Курсовая работа

«Элективные курсы по геометрии»

  • 36 страниц
Содержание

Введение 3

1. Методические особенности элективных курсов по геометрии 7

1.1. Сущность элективных курсов 7

1.1.1. Требования к элективным курсам 7

1.1.2. Проектирование программ элективных курсов 11

1.1.3. Структурные элементы программы элективных курсов 17

1.2. Использование элективных курсов в проектировании геометрии 21

2. Особенности применения метода координат в решении стереометрических задач 26

2.1. Стереометрические задачи и особенности их решения 26

2.2. Характеристика метода координат и его применение в решении задач 31

Список литературы 35

Введение

Основная идея обновления среднего (полного) общего образования заключается в его профилизации. При этом в 10—11 классах образование должно стать более дифференцированным и индивидуализированным.

Предполагается, что на старшей ступени общего образования будут преподаваться три группы учебных курсов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные. Базовые общеобразовательные курсы направлены на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Профильные общеобразовательные курсы — это курсы повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения. Элективные (от латинского electus — избранный) курсы — это обязательные для изучения курсы по выбору учащихся. Базовые и профильные курсы составляют инвариантную часть, а элективные курсы — вариативную часть содержания среднего (полного) общего образования.

Новые элементы содержания апробируются сначала в вариативной части, а затем включаются в инвариантную. Так было всегда. В советской школе новое содержание образования проверялось в процессе преподавания факультативных (от латинского facultas — способность, возможность) курсов.

Большое значение в предпрофильной подготовке имеют элективные курсы, избранные учащимися и обязательные для посещения. Данные курсы входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы, реализуются за счет школьного компонента и занимают 20% учебного времени.

Элективные курсы решают следующие задачи:

 реализуют индивидуализацию обучения, удовлетворяют образовательные потребности школьников.

 создают условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.

 помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Принятая в настоящее время концепция профильного обучения предусматривает курсы по выбору (элективные курсы), реализующие две основные функции: поддерживать изучение основных профильных дисциплин и создавать индивидуальные образовательные траектории.

Фрагмент работы

1. Методические особенности элективных курсов по геометрии

1.1. Сущность элективных курсов

1.1.1. Требования к элективным курсам

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и концепции модернизации российского образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых выделим цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля. Важно отметить, что в любом случае по элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию - явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

 Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

 Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

 Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

 Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

 Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

 Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

 Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Межпредметные курсы могут проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:

 быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей:

 быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам. При проведении конкурса задаются новые требования к учебным пособиям нового поколения. Их выполнение в рамках элективных курсов облегчается тем, что эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают. В связи с этим появляется возможность на примере учебных пособий по элективным курсам отработать условия реализации мотивационной функции учебника.

Поиски путей оптимизации содержания учебных предметов, обеспечения его соответствия меняющимся целям образования могут привести к новым подходам к структурированию содержания учебных предметов.

Заключение

точки или тела с помощью чисел или других символов на плоскости или в пространстве.

С помощью метода координат можно изложить весь школьный курс геометрии без единого чертежа, используя только числа и алгебраические операции.

Создателем метода координат считают философа и математика Рене Декарта (1596 - 1650). Развитие идей Декарта привело к возникновению особой ветви математики, которую теперь называют аналитической геометрией.

Аналитическая геометрия - это та часть математики, которая решает геометрические задачи, аналитическими (т. е. алгебраическими) средствами.

Координатами точки, называются числа, определяющие положение точки на данной линии или на данной поверхности или же в пространстве. Так, положение точки на земной поверхности будет определено, если известны её географические координаты — широта и долгота.

Для нахождения координат точки необходимо задание ориентиров, от которых ведётся отсчёт. В случае географических координат такими ориентирами будут экватор и нулевой меридиан.

Если даны ориентиры и указано, как, пользуясь ими, находить координаты точки, то говорят, что задана система координат.

Характерной особенностью метода координат является определение геометрических фигур уравнениями, что позволяет производить геометрические исследования и решать геометрические задачи средствами алгебры.

Придавая геометрическим исследованиям алгебраический характер, метод координат переносит в геометрию наиболее важную особенность алгебры — единообразие способов решения задач. Если в арифметике и элементарной геометрии приходится, как правило, искать для каждой задачи особый путь решения, то в алгебре и аналитической геометрии решения проводятся по общему для всех задач плану, легко приспособляемому к любой задаче. Можно сказать, что аналитическая геометрия занимает такое же положение по отношению к элементарной геометрии, какое алгебра занимает относительно арифметики. Перенесение в геометрию свойственных алгебре и поэтому обладающих большой общностью способов решения задач составляет главную ценность метода координат. Следует, однако, предостеречь читателя от пренебрежительного отношения к приёмам элементарной геометрии, так как в отдельных случаях они позволяют находить изящные решения, более простые, чем получаемые методом координат.

Другое достоинство метода координат состоит в том, что его применение избавляет от необходимости прибегать к наглядному представлению сложных пространственных конфигураций.

При практическом применении понятия координат координаты предмета, рассматриваемого условно как точка, могут быть определены лишь приближённо. Задание координат предмета означает, что точка, определяемая этими координатами, либо является одной из точек этого предмета либо достаточно близка к нему.

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. – 2002. – №6. – С.11-40.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. ~ № 3. – С.3-14.

3. Вахрушев А.А. Концепция учебника нового поколения. // Технологии в школе. – 2006. – №3. – С.20-26.

4. Ермакова Д. Течения и «подводные камни» в море элективных курсов. // Народное образование. – 2007. – №1. – С.155-162

5. Каспржак А. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства.// Директор школы. – 2006. – №1. – С.3-9.

6. Каспржак А. Элективные курсы: типология и задачи. // Директор школы. – 2006. – №3. – С.53-57

7. Кинзибаева И.Г. Элективные курсы – требования к разработке. // Мастер-класс: приложение к журналу «Методист». - 2006. – №7. – С.10-21.

8. Кинзибаева И.Г. Элективные курсы – требования к разработке. // Мастер-класс: приложение к журналу «Методист». - 2006. – №8. – С.2-7.

9. Кузнецов А.А., Филатова Л.О. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – №3. – С.54-59.

10. Кузьмина И.А. Применение информационных технологий при изучении школьного курса стереометрии. h**t://kuzminaia.narod.r*/portfolio2.html

11. Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов. h**t://w*w.college.r*

12. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Стандарт, 2005. – 96с.

13. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 16 апреля. h**t://w*w.eidos.r*/journal/2003/0416.htm

14. Петунин О.В., Трифонова Л.В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки.// Школьные технологии. – 2006. – №1. – С.88-90

15. Сафонов Г. Элективные курсы (из опыта работы по предпрофильному и профильному обучению в лицее). // Школьное планирование. – 2005. – №6. – С.33-53.

16. Суматохин С.В. Общие подходы к созданию и методике преподавания элективных курсов // Интернет-журнал "ИМиДЖ". h**t://image.websib.r*/04/text_article.htm?482

17. Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.: Педагогика, 2003. – 268с.

18. Элективные курсы в профильном обучении. / Министерство образования Российской Федерации — Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 165с.

Примечания

Работа сдана на оценку "отлично"

Покупка готовой работы
Тема: «Элективные курсы по геометрии»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 240 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика