Курсовая работа
«Художественное своеобразие поэмы а.с. пушкина «руслан и людмила»»
- 23 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» И ЕЕ МЕСТО В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА 6
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» 10
2.1. Жанровое своеобразие поэмы 10
2.2. Система персонажей в поэме 11
2.3. Особенности стихосложения поэмы 15
2.4. Языковые особенности поэмы 16
2.5. Авторские отступления 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах – поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах – певец ярких и вольных страстей. Эстетическое освоение контекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического, бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи.
Поэма «Руслан и Людмила» – первый этап А.С. Пушкина на пути к народности, первая попытка молодого поэта создать национальную поэму. Поэма явилась исполнением поэтического заказа эпохи, над которым тщетно бились Жуковский и Батюшков. В поэме непринужденно сочетаются историческая героика, элегическая меланхолия, фривольность, национальный колорит, фантазия и юмор; «мелочь» карамзинистов обретает масштабы эпоса, а «протеический» дар позволяет вести рассказ с немыслимой стилистической свободой.
Жуковский сразу по прочтении поэмы признает в Пушкине «победителя-ученика», а прозвучавшие позднее упреки не отменяют огромного успеха.
Поэма до сих пор представляет живой интерес для читателей и исследователей, а потому данная тема исследования достаточно актуальна.
Объектом исследования является художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Предмет исследования – особенности языка, жанра, системы персонажей поэмы и т.д., складывающиеся в художественное своеобразие поэмы.
Цель нашего исследования – исследовать поэму «Руслан и Людмила» с точки зрения ее художественного своеобразия.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
1. Проследить историю создания поэмы «Руслан и Людмила»;
2. Обозначить ее место в творчестве А.С. Пушкина;
3. Проанализировать систему персонажей поэмы;
4. Исследовать жанровое своеобразие поэмы;
5. Рассмотреть особенности стихосложения поэмы;
6. Изучить языковые особенности поэмы;
7. Исследовать авторские отступления в поэме.
Материалом исследования послужила поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Методологической основой исследования послужили труды Б.А. Бурсова, Е.А. Маймина, Н.Н. Петруниной, А.И. Слонимского, Ю.В. Степника, Л.В. Тарасовой, Н.К. Телетовой, Р. Якобсона и др. исследователей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике школьного и вузовского преподавания.
Структура работы следующая: введение, 2 главы (теоретическая и исследовательская), заключение и список используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, излагаются его цели и задачи, обозначается объект и предмет.
В первой главе – «История создания поэмы «Руслан и Людмила» и ее место в творчестве А.С. Пушкина» – прослеживается история создания поэмы, рассматриваются предпосылки ее написания, отмечаются произведения, повлиявшие на сюжет и систему образов поэмы, обозначается место поэмы в творчестве Пушкина и русской литературе вообще.
Вторая глава – «Художественное своеобразие поэмы «Руслан и Людмила» – посвящена рассмотрению системы персонажей поэмы, анализу жанрового своеобразия поэмы, выявлению особенностей стихосложения поэмы, рассмотрению языковых особенностей поэмы, анализу авторских отступлений в тексте поэмы.
Заключение содержит основные выводы по работе.
Список литературы включает 22 источника.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» И ЕЕ МЕСТО В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА
Благодаря своей няне, Арине Родионовне, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин навсегда полюбил народные сказки. Они стали материалом и для его собственных сказок-поэм. Одна из самых известных – «Руслан и Людмила», в которой князь Руслан отправляется в дальний путь, чтобы отыскать свою жену Людмилу, похищенную злым колдуном Черномором. Преодолев много препятствий, Руслан освобождает любимую. Поэма заканчивается торжеством Добра над Злом.
А начинается она знаменитым вступлением «У лукоморья дуб зеленый…» Это картина различных сказочных мотивов и образов, дающая ключ к пониманию жанра произведения. Когда читаешь эти поэтические строки, вспоминаются русские народные сказки – «Царевна-лягушка», «Марья-царевна», «Баба-яга», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», «Кощей Бессмертный»… «Руслан и Людмила» – оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки соединяются с признаками романтической поэмы.
Произведение Пушкина было первым этапом его на пути к народности, первой попыткой молодого поэта создать национальную поэму. Принципиальное значение имело обращение Пушкина в ряде случаев к русским источникам (например, народным сказкам), интерес его к русской старине (отнесение действия поэмы к временам княжения Владимира в Киеве), исторический элемент в поэме (осада Киева печенегами, а не татарами, как это изображалось, вопреки истории, в былинах) и, наконец, язык поэмы, приближающийся порой к разговорной народной речи.
Поэма «Руслан и Людмила» написана в 1818-1820, после выхода поэта из Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы. Ведь после выхода из Лицея, ведя в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней [5; 22]. Поэма начала печататься в «Сыне отечества» весной 1820 г. в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия» (А.Ф. Воейков, начавший было журнальную публикацию нейтрально-доброжелательного разбора поэмы, в последней части отзыва под влиянием И.И. Дмитриева раскритиковал её). Особую позицию занял П.А. Катенин, упрекавший Пушкина, наоборот, в недостаточной народности и излишнем «приглаживании» русских сказок в духе французских салонных повестей. Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина [3; 48].
Эпилог («Так, мира житель равнодушный…») написан Пушкиным позже, во время ссылки на Кавказ. В 1828 Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый так называемый «пролог» – формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»), усиливший условно-фольклорную окраску текста, а также сократил многие эротические эпизоды и лирические отступления. В качестве предисловия Пушкин перепечатал некоторые критические отзывы на издание 1820 года, ставшие в новой литературной обстановке уже откровенно смешными. В 1830 году, вновь отводя в «Опровержении на критики» старые обвинения в безнравственности, поэт подчеркнул, что теперь в поэме его не устраивает, наоборот, отсутствие подлинного чувства: «Никто не заметил даже, что она холодна» [8; 72].
Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто (критики называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Алеша Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства Российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех трёх соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).
Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который стал, начиная с «Руслана и Людмилы», решительно господствующей формой романтической поэмы.
Поэма «Руслан и Людмила» – первый этап А.С. Пушкина на пути к народности, первая попытка молодого поэта создать национальную поэму. Принципиальное значение имело обращение Пушкина в ряде случаев к русским источникам (например, народным сказкам), интерес его к русской старине (отнесение действия поэмы к временам княжения Владимира в Киеве), исторический элемент в поэме (осада Киева печенегами, а не татарами, как это изображалось, вопреки истории, в былинах) и, наконец, язык поэмы, приближающийся порой к разговорной народной речи.
С выходом в свет «Руслана и Людмилы» Пушкин становится всероссийским известным писателем, первым поэтом на Руси. Громадный успех поэмы был в значительной степени обусловлен общенародной позицией автора в вопросах языка и стиля. В поэме проявляется уклон к просторечию больший, чем это допускалось нормами светского карамзинского стиля для произведений подобного жанра. Стихи поэмы, несомненно, стилизованы под сказочную простонародность, под фольклорную старину. Это проявляется как в речах действующих лиц, так и в авторском повествовании.
Можно утверждать, что поэма «Руслан и Людмила» – разножанровое произведение. Сюжет поэмы – сказочный. К чертам исторической поэмы относятся имена и описание реальных исторических событий. Среди героев поэмы есть и реальные исторические лица, и сказочные персонажи.
Также в «Руслане и Людмиле» присутствуют черты романтической поэмы. Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который стал, начиная с «Руслана и Людмилы», решительно господствующей формой романтической поэмы.
В поэме А.С. Пушкиным широко используется возможность внефабульных авторских отступлений. Авторские отступления – то лирические, то иронические, контрастирующие с нею, – придают рассказу личный тон.
Большой успех «Руслана и Людмилы» был отчасти скандальным – наряду с положительными были сужденья о недопустимых просторечиях в языке, «неувязках» сюжета, необычной технике, непривычной позиции автора-рассказчика и т.п.
Поэма «Руслан и Людмила» стала поистине новаторским произведением, хотя многие исследователи считаю ее юношески незрелой. Тем не менее, она стала одной из наиболее значимых поэм в творчестве Пушкина в частности и в русской литературе вообще, а также неотъемлемой частью русской культуры.
1. Агранович С.З. Историзм Пушкина и поэтика фольклора / С.З. Агранович, Л.П. Рассовская. – Саратов, Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. – 188 с.
2. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии / А.Н. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1999. – 287 с.
3. Благой Д.Д. «Руслан и Людмила» Пушкина // Ученые записки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: труды кафедры русской литературы: сб. ст. Вып. 128. кн. 3. – М.: Изд-во МГУ, 1948. – С. 45-57.
4. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки / С.Г. Бочаров. – М.: Наука, 1974. – 206 с.
5. Бурсов Б.А. Судьба Пушкина. – Л.: Советский писатель, 1986. – 60 с.
6. Вашкевич В. «Руслан и Людмила» – ключ к истории русской мысли / В. Вашкевич // Молодая гвардия. – 1994. – № 9. – С. 178-195.
7. Гуменная Г.Л. Ирония и сюжетосложение шутливой поэмы Пушкина («Руслан и Людмила») // Болдинские чтения: сб. науч. тр. Вып. 8. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1983. – С. 169-179.
8. Замечания на поэму «Руслан и Людмила» в шести песнях, соч. A. Пушкина. 1820 // Пушкин в прижизненной критике. 1820 1827. – СПб.: Гос. Пушкинский Театральный Центр, 1996. – С. 69-73.
9. Кошелев В.А. Первая книга Пушкина: о поэме «Руслан и Людмила» / В.А. Кошелев. – Томск: Водолей, 1997. – 224 с.
10. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: Наука, 1982. – с. 35-39.
11. Мордовченко Н.И. Русская литературная критика первой четверти XIX века / Н.И. Мордовченко. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – 431 с.
12. Назиров Р. Проблема художественности А.С. Пушкина Под общ. ред. Г. Щенникова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 224 с.
13. Петрунина H.H. К творческой истории поэмы A.C. Пушкина «Руслан и Людмила» // Русская литература. – 1992. – № 4. – С. 182-201.
14. Петрунина H.H. Над страницами Пушкина / H.H. Петрунина, Г.М. Фридлендер. – Л.: Наука, 1974. – С. 42-49.
15. Пушкин А.С. Руслан и Людмила. – М.: Гознак, 1989. – 136 с.
16. Слонимский А.И. Мастерство Пушкина. – М.: Гос. изд. худ. лит-ры, 1963. – С. 187- 216.
17. Слонимский А.И. Первая поэма Пушкина. Пушкин // Временник пушкинской комиссии. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – 577 с.
18. Степник Ю.В. О роли национальных поэтических традиций XVIII века в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» // Русская литература. – 1968. №3. – С.107 – 122.
19. Тарасова Л.В. Поэма «Руслан и Людмила» как выражение авторской позиции А.С. Пушкина в контексте русской литературной традиции конца XVIII – первой четверти XIX веков: диссертация… кандидата филологических наук. – Саранск: 2007. – 164 с.
20. Телетова Н.К. Архаические истоки поэмы A.C. Пушкина «Руслан и Людмила» // Русская литература. – 1999. – № 2. – С. 10-26.
21. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 1999. – 398 с.
22. Якобсон Р. Пушкин и народная поэзия / Работы по поэтике. – М.: 1987. – С. 206-209.
Тема: | «Художественное своеобразие поэмы а.с. пушкина «руслан и людмила»» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 23 | |
Цена: | 1300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Пушкинские реминисценции в романах и.с. тургенева «отцы и дети» и «дворянское гнездо»
Курсовая работа:
Образ петербурга и москвы в творчестве а.с. грибоедова, н.в. гоголя, а.с. пушкина
Курсовая работа:
Поэзия а.с. пушкина в осмыслении теоретиков «чистого искусства»
Дипломная работа:
Новеллы о живой природе в повести «скитники» Камиля Зиганшина: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Недетские сказки Л.С. Петрушевской: социальный и методический аспекты изучения