Курсовая работа
«Технология социальной рвботы с детьми и подростками по профилактике употребления наркотиков»
- 39 страниц
Введение 4
1 Понятие наркотиков, наркомании 7
1.1 Классификация наркотических средств 7
2 Причины употребления наркотиков 11
2.1 Причины приобщения молодежи к наркотикам 12
2.2 Социальные факторы наркомании 13
2.3 Психологические факторы наркомании 18
2.4 Физиологические факторы 21
3 Профилактика наркомании 23
Заключение. 30
Библиографический список 35
Словарь терминов 37
Приложение 39
Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказываются в первую очередь на молодежи, которая является незащищенным слоем населения, но играет важную роль в жизни общества.
В последнее время увеличилось употребление наркотических и психотропных веществ. Это явление приобретает характер эпидемии, его нужно изучить и выяснить, что требуется сделать для снижения этой эпидемии. Основными потребителями является молодёжь, которая сама находится в весьма сложном положении в результате различных явлений нашей жизни.
Это, прежде всего, социально-экономический кризис, который очень влияет на уровень жизни. В условиях социально-экономической нестабильности, несформированные системы ценностных ориентацией, девальвации ценностей семьи и школы, риск приобщения к наркотикам особенно велик у тех подростков, которые имеют негативный жизненный опыт, живут в неполных семьях, попали в компанию пьющих или курящих сверстников, тех, кто уже пробовал или эпизодически употреблял наркотики.
В последние годы в ряде регионов страны отмечается рост распространенности наркомании и токсикомании среди населения в целом и среди подростков в частности. При этом отмечается тенденция к применению преимущественно наркотиков растительного происхождения, а также различных самодельно приготовленных препаратов и смесей, средств бытовой химии. Выраженные медико-социальные последствия этих заболеваний, включающие высокую смертность больных, соматоневрологические и психические осложнения, тяжелые социальные последствия, определяют то большое значение, которое придается раннему выявлению лиц, употребляющих наркотические и вызывающие токсикоманию средства в немедицинских целях.
Наркотики сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Соблазн получить удовольствие слишком велик, чтобы удержаться от него на том лишь основании, что "этого делать нельзя". В мировом масштабе число жертв этого порока больше, чем от всех известных войн и катастроф.
1 Понятие наркотиков, наркомании
Наркотики сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Соблазн получить удовольствие слишком велик, чтобы удержаться от него на том лишь основании, что "этого делать нельзя". В мировом масштабе число жертв этого порока больше, чем от всех известных войн и катастроф.
Наркомания понимается обществом как вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, что бы впасть в одурманенное состояние.
1.1 Классификация наркотических средств
Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Такое состояние могут вызывать истинные наркотики – опий, морфий, героин. Одурманивание этими веществами и считается собственно наркоманией.
Подобный эффект могут производить и некоторые лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие или возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией.
Психотропные вещества (psyhe- душа, tropos- направление), лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях нервной высшей деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества, ноотропные)
Психостимулирующие вещества (psyhe-душа, stimular- погонять, возбуждать) лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин).
Натуральные наркотики не вызывают сильного привыкания, а так же зависимости и эйфории. Большую опасность представляют синтетические наркотики. Эффект от жевания коки сравним с действием чашки крепкого кофе. Привыкания не бывает, вредных привычек нет.
Всемирная Организация Здравоохранения дает следующее определение: “Наркотики – это такое вещество или смесь веществ, которое коренным образом отличаются от всех веществ, необходимой для нормальной жизнедеятельности человека и прием которых влечет за собой изменение функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и нервной вегетативной системы”.
2 Причины употребления наркотиков
Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние одурманивания и опьянения, что заставляет их добровольно отдаваться неконтролируемой стихии безумия. Это безумие, ставшее искушением, занимает людей с тех пор, как, в отличие от санкционированного обществом сакрального, ритуального, коллективного и лечебного употребления, отдельные индивиды начали принимать наркотики по собственному разумению. Наркотики давали возможность погрузиться в совершенно иной опыт, освободиться от привычных связей, от повседневной упорядоченности форм, открывали неисчерпаемость значений и образов. Побуждения к побегу, стремление превзойти монотонность своей жизни всегда являлись основными потребностями души. Даже опасность редко останавливала человека на этом пути. Свобода грез, пусть даже пугающих, влечет человека цивилизованного так же властно, как влекла участника древних мистерий. Не случайно, что эффекты употребления наркотиков стали сначала объектом внимания художников, а потом уже — медиков.
Ведь та же любознательность является одной из замечательных особенностей человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие исследовательских наклонностей. Не удивительно поэтому, что некоторые молодые люди пробуют наркотики с тем, чтобы испытать их действие на себе. Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с наркотиками (и с алкоголем) в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе молодежи, престижной для него в данный момент (иначе бы он в нее не стремился и не рисковал испытывать на себе вещества, о которых он, как правило, уже имеет то или иное представление как о вредных для здоровья).
Конечно, при этом не последнюю роль играют и весьма позитивные в других обстоятельствах особенности личности, такие, как потребность самоутверждения или достижения независимости. Понятно, что эти мощные для молодежной среды факторы (мотивы), подкрепленные затем фармакологическими и другими эффектами принимаемых средств, делают наркотики еще более привлекательными [11, с. 30].
Такая потребность может быть проявлением скрытого расстройства эмоциональной сферы, при которой ребенок стремится получить мимолетное удовольствие вопреки опасности отравления и даже смерти. Нежелательные отклонения в поведении могут приводить и к преступлению. И все это из-за погони за мнимыми удовольствиями вопреки общественным традициям. Так что наркомания не только и не столько медицинская, сколько моральная, социально-психологическая проблема.
2.4 Физиологические факторы
Различные люди по-разному реагируют на токсические и биологические воздействия. Люди по-разному переносят жару и холод. Наркотическая зависимость тоже развивается далеко не у всех. Пробуют наркотики гораздо больше людей, чем заболевают наркоманией. Однако особо предрасположенные к тому или иному веществу заболевают наркоманией с первого раза.
Существуют и расовые различия: если у европейца опий вызывает успокоение, то на негра оказывает возбуждающее действие. Северные жители веками жевали мухоморы, прекрасно себя чувствуя, пока их не подкосило тотальное пьянство, подарок цивилизации, особенно болезненно отразившееся на их нежных природных организмах.
Как показали наблюдения ученых, наркоман выбирает то вещество, которое сходно с его типом личности. На этот вывод натолкнули наблюдаемые закономерности выбора наркотика той или иной группой душевнобольных. Эпилептоидный психопаты с подавленной, угнетенной психикой выбирают не стимуляторы, оживляющие психические функции, а снотворные и транквилизаторы. Шизофреники выбирают не успокаивающие и подавляющие, а психоделики, вызывающие сходные с шизофренией симптомы дереализации, потери и раздвоения личности. Больные инстинктивно стараются принять вещество, действие которого соответствует его расстройству[1, с. 200].
Таким образом можно говорить, что существует особая, биологическая предрасположенность к наркомании. Наследственная зависимость свойственна почти всем наркоманам, 85% молодых людей, лечившихся от наркомании, обнаруживают алкогольную наследственность. Многие, начавшие злоупотребление в раннем возрасте, сознательно предпочитали наркотики алкоголю, т. к. принятие спиртного вызывало у них отвращение из-за воспоминаний об отце-алкоголике.
Я считаю, что нельзя на основе биологических характеристик прогнозировать вероятность наркомании, нельзя однозначно определить заранее склонность или, наоборот, устойчивость человека к наркотическому опьянению и зависимости. Нельзя заранее выделить «обреченных», любой может нести в себе сильную биологическую предрасположенность к наркотическим веществам.
3 Профилактика наркомании
Первый подход информационный - является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.
Обычно реализуется 3 варианта информационного подхода:
1) Предоставление частичной информации о фактах влияния наркотиков на организм и количественные данных о наркоманах.
2) Устрашающая информация, описывающая неприглядные стороны употребления наркотиков.
3) Информация о деградации личности людей, употребляющих ПАВ (психологически активные вещества) и проблемах с этим связанных.
Сторонники этого подхода предполагают, что повышение качества знаний об употребления наркотиков и их последствиях будет эффективным для изменения поведения [19, с.320].
Информационные программы сейчас комбинируются с другими программами, и способствует росту уровня знаний учащихся, но не могут дать толчок к снижению употребления ПАВ. В эти программы не включаются задачи на реальное изменение поведения. В отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения. Но растущая наркотизация противоречит негативной информации об употреблении ПАВ в глазах подрастающего поколения. Отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого санитарного просвещения, как низкую. И хотя полностью отказываться от него преждевременно, данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для «целевых» групп населения, т.е. тех, на кого направлена.
Второй подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении выражении эмоций, c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений.
В рамках этого подхода выделяется несколько задач:
1. Повышение самооценки человека.
2. Определение значимых личностных ценностей.
3. Развитие навыков распознавания и выражения эмоций.
4. Развитие навыков обдуманного принятия решений.
5. Формирование способностей справляться со стрессом.
Наркомания понимается обществом как вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, что бы впасть в одурманенное состояние.
Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
По данным ООН на 2003 год : 8 млн. человек употребляют героин, 13,3 млн. чел. кокаин, 141,3 млн. чел. марихуана и подобные вещества, 280 млн. чел. синтетические наркотики.
В странах “золотого треугольника” (Бирма, Лаос, Таиланд) производится 2500т. сырья из которого получается 250 т. героина. Столько же производит «Золотой полумесяц» (Афганистан, Пакистан). Около 100т. опиума производится в Латинской Америке.
Мировой оборот наркоторговли оценивается примерно в $400 млрд. или 8% всего оборота мировой торговли.
Единой причины возникновения наркомании не существует, но имеют большое значения факторы личности человека. Более склонные к наркомании люди инфантильные, пассивные, зависимые, демонстративные, эмоционально- неустойчивые. Так же важную роль играют и определенные социальные факторы: низкий уровень образования, отсутствие интереса к жизни, безыдейность, не умение занять свой досуг, влияние окружающий микро среды, неблагополучная обстановка в семье и обществе, низкий уровень элементарных медицинских знаний.
По классификации ВОЗ наркомания относится к разряду психических заболеваний и характеризуется наличием у больного признаков аутодеструктивного поведения (стремления к саморазрушению). Но в отличие от других заболеваний, поражающих психику, наркомания "заразна", у нее есть источники распространения и способы передачи. А раз так, то можно говорить о средствах профилактики и лечения. Источником заражения являются потребители и распространители наркотиков, а способом передачи - распространение информации.
Современные ученые достаточно подробно разрабатывают объяснения возникновения наркотической зависимости и выделяют 3 основных направления, 3 группы факторов наркотизации: социологические, включающие влияние общества и семьи, физиологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью, и психологические (или психические), рассматривающие особенности и отклонения в психике.
Во-первых, наркоманы — объективно и субъективно плохие работники, поскольку их физическое состояние неудовлетворительно, периодически наступающая абстиненция выводит их из строя, все их помыслы связаны с наркотиком и главным содержанием мыслей являются способы его добывания.
Во-вторых, наркомания наносит обществу большой материальный и моральный ущерб, являясь причиной несчастных случаев на транспорте и на производстве. Более того, необходимость поиска средств на приобретение наркотиков часто толкает человека на любые поступки, в том числе правонарушения (кражи, грабежи, проституцию, подделку рецептов и т. д.).
В-третьих, наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, не давая близким возможностей для нормальной жизни, «отравляя» ее своим присутствием, лишая семью средств к существованию, совершают тяжелое преступление по отношению к потомству, поскольку некоторые обменные нарушения, связанные с употреблением наркотиков родителями, передаются детям. Кроме того, употребление наркотиков во время беременности непосредственно отравляет ребенка.
В-четвертых, наркоманы, деградируя физически и морально, преждевременно погибают, не оправдав ожиданий, которые всегда связаны у родителей с рождением ребенка, у общества — с появлением нового гражданина. При этом они стремятся втянуть в этот порок и других людей, в первую очередь молодежь. При использовании с наркотической целью некоторых средств бытовой химии происходит особенно быстрое разрушение психики («самовыжигание»).
В-пятых, употребление наркотических средств безнравственно само по себе, безотносительно к конкретным его осложнениям. Для наркомана понятия добра и справедливости утрачивают свою значимость. Стремясь к очередному приему наркотического вещества, он готов на любую ложь и обман, поведение по мере углубления наркотической зависимости все в большей степени направляется наркотическими интересами и все в меньшей— нравственными критериями.
1. Абрамова Л.В. «Все причины наркомании» М.: Слово, 2005. 480 с.
2. Алексеева Л.С. Особенности неблагоприятных семей и возможности школы в работе с ними / Л.С. Алексеева // Вопросы профилактики правонарушений. М.: Слова, 1985. 150 с.
3. Вануев И.О. Наркомания и жизнь / И.О. Вануев. М.: «Наука». 1991. 350 с.
4. Здравомыслов А.Г. Социология жизни. М.: «Дашков и К» 2002. 354 с.
5. Зеленов Л.А. Социология города. М.: Владос, 200. 182 с.
6. Федеральный закон от 8 января 1998г.N 3-ФЗ "О наркотических средствах". М.: ГАРАНТ. 2005.105 с.
7. Сошкина К.К. «Жизнь на игле» // Газета «Жизнь.» №6 2004С. 5 – 8
8. Караванов А.В. Общая психология. М.: «Просвещение», 1999. 540 с.
9. Кудрин В.Р. «Другой мир» // Законность. №9 2005. С. 25 -40
10. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани. Политиздат, 1988, - 479 с.
11. Рыбин О.Б. « Отношение россиян к наркоманам» // Газета «Комсомольская правда.» №5 2001. С.30- 35
12. В.А. Михайлов «Наркоман в обществе.» // Юрист. №7 2003. С. 20 – 56
13. Москаленко Б.Д. Проблемы социальной работы с семьями больными алкоголизмом. М.: Юность, 1992. 230 с.
14. П.Б. Ранцев «Подростковая наркомания» // Вопросы психологии. №1 2002г. С. 26 – 45
15. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право, 2001,№9. С. 15 -25
16. Лабиринт одиночества / Под ред Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 624 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования
Курсовая работа:
Методика работы социального педагога с детьми, пережившими стрессовую ситуацию
Дипломная работа:
Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей
Курсовая работа:
Технология социальной работы с молодежью
Дипломная работа:
Психолого-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения школьников