Реферат

«Проблемы общества, государства и права в учении Ж.-Ж. Руссо»

  • 18 страниц(ы)
  • 2649 просмотров
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

1. Общая характеристика учений Руссо 5

1.1. Идеи о зарождении гражданского общества. Происхождение неравенства 5

1.2. Учение о государстве и праве: теория общественного договора 6

1.3. Идея народного суверенитета 8

2. Влияние концепции Руссо на дальнейшее развитие правовых идей 14

Заключение 16

Библиография 18

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Социально-политические воззрения выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению общественной мысли – политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты .

Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (впервые опубликовано после смерти, в 1782 г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Первая глава работы посвящена общей характеристике учений Руссо. В ней коротко рассматриваются идеи мыслителя о зарождении гражданского общества. Как появилось гражданское общество, что послужило тому причиной – ответы на эти вопросы даны в первой части первой главы.

Теория общественного договора занимает важное место в учении Руссо. Общественный договор представляется в двух разных смыслах: первый – «как было» (то есть договор, который, по мнению Руссо, на самом деле был заключен между людьми); второй – «как должно быть» (обосновываемая Руссо концепция «истинного общественного договора»). Именно о том, «как должно быть» во второй части первой главы данной работы.

Третья часть первой главы посвящена идеям Руссо о народном суверенитете. Это уже непосредственно образование полноценного гражданского общества и государства, второй шаг после заключения общественного договора. Эта глава содержит в себе рассуждения Руссо о том, каким должно быть государство, кому должна принадлежать власть, кто компетентен принимать законы и кто обязан следить за их выполнением.

Вторая глава работы содержит некоторые размышления и исторические факты, иллюстрирующие влияние концепции Руссо на дальнейшие развитие правовых идей.

1. Общая характеристика учений Руссо

1.1. Идеи о зарождении гражданского общества. Происхождение неравенства

По описанию Руссо сначала люди жили, как звери. У них не было ничего общественного, даже речи, не говоря уже о собственности или морали. Они были равны между собой и свободны . Далее по мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи, и постепенно зарождались социальные формирования – семья, народность. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся Руссо «самой счастливой эпохой» .

Но дальше развитие цивилизации было сопряжено с регрессом свободы (появление и рост социального неравенства) . Согласно учению Руссо неизбежным следствием установления частной собственности на землю явилось имущественное неравенство. На смену естественному состоянию с этого времени приходит гражданское общество. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества».

С возникновением частной собственности происходит деление общества на богатых и бедных, между ними разгорается ожесточенная борьба. Богатые, едва успев насладиться своим положением собственников, начинают помышлять о «порабощении своих соседей» . «Общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений им сделанных» .

Затем появилось неравенство политическое. Для того, чтобы обезопасить себя и свое имущество, богатые составили «хитроумный план»: якобы для защиты от взаимных раздоров предложили учредить публичную власть и законы. Так, по мнению Руссо, на договорной основе, но путем «ловкой узурпации» образовалось государство и люди поделились на правящих и подвластных.

Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии , ибо перед деспотом они - ничто. Круг замыкается, говорил Руссо, народ вступает в новое естественное состояние, которое отличается от прежнего тем, что представляет собой плод крайнего разложения .

1.2. Учение о государстве и праве: теория общественного договора

Руссо развивает свою концепцию создания политического организма как подлинного договора между народами и правителями. Его основную задачу он видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде» . Но для этого необходимо, чтобы каждый из индивидов отказался от ранее принадлежавших ему прав на защиту своего имущества и своей личности. Взамен этих мнимых прав, основанных на силе, он приобретает гражданские права и свободы, в том числе право собственности. Его имущество и личность поступают теперь под защиту сообщества. Индивидуальные права тем самым приобретают юридический характер, ибо они обеспечены взаимным согласием и совокупной силой всех граждан. Происходит эквивалентный «обмен» естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни .

Переход в состояние свободы предполагает, по Руссо, заключение подлинного общественного договора, в результате которого образуется ассоциация равных индивидов, где каждый, подчиняясь обществу, становится свободным, так как не подвластен никому в отдельности.

Однако учение Руссо нельзя трактовать однобоко, поскольку с одной стороны пределы государственной власти определяются интересами общества и общественной пользой, с другой же - общественное соглашение дает политическому организму (государству) неограниченную власть над каждым его членом. И важно отметить, что людей с государством должны связывать взаимные обязательства, предусматривающие равенство их прав и обязанностей.

1.3. Идея народного суверенитета

По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. И эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы .

В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц . «Но, - поясняет он, - отбросьте из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля» .

За арифметическими расчетами у Руссо стоит кардинальная политическая проблема, а именно, проблема согласования противоречащих друг другу интересов. В «Общественном договоре» предложено следующее решение этого вопроса. Если законы будут выражением общей воли, то правительственным органам не придется согласовывать частные и общественные интересы. «Итак, - утверждает он, - поскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него нет и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц; следовательно, верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе перед подданными… а подданные не нуждаются в гарантии против суверенной власти, ибо невозможно предположить, чтобы организм захотел вредить всем своим членам» .

Однако соответствующие гарантии, согласно Руссо, нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. Отсюда, по мысли Руссо, и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином. «Итак, - отмечает он, - чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно молчаливо включает в себя такое обязательство, которое одно только может дать силу другим обязательствам: если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным» .

2. Влияние концепции Руссо

на дальнейшее развитие правовых идей

Руссо во многом противоречив и во многом не очень точен. Этот факт имеет значение для людей, которые с научных позиций его наследие, но даже они учитывают время, обстоятельства, цель зарождения этих идей.

Начну с цели. Он реализовал её полностью, когда воспитанные на его идеях массы пошли 14 июля 1789 года на штурм Бастилии. Он был не одним из подготовивших свержение феодализма, а знаменем тех, которые принимали участие в борьбе, зная, что и зачем надо делать. Его идеи родились, когда нужно было свергнуть старое и хорошо известное (феодализм с его институтами) и построить что-то новое. Он наметил контуры этого нового. Его идеи в той или иной мере отражены в основополагающих документах (начиная с Декларации прав человека и гражданина, принятой учредительным собранием Франции в августе 1789 года и включая Конституцию Украины 1996 года).

Не всегда и не в одинаковой мере, но ведь он советовал при создании законов учитывать географические факторы страны, занятия и нравы народа.

«Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведении французской буржуазной революции, особенно на её якобинском этапе» .

Учение Руссо о происхождении неравенства не имело аналогов в предшествующей литературе. Используя терминологию и общую схему теории естественного права (естественное состояние, переход к гражданскому обществу и государству), Руссо разрабатывает совершенно иную доктрину. Абстрактные построения философии рационализма он наполняет историческим содержанием. Распространенные представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества.

Суть всего учения Руссо состоит в обосновании принципа и идей народного суверенитета, именно с этих позиций мыслитель рассматривает проблемы общества, государства и права.

Руссо не одобряет пути, по которому шло развитие общества, он не согласен с «хитроумным планом» богатых, которые в свое время предложили учредить публичную власть и законы, а тем самым «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому». В ответ мыслитель развивает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями».

Во многом концепция Руссо кажется достаточно актуальной и сегодня. Однако мыслитель не верно и жестоко относился к личности. В частности, сомнительны размышления Руссо об общем благе. Безусловно, это понятие занимает далеко не последнюю роль в организации жизни общества. Однако, все действия и решения суверена должны в первую очередь быть ориентированными на интересы и удовлетворение потребностей каждого человека, личности. Благо должно предоставляться каждому отдельному члену государства, а не только всему организму как единому целому. И сегодня, в принципе, именно по этому пути и пошло развитие общества. Политика государства направлена именно на удовлетворение потребностей каждого человека. И, может быть, это не всегда так, но, по крайней мере, именно о такой позиции по отношению к гражданам говорят в высших эшелонах власти. А это, уже показатель того, что общество понимает роль и значение гражданина в государстве.

1. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие – М.: Юриспруденция, 2002 г.

2. История политический и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е., стереотип. Под общ. Ред. Члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа ИНФРА•М – НОРМА, 1997 г.

3. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. Доктора юридических наук, профессора О.Э. Лейста. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001 г.

4. История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. А.Н. Хорошилова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.

5. Ойзерман Т.И. Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М.: Наука, 1983 г.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика