Дипломная работа

«Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства»

  • 97 страниц
Содержание

Введение…. 3

Глава I. Теоретические аспекты процесса развития творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства в условиях учреждений дополнительного образования.

1.1.Понятие творческих способностей: комплексный подход к изучению….9

1.2. Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе развития творческих способностей … 37

1.3. Потенциал учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей младших школьников….… 51

Выводы по I главе….… 61

Глава II. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на базе детской вокальной студии.

2.1 Диагностика развития творческих способностей младших школьников в детской вокальной студии «Тылсым»…. 65

2.2 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся в детской вокальной студии…. 71

2.3 Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей для начинающих преподавателей учреждений культуры и искусства. 81

Выводы по I I главе….….89

Заключение….….91

Список использованной литературы….93

Введение

Актуальность исследования. В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности.

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование, как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которым вынужден оперировать современный специалист в любой области и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.

Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Эта мысль красной нитью проходит в «Концепции развития в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы». Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразованию им окружающего мира. Обращение к Концепции художественного образования Российской Федерации подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Реагируя на изменения в обществе, меняется и система образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» ориентируют образовательный процесс и школьные технологии в направлении их максимальной креативности.

В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин), проблемное обучение, творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности (И.П.Гладилина, Л.Г.Вяткин), теория воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (И.П.Иванов, В.А.Сухомлинский), теория воспитания творческих способностей учителя (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.).

Несмотря на усиленное внимание к проблеме развития творческих способностей, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным. Анализ психолого – педагогической литературы и результаты педагогической практики показывают, что развитию творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования все еще не уделяется должного внимания, что обусловлено целым рядом причин, в том числе затруднениями в определении педагогических условий развития творческих способностей школьников в процессе изучения различных дисциплин.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, Ю.Б. Алиева и др. позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся.

Дополнительное образование – творческое образование: главное здесь – не научить (передать определенные знания, умения, навыки), а открыть ребенка, развить его потенциал, включить внутренние импульсы к последующему развитию.

Задача развития индивидуальных творческих возможностей школьников всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения вопросов развития индивидуальных творческих особенностей. Поэтому задачей педагога дополнительного образования является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Творческая деятельность в отдельно взятой узкой профессиональной сфере имеет специфические особенности, без исследования которых невозможно формирование творческих способностей.

В данной дипломной работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства в условиях учреждений дополнительного образования (УДО). Актуальность темы исследования объясняется следующими положениями:

• Основная цель образования - способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия. С нашей точки зрения, способность, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

• Мы живем в век информации; когда в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но зачастую он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Анализ нормативных документов и научной литературы показал, что проблеме развития творческих способностей учащихся уделяется недостаточно внимания. Не сформирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности» и поэтому недостаточно разработаны диагностические методы оценки их уровня. Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает учет и введение в обучение специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей учащихся зависит от содержания и методов обучения. В этой работе мы сделали попытку определить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях дополнительного образования.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально определить содержание, формы и методы развития творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства в условиях дополнительного образования.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования – музыкальное искусство как средство развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования.

Гипотеза – развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства в условиях учреждений дополнительного образования будет наиболее эффективным, если:

• осуществить комплексный подход к изучению понятия «творческие способности»;

• раскрыть психолого-педагогические и возрастные особенности в процессе развития творческих способностей детей;

• разработать педагогические условия формирования креативных способностей младших школьников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• на основе изучения научной и искусствоведческой литературы исследовать феномен понятия «творческие способности»;

• проанализировать потенциал учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей младших школьников;

• провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников;

• разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей детей для студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов, СУЗов и педагогов учреждений дополнительного образования.

Методологической основой исследования являются: психолого-педагогические труды Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. Проблема творческой одаренности детей нашла отражение в исследованиях Э.Б. Абдуллина, А.В. Петровского, А.В. Усовой и др. Развитию творческой активности в музыкальной деятельности посвящены работы Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, К. Орфа.

Педагогические идеи развития творческих способностей многоаспектно исследовались учеными Т.В. Абрамовой, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым, Э. Фроммом и др.

Методики диагностирования творческого потенциала личности разработаны В.П. Анисимовым, Е. Торренсом, В.И. Петрушиным.

Методы исследования:

- теоретический анализ философской, социально-культурной, психолого-педагогической литературы и периодики;

- наблюдение;

- опрос;

- беседа;

- анкетирование;

База исследования: Детская вокальная студия «Тылсым» при кафедре сольного пения, хорового дирижирования и музыкального образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Теоретическая значимость заключена в том, что исследованы теоретические аспекты процесса развития творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства в условиях учреждений дополнительного образования и осуществлен комплексный подход к изучению понятия «творческие способности».

Практическая значимость исследования. Разработаны методические рекомендации по развитию творческих способностей детей для преподавателей учреждений культуры и искусства, выпущен буклет детской вокальной студии «Тылсым» и караоке -диск с репертуаром детских песен, которые будут полезны для студентов ВУЗОВ специальности «Музыкальное образование», педагогов системы дополнительного образования.

Структура дипломной работы определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы .

Фрагмент работы

Глава I I. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников средствами детской вокальной студии.

2.1 Диагностика творческих способностей младших школьников в детской вокальной студии «Тылсым».

Для определения креативных способностей детей мы опирались на методику диагностирования творческого потенциала личности, разработанные Е. Торренсом и В. И. Петрушиным. Нами были выделены три уровня развития творческих способностей младших школьников: первый ( низкий ), второй ( средний ), третий (высокий ).

1. Первый уровень ( низкий ). Для данного уровня характерными являются неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности; мотивация случайная, кратковременная; мимика во время исполнения произведения стабильная, не выразительная. Ребенок не может голосом ( силой, интонацией, выразительностью) показать простейшие стихотворные упражнения. Сценическая речь развита слабо. Ребенок не умеет самостоятельно двигаться во время исполнения музыкального материала. Ребенок не умеет правильно дышать при пении, не заполняет легкие воздухом, поднимает плечи, не владеет видами звуковедения, ребенок слабо осознает правильность хорового дыхания, звукообразования. При вдохе поднимает плечи, исправляется после сравнения и многократного показа, и исполнения упражнения. Слабо владеет видами звуковедения. Ребенок не успевает проговаривать, пропевать слова, плохо двигается артикуляционный аппарат, возникают сложности при пении песен в быстром темпе. Испытывает сложности в работе над артикуляционным аппаратом, не успевает сформировать вокальную позицию, не может правильно распределить текст на музыкальную ткань.

2. Второй уровень ( средний ).Развитие творческих способностей детей на данном уровне можно представить как способность учащихся выражать эмоции и содержание песни на уже выученном материале, с показа педагога. Новый музыкальный материал вызывает сомнение и страх. Средняя эмоциональность. Интерес на уровни любознательности: неустойчив, связан с «престижностью вида деятельности». Ребенок упорно добивается правильности звукообразования, дыхания, звуковедения с помощью дополнительного показа педагога. Не всегда удачно распределяет давление воздуха на голосовые связки, не полностью наполняет легкие воздухом. Ребенок не сразу может пропевать слова в песне, продолжительное распевание гласных и короткое пропевание согласных. Требует помощь педагога, наглядный показ движения артикуляционного аппарата. Не знает всех правил формирования звуков при пении. Ребенок знает правила и нормы произношения звуков в пении, однако не выполняет без показа и напоминания педагога.

3. Третий уровень ( высокий ). Исходной основой для высокого уровня развитие творческих способностей учащихся выступает: очень выразительная мимика, которая соответствует характеру произведения. Ребенок самостоятельно находит новые решения исполнения произведения, вносит свои коррективы. Интерес на уровне увлечения профильной деятельностью: мотивация настойчивая; проявляется стремление к овладению профессией, связанной с творческой деятельностью. навыки ребенка доведены до автоматизма. Ребенок успешно распределяет давление воздуха на голосовые связки, полностью наполняет легкие воздухом, плечи не поднимает, владеет всеми видами звуковедения ( staccato, legato, nonlegato, marcato). Ребенок с выразительностью доносит текст песни до слушателя. Соблюдение всех норм и правил произношения гласных и согласных (фонетических и грамматических). Правильное формирование гласных и согласных. Высокая позиция, владение всеми видами пения (распев, скороговорка).

Выявленные уровни могут быть выражены в системе оценок следующим образом: 1 балл соответствует низкому уровню, 2 балла - среднему, 3 балла - высокому уровню нравственно-эстетической воспитанности детей, что значительно упрощает оценивание результата, позволяет контролировать и совершенствовать процесс развития творческих способностей детей.

Прежде чем начать исследование, мы провели анкетирование младших школьников с целью выявления их музыкальных вкусов, интересов, потребностей и способностей, а также определения необходимых педагогических условий развития творческих способностей младших школьников. Нами были предложены следующие вопросы:

1. Любишь ли ты петь?

2. Слушаешь ли ты музыку?

3. Какую музыку предпочитаешь слушать?

4. Как ты думаешь, музыка способна выражать настроение?

5. При слушании музыки хочется ли тебе петь, танцевать?

6. Играешь ли ты, на каком - либо музыкальном инструменте?

7. Хотел бы ты научиться играть на фортепиано?

8. Каких композиторов ты знаешь?

9. Какие музыкальные инструменты ты знаешь?

10. Считаешь ли ты, музыку волшебной?

11. Посещаешь ли ты театры?

12. Хотел бы ты, принять участие в музыкальной сказке?

13. Хотел бы выступать на сцене?

14. Ты больше любишь петь или танцевать?

15. Чтобы хотел спеть?

Проанализировав ответы детей мы выяснили что большинство учащихся имеют довольно низкий уровень представлений о музыкальном искусстве, о композиторах и музыкальных инструментах. Однако почти все дети проявили желание заниматься музыкой и развивать свои творческие способности.

Выводы по 2 главе.

Обобщение и анализ опытно – экспериментальной работы позволяет заключить, что в условиях дополнительного образования при организации определенной педагогически целенаправленной музыкально – творческой деятельности возможно успешное развитие творческих способностей младших школьников.

Мы можем сделать следующие выводы:

1. Правильно подобранный школьно – песенный репертуар обладает большими педагогическими возможностями, который выступает как важное средство развития творческих способностей младших школьников. Критериями отбора и создания песен для детей должны быть их яркая художественная образность, наличие богатых связей с родной музыкальной культурой, доступность младшему возрасту в соединении с большой педагогической емкостью репертуара.

2. В проведенном исследовании выявлены пути, на основании которых должно осуществляться развитие творческих способностей младших школьников. Первое направление должно быть связано с обогащением младших школьников музыкальными умениями, знаниями и навыками, которые помогают им в восприятии и исполнении различных музыкальных произведений. Другое включает в себя формирование у учащихся способности эмоционально передавать содержание произведений, умение импровизировать, сочинять небольшие попевки и т.д.

3. Общепринятые педагогические методы должны сочетаться со специальными методами развития музыкально - творческих способностей детей, а именно: синтез музыки, речи, и движения, метод создания ситуаций успеха, метод опоры на игровую деятельность, творческий метод, метод импровизации, метод театрализации песен, стилевой и системный подходы.

4. Для формирования творческих способностей необходима правильная организация оценочной деятельности учащихся, предполагающая развитие у детей определенных знаний, музыкально-исполнительских навыков, а также осуществление всей воспитательно-образовательной работы на основе детского творчества.

5. Опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности нетрадиционных форм развития творческих способностей детей таких, как урок-экскурсия, урок-концерт, музыкальные конкурсы - фестивали, викторины и т.д.

Заключение

Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответственная интерпретация позволяют сделать следующие выводы:

1.Теоретико – педагогический анализ и характеристика творческих способностей в отечественной и зарубежной педагогике свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование креативности подрастающего поколения.

2. В решении этой проблемы особая роль принадлежит учреждениям дополнительного образования, в частности, детским студиям и кружкам.

3. Развитие творческих способностей наиболее эффективно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира личности в процессе становления гуманистического мировоззрения детей.

4. Для работы в детских вокальных студиях чрезвычайно важно умение подобрать интересный и доступный школьно – песенный репертуар. Детская музыка всех времен имеет общую идейно-гуманистическую направленность: можно обнаружить единое и непреходящее, которое образует общечеловеческие ценности, основанные на стремлении к Добру, Красоте и Истине. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания и музыкальная педагогика массового воспитания должна умело ее использовать в современных социоусловиях.

5. Творческий потенциал детской вокальной студии получает эффективную реализацию в структурной модели развития творческих способностей детей, включающей в себя исполнительское содержание, формы и методы, при использовании которых необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.

6. Психолого-педагогическими условиями развития музыкальных способностей является использование следующих методов: синтез музыки, речи и движения, метод создания ситуаций успеха, метод опоры на игровую деятельность, творческий метод, метод импровизации, метод театрализации песен, стилевой и системный подходы, а также соответствующих классных, внеклассных и внешкольных форм воспитания.

7.Проведенное исследование, сопоставительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют, что использование инновационных методов и средств в системе развития музыкальных способностей имеет четкое теоретико-методическое обоснование и является эффективным средством духовного воспитания детей разных возрастов.

Исследование, естественно, не охватывает все аспекты рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики развития творческих способностей необходимы, поскольку не все общественные преобразования формируют высоконравственные ориентиры. Использование духовного потенциала детской вокальной студии в процессе творческого развития содействуют формированию мировоззрения младших школьников.

Актуальными и перспективными, требующими собственного дальнейшего изучения представляются вопросы, связанные со значением семьи в формировании творческой воспитанности учащихся начальных классов средствами детской вокальной студии; воздействием средств массовой коммуникации на формирование творческой воспитанности младших школьников средствами детской музыки и некоторые другие.

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М. И. Ротейрштейна. – М. Музыка, 2006. – 336 с.

2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин. – М.: Мысль, 2004. – 360 с.

3. Абрамов, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамов. – М.: Академия, 2002. – 455 с.

4. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б.Алиев. – М.: Эксмо-Пресс, 2004.- 423 с.

5. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей [Текст] /В.П. Анисимов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

6. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Психол. Журнал.- 2005. - т.16. - №5. - с.49-58.

7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - Изд. 2-е. - М.:Просвещение,2000.- 267 с.

8. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2002. – 260 с.

9. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Собрание сочинений в 6 томах, Т.2, - М.: Педагогика, 1992.- 380 с.

10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1997. – 305 с.

11. Вяткин, Л. Г., Тарский, Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых [Текст] / Л.Г. Вяткин, Ю.И.

12. Гладилина, И.П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / И.П. Гладилина // Воспитание школьников. – 2008. - №9. – с. 14-18.

13. Гречко, С.А. Развитие воображения младшего школьника [Текст] / С.А. Гречко. // [Электронный ресурс].

14. Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология – М. - 2003. – 352с.

15. Дилтс, Р. НЛП: Управление креативностью [Текст] / Р. Дилтс. - СПб.: Питер, 2003.- 150 с.

16. Дьяченко, О.М., Кириллова, А.И. О некоторых особенностях развития воображения [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. - 2000. - №2 – 305с.

17. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.:ИНФРА-М,2000. 52с.

18. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке -М.: Дет. лит., 1970. 223с.

19. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) [Текст] / Т.Г. Казакова.- Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1995.-192с.

20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский дом «МарТ», 2005. – 448 с.

21. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

22. «Концепция художественного образовании» (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М.: Мнемозина, 2005. – 160с

24. Куравский, А.Л. Воспитательный ресурс учреждений ДО в развитии творческих способностей детей [Текст] / А.Л. Куравский // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. - № 3. – С. 14-16.

25. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность [Текст] /С.Н. Леднева// Семья и школа – 2000. - №9. – с. 31.

26. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст]/ А.Н. Лук. - М.: Политиздат, 2001. – 370с.

27. Мартиросян, Б.П. , Горский, В.А. Инновации в дополнительном образовании [Текст]/ Б.П. Мартиросян, В.А. Горский // Дополнительное образование. – 2003. - № 4. С. 7-17.

28. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. - 2009. - №6. – 290 с.

29. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина, А.А., Чубук, Н.Ф. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. - Дубна: Феникс+, 2006. – 386 с.

30. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. Вузов [Текст] /А.В. Мудрик. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 200c.

31. Немов Медведева, Е.А., Комисарова, Л.Н., Шашкина, Г.Р., Сергеева, О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студентов средних педагогических заведений [Текст] /Е.А. Медведева, Л.Н. Комисарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева; Под редакцией Е.А. Медведевой. – М.: Академия, 2002. – 224 с.

32. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006. – 280 с.

33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов.– М.: -2000.- 757 с.

34. Орлов, В.А. Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей школьников [Текст] / В.А. Орлов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 23 мая.

35. Пекелис, В. Твои возможности, человек [Текст] / В. Пекелис.- М.: Мир, 1994. – 158 с.

36. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества [Текст] / В.И. Петрушин. – М., 2006.- 480 с.

37. Перкинс, Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие [Текст] / Д.Н. Перкинс // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение.- 1988.- № 4.

38. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1996. – 245 с.

39. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки.- М.: Наука, 2008. 175 с.

40. Радынова О. П. Музыкальное воспитание младших школьников. - М., 2004. – 170 с.

41. Развитие творческой активности школьников /Под ред А.М.Матюшкина; Научн-наслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР — М.:Педагогика, 2001 — 160с.

42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. - СПб.: «Питер», - 2002. – 246 с.

43. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1991. – 450 с.

44. Теплов, Б.М. Способность и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов.– М.: Просвещение, 1997. – 256 с.

45. Эрих Фромм, Душа человека, М., АСТ Москва,2009.- 256 с.

46. Хуторский, А.В.Развитие творческих способностей [Текст] / А.В. Хуторский.- М.: Владос, -2000 г. – 226 с.

47. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер.- СПб: Питер, 1997. – 370 с.

48. Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Просвещение, 1990. – 350 с.

49. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – Л.: НПО НОДЭК, 1997.- 480 с.

50. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков.– М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. – 506 с.

51. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» [Текст] / В.Д. Шадриков// Психологический журнал. – 2003. – 175с.

52. С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения. 2000. - 304с.

53. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин – М.: Мысль, 2001. - 435 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 97
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика