мышцы. При утомлении способность к релаксации снижается. Расход энергии возрастает по мере увеличения длины дистанции и темпа ее прохождения, а также климатических факторов и функционального состояния (тренированности) спортсмена. Расход энергии при беге на короткие дистанции составляет 3700-4200 ккал у мужчин и 3200-3600 ккал - у женщин.
Легочная вентиляция при беге на короткие дистанции небольшая. Кислородный запрос невелик. Незначителен и кислородный долг. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Более высокие показатели физического развития у подростков спортсменов объясняются тем, что систематическая мышечная деятельность стимулирует процессы обмена веществ в организме. ЧСС зависит от многих факторов, включая возраст, пол, функциональные состояния и положение тела. У спортсменов ЧСС составляет 50-55 уд/мин. Физическая нагрузка приводит к увеличению ЧСС, при чем при максимальной работе она нарастает до предельно достижимой. Электрокардиограмма подростка близка к взрослому типу. Так как кровеносные сосуды развиваются медленнее сердца и относительно сужено по сравнению с емкостью сердца, то при физической работе легко повышается кровяное давление, а вследствие повышения возбудимости симпатической системы значительно учащается сердцебиение и наблюдается аритмия поэтому физические упражнения нужно ограничивать.
Таким образом, первое физическое развитие подростка происходит и само по себе, вследствие естественного роста, однако физическое воспитание направляет этот процесс, ускоряет и совершенствует его. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья человека, повышению уровня физического развития, расширению функциональных возможностей и адаптационных способностей его организма, а значит, и положительно влияют на репродуктивную функцию человека.
Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека (ходьба, бег, прыжки и метания), способствуют совершенствованию многих жизненно важных умений и навыков, повышают функциональные возможности всех органов и систем, в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной. Легкая атлетика развивает у человека такие важные качества, как быстроту, выносливость, силу, ловкость, умение преодолевать трудности, упорство в достижении цели.
В ходе нашего исследования было: изучены формы, средства и методы развития физических качеств спортсменов и теоретически обосновать необходимость их использования на этапе начальной подготовки. При характеристике комплекса задач по воспитанию физических качеств отмечалось, что решаться они должны в единстве и в определенной последовательности.
Главной целью тренировки на этапе начальной подготовки является с укрепление здоровья, совершенствование гармонического развития, овладение системой знаний, умений и навыков в области легкой атлетике: повышать спортивное мастерство в избранном виде специализации. В зависимости то контингента занимающихся, условий, места и время проведений занятий эти общие установки должны быть конкретизированы и дополнены. Спортивная тренировка легкой атлетики включает себя различные виды подготовки: морально-волевую, теоретическую, общую, специальную, физическую, техническую, тактическую, организационно-методическую и выступление на соревнованиях.
Для достижения результатов в беге на короткие дистанции необходима мгновенная реакция на стартовый сигнал, способность набрать максимальную скорость на коротком отрезке стартового разгона и сохранить его на короткие дистанции. Психологические особенности спринтеров состоит в умении мобилизировать свои возможности в течении короткого отрезка времени бега, проявит высокое самообладание, способность концентрации внимания настойчивость и волю к победе.
В процессе тренировочных занятий, развивая способности занимающихся необходимо предъявлять к ним повышенные требования, вырабатывая умения регулировать и правильно распределять свои силы, быстро воспринимать и правильно оценивать обстановку, самостоятельно находить правильные решения, неожиданно возникшие в соревновательной ситуации. Тренировку обязательно нужно начинать с разминки, а по завершению использовать восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна). Для эффективности тренировки' нужно использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим дня и правильное питание. Так же нужно планомерной, тщательно продуманной и включать в себя этапы заранее распределенные для подготовки к предстоящим соревнованиям.
При проведении тренировочных занятий все тренеры должны соблюдать входящие в него основные элементы:
1) Определение индивидуальных особенностей и функциональных возможностей спортсмена;
2) Определение цели и времени, необходимого для ее достижения;
3) Определение конкретных задач обучения, воспитания и повышение функциональных возможностей;
4) Выбор средств и методов, величин нагрузок, определение различных циклов и другое;
5) Доставление общего и индивидуальных планов тренировки (на несколько лет, год, месяц);
6) Практическое выполнение плана и регулирование тренировочных и соревновательных воздействий, учет и корректировка нагрузки.
Все тонкости тренировочного процесса до конца не освоены - это и позволяет совершенствовать его построение год от года.
В процессе подготовки юных легкоатлетов спринтеров используются все основные принципы и методы, но характер их применения -последовательность, объем, интенсивность - меняется в зависимости от этапа. В ходе нашей выпускной квалификационной работы была проанализирована специальная литература по физической подготовке юных спортсменов, которая помогла выявит средства и методы воспитания физической подготовки у юных спортсменов (11-12 лет). Определить наиболее оптимальный вариант планирования тренировочного процесса.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., 1998. - 223 с.
2. Бойко А.Ф. Основы легкой атлетики. М., 1999. - 54 с.
3. Верхошанский В.М. «Силовая подготовка спортсмена», 1998. - 8 с.
4. Гайхмон П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. - М, 1995.-599 с.
5. Годик М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т.Г. Стречинг. Подвижность. Гибкость. Элстичность. -М., 1991.-45 с.
6. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Ф и С, 1998. - 68 с.
7. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М.:ФиС, 1980.- 6 с.
8. Гордон СМ. Теория и практика физической культуры. - М., 1997. - 68 с.
9. Гужаловский А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов// Теория и практика физической культуры. М., 1999.
10.Гусак Ш.З. //. «Физическая культура», - М., 1985. - 37 с.
11. Жилин А.И. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студентов высш. пед.
учеб. заведений/ Жилин А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е.В. - М., Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
12.3ациорский В.М. «Физическое качество спортсмена». -М., 1990. - 5 с.
13. Зимкин Н.В. Научно-медицинская конференция. - М., 1997. - 98 с.
14.Кагашкин В.М. «Методика физического воспитания». - М., 1998. - 43 с.
15.Корнелюк О.М. Тренировка начинающего спортсмена. Ежедневник -77. М., Фи С, 1997 .- 15 - 19 с.
16.Кузьмина Н.И., Огольцев И.Г. «В помощь тренеру». - М., 1994. - 9 с.
17.Курашмина Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания. - М.,
2007.
18.Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. -М, 1999г.
19.Легкая атлетика. Учебное пособие. Чистеков Ю.Н., Останенко А.Н., Селиверстов Б.П.: Высшая школа, 1997. - 208 с.
20. Лубышева Л.К. Теория и практика физической культуры. - М., 2004 год-8 с.
21.Лутковский Е.М., Филиппов А.А., «Физкультура и спорт», - М, 1980. -75 с.
22.Марков А.А., Масленников СМ. Обучая легкой атлетике//ФК в школе № 3,2000.- 97 с.
23.Матвеева Л.П. Общая теория спорта. - М., 2001. - 185 с.
24.Мейксона Г.Б. и Любомирский Л. И. Методы физического воспитания
школьников. - М., 1999. 25.Новикова А.Д. Теория и методы физического воспитания. - М., 2007. -295 с.
26.0золин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М., 2002. -401 с.
27.0золин Н.Г. «Современная система спортивной тренировки». - М., 1997 -20 с.
28.0золин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Ф и С, 1970.- 316 с.
29.0золин Н.Г. Путь к успеху. - М.: Ф и С, 1984. - 11 с.
ЗО.Озолин Н.Г., Маркова Д.П. Легкая атлетика. Учебник. -М., 1992.
31.Основы управления подготовкой юных спортсменов/ под редакцией
Набатниковой М.Я. М., Физкультура и спорт, 1992.
32.Остапенко Л. Ж. «Физическая культура в школе». - М., 1999. - 56 с.
33.Попов В., Суслов Ф., Ливадо У. Юный легкоатлет. Москва, «Физкультура и спорт», 1994.
34.Рекутина Н.В. Игровой и соревновательный метод обучения. - М., 1998. -65 с.
35.Сернеева Б. В. Определение физической подготовки школьника. - М., 1993 .
36.Смоленский Р.П., Патринеев А.С. Ты можешь стать сильным. - М., 1985. -144 с.
37.Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1992.
38.Теория и методика физического воспитания: T.I, II: Учеб. для институтов физической культуры/Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: Фи С, 1976.- 14 с.
39.Теория спорта: Учеб. для студентов институтов физической культуры.
Под ред. проф. В.Н. Платонова. — Киев: Вища школа, 1987. - 19 с.
40.Тер- Ованесян А.А. и Тер- Ованесян И.А. Педагогика спорта. - Киев:
Здоровье, 2000. - 78 с.
41.Учение о тренировке/Пер с нем.; Под общей, ред. Дитриха Харре. - М : ФиС, 1990.- 167 с.
42.Фарфель Ф.В. Управление движениями в спорте. -М., 1995.
43.Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособия для учителя/ под редакцией В.И.Леха, Г. Б. Мейксона-М., 1997.
44.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1997. - 232 с.
45.Харре Д.Г. Учение тренировке. - М., 1991. - 56 с.
46.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания.- С/Пб., 2000. - 193 с.
47.Хрипкова А.Г., Колосов Б.В. Мальчик - подросток - юноша. Пособия для учителей, - М., 1992. - 207 с.
48.Черняев В.В.Для общедвигательной подготовки. - М., 1993. - 14 с.
49.Шурхал О.И., Накутлый Н.Д. Для повышения физической подготовки. -М., 1980.- 21 с.
Тема: | «Физическая подготовка спортсмена (легкая атлетика - спринт)» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 51 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности методики проведения урока лекой атлетики в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Воспитание физических качеств в среднем школьном возрасте на уроках легкой атлетики
Дипломная работа:
Воспитание общей выносливости у обучающихся 8-9 лет на уроках физической культуры по легкой атлетике
Курсовая работа:
Общая физическая подготовка самбисток на этапе высшего спортивного мастерства (общая характеристика)
Дипломная работа:
Совершенствование физического развития детей 12-13 лет, занимающихся в секции по легкой атлетике