Курсовая работа

«Музейное дело»

  • 39 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Экспозиционно-выставочная работа школьных музеев 7

1.1. Обзор литературных источников об опыте построения экскурсий 7

1.2. Общие принципы и правила построения экспозиций школьного музея 10

1.3. Характеристика экспозиции музея Гимназии №80 18

Глава 2. Комплексный анализ экспозиционной деятельности музея Гимназии №80 22

2.1 Научная концепция и идея создания музея Гимназии №80 22

2.2 Формирование тематико-экспозиционного плана 26

2.3 Составление макета выставки 29

Заключение 31

Список используемых источников и литературы 33

Приложение 1 36

Приложение 2 38

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в роли школьного музея, как важной формы дополнительного образования школьников в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Актуальность выбранной темы заключается и в том, что деятельность и дальнейшее развитие школьных музеев требует совершенствования в решении проблем построения экспозиции.

Сегодня в учебный план многих школ включено изучение материальной культуры нашего народа. Мы еще можем встретить людей, которые до сих пор используют национальные орудия труда, но, к сожалению, с каждым годом их становится все меньше и поэтому важной задачей музеев, в том числе и школьных, является сохранение традиций наших предков. Национальная культура Алтайского края является частью мировой культуры. Чтобы повысить интерес молодого поколения к ней, школьные музеи пытаются отыскать наиболее интересные методы организации экспозиционного пространства, которые могли бы заинтересовать детей разного школьного возраста. Этнографические выставки помогают современным школьникам представить, как жили их прабабушки много лет назад. Но, к сожалению, школьные музеи не достаточно финансируются и держатся в основном на одном энтузиазме своих сотрудников.

Работа имеет теоретическую значимость в качестве структурированного источника информации об организации экспозиционной деятельности школьных музеев. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования практического опыта, накопленного коллективом музея Гимназии №80 в повседневной практической деятельности других школьных музеев. Музейные ресурсы могут использоваться для развития форм работы по ознакомлению и культурному ознакомлению посетителей, и, прежде всего, учащихся Гимназии, с культурой, традициями и потенциалом Железнодорожного района города Барнаула. Школьные музеи должны охватывать дисциплины учебного плана. Это способствует развитию творчества у детей. Экспоз

Фрагмент работы

Глава 1. Экспозиционно-выставочная работа школьных музеев

1.1. Обзор литературных источников об опыте построения экскурсий

Научное исследование вопросов экспозиционной деятельности музеев рассматривались многими специалистами и теоретиками музейного дела.

Концепция музея как учреждения с просветительскими целями разрабатывают социологи И.Бестужев-Лада и М.Озерная. В этом случае музей рассматривается как «социальный институт, примыкающий к системе народного образования». Авторы подчеркивают, что «как и всякая школа, музей воспитывает, учит, развивает своих посетителей» [7, с.7.]. Несмотря на то, что, начиная с 1960-х годов, такая точка зрения и связанные с ней принципы конструирования музея и методы его работы становятся все менее популярными, эта позиция бытует и в современном отечественном музееведении и за рубежом. Среди зарубежных музеологов она активно пропагандируется, в частности, М.Адамсом, считающим, что основная задача музеев – «с помощью музейных коллекций распространять накопленные учеными знания» [5, с.15].

Н. Дивова в статье «Искусство экспозиции» рассматривает принципы создания экспозиции, приемы экспонирования произведений искусства в музее. Роль цвета и света в восприятии живописных полотен и предметов декоративно-прикладного искусства. В статье отмечается необходимость сочетания в современной экспозиции строгой системы - хронологической, стилевой, тематической - с аккуратной подачей каждого отдельного произведения. [7, с. 44 - 45]

В. Арзамасцев связывает проблемы взаимосвязи научности и художественности в музейном деле при организации музейной экспозиции. На примере экспозиции, посвященной литературе Серебряного века, открывшейся в московском дом

Заключение

В настоящей работе были рассмотрены основные принципы экспозиционной деятельности школьных музеев в целом и музея Гимназии № 80 г. Барнаула.

Поставленная в работе цель была достигнута в ходе решения следующих задач: проанализирована научно-исследовательская литература, посвященная специфике деятельности школьных музеев плане построения экспозиции; исследованы особенности построения выставки, посвященной определенному городскому району; разработан макет выставки, на основе музея Гимназии №80 г. Барнаула; обобщен опыт деятельности музея Железнодорожного района в плане его использования другими школьными музеями.

Так как в основе концепции музея лежит понимание обучения как процесса исследований, открытий на основе личного опыта и через продуктивную деятельность, то в итоге музейного занятия ребята не только приобретают новую информацию, но и ''пропускают'' эту информацию через собственные руки и поэтому ощущают ее как результат своих личных открытий. Этому способствует такая организация работы музея, которая включает детей в активное общение с экспонатами.

Участие в экскурсионных программах помогает реконструировать историческую реальность, пережить ситуацию ''погружения в прошлое'', развивает творческие способности ребят, дает материал для обновления экспозиции музея.

Осваивая навыки экскурсоводческой работы, члены Совета Музея получают возможность развития коммуникативных навыков. Они успешнее проходят социализацию, ведь после экскурсии, проведенной для учеников своей школы, повышается социальный статус ребенка.

Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволили ребятам успе

Список литературы

1. О деятельности музеев образовательных учреждений: письмо М-ва образования РФ от 12.03.03 N 28-51-181/16. / /Вестник образования России.-2003.-N 11. - С. 32-37

2. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): прил. к письму М-ва образования РФ от 12.03.03 N 28-51-181/ 16. //ОвД.-2003.-N 15. - С. 46-49.

3. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

4. Арзамасцев В. "Задумываясь над тайнами своего ремесла" // Мир музея. - 2000. - № 6. - С. 30 - 36: ил.

5. Адамс М. Роль музея в распространении знаний. – //Museum. – 1984. – № 141. – С.15.

6. Белявский М.Т. Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.). М., 1978.

7. Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры. – //Декоративное искусство. – 1976. – № 9. – С.7

8. Бобровская, Н. Есть в школе музей краеведения/Н. Бобровская. //Учитель.-2006.-N 6. - С. 75-76.

9. Богуславский СР., Школьный литературный музей - клуб, М., 1989.

10. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.

11. Горбунов, В. Школьный музей и воспитание патриотизма/В. Горбунов. //Воспитание школьников.-2007.-N 5. - С. 17- 21

12. Дивова, Н. Искусство экспозиции / Н. Дивова, Е. Зайцева // Русская Галерея. - 2000. - № 1 - 2. - С. 44 - 45.

13. Живицкая, А. И. Школьный музей как региональный компонент образования/А. И. Живицкая. //Дополнительное образование и воспитание.-2006.-N 8. - С. 44-46.

14. Изучаем свой край. Составитель В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. Киров, 1979;

15. Крючков А. Школьный музей: становление и функционирование./А. Крючков //Директор школы.-2004.-N 5. - С. 50-55 .

16. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт СМ. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Санкт - Петербург, 2002.

17. Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.

18. Музеи провинции: проблемы и перспективы: Сборник материалов региональной научно-практической конференции [Чита, 17-18 апр. 2000 г.] / Читинский обл. краевед. музей им. А.К. Кузнецова; Редкол.: Константинова Н.Н., Васильев С.Г. - Чита: Поиск, 2001. - 111 с. - Библиогр.: в конце ст.

19. Музей в школе: практикум. -М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре». 2006. -120 с.

20 Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.

21. Огризко З.А., Элькин Г.Ю. Школьные музеи. М., 1972.

22. Практические рекомендации по организации работы с документами в школьных музеях. //Воспитание школьников.-2001.-N 10.

23. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

24. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.

25. Сенюкова Н.Л. Выставка "По Большому Сибирскому тракту" как вариант экспозиционного решения тематического раздела стационарной краеведческой экспозиции ТОКМ // Труды / Том. обл. краевед. музей; Отв. ред. Боженко Л.И. - Томск: Изд-во Том. ун-та. - 2002. - Т. 12. - С. 5 - 9.

26. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

27. Соколова Е. А. Использование материалов школьных музеев на уроках истории./Е. А. Соколова //Образование в современной школе .-2005.-N 4. - С. 12-13.

28. Тарханова, Т. А. Музей в образовательном учреждении: организация музея/Т. А. Тарханова. //Справочник руководителя образовательного учреждения.-2007.-N 3. - С. 50-59.

29. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.

30. Школьные музеи. Из опыта работы, под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина, М., 1977.

31. Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987.

32. Школьные музеи города Барнаула//h**t://school-museums.narod.r*/2-80.htm

Примечания

Работа была сдана на оценку "отлично"

Покупка готовой работы
Тема: «Музейное дело»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 39
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика