Курсовая работа

«Технологии социальной работы с безработной молодежью»

  • 57 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 6

1.1 Службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью 6

1.2 Формы социальной политики государства в области занятости безработной молодежи 20

Выводы к главе I 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 27

2.1 Консультирование как метод социальной работы с безработной молодежью 27

2.2 Методы профориентационной работы с молодыми людьми для профилактики безработицы 30

Выводы к главе II 37

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ» 40

Выводы к главе III 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Введение

В России проблема молодежной безработицы является очень актуальной и распространенной. По данным Росстата, общая численность безработных в январе 2020 года составила 4,5 млн. человек. По сравнению с декабрем 2019 года численность безработных выросла на 652 тысячи человек, или на 17%. Средний возраст безработных в январе 2020г. составил 35,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,1%, 20-24 лет - 21,4% . Это говорит нам о том, что молодежь составляет четверть безработного населения, а основу безработной молодежи составляют молодые люди в возрасте 20-24 лет. Увеличение уровня молодежной безработицы влечет за собой рост количества убийств, самоубийств, тюремных заключений, психических заболеваний, смертности от алкоголизма.

Молодежь является одной из самых уязвимых и восприимчивых к различным социальным изменениям возрастных групп. Молодые люди находятся в состоянии формирования системы установок, принципов, поэтому любые изменения, события, происходящие в обществе, оказывают значительное влияние на их ценностный мир, стратегии поведения в различных областях жизнедеятельности, в том числе и в сфере занятости.

Безработица многих молодых людей лишает средств к существованию. Отсюда вытекает ряд иных проблем. Это, например, бедность, наркомания, алкоголизм, большое число детей-сирот. В связи с этим, непосредственно, повышается смертность в стране.

Безработица социально-экономическое явление. Поэтому причины ее возникновения также являются социально-экономическими.

Во-первых, в развивающихся странах, возникновению данного явления может способствовать так называемый «избыток» населения, когда людям не хватает рабочих мест.

Во-вторых, безработица может возникнуть вследствие того, что люди (трудоспособное население) теряют работу, право на получение пособия по безработице, отчаиваются найти рабочие места, уже приспособились жить на социальных подачках общества и утратили всякий интерес к активной трудовой деятельности.

В-третьих, причиной молодежной безработицы могут быть спады в экономике и на производстве, в частности, экономический кризис.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема молодежной безработицы может привести не только к экономически негативным последствиям, но и к социально негативным. Это не только снижение уровня и качества жизни молодого населения, но и потеря самоуважения, состояние отчаяния найти подходящую работу, увеличение иждивенцев среди молодых людей.

Объектом исследования являются технологии социальной работы с безработной молодежью.

Предмет исследования – особенности технологий социальной работы с безработной молодежью.

Целью данного исследования является изучение технологий социальной работы с безработной молодежью.

Цель предполагает следующие задачи:

1. Рассмотреть службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью;

2. Изучить формы социальной политики государства в области занятости безработной молодежи;

3. Проанализировать консультирование как метод социальной работы с безработной молодежью;

4. Выявить методы профориентационной работы с молодыми людьми для профилактики безработицы;

5. Проанализировать ситуации обращения в социальную службу.

В ходе изучения данной темы были использованы различные источники: периодические издания, учебные пособия и статистические данные. Библиографическую базу работы составляют публикации таких авторов, как Н.С. Пряжников, В.А. Фирсов, М.И. Григорьева, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, в которых описаны особенности профессионального самоопределения молодых людей, изучены проблемы и методы профессионального самоопределния безработных, описаны особенности технологического подхода к безработным, сделаны выводы о том, что увеличение численности безработной молодежи ведет к увеличению других социальных проблем, таких как алкоголизм, наркомания, самоубийства, социальное иждивенчество.

Методом исследования является анализ документов: научной литературы и данных статистики по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения, выводы и статистические данные могут быть использованы в деятельности различных социальных институтов при анализе, оценке и прогнозировании социально-экономических процессов в обществе, а для социальной работы в том, что эти выводы и положения могут помочь найти новые пути решения для улучшения оказываемых услуг.

Большую ценность представляют статистические данные, взятые из интернет-источников, в частности, с сайта Федеральной службы государственной статистики. Благодаря этим данным, мы можем проследить динамику уровня безработицы среди молодежи, динамику численности безработных среди молодежи.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, в которых рассматриваются вопросы безработной молодежи, особенности молодежного рынка труда, технологии социальной работы с безработной молодежью, программы, решающие проблему молодежной безработицы, заключения и библиографического списка.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

1.1 Службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью

Переход России к рыночным отношениям породил явление безработицы, в связи с этим в нашем государстве были сформированы службы занятости. В 1991 году в соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» была основана Федеральная служба занятости России, как организационно самостоятельная служба.

Государственная служба занятости – это структура Государственных органов, созданных для обеспечения координации, решения проблем занятости населения, для регулирования спроса и предложения на рабочую силу, для содействия в трудоустройстве неработающим гражданам, для оказания социальной поддержки безработным, для того, чтобы организовывать их профессиональную подготовку. [44, с.49].

Несмотря на непродолжительный период своей деятельности, после 30- х гг. XX века их не было, они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защите граждан, потерявших работу.

Служба занятости представляет собой широкую сеть. Организует и возглавляет службу занятости Государственный комитет Российской Федерации по занятости. Правовой статус органа по вопросам занятости закреплен в ст. 15 Закона о занятости и в постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». В указанном положении закрепляются цели, задачи, направления деятельности и права этого государственного органа [40, с. 156].

В различных регионах нашей страны созданы Центры занятости населения, они находятся в подчинении у вышестоящих органов службы занятости и органов исполнительной власти, соответствующих регионов.

Они носят статус государственных учреждений, организационно – методическое руководство деятельностью выполняет соответствующий департамент по субъекту РФ.

Деятельность служб занятости подкрепляется конвенциями и рекомендациями, которые разработаны и приняты Международной организацией труда, а также законами и нормативными актами Российской Федерации.

Центры занятости разного уровня и типа выполняют разнообразные задачи и функции: - анализируют и прогнозируют спрос и предложение на рабочую силу, информируют население и работодателей о состоянии рынка труда; - учитывают свободные рабочие места и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства; - консультируют трудящихся и работодателей, обращающихся в службу занятости о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силы, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам; - оказывают помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места [44, с. 50]. - организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывают помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения; - оказывают услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; - регистрируют безработных, а также оказывают им помощь, в пределах своей компетенции; - оплачивают стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, чье трудоустройство требует получение новой профессии, устанавливают им на весь период обучения стипендии; - выдают в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливают выплаты этих пособий; - подготавливают предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий; - разрабатывают региональные и республиканские программы занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения. Также большое значение имеет социально – психологическая работа с клиентами в деятельности служб занятости.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

В рамках информационной консультации клиент центра занятости получает полную информацию о вакантных местах, о предприятиях и организациях, где они существуют, о специальностях, соответствующих данным вакансиям и информацию где и как можно пройти обучение и переобучение.

В состав информации о положении на рынке труда входят сведения, касающиеся спроса и предложения на рабочую силу в профессиональном и квалификационном плане, информация о правовом регулировании социально – трудовых отношений, насколько востребованны трудовые услуги, учитывая уровень квалификации, подготовки, переподготовки и вовлечения граждан в процесс производства, межтерриториального и межотраслевого перераспределения рабочей силы.

Услуга оказывается неопределенному кругу лиц в случае подачи информации с помощью телефонной связи, электронного информирования, вычислительной и электронной техники, размещения на интернет – ресурсах Центра занятости, на информационных стендах, издания информационных материалов, размещение в средствах массовой информации.

Заключение

В проведенном исследовании был решен ряд определенных задач. Во- первых охарактеризовали сущность социальной работы с безработными и выявили в связи с этим основные понятия. Социальная работа с безработными представляет собой вид практической деятельности в рамках социальной работы, направленной на реализацию политики содействия занятости населения. Это составная часть политики государства по обеспечению социальной поддержки безработных. Политика содействия занятости реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере занятости населения, основной составной элемент которого – Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с затронутой темой дали определения основным понятиям, таким как безработица, безработные, занятые и незанятые, чтобы внести четкость и ясность в дальнейший ход исследования.

Обратили внимание на существующие виды безработицы, среди которых выделяются структурная, технологическая, циклическая и другие.

Обозначили последствия безработицы и круг возникающих проблем: экономических, социальных, психологических. Определили, что политика в области содействия занятости должна быть ориентирована на развитие и эффективное использование человеческих ресурсов. Выяснили что существует активная и пассивная политика занятости. Активная политика занятости включает меры по обеспечению увеличения конкурентоспособности работников, меры социально – профессиональной гибкости мобильности и динамизма рабочей силы, соответствующей по профессионально – квалификационной структуре технологическим нуждам производства, а также структуре спроса на рынке труда; меры, рождающие спрос на рабочую силу со стороны частного и со стороны государственного сектора экономики; меры, способствующие развитию малого предпринимательства и самостоятельной занятости.

К пассивным мерам политики занятости относятся компенсационные меры. Эти меры используются для сдерживания процесса массовых увольнений. По сути это частичная и носящая временный характер компенсация доходов сотрудников предприятий, которые находятся в вынужденном отпуске, и работающих по независимым от них причинам неполную рабочую неделю или неполный рабочий день.

Обозначили, что технология социальной работы с безработными представляет собой приемы, методы и воздействия, оказываемые специалистами социальных и медицинских служб, служб занятости населения, сервисных и правозащитных некоммерческих общественных организаций (НКО), кадровых служб и других социально-ориентированных организаций, учреждений и предприятий или их структурных подразделений по обеспечению адресного, индивидуального подхода к организации процесса социального сопровождения при трудоустройстве лиц, оказавшихся в ситуации безработицы.

Определили, чтобы безработный быстро и успешно включился в трудовую деятельность, нужен: на макроуровне, механизм, включающий в себя осуществление государственными службами занятости активной политики, поддерживаемой правовыми нормами; на микроуровне нужен механизм, включающий деятельность социального работника, то есть применение конкретных мер в обеспечении занятости, способствующих обрести безработному гражданину веру в собственные силы, вернуться к активному труду и в полной мере реализовать себя в обществе.

Во-вторых проанализировали основные виды деятельности, направленные на защиту безработных. Выявили то, что с возникновением рыночных отношений в России появилась Федеральная служба занятости, включающая широкую сеть учреждений. В различных регионах действуют Центры занятости населения, в рамках которых осуществляются основные виды деятельности, такие как информирование население о положении на рынке труда, профориентационная работа, психологическая поддержка безработных граждан, профессиональное обучение, общественные работы, определяется порядок регистрации граждан. Все эти действия в конечном счете нацелены на помощь в содействии занятости и защиты от безработицы и занимают центральное место в определении сущности социальной работы с безработными.

Еще одной немаловажной задачей было определить основные направления деятельности «Центра занятости населения города Томска. Это учреждение также входит в систему Государственной службы занятости.

Обеспечивает государственные гарантии в области занятости населения.

Центр занятости работает в различных направлениях, а именно: производит регистрацию граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан; оказывает государственные услуги; комплектует, учитывает, хранит и использует архивные документы, которые образовываются в результате деятельности; формирует, ведет и использует банк данных о наличии и использовании вакантных рабочих мест и свободных учебных мест для профессионального обучения; организует прием граждан, рассматривает обращения граждан; участвует в подготовке предложений по формированию программ, подразумевающих мероприятия по содействию занятости населению; реализует территориальные программы, включающие мероприятия по содействию занятости населения, в том числе программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы.

Список литературы

1. О занятости населения в Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.con**ltant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165863;dst=0;ts=EB7C41D169465F4C22DC1E048EF2D7FF;rnd=0.9048909835767212 (дата обращения 03.04.2021).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрация безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.cons**tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=184145&rn d=210680.9951525587680589&SEARCHPLUS (дата обращения 03.04.2021).

3. Приказ Минтруда России от 11.02.2013 N 52н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.con**ltant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=147403&rn d=210680.25542045134850155 (дата обращения 03.04.2021).

4. Приказ Минтруда России от 29.01.2013 N 34н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.consu**ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=146477 (дата обращения 03.04.2021).

5. Приказ Минтруда России от 23.08.2013 N 380н (ред. от 29.07.2014) "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.cons**tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=168225&rnd=210680.132612014833863 (дата обращения 03.04.2021).

6. Приказ Минтруда России от 17.04.2014 N 262н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.con**ltant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=164646&rn d=210680.8238601823303622 (дата обращения 03.04.2021).

7. Приказ Минтруда России от 09.01.2013 N 4н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.cons**tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=147067&rn d=210680.0755293566349772 (дата обращения 03.04.2021).

8. Приказ Минтруда России от 13.11.2012 N 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.con**ltant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=140823&rnd=210680.9547806189792459 (дата обращения 03.04.2021).

9. Безработица и самозанятость : Монография / Н. И. Абакумова, Н. М. Воловская, Л. К. Плюснина, А. В. Русина; Под ред. М. В. Удальцовой. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997. – 198 с.

10. Бендюков Михаил Александрович Исследование эффективности индивидуального психологического профконсультирования безработных в службе занятости // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №81 С.198–208.

+ еще 37 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Технологии социальной работы с безработной молодежью»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 57
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика