Курсовая работа
«Творческий потенциал личности»
- 27 страниц
Введение 3
1. Творческий потенциал личности: определения, направления, возможности 5
2. Творческое самовыражение: возможности для саморазвития личности 11
3. Показатели творческого потенциала и творческого самовыражения личности 14
Заключение 26
Список литературы 27
Актуальность темы исследования определяется в первую очередь особой значимостью феномена творчества как одного из фундаментальных факторов развития общества и культуры. Уровень развития творческого начала в человеке во многом определяет динамику становления общественных отношений, в значительной степени оказывает влияние на все жизненно необходимые процессы, происходящие в социуме.
Конец XX века ознаменовался реформированием всех сторон общественной жизни, в том числе и высшего образования в Российской Федерации. Особенности переходного периода страны проявились в том, что она оказалась в положении крайнего неравновесия, трансформационные процессы осуществлялись особенно активно и стали общесистемными. В сравнении с периодами обычного функционирования социальной системы возросла роль субъективного фактора, реформаторских программ и законотворческой деятельности государства. Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в настоящее время в России, актуализируют качественную трансформацию существующей парадигмы образования, ее ориентацию на развитие творчески активной личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и принимать активное участие в преобразовательной деятельности. Мобилизовать творческий потенциал личности в нестабильных условиях и использовать его на благо общества — одна из важнейших задач российского государства по выходу из кризиса.
1. Творческий потенциал личности: определения, направления, возможности
Творческий потенциал является исходной предпосылкой для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости». Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности - творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает, утверждает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, но и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь, отношения своего решения.
Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в настоящее время в России, актуализируют качественную трансформацию существующей парадигмы образования, ее ориентацию на развитие творчески активной личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Действия по шаблону, основанные на передаче знаний и опыта известными способами деятельности (умения и навыки) уже не могут удовлетворить требования адаптации к происходящим изменениям. Напротив, жестко заданные и некритично усвоенные образцы действий препятствуют проявлению творчества .
Уровень сформированности творческого потенциала детерминирует не только социальное и экономическое положение личности, но и степень ее влияния на само общество, на его стратификационную структуру. Именно развитие креативности, творческих сил индивидов, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков позволит формирующейся личности в будущем занять достойное место в обществе.
При всей несомненной теоретической и прикладной значимости многочисленных исследований проблемы развития творческого потенциала личности следует отметить, что в условиях модернизации системы образования она остается открытой для научного поиска. Современная школа, как средняя, так и высшая, испытывают острую необходимость в обосновании и разработке теоретико-методологических аспектов и адекватного технологического обеспечения процесса развития творческого потенциала личности как фактора успешной социальной интеграции индивида, что позволит, на наш взгляд, наметить пути решения ряда проблем, обусловленных следующими противоречиями:
- между объективными требованиями общества в подготовке творчески активной и высоко социализированной личности и слабой востребованностью творческого потенциала как личностного, так и группового;
- между потребностями современной социокультурной ситуации в повышении творческого потенциала школьников и студентов и недостаточным качеством системы среднего и высшего образования.
В данном параграфе определяются сущность творческого потенциала личности, осуществляемого на основе анализа философских, социологических и психологических аспектов проблемы. Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно не только для педагогики и психологии, но и для социологии. Если педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли творческой деятельности личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности, то социология акцентирует внимание на проблемах воздействия социальных и культурных стимулов и механизмов на творчество личности, раскрытие ее творческого потенциала. В психологии же, как считает Ф.И. Минюшев, «знания рассматриваются как добываемые лишь методом самонаблюдения — сам творец массово «не расспрашивался».
Для однозначности понимания обратимся к терминологии и хотя бы в самых общих чертах раскроем сущность употребляемых в данной работе понятий.
В качестве исходного положения в анализе творческого потенциала в нашем исследовании выступает положение о личности как многомерной и многоуровневой системе. Развитие любой системы выражается в качественном изменении структуры этой системы или составляющих ее элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Для личности как системы в качестве такой структуры выступает личностный потенциал, позволяющий сохранить имеющееся состояние и осуществить процессы саморазвития индивида .
По определению Б.М. Генкина, личностный потенциал специалиста - это степень его общего и профессионального развития, которая определяет успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности). Личностный потенциал специалиста включает в себя:
- психофизиологический потенциал – уровень физического развития, состояния здоровья, работоспособность, выносливость, обеспечивающие успешное выполнение трудовых функций;
- квалификационный потенциал – система общих и специальных знаний и умений, обусловливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность;
- социальный потенциал – уровень гражданского сознания, отношение к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.
Личностный потенциал является тем фактором, который обслуживает трудовую деятельность специалиста, способствует ее успеху. Формирование профессионально значимого потенциала происходит на базе общего развития и зависит от самого человека. «Чем выше уровень развития человека, тем богаче его личностный трудовой потенциал, отсюда – выше качество профессиональной деятельности и наоборот. Слабая сформированность личностных качеств впоследствии порождает неудовлетворенность трудом, снижает мотивацию профессионального роста, нередко приводит к смене профессий». Б.М. Генкин рассматривает личностный потенциал специалиста как совокупность «психофизиологических свойств, квалификационной подготовки и социально-психологических свойств человека как субъекта труда»9. Личностный потенциал специалиста отождествляется с его профессионально важными качествами, которые изменяются под влиянием изменения характера его труда.
В рамках научной школы, руководимой П.Ф. Кравчук, разработана концепция личностного потенциала, в структуре которого выделены интеллектуальный, творческий, духовный и психофизиологический потенциалы. Только в единстве этих компонентов возможно становление и гармоничное развитие личности, совершенствование ее потенциальных возможностей. Личностный потенциал мы определяем как сложную систему характеристик, связанную с движущими силами духовного развития, с мотивацией и самооценкой человека. Именно эти характеристики делают устойчивым такое сложное образование как личность. По нашему мнению, понятие личностный потенциал фиксирует как способность к творчеству, так и стремление к самосовершенствованию, саморазвитию .
В качестве структур, позволяющих личности сохранять свое состояние и дающих импульс к саморазвитию, могут выступать интеллектуальный и творческий потенциалы, каждому из которых отводится своя роль в формировании, стабилизации и развитии целостной личности.
Творческий потенциал выступает в качестве предпосылки для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости».
Интеллектуальный потенциал обеспечивает более адекватную жизнедеятельность индивида в конкретном социальном и физическом окружении, приспосабливает ее наилучшим образом к условиям окружающего мира, прежде всего, мира социального. Интеллектуальный потенциал является такой наличной совокупностью готовности, возможности и способностей, которая дает личности возможность осуществлять деятельность с целью обеспечения своего устойчивого, «сбалансированного» существования.
Кроме интеллектуального и творческого потенциала важную роль в саморазвитии личности играет духовно-нравственный потенциал. В нем отражаются духовные потребности данной личности в данное время и в данных условиях.
Термин «творческий потенциал» часто употребляется как синоним понятиям «творческая личность», «креативность личности», «одаренность». Исследователи рассматривают эти качества как целостную совокупность. Содержание понятия «творческий потенциал» исследователи характеризуют как:
- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвичева). Данное определение опирается, прежде всего, на семантическую сущность понятия «потенциал»;
- синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников);
- социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е.В. Колесникова);
- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (СР. Евинзон);
- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова);
- развитое чувство нового, открытость всему новому; как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н.Кулюткин) ;
- интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству.
Отмечая, что творческий потенциал личности - это интегральная целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающая его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии, ряд ученых13 одновременно уточняет, что структурно-содержательный план творческого потенциала отражает комплекс способностей интеллекта, комплекс свойств креативности и комплекс личностных проявлений (эмоциональных, сознательных и бессознательных, волевых, поведенческих), но не сводится к ним. А также акцентирует внимание на то, что вероятность проявления его зависит от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированности социального чувства (действенность, созидательность).
Творческий потенциал личности, - отмечает Т.Г. Браже, – складывается прежде всего из системы имеющихся у него знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется его деятельность.
2. Творческое самовыражение: возможности для саморазвития личности
Современный этап развития общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца», способного позитивно и конструктивно подойти к решению актуальных жизненных проблем. Это повлекло за собой переориентацию целей и содержания образования на позиции гуманизации и гуманитаризации, в контексте которых человек предстает эпицентром культуры и главной ценностью образовательного процесса (Е. В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, И. А. Ильин, М. С. Каган, Н. Д. Никандров, А. А. Мелик-Пашаев и др.). Ориентация общества и всей системы образования на развитие личности ребенка неизбежно требует создания оптимальных условий для становления её целостности и раскрытия её способностей, творческого потенциала, воспитания нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру (О. С. Газман, С. В. Кульневич, В. В. Сериков и др.). Данная проблема отразилась в статьях Закона РФ «Об образовании», в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования». Особая роль в стандарте отводится проблеме межпредметных связей, которые способствуют интеграции учебных предметов в образовательные области и выводу конкретного знания учебного предмета в надпредметную (смысловую, личностную) область знания.
Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сатир, Э. Фромма и многих других), потребность в самовыражении является основной в человеческой жизни .
Как и всякая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации.
Творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.
Цель работы, поставленная во введении, достигнута: изучены показатели творческого потенциала и творческого самовыражения личности.
Цель достигнута путём решения следующих задач:
1. рассмотрен творческий потенциал личности;
2. изучено творческое самовыражение личности;
3. выявлены показатели творческого потенциала и творческого самовыражения.
1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., Академический проект, 2005 – 389с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2005 – 93с.
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. –М.: Медицина, 2006 – 312с.
4. Колошина И.П. Психология творческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2007 – 430с.
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., Медицина, 2006 – 256с.
6. Назарова Л.А. Терапия творческим самовыражением – М.: ЮНИТИ, 320с.
7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2006 – 300с.
8. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005 – 412с.
9. Психология / Под ред. Крылова А. – М., 2004 – 743с.
10. Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2005 – 312с.
11. Рубинштейн С.Л. Воображение.// Основы общей психологии. – М., 2004 – 400с.
12. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М., Класс, 2005 – 289с.
13. Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. – СПб., – 2006 – 250с.
14. Юнг К.Г. Человек и его символы – М., 2005 – 216с.
Интересная новая уникальная работа.
Тема: | «Творческий потенциал личности» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 210 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности творческого потенциала сотрудников волонтерской службы
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у студентов-музыкантов педагогического вуза во внеаудиторной работе
Дипломная работа:
Творческая самореализация личности учащихся в профильном обучении
Дипломная работа:
Исследование творческого потенциала во взаимосвязи с профессиональной деформацией личности педагога детских дошкольных учреждений