Дипломная работа

«Поэтика утопий с.д.кржижановского»

  • 78 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.Теория литературной утопии 9

История развития литературной утопии 9

1.2. Развитие утопии русской литературе начала ХХ века. 23

Глава 2. Поэтика утопий С.Кржижановского. 35

2.1. Негативная утопия в сборнике рассказов С.Кржижановского «Сказки для вундеркиндов». 35

2.2. «Социокультурная» утопия в рассказах и повестях С. Кржижановского «Клуб убийц букв», «Боковая ветка», «Воспоминание о будущем». 51

ГЛАВА 3. "ВОЗВРАЩАЮЩИЕСЯ" ИМЕНА (КОНСПЕКТ УРОКА ПО НОВЕЛЛЕ С.Д. КРЖИЖАНОВСКОГО "ЕДИНОГЛАСНО") 66

Список литературы 75

Введение

Сигизмунд Кржижановский принадлежит к числу тех писателей ХХ века, которые были возвращены широкому читателю в середине 1980-х. В печати появились четыре сборника художественных произведений писателя, брошюра его избранных статей о литературе, а также достаточно большая часть архива автора. Таким образом, читатель получил возможность погрузиться в странный, фантастичный мир его повестей и рассказов, познакомиться с множеством интересных статей, посвященных художественному тексту, творчеству таких разных авторов как Шекспир, Бернард Шоу, Островский, Чехов. Кроме того, С. Кржижановский - автор пьес, киносценариев, эссе. Подобное многообразие словесного творчества С. Кржижановского, в которых работал писатель, диктует необходимость рассматривать его произведения с точки зрения жанровых и поэтических особенностей, позволяет исследователю путем сужения круга исследуемых явлений выявить отдельные аспекты его творчества, представляющих тот или иной интерес.

Всю литературу, посвященную творчеству писателя, можно разделить на три группы:

• Очерки жизни и творчества С. Кржижановского , вышедшие в составе сборников произведений писателя;

• Рецензии-отклики на выход в свет книг новелл и повестей С.Кржижановского; статьи в периодических изданиях (объем которых, составляет в среднем всего три-пять страниц;

• Относительно небольшое количество собственно исследований художественных текстов этого автора, в частности, написано несколько кандидатских диссертаций по творчеству С.Д. Кржижановского - Н.Ю. Буровцевой , И.Б. Делекторской , Е.И. Воробьевой , Е.В. Моисеевой и JI.B. Подиной и др.

Тема нашей работы – поэтика утопий Сигизмунда Доминиковича Кржижановского (1887 - 1950), являющаяся, на наш взгляд, не только одним из наиболее важных, но и одним из наименее изученных пластов в творчестве писателя. Она будет раскрыта на материале художественно-прозаических произведений писателя. Мы выбрали для анализа лишь те произведения, в которых нашли яркое отражение утопические взгляды писателя.

В «Большой советской энциклопедии» утопия определяется следующим образом:

Утопия (от греч. u - нет и topos - место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu - благо и topos - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Томаса Мора (16 в.) .

В других словарях дано следующее определение: утопия - 1. ж. 1) Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. 2) Литературное произведение, рисующее такой идеальный общественный строй. 2. ж. Неосуществимая мечта; фантазия .

И, наконец, утопия определяется как (от греч. u - не, нет, и topos - место). 1) сказочная страна, описанная Томасом Муром, с идеальным образом правления, в которой люди блаженствуют; небывалая, фантастическая страна. 2) все несбыточное, мечтательное, грезы о счастье . В настоящее время понятие «утопия» имеет два смысла: «место, которого нет» (utopos) и «благое место» (eutopos). По давней традиции, вольно или невольно, оба смысла соединились, как бы то ни было, имеется в виду некое существующее место.

Утопические построения социального, философского и литературного характера сопутствуют всей истории мышления, передаваясь из поколения в поколения и становясь частью фольклора, национальной традиции. «Событие в сюжете по существу одно: перед читателем каким-то образом открываются врата земного рая» . Страна Кокейн в средневековых английских легендах и Кокань из французских фаблио, библейский Эдем и древнерусский град Китеж, Беловодье и Атлантида - мифы-утопии, рождаемые потребностями человеческой психики в надежде на лучшую жизнь. Одним из первых, кто воплотил мечты о другом, более совершенном мире в художественной форме, был, как считается, древнегреческий поэт Гесиод (8-7 века до нашей эры.), который создал впечатляюще-прекрасные картины «золотого века» на страницах своего произведения «Труды и дни». Черты утопизма можно обнаружить в сочинениях Августина («О граде божием»), Овидия и Лукиана. Элементами утопии изобилуют тексты Ветхого и Нового завета, труды итальянского мыслителя XII века Иоахима Флорского, в частности его «Комментарий к Апокалипсису». Во все времена утопия раздвигает границы узнанного, позволяет заглянуть в непознанное, предвосхитить невозможное сегодня, но вероятное в грядущем.

Большое количество рассказов и новелл Сигизмунда Доминиковича Кржижановского построены в утопическом стиле.

Рассказы и новеллы писателя еще только входит в фон литературоведческого анализа.

Впервые биографические данные писателя были исследованы в трудах В. Перемультера, в предисловии к книге новелл и повестей С.Д. Кржижановского «Воспоминания о будущем»(1989) . Также в этой работе он исследует творчество автора и интепритирует несколько произведений. Благодаря усердиям В. Перемультера с 2001-го года началось издание пятитомного собрания сочинений автора. В настоящее время открыты два основных центра исследования творческого наследия писателя. Это электронный журнал «Toronto Slavic Quarterly», где в течение 2007-го года проводился ежеквартальный семинар «Sigizmund Krzhyzhanovskii and His Contemporaries» («Сигизмунд Кржижановский и его современники»), который посвящен проблемам творчества Кржижановского (руководитель В.Г. Перельмутер), и университет Даугавпилса. На кафедре русской литературы и культуры под руководством профессора Ф.П. Федорова, директора Института компаративистики, с 2001-го года проводятся семинары по изучению прозы писателя.

Предметом выпускной квалификационной работы являются утопические произведения Сигизмунда Кржижановского, которые пронизывают, с нашей точки зрения, большинство произведений писателя.

Актуальность темы исследования. С. Кржижановский (1887-1950) - один из интереснейших писателей первой половины XX века, несправедливо забытый после смерти и в наши дни мало известный широкому кругу читателей. Его новеллы и повести близки произведениям А. Платонова, А. Грина, М. Булгакова А. Белого - авторов, которые достаточно глубоко на сегодняшний день изученных. Философия культуры Кржижановского берет начало от философских построений русских символистов. Данное исследование является особенно актуальным в свете современных тенденций в отечественном литературоведении, когда исключительное внимание уделяется изучению истории русской литературы первой половины XX века. Поэтика утопий Кржижановского имеет бесспорное право занять подобающее ей место в истории литературной утопии начала XX -го столетия.

Научная новизна исследования состоит в характеристике структурных особенностей утопических произведений С. Кржижановского.

В своей работе мы ставим следующие цели и задачи:

- исследовать поэтику утопических мотивов в произведениях Сигизмунда Кржижановского;

- объяснить природу возникновения, особенности становления и пути развития жанра утопии;

- провести целостный анализ данных произведений;

- показать своеобразие утопического мышления и формы его выражения.

Достижение цели и решение поставленных задач в дипломной работе основано на материале следующих произведений писателя: новелле «Боковая ветка», повести «Клуб убийц букв», «Воспоминания о будущем», сборнике рассказов «Сказки для вундеркиндов» и др.

Решение поставленных задач осуществляется через исследование ряда особенностей поэтики писателя - специфики композиции отдельных произведений; приемов организации повествования; индивидуальных авторских приемов создания художественного образа.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения материалов в вузовском образовательном процессе: в лекционных курсах по истории русской литературы первой трети XX века, при разработке общих и специальных курсов по истории и теории литературы для филологических факультетов, при подготовке студентами курсовых и дипломных работ.

Структура исследования обусловлена поставленной целью и решаемыми в ходе исследования задачами - работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Фрагмент работы

Глава 1.Теория литературной утопии

История развития литературной утопии

Слово «утопия» в переводе с греческого означает «место, которого нет». Терминологическое наполнение и расширение это слово приобрело после выхода в свет известного романа Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», (1516). С тех пор термин «утопия» прочно вошел в обиход. Он включает в себя несколько понятий. Во-первых, утопия - это вид социального мышления, направленного на конструирование и изображение статичного социального идеала. Во-вторых, вследствие осознания тщетности подобных попыток формируется еще одно терминологическое значение, метафорическое, которое становится синонимом всего необоснованного, невозможного во многих сферах - социальной, научной, технической, повседневной. Наконец, «утопия» - это и литературный жанр, который вобрал в себя все художественные попытки осмысления несовершенства социума, созданного человеком для человека, и демонстрации образцов другого общества, смоделированного в другом месте, в другое историческое или, чаще всего, во внеисторическое время, средствами художественного слова.

Утопические построения социального, философского и литературного характера сопутствуют всей истории мышления, передаваясь из поколения в поколения и становясь частью фольклора, национальной традиции. Событие в сюжете по существу одно: перед читателем каким-то образом открываются врата земного рая. Страна Кокейн в средневековых английских легендах и Кокань из французских фаблио, библейский Эдем и древнерусский град Китеж, Беловодье и Атлантида - мифы-утопии, рождаемые потребностями человеческой психики в надежде на лучшую жизнь. Одним из первых, кто воплотил мечты о другом, более совершенном мире в художественной форме, был, как считается, древнегреческий поэт Гесиод (8-7 века до нашей эры.), который создал впечатляюще-прекрасные картины «золотого века» на страницах своего произведения «Труды и дни». Черты утопизма можно обнаружить в сочинениях Августина («О граде божием»), Овидия и Лукиана. Элементами утопии изобилуют тексты Ветхого и Нового завета, труды итальянского мыслителя XII века Иоахима Флорского, в частности его «Комментарий к Апокалипсису». Во все времена утопия раздвигает границы узнанного, позволяет заглянуть в непознанное, предвосхитить невозможное сегодня, но вероятное в грядущем. Утопия, по мысли Ламартина, это «преждевременная истина», «трансцендентная по отношению к действительности ориентация, которая, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей» .

Не ставя перед собой задачу подробного и тщательного анализа и описания эволюции жанра, отметим, что классическим образцом ранней философской утопии, как известно, является трактат «Государство» Платона, созданный в 360 году до н.э. В нем автор, сопоставляя разные типы смоделированных им образцов государственного устройства, предлагает, как ему кажется, модель социума, наиболее подходящую для человека, его духовного и физического совершенствования. Воображение Платона, «уязвленное хаосом и беспутством окружающей жизни и жаждущее гармонии и порядка, нарисовало себе . живую машину, в которой каждый винтик чувствовал себя частью Высшего Порядка. Он увидел мир, отделенный стеной от хаоса, соразмерный и подконтрольный высшим силам. Так возник платоновский город - архетип утопии на все времена». Добавим, что философское сочинение Платона во многом обусловило жанрообразующие типологические принципы литературной утопии. Это незыблемость идеала, статичность хронотопа (при замещении категории времени категорией пространства), типажность образов, риторичность изображаемого, которую не «оживляет» форма диалога, происходящего, как правило, между автором и тем, кто познает новые миры и реальности. Заметим, что утопия, в большинстве своем, пренебрегает личностным фактором. К тому же, любое неутопическое устройство общества утописты мыслят как хаос, который нужно гармонизировать путем коренной ломки всех структур.

Предпосылки, принятые утопистами, являются каноничными для определения специфики жанра. Отмечая многообразие жанровых образцов, что объясняется как национальным своеобразием, так и историческим моментом, известный польский социолог Ежи Шацкий классифицировал их следующим образом:

1) человек по природе добр, то есть причина его недостатков - неблагоприятные условия жизни;

2) человек пластичен и легко меняется в изменившихся реалиях;

3) не существует неустранимого противоречия между благом социума и благом индивида;

4) человек - существо разумное и способное становиться все более разумным, поэтому возможно устранить абсурд социального устройства, общественной жизни и установить рациональный порядок;

5) в будущем имеются ограниченные возможности, поддающиеся всестороннему предвидению;

6) в настоящей жизни нужно стремиться обеспечить человеку счастье на земле;

7) люди не могут пресытиться счастьем;

8) возможно найти справедливых правителей или научить людей, избранных правителями, быть справедливыми;

9) утопия не угрожает свободе индивидуума, поскольку именно в ее рамках реализуется истинная свобода.

Именно в таком ракурсе построено подавляющее количество произведений утопического характера, начиная с сочинения Томаса Мора, которое и считается родоначальником нового литературного жанра. Художественные достоинства таких сочинений, как правило, спорные, поскольку весь сюжет не более чем иллюстрация достаточно иллюзорной идеи или совокупности идей, демонстрация которых происходит, пусть и в привлекательном для читателя ракурсе, но весьма прямолинейно и декларативно. Так, сюжет «Утопии» Томаса Мора сводится к тому, что некто Рафаэль Гитлодей, вернувшись из плавания в страну «за горами, за долами», рассказывает автору о модели государственного устройства, идеального с точки зрения «Говоруна» (так переводится на русский язык «Гитлодей»). Характерной чертой этого нового общества является отсутствие любой частной собственности, что и приводит к процветанию государства. Подобными идеями были пронизаны английские политические баллады, проповеди и сочинения средневекового мыслителя Томаса Мюнцера, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (посвятившего, кстати, свой философский трактат Томасу Мору). На основе мечтаний о реализации социального и нравственного идеала сконструирована Телемская обитель» (Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»), а телемиты разумны, добродетельны и счастливы. Чрезвычайную популярность благодаря своей социальной утопии «Город Солнца, или Идеальная Республика», приобрел Томмазо Кампанелла, итальянский мыслитель и философ, который не ограничивается только требованиями отмены частной собственности, но, как раньше Ф.Рабле, говорит и о необходимости улучшения отношений между людьми путем искоренения таких пороков, как зло, зависть, эгоизм. Солярии, обитатели искусно сконструированного города Солнца (по имени его правителя), почти идеальны, главное для них - труд. Но они начисто лишены каких бы то ни было чувств, эмоций, привязанностей и индивидуальных черт характера. Весьма авторитетным в свое время и на много лет позднее стало сочинение Ф. Бэкона «Новая Атлантида», в центре которого постулат о безусловной ценности знания. Многие гипотетические построения, созданные Бэконом, легли в основу научных открытий и научно-фантастических проектов.

Представляется важным отметить, что утопия, с древнейших ее образцов, была союзницей цивилизации, а иногда и подталкивала цивилизационное развитие, определяла пути социального мышления, что находит отражение как в философских, так и в собственно литературных сочинениях. Каждая историческая эпоха, как известно, рождает свои утопии. В период Возрождения и во времена великих географических открытий утопии имели, как уже отмечено, характер описания путешествий в идеальные государства. Появлением большого количества утопий отмечена эпоха Просвещения, 17-18 века, что вполне естественно для общей атмосферы уверенности в силах и способностях человеческого разума и в возможность улучшения природы человека путем расширения им границ познания мира и самого себя. Именно в это время появляются такие сочинения, вошедшие в «золотой фонд» утопий, как «Христианополис» И.Андре (1619), «Океания» Дж. Паррингтона (1656), «Иной свет, или Государства и империи Луны» Сирано де Бержерака, «Закон свободы» Дж. Уинстенли (1652), «История севарамбов» Д. Вераса (1700), философские повести Вольтера «Микромегас» (1752) и «Кандид, или Оптимизм» (1758) «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» Морелли (1755), «Южное открытие» Р.де Ла Бретонна (1781) и многие другие. Более поздние утопии, созданные в 19-20 веках, несут на себе отпечаток социальной борьбы и, не являясь при этом собственно социальными трактатами, становятся, по замечанию О.А. Павловой, «превращенными формами социального идеала» , заметим, с ярко выраженной критикой существующего социума, что и определяет наполнение нового социального пространства, конструируемого автором. Такие сочинения уже не ограничиваются констатирующим описанием «прекрасного далёка», а предлагают свои модели изменения эволюционного исторического процесса с помощью внедрения несуществующих, зачастую фантастических проектов и инструментов. Таковы произведения Э. Беллами («Будущий век. Через 100 лет»), У. Морриса («Вести ниоткуда»), роман Э. Бульвер-Литтона «Грядущая раса», «Уолден» Г.Торо, «Путешествие в Икарию» ЭтьенаКабе, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского и др. «Беллетристика, став излюбленной формой выражения социальной мысли, обрисовывала государство будущего — новый социальный строй — в определенной и законченной картине», добавим, вне исторических категорий.

На рубеже Х1Х-ХХ столетий внутри самого жанра возникает достаточно четкое деление на научно- фантастическую и социокультурную утопию, что объясняется развитием науки и техники, изменением взгляда на человека и его природу в результате достижений естественнонаучных дисциплин и поступательного развития социальной мысли. Появляются и новые определения жанра, осмысливающие данность, проверяются границы. Так, В.В. Святловский, известный в свое время русский ученый, историк и литературовед, в аннотированном «Каталоге утопий» (1923), который, отметим, вобрал в себя уже две тысячи наименований, указывает, что жанр может включать в себя только произведения, имеющие преимущественно экономическое, социально-философское или социально-политическое содержание. Таким образом, вне границ утопии остаются фантазии научно-технического толка, описания несуществующих стран, их ландшафтов и животного мира, а также утопии явно сказочного или сатирического характера, равно как и утопии-фантазии из звериного эпоса . Представляется, что перспективы развития социально-культурной разновидности жанра наметил и Герберт Уэллс в своем беллетризованном трактате «Современная утопия» (1905): «.утопии, рассматривающие будущее лишь с точки зрения научного прогресса, при всем интересе, который они представляют для читателя, не могут иметь серьезного значения: быть может, завтра же будет сделано открытие, которое перевернет все наши понятия о законах природы, которые производили открытия гениев прошлого. Несравненно интереснее и важнее те утопии, которые рассматривают будущее с точки зрения отношений между людьми. В конце концов, будущее интересует нас лишь постольку, поскольку в нем будет принимать участие человек. . Цель всякой утопии вообще, а утопии социальной - в частности, заключается в том, чтобы показать, куда может прийти человек, если он пойдет по тому или иному направлению. Но пойдет ли человек по направлению, которое ему указывает утопия, предугадать невозможно» . Таким образом, Герберт Уэллс подчеркивает важность так называемого человеческого фактора для развития утопии, которая не ограничивается уже описанием слепка с виртуальной модели идеального социума, но охватывает всю жизненную среду человека - начиная с его внешнего вида, внутреннего мира до макрокосмоса, в котором человек обитает.

Приведем определение социокультурной утопии, предложенное Д.В. Бугровым, показавшееся нам наиболее полным и уместным в данном контексте, так как именно эта разновидность утопии с большим на то основанием может считаться прародительницей жанра антиутопии: «социокультурная утопия – это произведение, имеющее литературный сюжет и отражающее искреннее представление автора об идеальном обществе. Именно сюжетность, авторство и искренность отделяют понимаемую таким образом социокультурную утопию от народных преданий о «некотором царстве» и мечтаний о «золотом веке» — с одной стороны, сатирической литературы – с другой, футурологических проектов – с третьей. С четвертой стороны, социальная утопия граничит с научной фантастикой, но таковой все-таки не является, ибо, в отличие от последней, утопия возникла задолго до тех времен, когда прогресс науки и техники стал в значительной мере определять общественное сознание. Литературная ценность социокультурных утопий проблематична» . Одно из наиболее емких и объемных определений жанра утопии принадлежит американскому исследователю Л.Сардженту, который, в 1979 году, подводя своеобразные итоги развития жанра, соединил обязательное и отбросил лишнее, как бы дополняя и развивая приведенные выше характеристики. Так, он считает, что «утопия - это подробное и последовательное описание изображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного как на уровне институтов, так и человеческих отношений, - совершеннее, чем то общество,в котором живет автор» . Очевидно, что построения научно-фантастического характера вынесены им за рамки того жанра, который он считает утопическим.

Рубеж ХIХ-ХХ столетий характеризуется победоносным наступлением и утверждением панутопизма, «который, в конечном счете, приводит к попытке воплощения утопий в жизнь» , что во многих отношениях способствует зарождению и развитию антиутопического мировоззрения и его воплощения в литературе. Общепризнано, что литературная антиутопия оформляется как жанр и приобретает свои специфические характеристики лишь в ХХ веке. Однако становление жанра происходит постепенно, параллельно с поступательным движением цивилизации. Активный процесс накопления антиутопических мировоззренческих позиций характерен для конца Х1Х столетия. «Близоруко было бы не видеть, - писал Н. Бердяев, - что в жизни человечества произошла перемена, после которой в десятилетие происходят такие же изменения, какие раньше происходили в столетия» . В значительной степени радикальные изменения материального плана объясняются ускоренным развитием науки и техники. В этой связи упомянем несколько открытий и достижений, которые, бесспорно, оказали влияние на мировоззрение человечества. Так, учение Дарвина изменило взгляд на природу человека и его место в макрокосмосе; Грегор Мендель уже обнародовал результаты изучения наследования основных родовых и видовых признаков; Зигмунд Фрейд проанализировал психику человека как переплетение сознательного и бессознательного; открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов подтолкнуло пересмотр представлений о материи. Внедрение радио, телефона и телеграфа во много крат ускорили привычный ранее темп существования; изобретение новых средств передвижения позволило проникнуть в такие места на планете, которые раньше были доступны лишь человеческой фантазии. Все меньше и меньше неизведанного и непознанного остается для разума человека, да и непонятное и недоступное сегодня вполне могло стать обыденным завтра, что с успехом продемонстрировал Жюль Верн и его книги, которые к концу века уже стали путеводителями по стране неизвестного. Неведомые миры, построенные в иной системе координат, вне времени и не на каком-то далеком острове Утопия или в несуществующей стране, а в знакомых, но других, обогащенных достижениями человеческого разума местах, становятся в литературных произведениях обыденным явлением.

Мощный прорыв в области науки и техники вооружает человека новым инструментарием для осмысления процессов бытия и своего места в мире, меняет ракурс зрения на происходящее и природу человека. Вместе с тем, ускоряет формирование настороженно-скептического отношения к достижениям научно-технического прогресса. Они не всегда воспринимаются как неизбежный катализатор улучшения общественных отношений, ведущих к появлению человека нового типа - более совершенного как духовно, так и физически. Приходит понимание того, что техника и технический прогресс - надсоциальная и надчеловеческая данность, имеющая свою внутреннюю логику и свои законы развития. Техника становится автономной, так как способна к саморазвитию, безграничному совершенствованию собственных параметров. Стремительное её развитие, несмотря на кажущийся прогрессивный характер происходящего, нарушает равновесие материальных и духовных сил. На смену упоению техническими достижениями приходит понимание того, что технологический и научный прогресс не означают прогресса духовного, социального и культурного. Научно- технический разум заполоняет новую «техническую цивилизацию», которая грозит полной дегуманизацией мира. Угроза технократического мышления все чаще омрачает ожидания от нового столетия.

Заметим, что «технократизм» понимается нами как способ мышления, автоматически перенесенный в мир живой природы из мира техники. Механические принципы, изначально заложенные в условия функционирования и поступательного развития техники, в технократическом пространстве определяют способ поведения человека и его мышление. Отсюда односторонность, жесткость и жестокость, однозначность и одномерность, то есть, мировоззренческая концептуальная заданность и регламентация. При этом средство рассматривается в качестве цели и наоборот.

М. Хайдеггер несколько позднее определит такое мышление как «вычисляющее», противопоставляя ему «осмысляющее». «Вычисляющее мышление», по его мнению, ограниченно, поскольку оно предельно конкретно и прагматично. Его алгоритм считается лишь с определенными запланированными результатами во всех областях знаний и их практиках, включая и сферу гуманитарных наук . В такой системе координат человек становится одномерным и предсказуемым. «Человек делается орудием производства продуктов. Вещь становится выше человека», - замечает Н.Бердяев . Технократизм уничтожает перспективы, сужает горизонты, превращает человека в живой механизм с заранее заданной программой. Такой одномерный человек, по мнению русских и западных философов, становится неизбежным побочным продуктом цивилизации (отметим, что в данном контексте термин «цивилизация» применяется нами синонимично понятию «научно- технический прогресс»). Человек, по определению О. Шпенглера, становится «человеком-хищником» («Raubtier»). При этом техника подавляет волю и разум человека, бывшего ранее завоевателем и творцом. Н. Бердяев, анализируя несовпадение темпов технократической цивилизации (то есть, прогресса) и культуры (в данном случае, духовной оболочки социума), выделяет четыре знаковых момента новой духовности, которые, по его мнению, означают победу цивилизации над культурой и постепенную некрофилию культуры:

1) уничтожение творчества как такового, что требует устранения искусства и философии, замену их искусством инженерного плана;

2) переход к новому типу этики - от миссии хранения и продолжения творения к сугубо прагматическому использованию их в своих целях;

3) господство «философии обладания» над «философией бытия» (отметим, что эту черту как главную для новой цивилизации выделял и Э. Фром

4) утрата возможности созерцания Бога, истины, красоты, то есть, потеря вечных ценностей.

Заключение

Школьникам, для анализа и изучения, рекомендуем новеллу «Единогласно» из цикла «Мал мала меньше», созданного в 1930-е – первой половине 1940-х годов, которая может стать частью факультативного курса, посвященного изучению малоизвестных широкому читателю произведений русской литературы. Эту новеллу можно анализировать как одно из лучших, написанных в последние годы творчества писателя, как произведение-предостережение, пророчество.

Для интерпретации текста, учащимся стоить вспомнить об особенностях и жанровом своеобразии новеллы. И.Ф. Волков в работе «Теория литературы» (М., 1995, С.136) отмечает: «От обычного рассказа она (новелла) отличается тем, что сущность характера или ситуации раскрывается здесь не через ее внешнее проявление, а внезапно, неожиданно, в виде резкого противопоставления сущности явлению, истинного содержания характера персонажа его обыденному состоянию и поведению»

"Возвращающиеся" имена (Анализ новеллы С.Д. Кржижановского «Единогласно»)

Цели факультативного курса:

1. Образовательные:

1) углубление, обобщение и систематизация знаний по жизни и творчеству С.Д. Кржижановского;

2) формирование у учащихся читательских, теоретико-литературных компетенций и навыков комплексного анализа поэтического произведения.

2. Развивающие:

1) содействовать формированию и развитию умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;

2) формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

3) Развивать умение анализировать художественное произведение;

4) развитие мышления и познавательных процессов (памяти, воображения, внимания и т.д.);

5) развитие творческих способностей.

3. Воспитательные:

1) раскрыть гуманистический характер творчества С.Д. Кржижановского, что проявляется в интересе к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, к его судьбе;

2) воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения и постижения художественной литературы;

3) воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности.

Оборудование:

1. Портреты С.Кржижановского.

2. Текст;

3. Иллюстрации.

Опережающее домашнее задание:

Сделать доклад о биографии писателя С.Д. Кржижановского (портрет и хронология творческого пути писателя выводится на экран).

Литература:

1. Перельмутер В. Г. Комментарии // Кржижановский С. Д. Чужая тема. Собрание сочинений. Т. 1. - СПб., 2001. С. 634.

2. Кржижановский С. Возвращение Мюнхгаузена / Сост., подгот. текста, вступ. ст. В. Перельмутера. – Л.: Худ. лит.,1990.

3. Кржижановский С. «Единогласно».

4. И.Ф. Волков «Теория литературы» М., 1995.

Ход урока.

Деятельность учителя Деятельность учеников

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Вступительное слово учителя.

Завершился ХХ век. Проблемой литературоведения начала ХХI века является подведение итогов минувшей эпохи. Мы можем говорить, что имена всех писателей, которые заслужили внимание и уважение, внесены в учебники и энциклопедии, а их произведения изданы, изучены и исследованы. По сей день мы продолжаем говорить не только о возвращенных произведениях, но и о возвращающихся после многолетнего забвения.

Сегодня, у нас, есть возможность открыть вам, дорогие ребята, новое имя в литературе. И это имя Сигизмунд Доминикович Кржижановский (1887-1950) – один из интереснейших писателей первой половины XX века, несправедливо забытый после смерти и в наши дни мало известный широкому кругу читателей. Его рассказы и новеллы близки произведениям А. Грина, А. Белого, М. Булгакова, А. Платонова – чьи имена, достаточно глубоко на сегодняшний день изученных. Философия культуры Кржижановского берет начало от философии символистов XX века.

Дать общую характеристику биографии и творческой деятельности писателя была сделана В. Перельмутером в предисловии к книге новелл и повестей С. Кржижановского "Воспоминания о будущем"(1989).

Кратко о биографии и творчестве писателя нам расскажет Мария.

3. Работа по тексту.

(раздается текст)

- Одним из произведений, которое я вам рекомендую для прочтения и анализа является новелла «Единогласно» из цикла «Мал мала меньше», созданного в 1930-х – первой половине 1940-х годов. Это произведение можно рассматривать как одно из лучших, написанных в последние годы творчества поэта, как произведение-предостережение, пророчество.

- Прежде, чем приступить к анализу текста, необходимо нам вспомнить об особенностях и жанровом своеобразии новеллы.

И.Ф. Волков в работе «Теория литературы» (М., 1995, С.136) отмечает: «От обычного рассказа она (новелла) отличается тем, что сущность характера или ситуации раскрывается здесь не через ее внешнее проявление, а внезапно, неожиданно, в виде резкого противопоставления сущности явлению, истинного содержания характера персонажа его обыденному состоянию и поведению» (заостряем внимание учеников на таких особенностях жанра как неожиданность, внезапность).

- В чем заключается эффект внезапности и неожиданности в новелле С.Д. Кржижановского «Единство»?

- Какой мир описывает автор в новелле?

- С самого начала произведения обращает на себя внимание преобладающее количество глаголов. Найдите их в тесте, и какого времени эти глаголы? Что они создают?

- Какое место обозначено в тексте? Что напоминает авторский способ рисования пространственных границ?

- Давайте проанализируем главных героев новеллы. Как их зовут? Приведите комментарии.

- Чему противостоят образы людей?

- Что хотел показать автор, создавая такой образ мира?

- Наконец, мы можем дать ответ на вопрос, заданный в начале урока: в чем же заключается эффект неожиданности, свойственный жанру новеллы, в данном произведении? Присутствует ли он здесь? Обратите большое внимание на заглавие и содержания текста.

4. Заключительное слово учителя.

Новелла С.Д. Кржижановского «Единогласно» оказалась пророческой, как и многие другие его произведения. И сегодня, когда человеческие взаимоотношения по разным причинам чрезвычайно упрощены, поколение молодых и энергичных «деловых» людей вряд ли можно ошеломить, рассказав подобную историю голосования. Именно поэтому мы должны открывать сегодняшним школьникам – завтрашним выпускникам возвращающиеся имена талантливейших провидцев, чтобы наши ученики могли отличить истинное чувство от фальшивого, жизнь от игры в нее.

5. Итог урока.

- Итак, мы познакомились с творчеством С. Кржижановского, с автором многочисленных произведений. Каковы ваши впечатления о нем и о его писательской деятельности?

- Стоит ли включать в программу школьного образования творчество и наследие этого писателя?

- Здравствуйте!

Доклад о биографии писателя.

- Чтение текста.

- В небольшом по объему тексте создан такой мир, в котором, несомненно, присутствуют детали советской реальности, но который имеет только ему свойственные время, образы и пространство.

глаголы настоящего времени («подчеркивает», «отмечает», «говорит», «молчит», «отодвигает» и т.д.), которые создают обобщенное и отвлеченное временное пространство без привязи к конкретному событию в реальной жизни.

- Четко обозначено место, в котором происходит действие: «Кафетерий. Столик в углу у стены». Способ рисования пространственных границ напоминает документальный очерк и не предвещает никаких интимных бесед.

- Образы Его и Её, можно сказать, «размыты»: имена этих людей не названы, заменены местоимениями (Их двое… Он что-то подчеркивает в папке, на обложке которой написано «Дело»; она отмечает в блокноте. и т.д.); мы не можем определить лица героев(только испуганные глаза в кульминационный момент их встречи). Из эмоций, которые «они» испытывают, лучше всего ощущается страх во время голосования. Улыбки героев неестественны, неискренны, это проявляется через действия.

Например: Он улыбнулся, запустив руку в густую путаницу волос, и, чуть нагнувшись над столом, говорит:

И еще одно в повестке дня. Почему бы вам не выйти за меня замуж?

Или: Они снова улыбаются друг другу, но уже другой, открытой улыбкой, - и палец его, согнувшись, стучит по доске стола: счет.

- Образам людей в тексте противопоставлены предметные образы: портфелей и столиков. Портфели окрашены в желтый и черный цвета (в то время как герои не имеют даже цвета глаз), но в отличие от людей они более раскованны в своих движениях, более свободны:

Один портфель защелкнулся, другой лежал, свесив свою черную нижнюю губу.

Столики, которые стоят в кафетерии, вызывают больше ассоциаций с одушевленными предметами, нежели люди; они более искренни, не боятся выказывать своих эмоций:

- Кто против?

Но пустые столики вокруг ни за, ни против: им все равно.

Усиливается впечатление безликости и бездушности, рожденное образами героя и героини в контрасте с образами неживых предметов.

Мир, представленный в новелле, имеет обозначенные пространственные и временные границы, населен безликими и плоскими героями, контрастирующими с предметами быта, которые представлены более живыми, одушевленными, чем люди.

- С помощью такого образа мира в новелле обозначены и заострены проблемы, ожидающие завтрашнее общество, которое сегодня нарушает устоявшуюся систему нравственных ценностей, пренебрегает человеческой личностью, заглушает и разрушает ее внутренний мир, не позволяет проявления искренности. Вместо живого, одушевленного лица предлагается безликость, бездушность, «единогласность».

- Да! Но он не выражен автором «физически», его необходимо додумать, дочувствовать самому. Эффект неожиданности возникает при соотнесении заглавия текста произведения и его темы, при анализе темы новеллы и способе реализации темы в тексте. Заглавие новеллы «Единогласно» -выражено официозным наречием, глубоко вошедшим в жизнь и ум человека советской эпохи, вызывающим ассоциации с огромными залами, переполненными толпами думающих и действующих единогласно, боящихся выбиться из общего строя и сделать не то, что делают все. (Этот страх виден и на лицах голосующих героев: Он резким движением поднимает руку. Она – секунды через три – тоже. Они смотрят друг на друга круглыми, немного испуганными глазами.) Противоположностью к заглавию является лирическая тема текста: объяснение в любви, предложение руки и сердца. Способ же воплощения «любовной» темы вполне соответствует официальному заглавию: предложение любви через голосование безликих людей, единогласно делающих шаг в будущее.

Список литературы

1. Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1990. С. 12

2. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1918. С. 35. Репринт 1990.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. M., 1990. С. 69-70.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 149.

5. Богданов А.В. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990. С. 94.

6. Взгляд сквозь столетия. М., 1977. С. 71, 75.

7. Воспоминания о будущем: Избранное из неизданного / Сост. и комм. В.Перельмутера. — М.: Московский рабочий, 1989. — 455 с.

8. Достоевскии Ф.М. Цит. изд. Л., 1990. Т. 7. С. 112.

9. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

10. Карсавин Л.П. О личности. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1. С. 153.

11. Кирхенгайм А. Вечная утопия. СПб., 1902. С. 63.

12. Кржижановский С. Боковая ветка. М., 1994.С. 31

13. Кржижановский С. Боковая ветка. М.,1994.576с. В дальнейшем ссылки на данное издание приводятся в тексте с указанием страниц.

14. Кржижановский С. Воспоминания о будущем. М, 1989.С.202.

15. Кржижановский С. Воспоминания о будущем. М.,1989.463с. В дальнейшем ссылки на денное издание приводятся в тексте с указанием страниц.

16. Кржижановский С.Д. Сказки для вундеркиндов. – М.:Советский писатель, 1991.

17. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принципы аттракциона. М., 1990. С. 200.

18. Любимова А.Ф. Жанр антиутопии в ХХ веке. содержательные и поэтологические аспекты. Пермь, 2001. С. 9.

19. Любимова А.Ф. Жанр антиутопии в ХХ веке.содержательные и поэтологические аспекты. Пермь, 2001. С. 9.

20. Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 214.

21. Мор Т. Утопия. С. 225

22. Моррис У. Вести ниоткуда. М., 1962. С. 105.

23. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Пер. Ю.М. Антоновского. 1990. С. 11-12.

24. Павлова О.А. Метаморфоза литературной утопии: теоретический аспект. Волгоград, 2004. С. 229.

25. Павлова О.А. Указ соч. С. 229.

26. Перельмутер В. «Судьба берет себе звезды» // Современная драматургия. 1992. N 2

27. Платонов А. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 200.

28. С. Кржижановский статья «Фрагменты о Шекспире».

29. С.Д. Кржижановский «Воспоминания о будущем», 1989.

30. Святловский В. В. Каталог утопий. М.- Петербург, 1925.

31. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

32. Соловьев B.C.Смысл любви: Избранные произведения. М., 1991. С. 146.

33. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1958. Т. 6. С. 151.

34. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи. СПб., 1992. Т. 2. С. 192-193.

35. Флоровский Г. Метафизические предпосылки утопизма, 1926 // Вопр. философии. 1990. № 10. С. 83.

36. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества.

37. Циолковский К.Э. Причины космоса, 1925 / Очерки о Вселенной. С.

38. Цит. по: Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 121.

39. Чаликова В. Предисловие // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 12.

40. Честертон Г.К. Избранные произведения. М., 1990. Т. 1. С. 28.

41. Честертон Г.К. Цит. изд. С. 29.

42. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Сочинения. М., 1989. С. 53.

43. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека: Философские произведения. М., 1990. С. 76-78. Разр. автора.

44. Cohn N.The pursuit of the millenium. L., 1957. Я пользовался французским переводом этой книги: Lesfanatiquesdel'Apocalypse. P., 1962. P. 176.

45. Hudde Н., КиопP. Utopie - Uchronie - et aprcs. - De 1'Utopie a l'Uchronie. P. 15.

46. Sargent L. Introduction// British and American Utopian Literature, 1516-1978. Boston,

47. Trousson R. Op. cit. P. 177.

Покупка готовой работы
Тема: «Поэтика утопий с.д.кржижановского»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 78
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика