Курсовая работа
«Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида»
- 34 страниц
Введение 4
1. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида как объект социальной работы 10
1.1. Дети-инвалиды: общая характеристика с точки зрения социального подхода 10
1.2. Социальная поддержка семьям, воспитывающим детей-инвалидов 14
2 Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида 19
2.1. Проблемы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида 19
2.2 Формы и методы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида 24
Заключение 31
Список использованных источников 33
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной. 20, С. 33. В нашей стране остроту проблемы придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до девяностых годов двадцатого века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами.
Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.
В нашей стране остроту проблемы придает и то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до девяностых годов двадцатого века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Но сегодня ситуация постепенно меняется и многие специалисты, в том числе социальные педагоги, работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами и семьями их воспитывающими.
Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
1. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида как объект социальной работы
1.1. Дети-инвалиды: общая характеристика с точки зрения социального подхода
История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь – от физического уничтожения, непризнанная изоляция «полноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в обществе, создания для них безбарьерной среды.
Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Так же особо выделяется проблема детской инвалидности.
Детей, о которых будет говориться в этой работе называют детьми-инвалидами, а значит нетипичными, потому что развиваются и ведет себя не так как другие. О таких детях врачи, социальные работники, педагоги часто говорят: аномальный, больной, с отклонениями в развитии, с особыми образовательными потребностями. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность».
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. 18, С. 110.
В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению.
1.2. Социальная поддержка семьям, воспитывающим детей-инвалидов
Конституция как основной закон государства, важнейший закон, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционируют социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети-инвалиды.
В основу работы с детьми с органическими возможностями положены международные документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей-инвалидов, как для некоторых других малозащищенных слоев населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положение.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно-отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановление здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).
На удовлетворение тех же нужд направлен закон «О правах ребенка». Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируется детям-инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных условиях.
Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закреплено «Кодексом о браке и семье». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до шестнадцати лет и далее, если ребенок в этом нуждается.
2 Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
2.1. Проблемы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
«В Российской Федерации наблюдается снижение рождаемости и повышается смертность населения, особенно детей и подростков. Детская и подростковая смертность увеличилась в 1,2 раза. О степени ухудшения здоровья населения (в том числе матери и ребенка) и несостоятельность системы охраны здоровья можно судить по показателю «распространенность инвалидности» (в том числе «распространенность детской инвалидности». 25, С. 250.
В России, наблюдается тенденция увеличения числа детей-инвалидов. В республике на первое января 1997 года число таких детей в возрасте до шестнадцати лет составило 5381 человек.
Распространенность инвалидности увеличивается с каждым годом.
В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.
Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. 16, С. 13.
С появлением ребенка-инвалида все семейные функции в целом, образ жизни деформируются. Многие родители уходят в себя, возводя своего рода стену между собой и окружающим миром, социальным окружением – ближним и дальним. Ребенок с ограниченными возможностями большую часть времени проводит дома, и, естественно, семейный климат, степень психологического комфорта самым прямым образом отражается на качестве и эффективности его реабилитации.
2.2 Формы и методы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями – непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. 24, С. 196.
Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, и их родственники, работники специализированных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог. Социальный педагог – сотрудник специального образовательного учреждения – взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми. 24, С. 198.
Статистические данные свидетельствуют о том, что численность детей-инвалидов возрастает с каждым годом. Основными причинами, способствующими инвалидности детей, является высокий уровень хронических наследственных заболеваний родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери; запоздалое выявление болезней; неблагоприятные условия труда женщин; ухудшение экологической обстановки и многие другие.
Итак, дети-инвалиды, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушение роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем.
В Российской Федерации работа с детьми-инвалидами и семьями, в которых они воспитываются строится в соответствии с международными документами; нормативно-правовыми актами; федеральными и целевыми программами; документами, принятыми на региональном уровне.
В настоящее время для детей-инвалидов создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, педагогическая, психологическая помощь.
Законы, охраняющие семью с ребенком-инвалидом и защищающие его права есть. Законодательство направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь ребенку-инвалиду и его семье. Однако, эта категория семей остается одной из самых малообеспечиваемых в нашем обществе. Это происходит из-за того, что пенсии и пособия, получаемые на ребенка-инвалида не могут обеспечить ему и его семье достойную жизнь. Также социальной политикой в сфере оказания помощи инвалидам мало внимания уделяется изменению общественного мнения относительно этой категории населения, что немаловажно.
В жизни детей с ограниченными возможностями и в их семьях возникает очень много трудностей и проблем. Это и экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справится самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный педагог. Основной целью социального педагога при работе с такой семьей – способствовать социальной адоптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида. Для этого социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей; помогает установить связь с другими родственниками, семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. Социальный педагог косвенным образом (то есть в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь) достигает эффекта психологической поддержки в семье, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.
Таким образом, социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном такие методы как контракт, консультирование, различные тренинги (образовательные, психологические и другие). Одной из важнейшей форм взаимодействия социального педагога семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. В основном все эти формы и методы заимствованы из зарубежного опыта, и поэтому говорить о целостностных социально-педагогических технологиях пока еще рано – они находятся в стадии формирования и апробации.
Неоднозначное представление об инвалидности, невозможность для социума обеспечить адекватные условия социализации инвалидов, несоответствие возможностей последних их потребностей, несовпадение поведение инвалидов общественным ожиданиям – это и многое другое делает инвалидность реальной проблемой, которая не может игнорироваться государством и обществом.
1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2007. – №1.
2. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2007. - №2.
3. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М., 2001.
4. Боброва Л.П. Положение детей в Р.Ф. // Защити меня. – 2003. – №2.
5. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. – 2005. №9.
6. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 2006.
7. Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». – М., 2005.
8. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. – М., 2007.
9. Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. – 2004. - №1.
10. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
11. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЭРСЭ, 2002.
12. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 2001.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технологии социальной работы в образовании
Курсовая работа:
Технологии социальной работы с безработной молодежью
Дипломная работа:
Социальная работа с семьями подростков группы риска
Курсовая работа:
Технология социальной работы с инвалидами 1группы
Курсовая работа:
Технология организации работы с неполной семьей