Курсовая работа

«Психологическая коррекция в рамках реабилитации детей с неврозами»

  • 60 страниц(ы)
  • 3135 просмотров
фото автора

Автор: krehm

Содержание.

Введение_3

Глава 1. Теоретический обзор _6

1.1. Общие представления о неврозах у детей.

Этиопатогенетические и социально-психологические

Факторы_6

1.2. Проблемы личностного развития детей

С неврозами_ _10

1.3. Страх и тревога в генезе детских неврозов_21

1.4. Проблемы диагностики и обследования

детей с неврозами_36

Глава2. Реабилитация и психологическая коррекция

невротических расстройств у детей _47

2.1. Понятие реабилитации при психических заболеваниях_47

Психологическая коррекция в рамках реабилитации детей с неврозами_ 49

Заключение_57

Литература_58

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также влияет на формирование детской личности. Увеличение число неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психокоррекционной помощи всем его участникам.

Важный аспект психокоррекционной помощи детям с неврозами – объективизация результатов этой работы и оценка эффективности коррекционных мероприятий. В настоящее время существует достаточно большое количество психодиагностического инструментария, однако, выбор адекватных методик измерения и оценки затруднен в связи со сложностью и многомерностью проблемы детских неврозов.

Целью работы является, во первых, анализ этиопатогенетических, социально - психологических факторов и типичных проявлений неврозов у детей и, во вторых, определение места психологической коррекции в структуре медико – психологической реабилитации детей с неврозами. Задачей работы является рассмотрение ряда концептуальных моделей неврозов у детей, преимущественно в социально – психологическом аспекте, а также теоретико-методологическое обоснование планируемого экспериментального исследования.

Общая гипотеза. Различные типы неврозов у детей обусловлены объективно диагностируемыми особенностями личности (типами акцентуаций); опыт участия в психокоррекционной программе способствует снижению степени выраженности акцентуированных черт, обуславливающих возникновение и развитие невроза.

На основе вышеизложенного нами сформированы гипотезы исследования:

1. Различные типы неврозов у детей соответствуют определенным сочетаниям акцентуированных черт: сочетание тревожности, застревания и педантичности характерны для обсессивного невроза; сочетание демонстративности, гипертимности и экзальтированности характерны для истерического невроза; сочетание сочетание эмотивности, тревожности и педантичности характерно для неврастении.

2. Психокоррекционные мероприятия приводят к значимому снижению акцентуированных черт, связанных с соответствующими видами неврозов.

Под реабилитацией понимают систему государственных, экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на оптимальное приспособление больного к жизни и труду и предупреждение того или иного дефекта.

М.М. Кабанов [16 ] разработал четыре основных принципа реабилитации:

1. Принцип единства биологических ипсихосоциальных воздействий, в соответствии с которыми удельный вес тех и других определяется клиническим и психосоциальным статусом каждого больного.

2. Принцип разносторонности усилий и воздействий в реабилитационной программе, включающей, кроме медицинской, также психологическую, семейную, профессиональную, общественную сферу и сферу досуга.

3. Принцип партнерства врача и больного в реабилитации; все лечебно-восстановительные меры обращены к личности и опосредуются ею, построены на доверительных отношениях между больным и врачом и всем медицинским персоналом.

4. Принцип ступенчатости воздействий и мероприятий, предусматривающий постепенный переход от одной формы взаимодействия, как правило, более простой, к другой, более сложной, от одного вида лечебно-восстановительного режима к другому.

Понятие психокоррекции.

Психологическая коррекция является одним из направлений деятельности практического психолога (наряду с психодиагностикой, психологическим консультированием и психотерапией) [1 ]. В самых общих чертах психологическую коррекцию можно определить как процесс воздействия психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека. В процессе коррекции психолог имеет дело с конкретными проявлениями переживаний, познавательных процессов и поведения человека. Воздействие оказывается на основе теоретических представлений о норме поведения, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов и о норме личностного

В настоящей работе рассмотрены социально-психологические аспекты неврозов у детей, а также роль и место психокорекционной работы в рамках реабилитации детей с неврозами. Как упоминалось выше, невроз является специфическим заболеванием личности; в связи с этим невозможно эффективное лечение и реабилитация страдающих неврозами детей без учета с одной стороны, внутриличностных факторов, а с другой – особенностей их микросоциального окружения.

В данной работе мы провели анализ типичных проявлений неврозов у детей и определили основные стратегии психокоррекционной работы. Целью психокоррекции при неврозе является максимально полная реадаптация личности ребенка, восстановление адекватных эмоциональных связей с ближайшим социальным окружением, а также приобретение эффективных навыков саморегуляции.

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., Международная психологическая академия, 1995

2. Ананьев В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте./ Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3.

3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1994

4. Бассин Ф.Н., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма. В кн.: Руководство по психотерапии. Изд. 2-е. Ташкент, 1979

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982

6. Булахова Л.А. К особенностям невроза навязчивости на органическом фоне у подростков. – В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986

7. Вайзман Н.П. О эпидемиологии невротических нарушений у школьников. В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986

35. Немчин. Состояния нервно – сихического напряжения. – Л., 1983

36. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979

37. Платонов К.К. Значение структурного понимания личности для психотерапии и психоневрологии. – В кн.: Вопросы психотерапии в общей медицине и психоневрологии. Харьков, 1968

38. Руководство по психотерапии // Под ред. В.Е. Рожнова. – Л., 1987

39. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. – Вопр. психол., 1982, вып. 4, с. 109 – 115

40. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1958

41. Ташлыков В.А. Клинико-психологическое исследование «внутренней картины болезни» при неврозах в процессе их психотерапии. – Журн. невропатол. и психиатр., 1981, вып. 11, с. 1704 – 1708

42. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978

43. Хъел Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб, «Питер», 1997

Примечания к работе

Клиническая психология

Покупка готовой работы
Тема: «Психологическая коррекция в рамках реабилитации детей с неврозами»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 60
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика