Реферат
«Плеханов- первый русский марксист»
- 20 страниц
Введение….3
1. Биография и политическая деятельность….5
2. Группа «Освобождение труда»…6
3. Первый конгресс II интернационала….9
4. Идейная борьба марксизма против идеологии….10
5. Плеханов и Ленин…12
6. Первая Мировая война…14
7. Философские, исторические и политические взгляды Плеханова….15
Заключение…18
Список литературы…20
Идейное преодоление народничества связано с работами Г.В.Плеханова, одного из первых русских революционеров 80-х гг., вставшего на путь поиска новой революционной теории. Его работы доказывали беспочвенность надежд народников на крестьянскую революцию. Г.В.Плеханов подчеркивал, что сельская община не является ячейкой будущего общества. Она досталась от прошлого и разрушается. Он отвергал тактику индивидуального террора и призывал к организованной политической борьбе рабочего класса. Г.В.Плеханова часто называют «первым русским марксистом».
Он лучше других ориентировался в философии, истории, эстетике, художественной литературе, вопросах естествознания и искусства, имел прекрасное образование. Происходил из старинного дворянского рода, свободно владел французским и немецким языками, читал по-английски, писал на этих языках теоретические работы. Он отличался независимостью, целеустремлён-
ностью, жесточайшей самодисциплиной и артистизмом. Г.В.Плеханов был человеком душевно тонким и в то же время гордым, рациональным, готовым драться за свои убеждения и идти против течения. На протяжении жизни ему довелось побывать и народником. И проповедником марксизма, и социалистом, призывавшим поддержать правительство в войне с врагом. Это была не идейная всеядность, а мудрое следование за меняющейся ситуацией. Г.В.Плеханов имел мужество признать, что жизнь всегда богаче схемы.
В начале 80-х гг., в эмиграции он объединил вокруг себя единомышленников
(В.И.Засулич, П.Б.Аксельрода, Л.Г.Дейча, В.Н.Игнатова) и занялся серьёзным изучением марксизма. Осенью 1883 г. в одной из швейцарских газет появилось объявление о начале издания «Библиотеки современного социализма». Так возникла первая в России марксистская группа «Освобождение труда», издавшая за 20 лет работы свыше 250 произведений марксистского характера. Её деятельность оказала огромное влияние на становление марксистских кружков в России.
Признанным руководителем и душой группы был Г.В.Плеханов. На его плечах лежала, прежде всего, теоретическая и литературная работа. Часто он читал доклады перед русскими студентами в разных городах Швейцарии. На многочисленных диспутах и дискуссиях, где первым российским марксистам приходилось скрещивать оружие с идейными противниками, Плеханов был незаменим. Огромная эрудиция, глубина мысли, бурная революционная страсть, тонкое остроумие и превосходная литературная речь покоряла слушателей.
Марксизм, как и всякое новое учение, приживался в нашей стране непросто. Его первыми приверженцами были представители интеллигенции. Подобно народникам, они начали свою деятельность с создания дружеских кружков, ставших задачей выработать и обосновать новое политическое мировоззрение. Марксизм пленил их цельность и основательность, теми ясными и простыми ответами на «проклятые» вопросы о ликвидации гнёта капитала и построении справедливого общества на научных основаниях, которые он давал.
Марксизм был по разному понят в России. Образованному обществу показался привлекательным образ учения, созданный «легальными марксистами». Они видели в нём экономическую теорию, объяснявшую причины кризисов и указывавшую пути их преодоление и превосходная литературная речь покоряла слушателей.
1. Биография и начало политической деятельности
11 декабря 1991 года исполнилось 135 лет (1856-1918) со дня рождения Георгия Валентиновича Плеханова, одного из основателей РСДРП, деятеля Российского и международного социал-демократического движения, философа, историка, теоретика и пропагандиста марксизма.
Плеханов Георгий Валентинович (псевдоним Н.Бельтов и др.) родился 29.11.1856г. в с Гудаловка, в мелкопоместной дворянской семье. Окончил военную гимназию в Воронеже, в 1873г переехал в Петербург. Осенью 1874 поступил в Петербургский Горный институт, из которого в 1876 как участник революционного движения был вынужден уйти. Его политическая деятельность началась с 1875 года, когда Г.В.Плеханов установил связи с революционерами-народниками. Воспитанный в образованной семье с передовыми взглядами на освободительных идеях А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова молодой Плеханов не мог
остаться в стороне от политической жизни того времени. В известной революционной народнической организации "Земля и воля" он играл крупную роль, вел пропаганду среди рабочих Петербурга. Покинув Петербургский горный институт, Плеханов становится профессиональным революционером, видным практиком и публицистом революционного народничества. В 1879 году после раскола "Земли и воли" на "Народную волю" и "Черный передел" Плеханов возглавил организацию "Черный передел". Он выступал против тактики олитических заговоров и индивидуального террора как средства свержения самодержавия. В январе 1880 г., преследуемый правительством, Плеханов эмигрировал за границу и жил до 1917 года в Швейцарии, Франции и других странах.
В эмиграции Плеханов изучал произведения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, знакомился с западноевропейским рабочим движением, установил личные контакты с видными лидерами социал-демократического движения: К.Каутским, В.Либкнехтом, А.Бебелем и другими, а с 1889 года установил и личную связь с Фридрихом Энгельсом.
Г.В.Плеханов перевел на русский язык "Манифест Коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Эта работа составила, как признавал сам Плеханов, эпоху в его жизни, она явилась переломным этапом в его идейном развитии.
К 1883 году Плеханов порвал с народничеством и стал на позиции марксизма. Плеханов стал первым русским марксистом, видным теоретиком, блестящим популяризатором и смелым защитником научного социализма. После народнического этапа начался второй – марксистский этап в жизни и деятельности Плеханова.
2.Группа «Освобождение труда»
Осенью 1883 года он основывает вместе с В.Засулич, Л.Дейчем, П.Аксельродом, В.Игнатовым в Женеве первую русскую марксистскую организацию - группу "Освобождение труда". Эта группа положила начало распространению марксизма в России. Она переводила на русский язык и распространяла на родине важнейшие сочинения Маркса и Энгельса.
Для того чтобы расчистить путь социал-демократическому направлению
в России, Плеханов и его группа развернули идейную борьбу с народничеством. Плеханов стремился творчески применить основные положения марксизма к российской действительности. Г.В.Плеханов опубликовывает книги "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", в которых с позиций исторического материализма подверг решительной критике все направления народничества и взгляды его идеологов П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева, М.А.Бакунина. Он убедительно доказывал несостоятельность и ошибочность народнической доктрины в целом.
Эти работы стали первым выпуском из серии "Библиотека современного социализма", которую начали члены социал-демократической группы "Освобождение труда".
В работе "Социализм и политическая борьба" Плеханов призывает
народников стать под новые знамена - знамена научного социализма.
Пересматривая народническую точку зрения о том, будто в России крестьянство, а не пролетариат явится главной революционной сил ой, что будущая революция явится крестьянской социалистической революцией, Плеханов ориентировал российское революционное движение на работу, прежде всего среди пролетариата. Это не означало полного отказа от революционной борьбы среди крестьянства, Плеханов выражал надежду на то, что русским революционерам потребуется в будущем обращать большое внимание на пробуждение революционного движения в крестьянстве. Плеханов показал ошибочность народнических теорий о том, будто в России должна произойти сразу же социалистическая крестьянская революция, минуя демократический этап революции: "Связывать в одно два таких существенно различных дела, как низвержение абсолютизма и социалистическая революция, вести революционную борьбу с расчетом на то, что эти моменты общественного
развития совпадут в истории нашего отечества, - значит, отдалять наступление и того и другого".
Называя социалистическое учение Маркса и Энгельса той "Ариадниной нитью", которая может вывести революционеров России "из лабиринта… тогдашних политических и практических противоречий" Плеханов убедительно раскрывает великую роль идей, научных знаний в жизни общества, особенно тогда, когда им овладеет рабочий класс.
".Настало время,- пишет Плеханов, когда обделенный историей рабочий класс вышел из детского возраста, и буржуазии пришлось с ним делиться. У нее осталось золото, между тем как ее младший брат получил "книгу", благодаря которой он, несмотря на мрак и холод своих подвалов, стал теперь уже силен и страшен. Мало-помалу научный социализм вытесняет буржуазные теории со страниц этой магической книги, и скоро пролетариат прочтет в ней, как завоевать ему материальное довольство. Тогда он сбросит с себя позорное иго капитализма
4. Идейная борьба марксизма против идеологии
В начале 90-х годов активизировалась идейная борьба марксизма против идеологии и тактики русских народников. Но теперь это уже были не революционные народники, а либеральные. Они, отказавшись от традиций революционного народничества, но, прикрываясь его авторитетом, пытались приспособиться к условиям общественной жизни в царской России.
В 1892 г. Плеханов попытался выступить против либерального народничества в легальной печати. В статье " Странное недоразумение" он утверждал, что только искажение взглядов Маркса и путаницей во взглядах народников можно объяснить такое " странное недоразумение". Плеханов излагает теорию исторического материализма и показывает, что знаменитое письмо Маркса о роли общины в экономическом и политическом развитии России, отнюдь не выводит Россию за рамки общеисторических законов, присущих развитию общества. "Чтобы судить о том, применимы или неприменимы к России взгляды Маркса, надобно, прежде всего дать себе труд понять эти взгляды и не смешивать "формулу капиталистического процесса" с общей теорией, объясняющей всю историю человечества". Но эта статья не попала в печать, и тогда Плеханов решил выступить против либеральных народников в нелегальной печати. Он предполагал издать книгу, которую решил назвать " Наши разногласия. Часть П.". Решив сделать исторический экскурс и показать, из каких источников вырос марксизм, Плеханов увлекся этой темой и работал над ней в течение двух лет.
В начале 90-х годов расширились революционные связи Плеханова и его группы с деятелями европейского рабочего движения. Он участвует в Цюрихском (1893г.), Амстердамском (1904г.), Копенгагенском (1910г.) конгрессах.
Продолжая активную борьбу с народничеством, защищая и обосновывая научный социализм, Плеханов в 90-х годах публикует ряд своих новых крупных работ: " К шестидесятой годовщине смерти Гегеля" (1891), "Н.Г.Чернышевский" (1894), "Очерки по истории материализма" (1896), "К вопросу о роли личности в истории" (1898), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895).
Последняя вышла в Петербурге легально и стала настольной книгой русских социал-демократов. Ленин говорил, что на ней ".воспиталось целое поколение русских марксистов". Эта работа ставила своей целью раскрыть преемственную связь мировоззрения и метода " современного материализма", то есть марксизма, с предшествующими учениями материалистической и диалектической философии. Вместе с тем в этой книге философски обосновывалась закономерность, необходимость социалистического, революционного преобразования мира на основе научного познания объективных законов природного и социального развития. И эта книга была направлена против главных противников марксизма в России - либеральных народников, твердивших, что марксизм "философски необоснован" и неприменим к России. Вопреки народническим измышлениям о том, что материалистическая философия, в том числе и марксизм, будто бы страдают фатализмом, "приговаривает" все страны, включая Россию, веками испытывать муки капитализма и не дает якобы никакого простора для свободной деятельности людей, Плеханов убедительно доказал, что именно современный материализм - марксизм - устранил фаталистический характер. Плеханов, опираясь на учение Маркса, доказывает, что "диалектический материализм никаких стран ни к чему не приговаривает, что он не указывает пути, общего и "обязательного" для всех народов во всякое данное время, что дальнейшее развитие общества всегда зависит от соотношения общественных сил внутри его.".
5.Плеханов и Ленин
В 1900-1903 г. Плеханов принял участие в организации и руководстве газетой "Искра". Плеханов и Ленин в эти годы проделали большую работу по организации российской революционной рабочей партии, по созданию программы и устава марксистской партии, по созыву и проведению. Второго съезда РСДРП. Плеханову было поручено открытие съезда. Вместе с Лениным и Мартовым Плеханов был избран редактором ЦО "Искры" и членом Совета партии.
Уже в это время между Лениным и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения. Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. У нас официально считалось до недавнего времени, что Плеханов, отойдя от позиций, занимаемых на П съезде, пошел на примирение с меньшевиками, стал лидером меньшевизма, отступил от марксизма по многим программным и тактическим вопросам, не понял особенностей новой эпохи - империализма и пролетарских революций.
Но вот что пишет о Плеханове Л.Г.Дейч. Он убеждает, что Плеханов никогда не уклонялся от однажды избранного им пути. От первой брошюры "Социализм и политическая борьба", написанной в качестве молодого марксиста, вплоть до последней статьи, продиктованной им. Во всех своих произведениях, написанных блестящим слогом, Плеханов стремился содействовать развитию классового сознания рабочих, он также предостерегал своих последователей от всякого рода необычных и нецелесообразных планов. Плеханов был верен положению классического марксизма о том, что старое общество уступает место
новому социальному строю лишь тогда, когда оно исчерпает возможности собственного развития, когда в его недрах созреют предпосылки для этого нового строя. Россия, доказывал он, страдает не только от того, "что в ней есть капитализм, но также оттого, что он в ней недостаточно развит". В таких условиях нелепо призывать рабочих, беднейшую часть крестьянства к низвержению капитализма и овладению ими политической властью. Социальная организация производства не найдет объективной опоры, а правительство, которое бы попыталось ее осуществить, вынуждено будет прибегнуть к насилию и в конечном счете либо выродится в новую "социалистическую касту", стоящую над обществом, либо будет смещено противодействующей стихией.
6.Первая Мировая война
Последовавшие события - разгон первой и второй Государственной Думы и наступившая затем продолжительная реакция(1907-10г.г.), сопровождавшаяся столыпинским террором и черносотенными изуверствами, вполне подтвердили правильность задолго перед тем сделанного Плехановым прогноза.
В разразившейся жестокой всемирной войне Плеханов занял оборонческую позицию. В этом случае, кроме создания необходимости стать на сторону стран, подвергшихся нападению, им руководило еще глубокое убеждение в преимуществе этой позиции для интересов трудящихся масс не только стран, втянутых в войну, но и нейтральных, так как победа Вильгельма означала бы подчинение наиболее демократических государств гегемонии Германии, явилась бы тогда усиленная эксплуатация трудящихся слоев этих стран немцами, а также погибли бы существующие в них демократические учреждения.
"В самом деле, если бы рабочие в странах, подвергшихся нашествию немцев, последовали призывам "интернационалистов" не защищаться, это было бы только на руку Вильгельму,- он, несомненно, одержал бы тогда легкую победу над всеми европейскими государствами" - считает Л.Г.Дейч.
В период первой мировой войны "интернационалистами" называли тех представителей международного социалистического движения, в том числе и большевиков, которые, объявив войну империалистической со стороны всех участников, требовали ее немедленного прекращения и заключения мира без аннексий и контрибуций. Плеханов неоднократно резко критиковал действия и лозунги "интернационалистов", считая, что их требование о заключении мира без аннексий и контрибуций исключает возможность конкретно-исторического анализа и потому не достигает главной цели - устранения причин, способных привести к новой, еще более разрушительной войне. Дальнейшие события также и в этом громадной важности вопросе подтвердили правильность взглядов Плеханова.
В это же время Плеханов подготовлял известный свой труд - трехтомная работа "История русской общественной мысли". Плеханов был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Его трехтомная работа явилась первым сводным обобщающим трудом, он охватывает историю общественной мысли с древнейших времен до конца 18 века и написан с марксистских позиций. Им был дан глубокий анализ социально-экономических, философских и политических взглядов Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена. Плеханов показал, что вся история русской революционной мысли это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс.
Плеханов устанавливал связь между русским марксизмом, российской
социал-демократией и ее предшественниками – революционерами 60-70г.г. Плеханов сделал первую попытку систематизированного изложения истории революционного народничества 70-х годов и начала поворота русского революционного движения к марксизму, а также начала русской социал-демократии 80-90 гг.
Плеханов как теоретик марксизма внес огромный вклад в защиту и пропаганду экономического учения Маркса, в развитие русской экономической мысли. Он подверг аргументированной критике идеалистическую теорию «самобытности» русского исторического процесса, господствовавшую в тот период в русской общественной мысли. Анализируя экономику пореформенной России, Плеханов доказал, что Россия в своём историческом развитии шла и идёт по тому же пути, по которому шли и другие европейские страны, т.е. от феодализма к капитализму. Он доказал несостоятельность ходившей в то время теории о бесклассовости русского общества. При характеристике своеобразия русского исторического процесса на первый план выдвигал развитие классов и борьбу между ними.
Плеханов был первым марксистским историком русского освободительного и революционного движения, который правильно указал на дворянский и разночинский периоды в русском освободительном движении. Он первый взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал.
Большое внимание Плеханов уделял вопросам эстетики. Являясь преемником и продолжателем традиций материалистической эстетики В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и др., он рассмотрел многие проблемы эстетического отражения действительности, истории искусства и эстетической мысли.
Плеханов в первые в марксисткой литературе, подвергнув критике, биологические концепции происхождения искусства, доказал, что искусство, эстетические чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности человека.
Критикуя экономическую концепцию В. П. Воронцова, П. показал примитивизм экономической доктрины либерального народничества, его отступление от революционных традиций народничества 70-х годов и непонимание объективных законов экономического развития. П. вскрыл ошибочность взглядов либеральных народников по обширному кругу вопросов - в теории стоимости, теории воспроизводства, теории экономических кризисов. Критика П. либерального народничества в 90-х г. XIX в. и борьба Ленина против этого течения мелкобуржуазного социализма стали важной предпосылкой победы марксизма в России.
Плеханов отстаивал материалистичные, атеистичные традиции в философии, революционные и просветительные традиции русской и западноевропейской общественной мысли. Правда, порой Георгий Валентинович больше подчёркивал то, что сближает марксистскую философию и социологию домарксистскими учениями, не показывая в должной мере то, что их различает, несколько преувеличивал влияние западноевропейской философии и общественной мысли на русскую; но всё это не умоляет научной ценности работ Плеханова по истории философии и общественной мысли.
Произведения Георгия Валентиновича Плеханова систематически публикуются и широко изучаются в России. Именем Плеханова названы Ленинградский горный институт, Московский институт народного хозяйства и другие вузы страны. В1956 году в России было отмечено 100-летие со дня его рождения и учреждена премия им. Плеханова, присуждаемая авторам лучших научных работ по философии.
1) Плеханов Г.В. Современные задачи русских рабочих // Русские рабочие в революционном движении. - Л.,1991
2) Розенталь М., Вопросы эстетики Плеханова, М., 1939;
3) Черкашин Д., Эстетические взгляды Г.В.Плеханова, Хар., 1959;
4) Чагин Б.А., Курбатова И.Н., Плеханов, М., 1973;
5) Фомина В.А., Философское наследие Г.В.Плеханова, М., 1956;
6) Программа группы «Освобождение труда» // политическая история XX в.- выпуск 1.-М; 1991
7) Митин, Н.Б. Историческая роль Г.В.Плеханова., в русском и международном рабочем движении / Н.Б.Митин. - М.: Логос, 1957. – 248с.
8) Чагин Б.А., Г.В.Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, М.-Л., 1963;
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Россия и мир в начале XX века
Курс лекций:
История русской журналистики (1703—1917) Учебно-методичекий комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ)
Курсовая работа:
Конституционное развитие России в 20 веке
Реферат:
Основные тенденции развития всемирной истории в начале XX века
Дипломная работа:
С.т. аксаков – театральный критик: историко-литературный и методический аспекты изучения наследия