Дипломная работа
«Методическое обеспечение курса «история математики» для студентов специальности «математика»»
- 181 страниц
Введение ….…. 5
Глава 1. Основные этапы развития математики….….….7
Глава 2. Математика Древнего мира….….10
2.1. Истоки математических знаний….….10
2.2. Математика в до-греческих цивилизациях…17
2.2.1. Древний Египет….….17
2.2.2. Вавилония…23
2.3. Древняя Греция….…26
2.3.1. Начальный период….….27
2.3.2. Пифагорейская школа….…29
2.3.3. V - III века до н. э…32
2.3.4. Проблема бесконечности…36
2.3.5. Упадок античной науки….37
2.4. Математика эпохи эллинизма….38
2.4.1. Особенности эллинистической культуры и науки….….38
2.4.2. Начала Евклида….…40
2.4.3. Архимед…43
2.4.4. Аполлоний Пергский и его труд о конических сечениях.45
2.5. Математика в древнем и средневековом Китае….….48
2.5.1. Математика в девяти книгах….49
2.5.2. Десятикнижье….…53
2.6. Математика в древней и средневековой Индии….….55
2.6.1. Древнейший период….….….….55
2.6.2. Нумерация….….….59
2.6.3. Средневековая Индия….….60
2.7. Математика первых веков новой эры….…62
2.7.1. Герон Александрийский….….….…62
2.7.2. Клавдий Птолемей….…63
2.7.3. Диофант….….….64
Вопросы….….65
Глава 3. Западная Европа. Начало….…66
3.1. Фибоначи….….69
3.2. Схоласты….….…71
3.3. Региомонтан….…72
3.4. Уравнение третьей степени….75
3.5. Виет…78
3.6. Изобретение логарифмов….80
Вопросы….….83
Глава 4. Семнадцатое столетие….…83
4.1. Кеплер. Галилео. Кавальери…85
4.2. Декарт….….87
4.3. Валис и Гюйгенс….…89
4.4. Ферма и Паскаль….…92
4.5. Ньютон и Лейбниц….….94
Вопросы….101
Глава 5. Восемнадцатое столетие….…101
5.1. Династия Бернулли…102
5.2. Эйлер….…105
5.3. Даламбер. Теория вероятностей….…109
5.4. Маклорен….…112
5.5. Лагранж….….114
5.6. Лаплас….118
5.7. Окончание века….….120
Вопросы….…122
Глава 6. Девятнадцатое столетие….…122
6.1. Гаусс и Лежандр….123
6.2. Политихническая школа…129
6.3. Монж и его ученики….….131
6.4. Пуассон и Фурье….….134
6.5. Коши…136
6.6. Галуа….….139
6.7. Абель….….141
6.8. Якоби….….143
6.9. Гамильтон…145
6.10. Дирихле….….146
6.11. Риман….148
6.12. Вейерштрасс….…151
6.13. Понселе, Штейнер, Штаудт….…152
6.14. Мёбиус, Плюкер, Шаль…156
6.15. Бойяи….….158
6.16. Кэли, Сильвестр, Салмон….161
6.17. Лиувилль, Эрмит, Дарбу….164
6.18. Пуанкаре….….166
6.19. Италия…168
6.20. Программа Гильберта….…170
Вопросы….173
Глава 7. Основные достижения последних столетий…173
7.1. Новые направления…173
7.2. Математическая логика и основания математики….….175
7.3. Теория чисел и алгебра….176
7.4. Математическая физика и математический анализ…176
7.5. Топология и геометрия….…177
7.6. Компьютерная и дискретная математика….…177
Вопросы….…178
Заключение….179
Литература….…180
Как учебная дисциплина История математики выступает, с одной стороны, «как части истории науки, тесно связанная с философией», а с другой – «как дисциплина, изучающая саму математику, рассматриваемую в историческом измерении». Значимость ее для научного творчества чувствовали и пропагандировали ученые-математики во все века (Эвдем Родосский, А.Н.Колмолгоров, П.Рамус, Ж.Дьедонне, Ж.Монтюкла, Ф.Клейн, А.Вейль, В.В.Бобынин, Д.Д.Мордухай-Болтовской).
Университетский курс является обязательным для студентов, выбравших педагогическую специализацию; он должен способствовать формированию математического мировоззрения будущих специалистов-математиков, как ученых, так и учителей техникумов и средних школ, и поэтому преследует следующие цели:
1) Ответить на вопросы о том, как возникали и развивались основные математические понятия, методы, идеи, как складывались исторически отдельные математические теории.
2) Выяснить особенности и характер развития математики у отдельных народов в определенные исторические периоды, оценить вклад, внесенный в математику великими учеными прошлого.
3) Проанализировать, каков исторический путь отдельных математических теорий и дисциплин, в какой связи с потребностями людей и задачами других наук шло развитие математики.
4) Установить связи между разными разделами математики.
5) Рассмотреть возможности использования элементов истории математики в школьном курсе математики.
Наряду с лекциями и семинарскими занятиями в течение семестра студенты работают над рефератами по выбранной ими теме. Наряду с этим они знакомятся с существующей литературой по истории математики, овладевают навыками библиографической работы, собирают материал, который ими может использоваться в квалификационных методических работах, в дипломных работах, а также во время педагогической практики.
«Через историю математики, действующий математик, оказывается способным воспринимать связь своей деятельности со всем многообразием проявлений человеческой культуры, в чем и состоит ее гуманитарное значение» (С.С.Демидов).
Гава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИКИ
„Математика ум в порядок приводит“
М. Ломоносов
Математика исполняет важную роль в гуманитарных, естественнонаучных и инженерно-технических исследованиях. Причина проникновения математики в разные отрасли знаний заключается в том, что она представляет очень четкие модели для изучения окружающей действительности в отличие от более расплывчатых и менее общих моделей, предлагаемых другими науками. Без современной математики с ее развитым логическим и вычислительным аппаратом было бы невозможно развитие, в разных областях, человеческой деятельности.
Что такое математика? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к книге «Математика в ее историческом развитии», написанной выдающимся советским математиком академиком А.Н. Колмогоровым.
Рис. 1. Колмогоров Андрей Николаевич (25 апреля 1903 — 20 октября 1987)
Согласно Колмогорову математика — это «наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира».
Колмогоров отмечает, что «ясное понимание самостоятельного положения математики как особой науки, имеющей собственный предмет и метод, стало возможным только после накопления достаточно большого фактического материала и возникло впервые в Древней Греции в 6-5 вв. до н.э.».
Колмогоров выделяет следующие этапы в развитии математики:
1. Период зарождения математики (примерно до 6–5 вв. до н.э.), на протяжении которого был накоплен достаточно большой фактический материал, предшествующий математике Греции;
2. Период элементарной математики. Колмогоров относит начало этого периода к 6-5 вв. до н.э., а его окончание к 17 в. Ресурс знаний, которые имела математика до начала 17 в., составляет и в наше время основу «элементарной математики», обучаемой в начальной и средней школе.
В течение этого времени математические исследования имеют дело лишь с достаточно небольшим запасом главных понятий, возникших для удовлетворения самых обычных запросов хозяйственной жизни. Развивается наука о числе - арифметика.
В период развития элементарной математики появляется теория чисел, появившаяся постепенно из арифметики. Как буквенное исчисление создается алгебра. Суммируется труд большого числа математиков, работающих с решением геометрических задач, в строгую и стройную систему элементарной геометрии - геометрию Евклида, освещённую в его прекрасной книге «Начала» (300 г. до н. э.).
3. Период математики переменных величин, который можно условно назвать периодом «высшей математики». Этот период начинается с употребления переменных величин в аналитической геометрии Р. Декарта и создания дифференциального и интегрального исчисления.
В 17 веке запросы техники и естествознания привели к созданию методов, дающих математически изучать движение, преобразование геометрических фигур, процессы изменения величин. С применения в аналитической геометрии переменных величин и создание дифференциального и интегрального исчисления начинается период математики переменных величин. Большим открытием 17 века является введенная Лейбницем и Ньютоном понятие бесконечно малой величины, создание основ анализа бесконечно малых (математического анализа). Главным понятием выступает функция. Она становится основным предметом исследований. В свою очередь, изучение функции, приводит к основным понятиям математического анализа: производной, пределу, интегралу и дифференциалу.
К этому времени относятся и появление гениальной идеи Р. Декарта о методе координат. Создается аналитическая геометрия, которая позволяет изучать геометрические объекты методами алгебры и анализа. С другой стороны метод координат открыл возможность геометрической интерпретации алгебраических и аналитических фактов.
4. Период современной математики. Началом этого периода Колмогоров считает создание Н.И. Лобачевским так называемой «воображаемой геометрии», которая положила начало расширению круга количественных отношений и пространственных форм, изучаемых математикой. Развитие подобного рода исследований внесло в строение математики столь важные новые черты, что математику 19 и 20 веков естественно отнести к особому периоду современной математики.
Дальнейшее продвижение в математике привело в начале 19 века к постановке задачи изучения вероятных типов пространственных форм и количественных отношений с довольно таки общей точки зрения. Взаимосвязь математики и естествознания принимает все более сложные формы. Появляются новые теории. Они появляются не только в результате запросов техники и естествознания, но и в результате внутренней необходимости математики. Развитие самой математики, математизация разных областей науки, проникновение математических методов в разные сферы практической деятельности, развитие вычислительной техники привело к появлению новейших математических дисциплин, например, теория игр, математическая экономика, исследование операций.
Глава 2. МАТЕМАТИКА ДРЕВНЕГО МИРА
2.1. Истоки математических знаний
Первоначальные понятия о форме и числе относятся к очень отдаленной эпохе древнего каменного века — палеолита (около 2,5 млн лет назад - 10 тысячелетие до н. э.). В течение сотен тысяч лет этого времени люди жили в условиях, мало различавшихся от жизни животных, их энергия тратилась больше всего на добывание пищи самым простым способом — собиранием, где это было возможно. Люди делали орудия для рыболовства и охоты, вырабатывали язык для общения между собой, а в поздний палеолит украшали свою жизнь, создавая произведения искусства, рисунки и статуэтки. Рисунки в пещерах Франции и Испании (давности порядка 15 тысяч лет) возможно имели ритуальное значение, но, в них явно отражается хорошее чувство формы.
В огромном мире методик не так уж много оригинальных материалов исторического характера, направленных на формирование интереса студентов и развитию их познавательной активности.
Народная мудрость гласит, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. Это, конечно, относится и к математике.
Подобно географическим открытиям, расширяющим знания человека о мире, и математика открывала для человека новые горизонты: люди учились измерять, считать окружающий их мир, задумываться о закономерностях того или иного природного явления и находить вокруг себя гармонию. И если эпоха Великих географических открытий имеет чётко очерченные исторические рамки, то эпоха математических открытий, похоже, не закончится никогда. Познавая математику, необходимо изучать её историю, ведь исследуя прошлое, мы двигаемся в будущее.
В этой работе мы увидели, насколько велик был труд многих древних ученых, открывших и донесших до наших дней то, без чего нельзя увидеть смысл и дух настоящей математики.
В результате, в работе рассмотрены основные исторические этапы, и аспекты развития истории математики с древнейших времён до нашего времени, проанализирован исторический путь отдельных математических теорий и дисциплин, рассмотрено в какой связи с потребностями людей и задачами других наук шло развитие математики, выяснены особенности и характер развития математики у отдельных народов в определенные исторические периоды.
Материалы дипломной работы могут использоваться в высшей школе при разработке специальных курсов для студентов по вопросам истории математики, также для учителей средних школ и техникумов.
1. Стройк Д.Я. «Краткий очерк истории математики». Пер. с нем.—5-изд., испр.— М.: Наука. Гл. ред. физ.мат. лит., 1990.— 256 с. ISBN 5-02-014329-4.
2. Юшкевич А.П. История математики в средние века. – М.: Физматгиз, 1961.
3. Юшкевич А. П. История математики в России (до 1917 г.).— М.: Наука, 1968.
4. Шаль М. Исторический обзор происхождения и развития геометрических методов, тт. I—II.— М., 1883.
5. Монж, Гаспар. Начертательная геометрия.— Ред., комментарий и статья Д.И. Каргина.— М.; Л., 1947.
6. Карл Фридрих Гаусс: Сборник статей к 100летию со дня смерти.—М., 1956.
7. Лежен-Дирихле П. Г. Лекции по теории чисел/В обработке и с дополнениями Р.Дедекинда, под ред. Б. И. Сегала.— М.; Л.: ОНТИ, 1936.
8. Клиффорд В. К. Здравый смысл точных наук.— 2е изд.— Пг„ 1922.
9. Березкина Э.И. Математика древнего Китая. – М.: Наука, 1980
10. Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии. – М.: Наука, 1991.
11. Маркушевич А.И. Очерки истории теории аналитических функций. – М.-Л.: ГИТТЛ, 1951.
12. Матвиевская Г.П. Развитие учения о числе в Европе до XYII в. – Ташкент: Фан, 1971.
13. Матвиевская Г.П. Очерки истории тригонометрии. – Ташкент: Фан, 1990.
14. Григорьян А.Т. История механики с древнейших времен до конца ХVIII в. М.-Л., Наука, 1972.
Тема: | «Методическое обеспечение курса «история математики» для студентов специальности «математика»» | |
Раздел: | Математика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 181 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методическое обеспечение курса «математический анализ» для студентов направления «информационные системы и технологии»
Дипломная работа:
Математическое обеспечение курса « высшая математика» для студентов 1 курса
Дипломная работа:
Методическое обеспечение курса основы математической обработки информации
Дипломная работа:
Методическое обеспечение курса «методика обучения математике»
Дипломная работа:
Методическое обеспечение курса "теория функций действительной переменной"