Реферат

«основные этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг.+ задача»

  • 22 страниц(ы)
  • 2761 просмотров
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

1. Этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг. 4

2. Период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству. 11

Заключение 14

Задача 15

Список использованных источников 22

В современном мире в последние десятилетия все явственнее просматривается тенденция консолидации мирового сообщества по вопросам борьбы с преступностью. Одним из результатов такого сотрудничества стала выработка основополагающих международно-правовых стандартов обращения с заключенными с целью совершенствования на их основе национального пенитенциарного законодательства. Основу международно-правовых стандартов обращения с заключенными составляют положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В российском обществе на рубеже XX—XXI вв. резко возросло значение социально-правовых ценностей, среди которых на первое место поставлены права и свободы человека и гражданина. Это получило юридическое закрепление в нормах Конституции РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ. С учетом интересов личности осужденных и справедливого к ним отношения Уголовно-исполнительный кодекс РФ определил основные принципы исполнения уголовных наказаний: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, соединение наказаниях исправительным воздействием. Эти принципы реализуются через правовые нормы, определяющие правовой статус осужденных к лишению свободы.

1. Этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг

Новый этап в реформе исполнения наказаний наметился после февральской буржуазной революции 1917 г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания. Возглавивший центральное тюремное ведомство профессор А.П. Жижиленко в приказе № 1 от 8 марта 1917 г. подчеркивал, что главная задача наказания - перевоспитание человека, совершившего преступление, и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство. Администрации мест лишения свободы строжайше предписывалось воздержаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов. В целях переподготовки тюремного персонала для работы "в условиях обновления государственного строя и свободной общественной жизни" (приказ № 2 от 17 марта 1917 г.) создавались пенитенциарные курсы с программой: 1) общее законоведение; 2) начала уголовного права; 3) учение о наказании в связи с тюрьмоведением; 4) уголовная политика и социология; 5) элементарные сведения по психопатологии и уголовной антропологии; 6) тюремная гигиена и санитария; 7) меры борьбы с детской преступностью; 8) тюремная статистика и отчетность; 9) товароведение; 10) Практические занятия и рефераты. Чтобы успешно решать вопросы устройства освобожденных, предполагалось организовать широкую сеть обществ патронажа, используя накопленный опыт".

К моменту октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили известное развитие, впитали целый ряд прогрессивных демократических идей, несмотря на то, что развивались они первоначально в рамках уголовного закона, науки уголовного права, уголовно-процессуальных предписаний и нормативных актов по организации исполнения лишения свободы .

В результате прогресса законодательства сформировалась правовая основа самостоятельной отрасли - российского пенитенциарного права.

Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую 'были идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования "исправительно-трудовое право". Постановлением Народного комиссариата юстиции 24 января 1918 г. "О тюремных рабочих командах" в тюрьмах "вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных.

Первым крупным советским нормативным актом в области исполнения наказания стала Временная инструкция "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такого", утвержденная постановлением Наркомата юстиции от 23 июля 1918 г.

В. ст. 1 Временной инструкции действовавшие ранее уставы о содержащихся под стражей и ссыльных признавались потерявшими силу.

Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся в ней термины (ст. 3, 7) "исправительные меры", "воспитательно-трудовые методы" свидетельствовали, что она имелась в виду. Система мест лишения свободы состояла (ст. 3) из: 1) общих мест заключения (тюрем); 2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи); 3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения; 4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами); 5) тюремных больниц.

Заведование применением уголовных наказаний возлагалось (ст. 6) на Карательный отдел Наркомата юстиции, состоявший из девяти отделений: 1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер; 2) распределительное; 3) техническое; 4) сельскохозяйственное; 5) врачебно-санитарное; 6) снабжения; 7) строительное; 8) конвойное; 9) помощи отбывшим наказание. Из приведенной структуры отдела видны основные направления его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах лишения свободы, труда, профессионального и общего обучения, воспитательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т.д. В целях оказания помощи освобожденным предписывалось образование патронатов при местных советах.

При общем позитивном движении по пути гуманизации и демократизации исполнения наказания сохранялись отдельные негативные черты пенитенциарной системы.

Так, по заключению распределительной комиссии, причислявшей по окончании срока наказания осужденного к разряду хулиганов, погромщиков или упорных рецидивистов, материалы на таких лиц могли направляться в местный революционный трибунал для рассмотрения вопроса (ст. 29) об их дальнейшей изоляции. Таким образом, вводился институт неопределенности наказания, открывавший двери ;административному и судебному произволу, репрессии не за конкретное преступление, а за "опасное состояние личности". Реформатории и испытательные заведения с ослабленным режимом не получили распространения на практике, в то время как трудовые колонии показали свою жизнеспособность. Первая земледельческая колония была создана в 1918 г. в Подольском уезде Московской губернии, в 1919 г. открыта первая Петроградская сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже сельскохозяйственных колоний, а в 1920 г. - 1515.

В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. "О красном терроре" определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях. Существование этих новых мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. "О лагерях принудительных работ".

Согласно постановлению ВЦИК от 17 мая 1919 г. (ст.25) предусматривалось функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ: 1) обычных; 2) особых, на все время гражданской войны, где надлежало изолировать наиболее опасных противников советской власти. Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь.

Режим в лагерях принудительных работ по своему содержанию и организации был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило (ст. 37) десятикратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный - рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием "вплоть до применения высшей меры" (расстрела) .

Следующим крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло Собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. Положение развивало идеи, закрепленные во Временной инструкции "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового" 1918 г. Оно подробно регламентировало применение общественно полезного труда (§§ 111-129 и др.), учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы (§§ 130-158), снабжения продовольствием, вещевым довольствием; лечение и другие элементы быта заключенных; определяло правовой статус администрации общих мест заключения.

Окончание гражданской войны и интервенции позволило советской власти перейти к более планомерному и интенсивному государственному строительству, созданию законодательной базы применения уголовных наказаний.

В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта Исправительно-трудового кодекса.

Проект Исправительно-трудового кодекса прошел предварительную общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. он обсуждался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, где получил положительную оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и других выступивших специалистов. 16 октября 1924 г. первый в истории России Исправительно-трудовой кодекс был принят.

Задачей Кодекса провозглашалось осуществление уголовной политики путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей (ст. 1), целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений (ст. 2). Исполнение наказаний соединялось с применением мер Исправительно-трудового воздействия .

2. Период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. начался процесс приведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. Затронул он и сферу правового регулирования исполнения уголовных наказаний.

Так, ст. 71 Конституции устанавливала положение относительно того, что в ведении Российской Федерации находится уголовное; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Указанный подход законодателя предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону.

Введение в действие новой Конституции активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом приходящего на смену Исправительно-трудовому Уголовно-исполнительного кодекса. Значительное влияние на законотворческую деятельность в этой области оказали конференции, семинары, дискуссии, в. том числе в средствах массовой информации, направленные на выработку идей о реформировании законодательства, регламентирующего исполнение наказаний.

Существенным шагом в реформировании рассматриваемой сферы положило принятие 15 июня 1995 г. Федерального закона "О содержании». К стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", который отменил действовавшие ранее общесоюзные Положения о предварительном заключении под стражу и Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления: Федеральный закон отделил правовой статус содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Это позволило продвинуться по пути выполнения Россией взятых международных обязательств по демократией системы уголовной юстиции .

13 января 1996 г. Президент Российской Федерации одобрил подготовленную учеными и практиками, прошедшую обсуждение на разныx уровнях с привлечением населения и средств массовой информации, Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г.19 Концепция содержала комплекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конституции РФ, потребностями надежно обеспечить права и законные интересы осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По существу в ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнительной системы России на кратчайшую и отдаленную перспективу. Между тем процедура принятия представленного в Федеральное Собрание РФ проекта Угодно-исполнительного кодекса затягивалась в силу наличия значительного количества спорных моментов, в то время как Уголовный кодекс был принят и введен в действие с 1 января 1997 г. Новое уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, без которого невозможна реализация Уголовного кодекса, запаздывало. В этой связи законодатель в целях обеспечения применения уголовного закона принял решение о внесении в действующее уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое законодательство временных (до введения в действие нового Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов) корректив.

15 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации".

В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные с текстом проекта Уголовно-исполнительного кодекса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к действию в условиях реализации нового уголовного законодательства.

8 января 1997 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон о введении в действие с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса.

Таким образом, в России завершился период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству.

Причины принятия нового Кодекса находятся в экономической, социальной и правовой сферах. Определяющую роль в принятии нового Кодекса сыграли изменения, произошедшие в экономике нашей страны.

УИК РФ вводился в действие с 1 июля 1997 г. Положения УИК РФ о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих наказаний, но не позднее 2001 г.

Ценности гражданского общества обусловливают приоритетность задачи обеспечения прав человека, сохраняющей свою актуальность даже применительно к случаям их ограничения. Необходимость соблюдения прав человека распространяется и на места лишения свободы. Между тем лишение свободы как мера наказания в настоящее время является наиболее применяемым в большинстве стран, в том числе и в России, и связано с наиболее значительным ограничением конституционных, гражданских и иных прав осужденных.

Экономические, социальные и политические преобразования в России, осуществляемые после распада Союза ССР, обусловили создание новой правовой системы, которая нашла закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года: был принят комплексный нормативный акт законодательного уровня, регулирующий организацию и деятельность пенитенциарных учреждений - Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вводимый в действие с 1 июля 1997 г., базируется на Конституции России, общепризнанных принципах и нормах международного права. Он отражает достижения пенитенциарной науки, опыт зарубежного законодательства и практику более чем четверти века применения Исполнительно-трудового кодекса РСФСР.

Это по счету четвертый кодекс в новейшей истории России, но в то же время по своим целям, задачам, структуре и содержанию он значительно отличается от Исправительно-трудовых кодексов РСФСР 1924 г., 1993 г. и 1970 г., которые предметом своего регулирования имели лишения свободы в виде ссылки и исправительно-трудовых работ.

Пенитенциарная система современной России фактически не располагает эффективными институтами ресоциализации и постпенитенциарной адаптации к условиям свободы лиц, отбывших наказание. Предусмотренные в Уголовном кодексе альтернативные лишению свободы новые виды наказаний не применяются, так как еще не сформированы органы, их исполняющие.

Но в целом УИК РФ, несмотря на некоторые недостатки, несомненно, отвечает поставленным перед ним задачам. Он создает хорошую правовую основу для достижения целей уголовного наказания в процессе его исполнения. Если для исполнения наказаний в Российской Федерации будет обеспечена надлежащая материальная база, то данный процесс будет эффективным и во многом успешным.

1. Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 гг. М. 2002

2. Иванов, А.А. Научно-гуманистическая мысль и становление западноевропейской пенитенциарной системы в XVIII – первой половине XIX в. // Юридическое образование и наука. – 2005. – № 3. – С. 33-36.

3. Исаев И.А. История государства и права России: Курс лекций. М., 2003

4. Колесник, Н.В. Некоторые аспекты истории становления зарубежных пенитенциарных систем // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2005. – № 5. – С. 12-15.

5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 2008

6. Российское законодательство Х--ХХ веков: В 9 т. М. 1984-198

7. Тепляшин, П.В. Актуальные тюремные проекты (системы) Англии конца XVIII – первой половины XIX столетия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2005. – № 4. – С. 21-27.

8. Тепляшин, П.В. Генезис английской прогрессивной системы исполнения наказания // Право. Личность. Культура: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов юридического факультета КрасГАУ. – Выпуск 3 / Отв. ред. В.А. Власов. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2005. – С. 140-146.

9. Ткачевский Ю.М., "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" // "Законодательство", 2007, N 2- 4

10. Ткачевский, Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовного наказания: Учебное пособие. – М.: Зерцало, 1997.

11. Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2009

12. Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2007 С. 14 - 16 2

13. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

14. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2008.

15. Фумм, А.М. Становление и развитие первых тюремных систем, их влияние на формирование пенитенциарных отношений в России // Основы государства и права. – 2002. – № 6. – С. 89-93

Примечания к работе

Задача

Условие

Осуществите сопоставительный анализ специфики пенитенциарных систем отдельных зарубежных стран.

Покупка готовой работы
Тема: «основные этапы развития пенитенциарной системы и законодательства России в 1917-1997 гг.+ задача»
Раздел: Государство и право
Тип: Реферат
Страниц: 22
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика