Курсовая работа

«Технологии социальной работы с безработной молодежью»

  • 57 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 6

1.1 Службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью 6

1.2 Формы социальной политики государства в области занятости безработной молодежи 20

Выводы к главе I 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 27

2.1 Консультирование как метод социальной работы с безработной молодежью 27

2.2 Методы профориентационной работы с молодыми людьми для профилактики безработицы 30

Выводы к главе II 37

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ» 40

Выводы к главе III 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

В России проблема молодежной безработицы является очень актуальной и распространенной. По данным Росстата, общая численность безработных в январе 2020 года составила 4,5 млн. человек. По сравнению с декабрем 2019 года численность безработных выросла на 652 тысячи человек, или на 17%. Средний возраст безработных в январе 2020г. составил 35,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,1%, 20-24 лет - 21,4% . Это говорит нам о том, что молодежь составляет четверть безработного населения, а основу безработной молодежи составляют молодые люди в возрасте 20-24 лет. Увеличение уровня молодежной безработицы влечет за собой рост количества убийств, самоубийств, тюремных заключений, психических заболеваний, смертности от алкоголизма.

Молодежь является одной из самых уязвимых и восприимчивых к различным социальным изменениям возрастных групп. Молодые люди находятся в состоянии формирования системы установок, принципов, поэтому любые изменения, события, происходящие в обществе, оказывают значительное влияние на их ценностный мир, стратегии поведения в различных областях жизнедеятельности, в том числе и в сфере занятости.

Безработица многих молодых людей лишает средств к существованию. Отсюда вытекает ряд иных проблем. Это, например, бедность, наркомания, алкоголизм, большое число детей-сирот. В связи с этим, непосредственно, повышается смертность в стране.

Безработица социально-экономическое явление. Поэтому причины ее возникновения также являются социально-экономическими.

Во-первых, в развивающихся странах, возникновению данного явления может способствовать так называемый «избыток» населения, когда людям не хватает рабочих мест.

Во-вторых, безработица может возникнуть вследствие того, что люди (трудоспособное население) теряют работу, право на получение пособия по безработице, отчаиваются найти рабочие места, уже приспособились жить на социальных подачках общества и утратили всякий интерес к активной трудовой деятельности.

В-третьих, причиной молодежной безработицы могут быть спады в экономике и на производстве, в частности, экономический кризис.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема молодежной безработицы может привести не только к экономически негативным последствиям, но и к социально негативным. Это не только снижение уровня и качества жизни молодого населения, но и потеря самоуважения, состояние отчаяния найти подходящую работу, увеличение иждивенцев среди молодых людей.

Объектом исследования являются технологии социальной работы с безработной молодежью.

Предмет исследования – особенности технологий социальной работы с безработной молодежью.

Целью данного исследования является изучение технологий социальной работы с безработной молодежью.

Цель предполагает следующие задачи:

1. Рассмотреть службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью;

2. Изучить формы социальной политики государства в области занятости безработной молодежи;

3. Проанализировать консультирование как метод социальной работы с безработной молодежью;

4. Выявить методы профориентационной работы с молодыми людьми для профилактики безработицы;

5. Проанализировать ситуации обращения в социальную службу.

В ходе изучения данной темы были использованы различные источники: периодические издания, учебные пособия и статистические данные. Библиографическую базу работы составляют публикации таких авторов, как Н.С. Пряжников, В.А. Фирсов, М.И. Григорьева, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, в которых описаны особенности профессионального самоопределения молодых людей, изучены проблемы и методы профессионального самоопределния безработных, описаны особенности технологического подхода к безработным, сделаны выводы о том, что увеличение численности безработной молодежи ведет к увеличению других социальных проблем, таких как алкоголизм, наркомания, самоубийства, социальное иждивенчество.

Методом исследования является анализ документов: научной литературы и данных статистики по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения, выводы и статистические данные могут быть использованы в деятельности различных социальных институтов при анализе, оценке и прогнозировании социально-экономических процессов в обществе, а для социальной работы в том, что эти выводы и положения могут помочь найти новые пути решения для улучшения оказываемых услуг.

Большую ценность представляют статистические данные, взятые из интернет-источников, в частности, с сайта Федеральной службы государственной статистики. Благодаря этим данным, мы можем проследить динамику уровня безработицы среди молодежи, динамику численности безработных среди молодежи.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, в которых рассматриваются вопросы безработной молодежи, особенности молодежного рынка труда, технологии социальной работы с безработной молодежью, программы, решающие проблему молодежной безработицы, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА I. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

1.1 Службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью

Переход России к рыночным отношениям породил явление безработицы, в связи с этим в нашем государстве были сформированы службы занятости. В 1991 году в соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» была основана Федеральная служба занятости России, как организационно самостоятельная служба.

Государственная служба занятости – это структура Государственных органов, созданных для обеспечения координации, решения проблем занятости населения, для регулирования спроса и предложения на рабочую силу, для содействия в трудоустройстве неработающим гражданам, для оказания социальной поддержки безработным, для того, чтобы организовывать их профессиональную подготовку. [44, с.49].

Несмотря на непродолжительный период своей деятельности, после 30- х гг. XX века их не было, они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защите граждан, потерявших работу.

Служба занятости представляет собой широкую сеть. Организует и возглавляет службу занятости Государственный комитет Российской Федерации по занятости. Правовой статус органа по вопросам занятости закреплен в ст. 15 Закона о занятости и в постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». В указанном положении закрепляются цели, задачи, направления деятельности и права этого государственного органа [40, с. 156].

В различных регионах нашей страны созданы Центры занятости населения, они находятся в подчинении у вышестоящих органов службы занятости и органов исполнительной власти, соответствующих регионов.

Они носят статус государственных учреждений, организационно – методическое руководство деятельностью выполняет соответствующий департамент по субъекту РФ.

Деятельность служб занятости подкрепляется конвенциями и рекомендациями, которые разработаны и приняты Международной организацией труда, а также законами и нормативными актами Российской Федерации.

Центры занятости разного уровня и типа выполняют разнообразные задачи и функции: - анализируют и прогнозируют спрос и предложение на рабочую силу, информируют население и работодателей о состоянии рынка труда; - учитывают свободные рабочие места и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства; - консультируют трудящихся и работодателей, обращающихся в службу занятости о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силы, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам; - оказывают помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места [44, с. 50]. - организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывают помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения; - оказывают услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; - регистрируют безработных, а также оказывают им помощь, в пределах своей компетенции; - оплачивают стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, чье трудоустройство требует получение новой профессии, устанавливают им на весь период обучения стипендии; - выдают в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливают выплаты этих пособий; - подготавливают предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий; - разрабатывают региональные и республиканские программы занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения. Также большое значение имеет социально – психологическая работа с клиентами в деятельности служб занятости.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

В рамках информационной консультации клиент центра занятости получает полную информацию о вакантных местах, о предприятиях и организациях, где они существуют, о специальностях, соответствующих данным вакансиям и информацию где и как можно пройти обучение и переобучение.

В состав информации о положении на рынке труда входят сведения, касающиеся спроса и предложения на рабочую силу в профессиональном и квалификационном плане, информация о правовом регулировании социально – трудовых отношений, насколько востребованны трудовые услуги, учитывая уровень квалификации, подготовки, переподготовки и вовлечения граждан в процесс производства, межтерриториального и межотраслевого перераспределения рабочей силы.

Услуга оказывается неопределенному кругу лиц в случае подачи информации с помощью телефонной связи, электронного информирования, вычислительной и электронной техники, размещения на интернет – ресурсах Центра занятости, на информационных стендах, издания информационных материалов, размещение в средствах массовой информации.

В проведенном исследовании был решен ряд определенных задач. Во- первых охарактеризовали сущность социальной работы с безработными и выявили в связи с этим основные понятия. Социальная работа с безработными представляет собой вид практической деятельности в рамках социальной работы, направленной на реализацию политики содействия занятости населения. Это составная часть политики государства по обеспечению социальной поддержки безработных. Политика содействия занятости реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере занятости населения, основной составной элемент которого – Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с затронутой темой дали определения основным понятиям, таким как безработица, безработные, занятые и незанятые, чтобы внести четкость и ясность в дальнейший ход исследования.

Обратили внимание на существующие виды безработицы, среди которых выделяются структурная, технологическая, циклическая и другие.

Обозначили последствия безработицы и круг возникающих проблем: экономических, социальных, психологических. Определили, что политика в области содействия занятости должна быть ориентирована на развитие и эффективное использование человеческих ресурсов. Выяснили что существует активная и пассивная политика занятости. Активная политика занятости включает меры по обеспечению увеличения конкурентоспособности работников, меры социально – профессиональной гибкости мобильности и динамизма рабочей силы, соответствующей по профессионально – квалификационной структуре технологическим нуждам производства, а также структуре спроса на рынке труда; меры, рождающие спрос на рабочую силу со стороны частного и со стороны государственного сектора экономики; меры, способствующие развитию малого предпринимательства и самостоятельной занятости.

К пассивным мерам политики занятости относятся компенсационные меры. Эти меры используются для сдерживания процесса массовых увольнений. По сути это частичная и носящая временный характер компенсация доходов сотрудников предприятий, которые находятся в вынужденном отпуске, и работающих по независимым от них причинам неполную рабочую неделю или неполный рабочий день.

Обозначили, что технология социальной работы с безработными представляет собой приемы, методы и воздействия, оказываемые специалистами социальных и медицинских служб, служб занятости населения, сервисных и правозащитных некоммерческих общественных организаций (НКО), кадровых служб и других социально-ориентированных организаций, учреждений и предприятий или их структурных подразделений по обеспечению адресного, индивидуального подхода к организации процесса социального сопровождения при трудоустройстве лиц, оказавшихся в ситуации безработицы.

Определили, чтобы безработный быстро и успешно включился в трудовую деятельность, нужен: на макроуровне, механизм, включающий в себя осуществление государственными службами занятости активной политики, поддерживаемой правовыми нормами; на микроуровне нужен механизм, включающий деятельность социального работника, то есть применение конкретных мер в обеспечении занятости, способствующих обрести безработному гражданину веру в собственные силы, вернуться к активному труду и в полной мере реализовать себя в обществе.

Во-вторых проанализировали основные виды деятельности, направленные на защиту безработных. Выявили то, что с возникновением рыночных отношений в России появилась Федеральная служба занятости, включающая широкую сеть учреждений. В различных регионах действуют Центры занятости населения, в рамках которых осуществляются основные виды деятельности, такие как информирование население о положении на рынке труда, профориентационная работа, психологическая поддержка безработных граждан, профессиональное обучение, общественные работы, определяется порядок регистрации граждан. Все эти действия в конечном счете нацелены на помощь в содействии занятости и защиты от безработицы и занимают центральное место в определении сущности социальной работы с безработными.

Еще одной немаловажной задачей было определить основные направления деятельности «Центра занятости населения города Томска. Это учреждение также входит в систему Государственной службы занятости.

Обеспечивает государственные гарантии в области занятости населения.

Центр занятости работает в различных направлениях, а именно: производит регистрацию граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан; оказывает государственные услуги; комплектует, учитывает, хранит и использует архивные документы, которые образовываются в результате деятельности; формирует, ведет и использует банк данных о наличии и использовании вакантных рабочих мест и свободных учебных мест для профессионального обучения; организует прием граждан, рассматривает обращения граждан; участвует в подготовке предложений по формированию программ, подразумевающих мероприятия по содействию занятости населению; реализует территориальные программы, включающие мероприятия по содействию занятости населения, в том числе программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы.

1. О занятости населения в Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.con**ltant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165863;dst=0;ts=EB7C41D169465F4C22DC1E048EF2D7FF;rnd=0.9048909835767212 (дата обращения 03.04.2021).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрация безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.cons**tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=184145&rn d=210680.9951525587680589&SEARCHPLUS (дата обращения 03.04.2021).

3. Приказ Минтруда России от 11.02.2013 N 52н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.con**ltant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=147403&rn d=210680.25542045134850155 (дата обращения 03.04.2021).

4. Приказ Минтруда России от 29.01.2013 N 34н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.consu**ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=146477 (дата обращения 03.04.2021).

5. Приказ Минтруда России от 23.08.2013 N 380н (ред. от 29.07.2014) "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.cons**tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=168225&rnd=210680.132612014833863 (дата обращения 03.04.2021).

6. Приказ Минтруда России от 17.04.2014 N 262н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.con**ltant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=164646&rn d=210680.8238601823303622 (дата обращения 03.04.2021).

7. Приказ Минтруда России от 09.01.2013 N 4н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.cons**tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=147067&rn d=210680.0755293566349772 (дата обращения 03.04.2021).

8. Приказ Минтруда России от 13.11.2012 N 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников". Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.con**ltant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=140823&rnd=210680.9547806189792459 (дата обращения 03.04.2021).

9. Безработица и самозанятость : Монография / Н. И. Абакумова, Н. М. Воловская, Л. К. Плюснина, А. В. Русина; Под ред. М. В. Удальцовой. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997. – 198 с.

10. Бендюков Михаил Александрович Исследование эффективности индивидуального психологического профконсультирования безработных в службе занятости // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №81 С.198–208.

+ еще 37 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Технологии социальной работы с безработной молодежью»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 57
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы