Дипломная работа

«Осмысление правового регулирования прав и свобод детей»

  • 71 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ….…

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ….…

1.2 РАЗВИТИЕ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ….…

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ…

2.1 ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…

2.2 РАСШИРЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…

2.3 ОБЩЕСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К РАСШИРЕНИЮ НОРМ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА…

Введение

Развитие ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних является главной точкой приложения сил законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества в Российской Федерации.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день существует большое количество мнений, позиций и проектов по поводу правосудия для несовершеннолетних, что приводит к основному вопросу: какой должна быть ювенальная юстиция в России?

Необходимость создания ювенальной юстиции обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права. Частью правовой системы России являются: Конвенция ООН о правах ребенка; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г.; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением 1990 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.

Российское законодательство в области ювенального права и правоприменительная деятельность, в том числе в вопросах осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, нуждаются в приведении в соответствие с законодательством и правоприменительной практикой Европейского союза.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних.

Предметом исследования являются теоретические, организационные и правовые основы системы ювенальной юстиции в России.

Целью исследования является теоретическое осмысление правового регулирования прав и свобод детей; истории, развития и становления ювенальной юстиции в Российской Федерации. Посмотреть на какие нормативно-правовые акты опираются действующие ювенальные суды в субъектах РФ.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

-рассмотреть правовое положение детей и несовершеннолетних до зарождения ювенальной юстиции;

-изучить опыт становления ювенальной юстиции в России;

- определить содержание ювенальной юстиции;

- выявить проблемы процесса формирования комплексной системы ювенальной юстиции на основе опыта по внедрению элементов ювенальной юстиции на примере ряда регионов России;

- проанализировать развития ювенальной юстиции в России;

-разработать проект ….

Методологической основой исследования является общенаучный метод всеобщего познания, системно-правовой, формально-правовой анализ. Основу исследования также составили разработки зарубежных и отечественных юристов, касающиеся проблем становления и развития ювенальной юстиции. Нормативной базой исследования явились Конституция РФ, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г., Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г.; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г., Федеральный закон « Об органах опеки и попечительства

2008 г. и ряд других нормативно - правовых актов, регламентирующих отношения в сфере правосудия несовершеннолетних.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ

В Древней Руси правовое положение ребенка можно выделить как бесправное. Семья была патриархальной, во главе семейства стоял отец. Ребенок был полностью подчинен воле родителей. В дохристианский период воспитание соблюдало языческие обычаи и традиции.

Первые шаги в области прав ребенка были предприняты при Ярославе Мудром, составителем «Русской Правды», он создал сиротское училище, в котором юноши находилось на его иждивении. Более подробно права детей раскрыл Владимир Мономах во второй части «Русской Правды». В ней закрепляется право матери оставлять по завещанию свое имущество детям; в случае вдовства все имущество матери сохранялось для передачи его детям. Дети в «Русской Правде» рассматривались в статьях посвященных наследству (они являлись наследниками без завещания), правом опеки над сиротами. В XII – XIII вв. упоминаются дела о наследственных тяжбах между братьями и сестрами в церковных судах .

По поручению Владимира I было создана помощь сиротам, под опекой и надзором духовенства.

После Крещения Руси произошли некоторые изменения в «Русской Правде». Дети стали делиться на законно и незаконнорожденных (статья 98 Пространной Правды). Дети, рожденные от рабы, были незаконными и не являлись наследниками.

Дальнейшее влияние на развитие прав детей и обязанностей родителей оказали Кормчие книги. Церковь брала детей под сохранение своих законов . Из-за голода родители продавали своих детей приезжим . Отдавали ребенка и даром. Мать могла продать ребенка по нужде, за это ей накладывалось наказание – епитимья. Особенно относились к брошенным детям. Если ребенок остался жив, то он становился рабом того человека, который его воспитал.

В XVI вв. источником, регулирующим семейные отношения и права детей, являлся «Домострой». Дети должны были почитать своих родителей, угождать им. Родители в свою очередь имели право наказывать своих детей, в воспитательных целях, однако, уже к тому времени появлялась возможность лишения родительских прав, на основании недопустимого отношения к ребенку .

Соборное Уложение принятое в 1649 г. точно определяет возраст совершеннолетия. До 15 лет ребенок считался малолетним, а само несовершеннолетие прекращалось при наступлении 20 лет. За родителями закреплялось право продавать своих детей в холопство, при переходе самих же родителей в холопство, детей отдавали в кабалу .

Права детей в те времена были минимальными, даже за убийство своего ребенка родители несли наказание в виде одного года тюремного заключения. Быть незаконнорожденным считалось быть бесправным и позорным.

Значительно расширились права детей при Петре I. В Указе «О порядке наследования» 1714 г. установился возраст для вступления в брак: с 17 лет для девушек и с 20 лет для юношей. Артикул 176 Устава воинского 1715 г. гласит, что если девушка родит от холостого парня и тот на ней не жениться, то его привлекут к наказанию .

Большое внимание Петр I уделил вопросу опеки. Все сироты – мальчики до 7 лет воспитывались в школах для мальчиков, а сирот женского пола обучали грамоте и рукоделию. Появляется несколько видов опекунов: по завещанию родителей; в соответствии с законными правилами; по распоряжению, выданному правительством.

Также было написано несколько поучений для родителей касающихся воспитания детей. Дети должны были соблюдать все прописанные там правила поведения, для того чтобы вырасти достойными людьми.

При Петре I активно осуществлялась борьба с детским беспризорничеством. Воспитание детей шло на благо государства. Государство брало ответственность за организацию опеки над детьми.

Во времена Екатерины II все незаконнорожденные дети находились до своего совершеннолетия в общественных учреждениях – приютах, организованных 1 сентября 1763 г., в последующем они приобретали статус вольного человека. Приюты были открыты в нескольких городах, на средства пожертвований. В такие приюты принимались дети, оставшиеся без пропитания; дети родителей, которые находились на крепостных работах; младенцы, чьи матери умерли в больницах.

В 1785 г. установились различия между опекой и между попечительством. До 14 лет была опека, с 14 лет – до 21 года устанавливалось попечительство .

Во времена Екатерины II государством была организована социальная функция (создавались приюты, воспитательные дома); законодательством были установлены правила воспитания детей.

Но несмотря ни на какие преобразования власть родителей над детьми оставалась жестокой, она сохраняла свою авторитарность. Ребенок же должен был беспрекословно подчиняться воле своих родителей.

Новшество в семейные отношения и правое регулирование детей внес Свод Законов 1822 г . Вопросам семьи, брака, детей была посвящена 1 книга X тома.

Согласно Закону все несовершеннолетние делились на возрастные группы: от рождения до четырнадцати лет; от четырнадцати до семнадцати лет (малолетний); от семнадцати до двадцати лет (несовершеннолетний).

До четырнадцати лет ребенок был лишен любой дееспособности. С четырнадцати до семнадцати лет малолетний имел право просить об установлении опекунства, замены ему опекуна. Но права на какие –либо сделки, распоряжение своим имуществом малолетний не имел.

Был установлен в Своде Законов процесс усыновления. В статье 145 устанавливалось, что усыновлять могут все лица. Усыновление не допускалось, только если у усыновителя уже есть свои законные и узаконенные дети. Право на усыновление имели: дворяне, купцы, мещане, члены войск, члены казачьих войск. Усыновителю должно было быть не менее тридцати одного года, и он должен был иметь гражданскую правоспособность. Если усыновляемый на тот момент уже достиг четырнадцатилетнего возраста, то требовалось его согласие на усыновление.

Особые правила усыновления были для воспитанников Московского и Санкт-Петербургского детских домов . Усыновление могло производиться только с согласия начальства, оно выдавало в удостоверение усыновления, специальное свидетельство. Воспитанники детских домов должны были к моменту усыновления достигнуть трехлетнего возраста при наличии свидетельств о рождении. Если же свидетельство отсутствовало, то воспитанники допускались к усыновлению после шести недель пребывания в детском доме.

Свод Законов точно определял обязанности детей. В статье 177 говориться, что дети должны оказывать почтение своим родителям, покорность и послушание, однако, если со стороны родителей совершались действия противозаконные по отношению к детям, то они подвергались судебному наказанию.

Таким образом, к началу XX вв. имели существование основные принципы охраны прав детей со стороны государства; регулировалась правосубъекность несовершеннолетних; ограничивалась власть родителей над детьми; была сформирована деятельность органов опеки для защиты прав детей.

Уголовная политика в области несовершеннолетних в XIX – XX вв. основывалась на Законе 1897 года «О несовершеннолетних преступниках». Предусматривалось для несовершеннолетних преступников наказание в виде заключения в специально отведенные помещения. С 17 до 21 года могло применяться наказание в виде каторги и поселения. За период с конца XIX – по начало XX вв. около 4 тысяч несовершеннолетних были заключены в колонии и 8 тысяч – в тюрьмы.

В 1910 г. в Санкт – Петербурге на основании Уложения о уголовных и исправительных наказаниях был открыт суд, которому были подведомственны дела несовершеннолетних преступников. Суд имел право рассматривать дела несовершеннолетних, которым на тот момент уже исполнилось 10 лет. Преступников в основном направляли в исправительные заведения для несовершеннолетних. В местах, где исправительных учреждений не было, несовершеннолетних отправляли в монастыри для исправления на срок определенный судом.

Для малолетних детей предусматривалась замена наказания, к ним не применялась смертная казнь, ссылка, каторжные работы, все это заменялось лишением свободы от двух лет до пяти.

Функции судьи в «детских судах» осуществлял специально организованный мировой судья. Судья должен был обладать знаниям детской психологии, так как в основном судопроизводство строилось на беседе судьи с несовершеннолетним. Он осуществлял надзор за исправительными учреждениями. Суд был как орган, осуществляющий государственный попечение несовершеннолетних. До 1918 г. суды начали свое действие во многих городах России.

Заключение

ГЛАВА III

Проект «Участие волонтеров в работе с несовершеннолетними правонарушителями в рамках пилотного проекта на базе Орджоникидзевского районного суда г. Уфы.

Минимальные Стандартные Правила ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские Правила 1985 г.), устанавливают, что «надо привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общественные службы, с тем, чтобы они внесли свой вклад в перевоспитание несовершеннолетних общества, и насколько это возможно, в рамках семьи.

На сегодняшний день содействие в реабилитационной работе с несовершеннолетними оказывают общественные организации и благотворительные фонды. С 2011 года с Орджоникидзевским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан сотрудничают Уфимское местное отделение Российского благотворительного фонда «НАН», РОО «ГолосАнтиСпид», Благотворительный фонд «Возрождение нравственности».

Так же неотъемлемым элементом создания эффективной системы работы по профилактике девиантного поведения подростков и ресолиализации тех, кто совершил правонарушение, является привлечение волонтерского сообщества. Участие волонтеров в работе с подростками помогает обществу реально включиться в процесс исправления и перевоспитания правонарушителя.

Цель проекта: повышение уровня вовлеченности общественности в процесс ресоциализации подростков, находящихся «в конфликте с законом», путем активизации добровольческой деятельности для содействия созданию и участия в работе коллегий по работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Задачи проекта:

1. Вовлечение граждан на добровольной и безвозмездной основе в процесс социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей на местной уровне.

2. Установление взаимодействия органов местного самоуправления, суда и гражданами, участвующими в волонтерской деятельности Орджоникидзевского района г. Уфы., в целях совершенствования работы с несовершеннолетним.

3. Подготовка граждан, желающих участвовать в качестве добровольцев в деятельности коллегии по делам несовершеннолетних в Орджоникидзевском районном суде г. Уфы РБ.

Результат проекта:

1. Оказание помощи в ресоциализации несовершеннолетним жителям Орджоникидзевского района г.Уфы.

2. Изменение технологии – примирительной коллегии по работе с правонарушениями несовершеннолетних, основанной на участии волонтеров и специалистов социальной сферы, а также системы по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Снижение уровня повторных правонарушений несовершеннолетних.

4. Укрепление межведомственного взаимодействия специалистов Орджоникидзевского района г.Уфы.

Волонтерство в сфере правосудия по делам несовершеннолетних полезно как для самих несовершеннолетних, так и для местного сообщества, для жертв преступлений и всей системы правосудия по делам несовершеннолетних.

Для подростка волонтерство означает, что есть заинтересованный в его судьбе взрослый, который выбрал такую деятельность и хочет просто общаться с ним, а не получать за это деньги. Это может создать в глазах несовершеннолетнего положительный пример взрослого. Так как работа происходит в местном сообществе, а волонтер и подросток, как правило, проживают в одном районе и указанная деятельность помогает подростку не чувствовать себя отстраненным от жизни местного сообщества, а также понять последствия совершенного деяния для других лиц. Деятельность волонтеров оказывает влияние на местное сообщество, поскольку волонтеры делятся с обществом информацией о преступности и несовершеннолетних правонарушителях. Это приводит к повышению общественного доверия к системе правосудия по делам несовершеннолетних.

В целом для системы правосудия по делам несовершеннолетних участие волонтеров не только привносит дополнительные навыки взаимодействия с подростками, освобождает время специалистов, но и позволяет привлечь в работу системы людей, которые не стали бы трудоустраиваться туда традиционным способом.

Покупка готовой работы
Тема: «Осмысление правового регулирования прав и свобод детей»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика