Реферат
«Геополитические идеи Ф. Ратцеля и Р. Челлена»
- 14 страниц
Введение 3
1 Актуализация геополитики 5
2 Немецкая “органицистская школа”. Фридрих Ратцель 7
3 Геополитика. Рудольф Челлен 11
Заключение 13
Список литературы 14
Геополитика как наука сформировалась во второй половине ХХ века. Само понятие ввёл шведский учёный Рудольф Челлен, дав ему следующее определение: “Это - наука о Государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве” В современной интерпретации геополитика – это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями – ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами - "география как судьба".
Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии.
Однако термин, да и сама наука постоянно подвергались обструкции со стороны научной общественности, а в сознании широких масс она прочно ассоциировалась с политикой экспансии нацистской Германии. Слишком откровенное обнажение скрытых механизмов внешней политики государств не устраивало и власть предержащих, не мешая, тем не менее, пользоваться на практике открытыми законами [1, 35-38 c.].
В СССР долгое время геополитика была под запретом, как “буржуазная наука”, на Западе же за короткий срок она стала чрезвычайно популярной дисциплиной в вопросах стратегического и военного планирования, и в настоящее время преподавание этой науки является обязательным во всех высших учебных заведениях Запада, готовящих руководителей государств и ответственных аналитиков. В России реабилитация геополитики и повышенный в последнее время интерес к ней обусловлены резким изменением в результате распада СССР баланса сил в мире в ущерб нашим национальным интересам. Отставание в разработке геополитических проблем в российской науке во многом обусловило проигрыш в “холодной войне” с Западом. Между тем, набор актуальных геополитических тем очевиден. Это в частности:
• новое геополитическое положение России;
• история и современная оценка концепции евразийства;
• национальный и религиозный факторы в геополитической проблематике;
• проблемы русскоязычного населения в ближнем и дальнем Зарубежье;
• территориальные претензии к России.
При этом невозможна разработка современных концепций геополитической науки без всестороннего изучения исторического наследия, оставленного нам родоначальниками геополитики: Фридрихом Ратцелем, Рудольфом Челленом и Хэлфордом Макиндером.
1 Актуализация геополитики
Глобализация как общемировой сквозной процесс давно уже вышла за пределы экономики, сегодня она определяет характер всей социальной структуры, который вызывает к жизни новый тип политических стратегий, во многом отличных от традиционных представлений о политике. и опять на повестку дня выходят дискуссии о геополитических стратегиях, их возможности в современном мире.
В связи с этим сегодня геополитика вновь привлекает к себе внимание многих политиков и ученых [2, 46-48 с.]. Одной из главных причин актуализации геополитики является необходимость постижения и упорядочивания всех тех макрополитических изменений, которые произошли в последнее десятилетие. Двухполюсная модель мира, которая существовала больше полувека и опиралась на противостояние социалистической и капиталистической систем, представляла международную ситуацию хотя и напряженной, но прогнозированной.
После распада Советского Союза, Чехословакии, Югославии и образования на их территории многих национальных государств, количество субъектов международных отношений резко увеличилось, а вместе с тем нарушился баланс сил, который ценой больших усилий удерживали оба блока. В конечном счете, теперь поле политики заметно оживилось и приобрело новую динамику в сравнении с периодом "холодной войны". Каждый его участник получил возможность достичь нового статуса за счет проведения геополитических маневров, приводя его в соответствие к своему позиционированию в других полях социального пространства.
В одном из первых русских учебников геополитики она определяется как "направление, которое изучает взаимозависимость внешней политики государств, международных отношений и системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и других взаимосвязей, обусловленной географическим положением страны/ региона и другими факторами" [2, 22 с.].
2 Немецкая “органицистская школа”. Фридрих Ратцель
Фридрих Ратцель (1844 – 1904 гг.) считается родоначальником геополитики, как науки о взаимосвязи природного ландшафта и человеческого поведения. В научной работе “Антропогеография” он формулирует свои основные идеи: связь эволюции народов с географической средой, влияние рельефа местности на культурное и политическое становление народов и т.д.
При этом мировоззрение Ратцеля было основано на эволюционизме и дарвинизме и окрашено ярко выраженным интересом к биологии. Принцип выживания сильнейшего он переносил и на народы, государства, как живые организмы, развивающиеся согласно биологическим законам.
Его главный труд называется “Политическая география” – именно этим термином он оперировал в своих работах. Здесь Ратцель указывает, что “государство является живым организмом”, “укорененным в почве”. Он пишет: “Государства на всех стадиях своего развития рассматриваются как организмы, которые с необходимостью сохраняют связь со своей почвой и поэтому должны изучаться с географической точки зрения. Как показывают этнография и история, государства развиваются на пространственной базе, все более и более сопрягаясь и сливаясь с ней, извлекая из нее все больше и больше энергии [4, 135-138 c.].
Таким образом, государства оказываются пространственными явлениями, управляемыми и оживляемыми этим пространством; и описывать, сравнивать, измерять их должна география.
Государства вписываются в серию явлений экспансии Жизни, являясь высшей точкой этих явлений”. Государство, по его мнению, существует и развивается подобно живому организму, и территориальная экспансия его есть ни что иное, как последствия этого развития, роста.
3 Геополитика. Рудольф Челлен
К таковым причислял себя Рудольф Челлен (1864 – 1922 гг.), швед по происхождению, а по убеждениям ярко выраженный германофил. Он был первым, кто употребил понятие “геополитика”. В своем основном труде “Государство как форма жизни” Челлен развил теорию Ратцеля. Челлен, как и Ратцель, считал невозможным изучение природных явлений в отрыве от человека и человека в отрыве от природы, географической среды. Применительно к конкретной политической ситуации Челлен развил теорию Ратцеля о “континентальном государстве” применительно к Германии. Он определял значение Германии в Европе, как основополагающее, осевое для объединения вокруг неё остальных европейских стран. Первую мировую войну Челлен интерпретировал как естественный геополитический конфликт, возникший между динамической экспансией Германии (“страны Оси”) и противодействующими ей периферийными государствами (Антанта).
Экспансию Германии Челлен объяснял, как её динамический рост при снижающемся потенциале других европейских держав. Последовавшее поражение в войне он считал временным явлением и неизбежно приравнивал Германию к Европе в пику Англии и Франции. В подтверждение своих идей он выдвинул теорию “юных народов”.
Родоначальником этой теории считается Ф. Достоевский, называвший русский и германский народы “юными”. Согласно ей “юная” германская нация должна прирастать землями “старых” англичан и французов [5, 75-79 c.].
На рубеже тысячелетия со всей остротой встал вопрос выживания России, вопрос её места в нынешнем фактически монополярном мире. Некоторые аналитики приходят к выводу, что к такому положению дел нас привело в том и числе пренебрежение геополитикой, как наукой.
Отношение к России со стороны атлантистов, несмотря на смену идеологии, падение “железного занавеса”, не изменилось, т.к. не изменилось её потенциально опасное местоположение в “сердце мира”. Несмотря на выпадение из разряда сверхдержав (по крайней мере, экономически), Россия по-прежнему рассматривается Западом как главный геополитический противник. Разумеется, такое положение мало устраивает население России [6, 55-56 c.].
Однако многие государственные деятели и СМИ продолжают низводить геополитику до уровня региональных конфликтов. При этом самый первый закон этой науки - закон "двойственности цивилизаций", объективного противостояния Суши и Моря, евразийства и атлантизма, торгового строя и неторгового строя, Востока и Запада - активно замалчивается.
Вряд ли за всем этим стоит только невежество и недостаточная компетентность. По всей видимости, для исправления положения дел необходим в первую очередь рост самосознания населения, выработка личных ориентиров развития, ведь только народ может в ту или иную сторону повлиять на власть. На власть, которая молчаливый, покорный народ, по-видимому, не слишком уважает.
1. Дугин А. «Основы геополитики», Москва: Арктогея, 1997, 276с.
2. Качаев П. «Геополитические и геоэкономические проблемы России», СПб.: Наука, 1995, 378 с.
3. Дацюк С., Грановский В. «Геополитика, хронополитика и культурополитика», Москва: Знание,1999, 288 с.
4. Ратцель Ф. «Политическая география», Москва: Просвещение, 1995, 382 с.
5. Дугин А. «Мода на геополитику», Москва: Арктогея, 1997, 199с.
6. Лавров С. «Геополитика: возрождение запретного направления», Москва: Мысль, 418 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Ф. Гайзаман иҗатында лексик чараларның кулланылышы
ВКР:
Сложные именные метафоры: особенности образования и применения
Дипломная работа:
Перевод метафоры, связанной с архитектурой и строительством
Дипломная работа:
Лингво-стилистические особенности немецкого молодежного жаргона: языковой и педагогический аспект
Дипломная работа:
Неформальные объединения молодежи и проблемы их девиантного поведения