Реферат
«основные этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг.+ задача»
- 22 страниц
Введение 3
1. Этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг. 4
2. Период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству. 11
Заключение 14
Задача 15
Список использованных источников 22
В современном мире в последние десятилетия все явственнее просматривается тенденция консолидации мирового сообщества по вопросам борьбы с преступностью. Одним из результатов такого сотрудничества стала выработка основополагающих международно-правовых стандартов обращения с заключенными с целью совершенствования на их основе национального пенитенциарного законодательства. Основу международно-правовых стандартов обращения с заключенными составляют положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
В российском обществе на рубеже XX—XXI вв. резко возросло значение социально-правовых ценностей, среди которых на первое место поставлены права и свободы человека и гражданина. Это получило юридическое закрепление в нормах Конституции РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ. С учетом интересов личности осужденных и справедливого к ним отношения Уголовно-исполнительный кодекс РФ определил основные принципы исполнения уголовных наказаний: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, соединение наказаниях исправительным воздействием. Эти принципы реализуются через правовые нормы, определяющие правовой статус осужденных к лишению свободы.
1. Этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг
Новый этап в реформе исполнения наказаний наметился после февральской буржуазной революции 1917 г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания. Возглавивший центральное тюремное ведомство профессор А.П. Жижиленко в приказе № 1 от 8 марта 1917 г. подчеркивал, что главная задача наказания - перевоспитание человека, совершившего преступление, и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство. Администрации мест лишения свободы строжайше предписывалось воздержаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов. В целях переподготовки тюремного персонала для работы "в условиях обновления государственного строя и свободной общественной жизни" (приказ № 2 от 17 марта 1917 г.) создавались пенитенциарные курсы с программой: 1) общее законоведение; 2) начала уголовного права; 3) учение о наказании в связи с тюрьмоведением; 4) уголовная политика и социология; 5) элементарные сведения по психопатологии и уголовной антропологии; 6) тюремная гигиена и санитария; 7) меры борьбы с детской преступностью; 8) тюремная статистика и отчетность; 9) товароведение; 10) Практические занятия и рефераты. Чтобы успешно решать вопросы устройства освобожденных, предполагалось организовать широкую сеть обществ патронажа, используя накопленный опыт".
К моменту октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили известное развитие, впитали целый ряд прогрессивных демократических идей, несмотря на то, что развивались они первоначально в рамках уголовного закона, науки уголовного права, уголовно-процессуальных предписаний и нормативных актов по организации исполнения лишения свободы .
В результате прогресса законодательства сформировалась правовая основа самостоятельной отрасли - российского пенитенциарного права.
Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую 'были идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования "исправительно-трудовое право". Постановлением Народного комиссариата юстиции 24 января 1918 г. "О тюремных рабочих командах" в тюрьмах "вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных.
Первым крупным советским нормативным актом в области исполнения наказания стала Временная инструкция "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такого", утвержденная постановлением Наркомата юстиции от 23 июля 1918 г.
В. ст. 1 Временной инструкции действовавшие ранее уставы о содержащихся под стражей и ссыльных признавались потерявшими силу.
Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся в ней термины (ст. 3, 7) "исправительные меры", "воспитательно-трудовые методы" свидетельствовали, что она имелась в виду. Система мест лишения свободы состояла (ст. 3) из: 1) общих мест заключения (тюрем); 2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи); 3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения; 4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами); 5) тюремных больниц.
Заведование применением уголовных наказаний возлагалось (ст. 6) на Карательный отдел Наркомата юстиции, состоявший из девяти отделений: 1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер; 2) распределительное; 3) техническое; 4) сельскохозяйственное; 5) врачебно-санитарное; 6) снабжения; 7) строительное; 8) конвойное; 9) помощи отбывшим наказание. Из приведенной структуры отдела видны основные направления его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах лишения свободы, труда, профессионального и общего обучения, воспитательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т.д. В целях оказания помощи освобожденным предписывалось образование патронатов при местных советах.
При общем позитивном движении по пути гуманизации и демократизации исполнения наказания сохранялись отдельные негативные черты пенитенциарной системы.
Так, по заключению распределительной комиссии, причислявшей по окончании срока наказания осужденного к разряду хулиганов, погромщиков или упорных рецидивистов, материалы на таких лиц могли направляться в местный революционный трибунал для рассмотрения вопроса (ст. 29) об их дальнейшей изоляции. Таким образом, вводился институт неопределенности наказания, открывавший двери ;административному и судебному произволу, репрессии не за конкретное преступление, а за "опасное состояние личности". Реформатории и испытательные заведения с ослабленным режимом не получили распространения на практике, в то время как трудовые колонии показали свою жизнеспособность. Первая земледельческая колония была создана в 1918 г. в Подольском уезде Московской губернии, в 1919 г. открыта первая Петроградская сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже сельскохозяйственных колоний, а в 1920 г. - 1515.
В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. "О красном терроре" определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях. Существование этих новых мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. "О лагерях принудительных работ".
Согласно постановлению ВЦИК от 17 мая 1919 г. (ст.25) предусматривалось функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ: 1) обычных; 2) особых, на все время гражданской войны, где надлежало изолировать наиболее опасных противников советской власти. Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь.
Режим в лагерях принудительных работ по своему содержанию и организации был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило (ст. 37) десятикратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный - рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием "вплоть до применения высшей меры" (расстрела) .
Следующим крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло Собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. Положение развивало идеи, закрепленные во Временной инструкции "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового" 1918 г. Оно подробно регламентировало применение общественно полезного труда (§§ 111-129 и др.), учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы (§§ 130-158), снабжения продовольствием, вещевым довольствием; лечение и другие элементы быта заключенных; определяло правовой статус администрации общих мест заключения.
Окончание гражданской войны и интервенции позволило советской власти перейти к более планомерному и интенсивному государственному строительству, созданию законодательной базы применения уголовных наказаний.
В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта Исправительно-трудового кодекса.
Проект Исправительно-трудового кодекса прошел предварительную общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. он обсуждался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, где получил положительную оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и других выступивших специалистов. 16 октября 1924 г. первый в истории России Исправительно-трудовой кодекс был принят.
Задачей Кодекса провозглашалось осуществление уголовной политики путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей (ст. 1), целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений (ст. 2). Исполнение наказаний соединялось с применением мер Исправительно-трудового воздействия .
2. Период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству
После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. начался процесс приведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. Затронул он и сферу правового регулирования исполнения уголовных наказаний.
Так, ст. 71 Конституции устанавливала положение относительно того, что в ведении Российской Федерации находится уголовное; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Указанный подход законодателя предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону.
Введение в действие новой Конституции активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом приходящего на смену Исправительно-трудовому Уголовно-исполнительного кодекса. Значительное влияние на законотворческую деятельность в этой области оказали конференции, семинары, дискуссии, в. том числе в средствах массовой информации, направленные на выработку идей о реформировании законодательства, регламентирующего исполнение наказаний.
Существенным шагом в реформировании рассматриваемой сферы положило принятие 15 июня 1995 г. Федерального закона "О содержании». К стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", который отменил действовавшие ранее общесоюзные Положения о предварительном заключении под стражу и Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления: Федеральный закон отделил правовой статус содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Это позволило продвинуться по пути выполнения Россией взятых международных обязательств по демократией системы уголовной юстиции .
13 января 1996 г. Президент Российской Федерации одобрил подготовленную учеными и практиками, прошедшую обсуждение на разныx уровнях с привлечением населения и средств массовой информации, Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г.19 Концепция содержала комплекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конституции РФ, потребностями надежно обеспечить права и законные интересы осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По существу в ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнительной системы России на кратчайшую и отдаленную перспективу. Между тем процедура принятия представленного в Федеральное Собрание РФ проекта Угодно-исполнительного кодекса затягивалась в силу наличия значительного количества спорных моментов, в то время как Уголовный кодекс был принят и введен в действие с 1 января 1997 г. Новое уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, без которого невозможна реализация Уголовного кодекса, запаздывало. В этой связи законодатель в целях обеспечения применения уголовного закона принял решение о внесении в действующее уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое законодательство временных (до введения в действие нового Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов) корректив.
15 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации".
В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные с текстом проекта Уголовно-исполнительного кодекса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к действию в условиях реализации нового уголовного законодательства.
8 января 1997 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон о введении в действие с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса.
Таким образом, в России завершился период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству.
Причины принятия нового Кодекса находятся в экономической, социальной и правовой сферах. Определяющую роль в принятии нового Кодекса сыграли изменения, произошедшие в экономике нашей страны.
УИК РФ вводился в действие с 1 июля 1997 г. Положения УИК РФ о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих наказаний, но не позднее 2001 г.
Ценности гражданского общества обусловливают приоритетность задачи обеспечения прав человека, сохраняющей свою актуальность даже применительно к случаям их ограничения. Необходимость соблюдения прав человека распространяется и на места лишения свободы. Между тем лишение свободы как мера наказания в настоящее время является наиболее применяемым в большинстве стран, в том числе и в России, и связано с наиболее значительным ограничением конституционных, гражданских и иных прав осужденных.
Экономические, социальные и политические преобразования в России, осуществляемые после распада Союза ССР, обусловили создание новой правовой системы, которая нашла закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года: был принят комплексный нормативный акт законодательного уровня, регулирующий организацию и деятельность пенитенциарных учреждений - Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы».
Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вводимый в действие с 1 июля 1997 г., базируется на Конституции России, общепризнанных принципах и нормах международного права. Он отражает достижения пенитенциарной науки, опыт зарубежного законодательства и практику более чем четверти века применения Исполнительно-трудового кодекса РСФСР.
Это по счету четвертый кодекс в новейшей истории России, но в то же время по своим целям, задачам, структуре и содержанию он значительно отличается от Исправительно-трудовых кодексов РСФСР 1924 г., 1993 г. и 1970 г., которые предметом своего регулирования имели лишения свободы в виде ссылки и исправительно-трудовых работ.
Пенитенциарная система современной России фактически не располагает эффективными институтами ресоциализации и постпенитенциарной адаптации к условиям свободы лиц, отбывших наказание. Предусмотренные в Уголовном кодексе альтернативные лишению свободы новые виды наказаний не применяются, так как еще не сформированы органы, их исполняющие.
Но в целом УИК РФ, несмотря на некоторые недостатки, несомненно, отвечает поставленным перед ним задачам. Он создает хорошую правовую основу для достижения целей уголовного наказания в процессе его исполнения. Если для исполнения наказаний в Российской Федерации будет обеспечена надлежащая материальная база, то данный процесс будет эффективным и во многом успешным.
1. Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 гг. М. 2002
2. Иванов, А.А. Научно-гуманистическая мысль и становление западноевропейской пенитенциарной системы в XVIII – первой половине XIX в. // Юридическое образование и наука. – 2005. – № 3. – С. 33-36.
3. Исаев И.А. История государства и права России: Курс лекций. М., 2003
4. Колесник, Н.В. Некоторые аспекты истории становления зарубежных пенитенциарных систем // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2005. – № 5. – С. 12-15.
5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 2008
6. Российское законодательство Х--ХХ веков: В 9 т. М. 1984-198
7. Тепляшин, П.В. Актуальные тюремные проекты (системы) Англии конца XVIII – первой половины XIX столетия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2005. – № 4. – С. 21-27.
8. Тепляшин, П.В. Генезис английской прогрессивной системы исполнения наказания // Право. Личность. Культура: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов юридического факультета КрасГАУ. – Выпуск 3 / Отв. ред. В.А. Власов. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2005. – С. 140-146.
9. Ткачевский Ю.М., "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" // "Законодательство", 2007, N 2- 4
10. Ткачевский, Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовного наказания: Учебное пособие. – М.: Зерцало, 1997.
11. Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2009
12. Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2007 С. 14 - 16 2
13. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
14. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2008.
15. Фумм, А.М. Становление и развитие первых тюремных систем, их влияние на формирование пенитенциарных отношений в России // Основы государства и права. – 2002. – № 6. – С. 89-93
Задача
Условие
Осуществите сопоставительный анализ специфики пенитенциарных систем отдельных зарубежных стран.
Тема: | «основные этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг.+ задача» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 22 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика