Дипломная работа

«Обучение технике низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов»

  • 46 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8

1.1. Анатомо-физиологические особенности мальчиков 12-13 лет 8

1.2. Анализ техники низкого старта и стартового разгона 12

1.3.Методика обучения техники низкого старта и стартового разгона. 16

1.4.Использование технических средств в тренировочном процессе 19

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22

ГЛАВА II. РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ НИЗКОГО СТАРТА И СТАРТОВОГО РАЗГОНА И СОДЕРЖАНИЕ 24

2.1. Организация и методы исследования 24

2.2 Определение ведущих компонентов техники низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов 27

2.3. Содержание разработанной методики обучения техники низкого старта и стартового разгона 31

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35

3.1. Индивидуальные показатели контрольных тестов и педагогического наблюдения у легкоатлетов 12-13 лет занимающихся легкой атлетикой 35

3.2. Внутригрупповой анализ показателей техники низкого старта и стартового разгона у легкоатлетов 12-13 лет на тренировочных занятиях по легкой атлетике до и после педагогического эксперимента 39

3.3. Межгрупповой анализ показателей техники низкого старта и стартового разгона у легкоатлетов 12-13 лет до и после педагогического эксперимента 41

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 43

ВЫВОДЫ 44

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46

Введение

Актуальность. Среди легкоатлетических упражнений один из важнейших видов является бег на короткие дистанции (спринтерский бег), так же он является самым древним видом и популярным в современном мире[20].

Бег на короткие дистанции требует развивать максимальную скорость в короткий промежуток времени, чтобы обеспечить высокий темп движения. Для этого спринтеры используют низкий старт. Для этого спринтеры используют низкий старт.

Анализ специальной литературы показывает, что при стартовом разгоне необходимо максимально оттолкнуться с колодок, так как важно обеспечить преимущество в скорости. В связи с этим, возникает необходимость научить технике низкого старта и стартового разгона с первых лет обучения в спортивной школе[20,22,23].

Практика показывает, что возраст 12-13 лет, является самым благоприятным периодом при обучении технике бега на короткие дистанции, техники низкого старта и стартового разгона для правильного технического выполнения и обучения жизненно необходимых двигательных умений и навыков[70].

В работах Матвеев Л.П. и Жилкин А.И. в предложенных упражнениях, нет четкого распределения методики обучения технике низкого старта и стартового разгона.

Из выше указанного следует отметить, что отсутствуют полноценные методики по обучению технике низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов, возникает острая необходимость в разработке методики и применение новых средств, которые позволят легкоатлетам-спринтерам эффективно выполнять низкий старт с наименьшими затратами.

Технические средства обучения давно нашли широкое применение в учебно-тренировочном процессе. Основными направлениями использования технических средств обучения в тренировочной деятельности являются: контроль физической подготовленности занимающихся; техника спортивных движений[42,45].

Следует отметить, что нет методических работ направленных на обучении технике низкого старта и стартового разгона с применением технических средств обучения в тренировочных занятиях.

В последнее время всё большее развивается метод сверхсрочной информации (цифровая техника). Анализируя многочисленные примеры из практики, применение сверхсрочной информации (цифровой техники) даёт ускорение в процессе обучения.

Выявлено противоречие: в связи с необходимостью обучения технике техники низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов с применением технических средств обучения в тренировочном процессе и недостаточностью методик направленных на их обучения.

Исходя из вышеизложенного, была определена тема диссертационного исследования: «Обучения технике низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов».

Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс обучения техники низкого старта и стартового разгона будут наиболее эффективными, если в учебно-тренировочный процесс внедрить разработанную методику с применением технических средств обучения.

Цель исследования: определить эффективность разработанной методики обучения технике низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов с применением технических средств обучения.

Объект нашего исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на обучение технике низкого старта и стартового разгона с применением технических средств обучения.

Предмет исследования: методика обучения техники низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов с применением технических средств обучения.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Выявить уровень технической и физической подготовленности юных легкоатлетов в спортивной школе олимпийского резерва № 21.

3. Разработать методику обучения технике низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов с применением технических средств обучения.

4. Выявить эффективность разработанной методики обучения технике низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов с применением технических средств обучения.

Основами теоретического исследования являются: теория и методика физического воспитания (Ж.К. Холодов, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин); методика обучения легкоатлетическим упражнениям (Н.Г.Озолин, М.Е. Кривоносова, М.П. Кобринский, Т.П. Юшкевич, В.А.Оринчук, А.Н. Оринчук, И.А. Тер-Ованисян, К.Ж. Буханцев).

Научная новизна исследования.

1. Определены ведущие компоненты обучения технике низкого старта и стартового разгона, влияющие на результативность юных легкоатлетов;

2. Разработана методика, направленная на обучение технике низкого старта и стартового разгона, которая включает в себя упражнения для обучения юных спортсменов как техники старта, так и такому техническому приему как техника стартового разгона с переходом к бегу по дистанции. Нами в соответствии с этим были подобраны специальные упражнения скоростно-силовой направленности для выполнения правильного старта и стартового разгона.

3. Определена эффективность разработанной методики, направленной на обучение техники низкого старта и стартового разгона юных легкоатлетов на тренировочных занятиях по легкой атлетике с применением технических средств обучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ведущими компонентами методики обучения техники низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов на тренировочных занятиях по легкой атлетике являются применение технических средств обучения.

2. Разработана методика, направленная на обучение технике низкого страта и стартового разгона у юных легкоатлетов. Структурными компонентами методики являются специально-подготовительные упражнения на технику выполнения, преимущественно направленные на обучение расчлененно-конструктивным методом.

3. Определена эффективность методики, направленной на обучение техники низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов.

База исследования.

Исследование проводилось на базе МБУ СШОР № 21 по легкой атлетике г. Уфа.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Анатомо-физиологические особенности мальчиков 12-13 лет

Анализ научно-методической литературы выявляет, что модельные характеристики сильнейших спортсменов успешно применяются для выявления физических качеств, которые определяют требования, к бегунам, которые квалифицируются в спринте[61,71].

Как известно, начало занятий в спринте осуществляется в обширном возрастном диапазоне. При приеме в спортивные школы для спортсменов специализирующимся в спринтерском беге возраст ограничен, в основном, 12-13 годами. Бегуны квалифицирующиеся в спринтерском беге, чем позже начнутся свои выступления на соревнованиях, тем более высокие результаты сможет добиться в своей спортивной карьеры. Как правило это связывают с индивидуальным процессом формирования организма. Разнообразная физическая подготовка имеет большое значение для достижения высоких результатов в спринте, приобретаемого спортсменами в подростковом возрасте в процессе игры в баскетбол, футбол, лапту и т. д. [35].

Девочки и мальчики, которые имеют быстрый темп полового созревания, имеют некоторые преимущества в спортивных и технических показателях в сравнении со своими ровесниками с обычным уровнем функциональногго развития. Поэтому необходимой составляющей спортивного отбора является индивидуальный процесс полового созревания. Самые большие изменения показателей, которые могут характеризовать физическую подготовку спринтера, мы можем наблюдать в первые 1,5 года обучения. Это говорит о том, что определение талантливости юных спортсменов по результатам теста требует последовательной оценки половой зрелости, поскольку биологический возраст может значительно варьироваться до 2 лет. Способности юных спортсменов на коротких дистанциях могут быть достигнуты только с учетом двух общих показателей: скорости роста физической подготовленности и начального уровня развития физической подготовленности [13,10].

Мышечная масса начинает увеличивается с 13 лет. Общая масса тела увеличивается, и к 15 годам она уже составляет примерно 33%. В возрасте 11-13 лет отличия между девчонками и мальчишками в скоростной силовой готовности самые маленькие за время учебы в школе. У подростков 13–14 лет сила мышц-разгибателей туловища, бедер и сгибателей стопы наиболее существенно изменяется. Рост силовых способностей происходит в основном за счет умножения диаметра мышечных волокон. Количество мышц веретена увеличивается, особенно в тех областях, где наблюдается наибольшее растяжение мышечных волокон, поэтому скорость мышечного сокращения увеличивается. Умножение мышц случается в как правило за счет сухожилие, в меньшей степени также растет и мышечная часть, поэтому сокращения мышц несколько уменьшаются, но в целом за счет этого увеличивается их выносливость. У девочек данного возраста мы наблюдаем прирост массы тела в два раза ниже, чем у мальчиков, но в целом физиологические данные подходящие для выполнения силовых упражнений как для мальчиков, так и для девочек [21].

Если рассматривать развитие детей с точки скорости целостных двигательных действий, то в данном случае мальчики как правило несколько позже начинают опережать девочек в данном показателе. Исходя из литературных данных мы также видим, что половые различия в уровне развития скоростных способностей незначительны до достижения возраста 12–13 лет. [18]. К 13 годам скорость движений руки, предплечья, ступни и голени возрастает; к 14 годам частота движений, которые выполняются без нагрузки, достигает максимума. В младшем возрасте особое внимание уделялось развитию гибкости, а в среднем школьном возрасте задача состоит в том, чтобы поддерживать его на достигнутом уровне и улучшать его с помощью специальных упражнений, в противном случае гибкость будет ухудшаться. Известно, что позитивно на развитие скоростных способностей влияют различные виды спорта: улучшается скорость одного снижения, быстро развивается способность реагировать. [33].

Подготовка высококлассного спринтера процесс довольно длительный, и в связи с этим необходимо говорить о том, что хорошо спланированный, долгосрочный тренировочный процесс является ключом к успеху в будущем. Значительное воздействие на результат в беге имеет хорошо выстроенный тренировочный процесс, поэтому важно уделять особое внимание планированию графика тренировок спринтера.

Долгосрочную подготовку спринтера можно разделить на этапы предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной специализации в выбранном виде спорта, совершенствовании спорта. Для каждого из этих этапов выбирается конкретный метод обучения, поскольку на каждом этапе задействован установленный возраст, в связи с этим когда выбираются средства и методы каждого периода, надо манкировать возрастные характеристики учащихся. Например, этап начальной спортивной специализации в спринте захватывает следующий возрастной период - 12 до 14 лет, но этот возрастной период носит условный характер, так как дети развиваются по-разному. При этом на этапе первоначальной спортивной специализации следует учитывать особенности личного развития, потому что в данном возрасте наблюдается общее развитие организма.

Период полового созревания наступает в возрасте 13-15 лет, но при этом он значительно варьируется в зависимости от пола ребенка и его индивидуальных особенностей. В период полового созревания характерно напряжение энергии роста всего организма [18,23].

По мнению большинства авторов такие анатомические показатели как масса и длина тела, окружность груди у мальчиков среднего школьного возраста значительно выше, чем у девочек данного возраста, развитие нижних конечностей особенно бурное. Также можно отметить тот факт, что к 13 годам заканчивается развитие скелета человека, его различные системы и органы доходят до полного физического развития, и при этом мы наблюдаем увеличение роста длины тела, происходит развитие и укрепление мышечной системы. Данный период ускоренного роста может происходить совершенно по-разному, для всех индивидуально [30].

Интенсивность увеличения длины нижних конечностей в мальчиках и девочках отличается от интенсивности увеличения длины тела и длины верхних конечностей в том, что его сокращение происходит более равномерно с возрастом. Есть значительные возрастные различия в длине тела и также удлинении верхних конечностей, события происходят неравномерно с 14 до 20 лет.

По словам многих авторов мальчики растут вполне интенсивно и скорее равномерно в течение 11-12 лет. Наряду с ростом тела также происходят мышечные увеличения ткани. Максимальный уровень мобильности в суставах достигнут на 13 лет [18].

Движения детей в этом возрасте достаточно быстрые, но не очень точные. Детям легче двигаться и поглощать движения, выполняемые в условиях интенсивного движения. Однако высокая реактивность и возбудимость, а также высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствуют лучшему и более быстрому обучению моторным навыкам. Процесс возбуждения все еще превышает процесс внутреннего защитного торможения, что может привести к быстрой потере нервной системы и усталости. Организм ребенка в условиях систематической тренировки в спорте не приобретает экономизацию функции, которая наблюдается у взрослых и слабо проявляется в более старшем возрасте. Развитие функциональных характеристик детского организма отчетливо отражается в таком биологическом ответе, как адаптация организма к физической нагрузке, что, в свою очередь, проявляется в первую очередь ярко выраженным образом в адаптации кардиореспираторной системы, которая выполняет важнейшую функцию легочного и тканевого дыхания, обеспечивающего его энергетический гомеостаз [64,65].

Заключение

1. Из анализа литературы, была определена характеристика, что подготовка юных легкоатлетов считается главным направлением на этапе начальной подготовки спортивной специализации. При приеме в секции в спортивную школу спринтерского бега рекомендуется начинать занятия в возрасте 12-14 лет, это зависит от индивидуальных показателей.

На этапе обучения технике низкого старта и стартового разгона изначально необходимо создать у занимающихся представление о технике низкого старта, также о правильности выполнения команд «На старт!», «Внимание!» и стартового ускорения.

2. Для выявления показателей, определяющих эффективность средств и методов углубленного обучения техники низкого старта и стартового разгона в тренировочном процессе у юных спринтеров легкоатлетов, исследовались результаты анкетного опроса 10 тренеров, которые отвечали на составленные нами вопросы. Тренеры в качестве определили какие методы и средства были наиболее актуальные по их мнению, после проведения анкетного опроса мы разработали методику обучения техники низкого старта и стартового разгона с применением технических средств обучения на тренировочных занятиях у юных легкоатлетов.

В содержание разработанной методики включала: проведение видеосъемки при выполнении упражнений, затем каждое упражнение первоначально демонстрировалось на экране, показ сопровождался комментарием тренера с объяснением ошибок, также был переменен расчлененно-конструктивный метод обучения особенности техники, пошаговое обучение по фазам с подводящими упражнениями.

3. Для определения эффективности методики обучения техники низкого старта и стартового разгона у легкоатлетов 12-13 лет занимающихся легкой атлетикой был проведен внутригрупповой и межгрупповой анализ показателей исследуемых групп до и после эксперимента.

Контрольные испытания в исследуемых группах после эксперимента показал существенные изменения. Результаты в экспериментальной группе намного выше, чем в контрольной группе. Следовательно, результаты дают основание утверждать, что разработанная нами методика считается актуальным для обучения техники низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов.

Список литературы

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Полученные выводы рекомендуется применять в результате практической работе тренеров ДЮСШ и СШОР.

2.Обучение техники низкого старта и стартового разгона с применением технических средств обучения рекомендуется использовать в учебно-тренировочном процессе. В содержание разработанной методики включать технику выполнения низкого старта и стартового разгона с применением технических средств обучения и упражнения расчлененно-конструктивным методом.

Покупка готовой работы
Тема: «Обучение технике низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 46
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика