Курсовая работа

«Психологические основы речевой комуникации»

  • 19 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОТКАЗ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 4

2. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ, ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИ ОТКАЗЕ 7

3. МАНИПУЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Введение

Современный мир – мир постоянной неизбежной конкуренции в условиях жёсткой ограниченности материальных ресурсов. Человек в таком мире вынужден каждый день попадать в некомфортные ситуации, связанные с отстаиванием своих интересов: с отказами и с принятием отказов от других людей.

Человек сталкивается с ситуацией отказа при отклонении просьб личностного или делового характера. Любая такая ситуация несёт в себе источник стресса и дополнительных переживаний. Кроме того, просьба или требование может носить манипулятивный характер, что является вдвойне опасным, так как манипуляцию не всегда можно воспринять на сознательном уровне и предпринять действия по нейтрализации негативного влияния.

В связи с этим целесообразно рассмотреть те психологические приёмы, которые следует применять в ситуации отказа, а также техники психологического самосовершенствования, которые сделают данную ситуацию более комф

Фрагмент работы

2. Тактические приёмы, эффективные при отказе

В современной практической психологии есть отдельная область знаний — конфликтология, занимающаяся спорными моментами во взаимоотношениях между людьми. Специалисты этой области много лет назад разработали достаточно простые правила, следуя которым можно сделать ситуацию отказа менее стрессовой для обеих сторон:

1. Отказывая, необходимо демонстрировать уважение к собеседнику через дружескую улыбку, прямой взгляд, энергичное рукопожатие. Даже если нет возможности ответить положительно на просьбу, оппонент всё равно заслуживает признания.

Кроме того, если на данном этапе компромисс не был найден, вполне вероятно, что с течением времени ситуация может решиться позитивно.

2.Совершая отказ, необходимо просчитывать все последствия. Так, одно крупное столичное издательство несколько лет назад высокомерно забраковало пробы пера некоего начинающего писателя. Отвергнутое произведение вскоре выпустило в свет на тот момент гораздо менее процветающее издательство, и впоследствии получило колоссальные прибыли на миллионных тиражах книг писателя и съемках по ним кинофильмов.

3. Необходимо сформулировать вескую причину своего отказа. Часто этого бывает достаточно, чтобы полностью сгладить у собеседника неприятное чувство.

4. Если отказ является тяжелым психологическим испытанием для отказывающего и нет достаточной уверенности, то предварительная подготовка к переговорам является необходимым условием. Часто бывает так, что перед переговорами, на которых вам предстоит заявить твердое «нет», остается некоторый запас времени. В такой ситуации необходимо представить свое идеальное будущее поведение, проиграв все возможные сценарии развития событий. Это очень эффективное средство, так как человеческий организм реагирует на внушение вполне реальным выбросом адреналина и повышением артериального давления. Таким образом, можно значительно уменьшить чувства страха и неуверенности, а также после многократного прокручивания воображаемой картинки уже не так сложно словесно сформулировать решение, обладая полной убеждённостью в правоте.

5.Совершая отказ, нельзя обманывать. Необходимо донести до оппонента свою позицию. Однако это не всегда технически возможно и целесообразно. Например, если менеджеру приходится много раз в день говорить «нет», то он просто физически не может объяснять каждому, почему он совершает отказ. Однако уважение к оппоненту должен присутствовать в каждом отказе.

6.В случае неизбежности отказа нельзя с ним медлить. Оппонент может заранее понять по мимике и манере общения, что обречен на неудачу, и нерешительность отказывающей стороны истолкует как проявление слабости характера.

Другая классификация тактик в стратегии отказа :

1. Прямолинейное «нет»

В ситуации, когда нет возможности прямолинейно сказать истинную причину отказа, зачастую приводится ложная причина. Однако неискренность хуже, чем прямолинейное «нет».

2. Рефлексивное «нет»

Рекомендуется внимательно выслушать оппонента, показывая, что суть проблемы или просьбы ясна, возможно, выказать свое сочувствие, но ответить отказом. Если сострадание искренне, то причину отказа называть незачем. Такой отказ особенно эффективен в общении с людьми, которым не так важна собственно сама помощь, сколько поддержка и сочувствие. Также этот прием эффективен в тех случаях, когда кто-то пытается сыграть на чувствах, вызвать жалость, то есть манипулировать оппонентом.

3. Обоснованное «нет»

В некоторых случаях имеется серьезная причина для отказа и есть готовность озвучить её собеседнику, тем самым обосновав свои действия. Собственно, это является самой распространённой формулировкой отказа. Самый рациональный речевой оборот при таком отказе звучит следующим образом: «Я не могу это сделать, потому что…». Чем более лаконичен ответ в описании причины отказа – тем он звучит убедительнее. Такое «нет» особенно хорошо для старших по возрасту или по служебной лестнице, однако не для руководителя высшего звена.

4. Отсроченное «нет»

Этот способ помогает отказывающему «выиграть время», обдумать возможность выполнения просьбы, с кем-то посоветоваться. Таким способом можно оградить себя от принятия поспешных решений и от дальнейших уговоров о выполнении просьбы. Этот способ подходит для общения с настойчивыми, напористыми людьми, с теми, кто не терпит возражений. У отказывающего всегда остается простор для фантазии: как потом передать оппоненту свой отказ, чтобы он не настаивал – например, в присутствии большого количества людей или по электронной почте.

5. Компромиссное «нет»

Заключение

Ситуация отказа – весьма болезненная ситуация для человека, получающего отказ. Не менее проблемной и неприятной она является и для отказывающего. Нежелание дать отказ может быть обусловлено многими причинами: боязнь прослыть неотзывчивым, страх обидеть человека, потерять его доверие и т.п. Страх отказа может быть настолько сильным, что некоторые люди предпочитают вообще не отказывать, чтобы не навлекать все эти неприятности в свою жизнь. Они становятся практически безотказными, поскольку не могут сделать другому человеку больно. Однако это – нерациональный выход из ситуации.

В работе рассмотрен ряд психологических приёмов, делающих ситуацию отказа более комфортной как для отказывающего, так и для просителя. Кроме того, приведены психологические методики самосовершенствования, позволяющие воспринимать ситуацию отказа правильно.

При манипуляции стоит применять несколько другие, более категоричные и жёсткие методики отказа, так как манипуляция – нечестный приём, при котором манипулятор играет с чувствами людей, добиваясь нужного ему результата.

В целом, они сводятся к следующему:

 Начать задавать вопросы, чтобы выиграть время, совладать с собой, настроиться на организацию обороны.

 Выяснить, каким видом силы (преимуществом, рычагом давления) пользуется партнер.

 Найти такой вид силы, в котором вы сильнее, и начать ее применять.

 Уловить момент, когда баланс сил выравнялся: нет того, кто сильнее.

 Перейти к сотрудничеству: начать вместе решать проблемы, договариваться о том, что делать дальше.

В целом же все авторы-психологи, которые рассматривают ситуацию отказа, в итоге рекомендуют сформировать определённое отношение к ситуации отказа: Никто не обязан всегда быть хорошим. Мы только можем это выб

Список литературы

1. Бендер П.У., Трач Р.А. Секреты эффективной межличностной коммуникации. – М.: Поппури, 2006. – 368 с.

2. Иванова С.В. Продажи на 100%: Эффективные техники продвижения товаров и услуг / С.В. Иванова. – 4-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 274 с.

3. Коммуникации в бизнесе. Учебник для вузов. – М.: Феникс, 2007. – 320 с.

4. Макаров Б.Ф., Непогода А.В. Деловой этикет и общение. Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2006. – 240 с.

5. Мирошниченко А. Бизнес-коммуникации. Мастрество делового общения. – М.: Книжный мир, 2008. – 384 с.

6. Психология и этика делового общения. Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2007. – 415 с.

7. Самохвалова А.Г. Деловое общение: путь к успеху. Учебное пособие. – Кострома: КГУ, 2007. – 332 с.

8. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Социальные отношения, Перспектива, 2005. – 248 с.

Примечания

Работа сдана на отлично

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические основы речевой комуникации»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 19
Цена: 210 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика