Курсовая работа

«Технология социальной работы с молодежью»

  • 41 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 6

1.1 Сущность и показатели эффективности социальной работы с молодежью 6

1.2 Молодежь как особая группа 9

1.3 Принципы государственной молодежной политики 12

1.4 Социальные службы в решении молодежных проблем 13

ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РАБОТЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. КРАСНОЯРСКА 22

2.1 Технология социальной работы с конфликтными молодыми семьями 22

2.2 Технология социальной работы с молодыми семьями, имеющими детей-инвалидов 26

2.3 Технология социальной работы по оказанию экстренной помощи молодой семье 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 40

Введение

Актуальность темы исследования. Реформы последнего десятилетия в России привели ко многим негативным изменениям в социальной сфере. Значительная часть молодых россиян оказалась в трудной жизненной ситуации. Безработица, преступность, алкоголизм - это далеко неполный перечень социальных "болезней" общества, которые имеют прямое отношение к молодежи. Об этом свидетельствуют данные государственной статистики, материалы правительственных докладов, результаты социологических исследований последних лет. Так, численность безработной молодежи в 2002 году составила 32% от официально зарегистрированных в стране безработных, что на 2,5% выше по сравнению с 1999 годом[29, с. 67]. Распространяется наркотизм в молодежной среде[29, с. 97]. По ряду других показателей в последние годы ситуация также ухудшается.

Эти и другие данные демонстрируют невысокую эффективность одного из инструментов решения социальных проблем - социальной работы с молодежью. Поскольку " молодежь - наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии.За счет этих сил жизнь общества может быть оживлена"[30, с. 32], в первую очередь социальную работу именно с ней необходимо организовывать на высоком уровне. На сегодняшний день низкий уровень этой деятельности обусловлен многими факторами, в частности, недостаточной разработанностью теоретических аспектов эффективности социальной работы, отсутствием научно-обоснованной системы оценки функционирования управленческих органов.

Учитывая остроту молодежных проблем, Международная Федерация социальных работников, принимающая активное участие в формировании политики в сфере социальной защиты и реализации прав молодежи, предлагает пересмотреть вклад социальных работников в области политики, развития, разработки программ, услуг в отношении молодежи.

В этой связи приобретают особую значимость социологические исследования эффективности социальной работы с молодежью и разработка новых механизмов влияния органов по делам молодежи на ее результативность. Эти вопросы нашли отражение в ряде Посланий Президента РФ Федеральному Собранию страны[30].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена, во-первых, потребностью в научном осмыслении проблемы эффективности социальной работы с молодежью , во-вторых, необходимостью определения влияния на неё органов по делам молодежи , и, в-третьих, важностью повышения качества функционирования этих структур.

Цель исследования: на основе анализа социальных технологий в работе с молодежью предложить рекомендации по совершенствованию этих технологий при работе с молодой семьей.

Постановка цели обусловила выдвижение следующих задач:

1. Выявить сущность социальных проблем молодежи.

2. Определить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с молодожью.

3. Изучить технологию социальной работы с различными категориями молодых семей.

4. Изучить опыт работы социальных учреждений с молодыми семьями.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

1.1 Сущность и показатели эффективности социальной работы с молодежью

Рассмотрение теоретико-методологических вопросов эффективности социальной работы с молодежью требует исследования и уточнения связанных с изучаемой проблемой понятий. Поэтому обратимся к категориальному аппарату теории социальной работы и уточним сущность понятий " социальная работа ", "эффективность социальной работы " и " молодежь ".

До того, как приступить к их анализу, рассмотрим само выражение " социальная работа с молодежью ". В теории социальной работы принято воздействие на категории граждан, то есть на объекты социальной работы, обозначать предлогом "с". Но это подчеркивает своеобразное супервизорство по отношению к ним, невозможность перевести их из состояния объекта в состояние субъекта. Хотя ряд социономов в классификации функций социальной работы ставит активизацию внутреннего потенциала граждан на первое место. Поэтому, с нашей точки зрения, объективнее было бы социальную работу с категориями населения обозначать предлогом "для". Возможно, эффективная работа "для молодежи" в дальнейшем в ряде случаев исключит необходимость работы "с молодежью".

Итак, рассмотрим понятие "социальная работа". Хотя со времени ее официального конституирования как профессиональной деятельности прошло уже более 13 лет, само понятие и вид деятельности до сих пор остаются, по мнению ряда исследователей, туманными[31, с.27]. Объясняется это тем, что "социальная работа инструментально участвует в решении самых сложных социальных вопросов, касающихся как развития общества в целом, так и взаимоотношений между обществом и человеком"[32, с.5].

Несмотря на эту неопределенность изменения в социальной сфере в последние годы происходят достаточно быстрыми темпами, и усиливается внимание к ней со стороны государства. Во-первых, Указом президента РФ в 2000 году учрежден День социального работника - 8 июня. На уровне Правительства РФ проводятся конкурсы, привлекающие внимание к социальным проблемам и демонстрирующие успешные с "социальной" точки зрения организации. Так, начиная с 2000 года, Правительство РФ, а также общероссийские объединения профсоюзов и работодателей организовывают Всероссийские конкурсы "Российская организация высокой социальной эффективности".

Во-вторых, расширяется инфраструктура системы социальной защиты населения. Социальные услуги в России предоставляются сегодня более 12 тысячами учреждений (стационарными, полустационарными и нестационарными). С 1991 по 1996 годы их число выросло в два раза. Почти в 6 раз увеличилось число учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей.

В-третьих, возрастает необходимость в специалистах с высшим образованием по социальной работе, увеличивается количество учебных заведений, занимающихся их подготовкой и переподготовкой. Так, если в 1991 году специалистов по социальной работе готовил 1 вуз, то в настоящее время их уже более 80. Общее количество учебных заведений, готовящих кадры для социальной работы, составляет 140.

Возвращаясь к имеющимся в литературе подходам к понятию "социальная работа", можно констатировать, что она, с одной стороны, сводится к процессу оказания отдельным категориям населения социально-бытовых услуг, с другой, рассматривается как регулятор всей социальной жизни страны, технология оптимизации отношений между государством и личностью, воспринимается как самостоятельная научная дисциплина и профессиональная деятельность .

Рассмотрим подробно сущность социальной работы. Научная категория "социальная работа" существует, как показывает анализ литературы, на трех уровнях: метауровне, макроуровне и микроуровне (иногда эту триаду в литературе называют макро-, мезо- и микроуровни). Специалисты вкладывают в эти уровни различный смысл и, соответственно, формулируют "узкое" (микро-уровень) и "широкое" (макро - и метауровни) определение социальной работы.

1.2 Молодежь как особая группа

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Для того, чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.

Молодежь - это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

1.3 Принципы государственной молодежной политики

Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой:

1. Специальное законодательство о государственной молодежной политике.

2. Государственное регулирование молодежной политики.

3. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях:

- общереспубликанском;

- региональном;

И основывается она прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.

Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы:

- занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;

- включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;

- формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;

- профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;

- поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;

- участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение "вечно молодого", полностью зависящего от родителей и "дающего" государства.

Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.

ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РАБОТЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. КРАСНОЯРСКА

Изучение практики социальной работы с молодой семьей в работе Управления социальной защиты населения администрации Кировского района г. Красноярска показало что категория «молодая семья» фактически не выделяется в отдельный объект социальной работы. Помощь оказывается преимущественно молодым супругам-инвалидам или семьям имеющим детей-инвалидов.

Начальник отдела социального развития управы предоставила данные о социальной помощи семьям проживающим на территории управы: за 6 мес. 2006 г. помощь оказана 282 чел. из всех категорий семей. Вопросы предоставления помощи семьям рассматриваются Комиссией труда куда входят социальные службы общественные организации. Семьям предоставляется материальная помощь выделяются детские путевки в летние и зимние лагеря и др. УСЗН администрации Кировского района г. Красноярска выплачивает стипендии мэрии нуждающимся студентам в том числе из молодых семей. На территории Кировского района создан центр многодетной семьи по адресу: Кутузова, д. 4.

Таким образом, молодые семьи, хотя и охвачены социальной работой, технология социальной работы нуждается в совершенствовании и обогащении конкретными методиками.

2.1 Технология социальной работы с конфликтными молодыми семьями

Работа с конфликтной молодой семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин.

Следует отметить, что внешние затруднения - материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Heгативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь активизироваться и стать причиной постоянных конфликтов. В молодых семьях может иметь место серьезное расхождение в семейно-брачных установках. Молодые супруги могут придерживаться различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), иметь несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения.

Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия - аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения, В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон взаимоотношений супругов. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов супруг может смягчить свое отношение к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные намерения — хочет ли он улучшения отношений или развода.

Другая диагностическая методика — популярный на Западе метод «скульптурной группы»: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других.

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

2.3 Технология социальной работы по оказанию экстренной помощи молодой семье

Экстренная социальная помощь – это разовое, единичное содействие семье, испытывающей трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Оказывается экстренная защита семье и в случаях домашней жестокости.

Остановимся подробнее на видах экстренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей)[37, с.214]. В нашей стране научный интерес к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (бытовые убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков, педагогов, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов) доказывают его возрастание.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями — например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или прихотропных веществ и т.д.

Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям — это прикосновения к их половым органам, принуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения детей к развратным действиям используется и физическое насилие. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается коррекции,

Заключение

Молодая семья относится к категории семей, нуждающихся в особой социальной защите. Это связано с тем, что молодые супруги, как правило, не имеют хорошо оплачиваемой работы, еще не получили образования, имеют малолетних детей, не решили жилищную проблему и др.

Для решения конкретных задач социальной защиты молодой семьи широко применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодыми семьями. Технология социальной работы с молодыми семьями - это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию жизнедеятельности молодой семьи. К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к семье, учет ее интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил молодых супругов для решения возникших проблем и трудностей. Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь, прежде всего, остро нуждающимся молодым семьям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Технология социальной работы с молодыми семьями существенно зависит от их категорий клиентов: конфликтные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, супругов-алкоголиков и т.д. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

В работе с молодыми семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социальною педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь молодой семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать молодой семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Список литературы

1. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА – М, 1996.

2. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.

3. В помощь организатору социальных служб, работающих с молодежью: Методическое пособие. – Волгоград, 1994.

4. Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей// Российский журнал социальной работы. – 1998. - № 2/8.

5. Говако Б.И. Студенческая семья. – М., 1988.

6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1991.

7. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. – М., 1992.

8. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи// СОЦИС. – 1995. - № 10.

9. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. – М., 1991.

10. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды// Педагогика. – 1996. - № 6.

11. Дмитрев М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса. Проблемы адаптации// Вопросы экономики. – 1999. - № 2.

12. Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации при НИИ детства РДФ // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. – М. 1999.

13. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

14. Информация о социально-экономическом положении России. – М.: Госкомитет Российской Федерации по статистике, 1999.

15. Колков В.В., Колков С.В., Шахина Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью: Учебное пособие. – М., 2000.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика