Дипломная работа

«Новая психотехника достижения изменённого состояния сознания комплексным сенсорным воздействием»

  • 87 страниц
Содержание

Список сокращений

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Традиционные представления о сознательных и бессознательных процессах психики 1.2.

1.1.1. Психологические аспекты проблемы сознания 6

1.1.2. Сознание как психофизиологический феномен 8

1.1.3. Новые взгляды на проблему психофизиологического параллелизма 1.2.1.

1.2. Состояния сознания 13

1.2.1. Особые (измененные) состояния сознания и способы их достижения 1.2.2.

1.3. Психофизиологические признаки измененных состояний сознания

1.4. Темперамент и свойства нервной системы

1.5. Темперамент и вегетативная реактивность

1.6. Индивидуально – типологические особенности организма и проявления эмоциональных реакций

1.7. Психофизиологические основы эмоций 39

1.8. Цветовосприятие и психика человека 43

Глава 2. Методы исследования

2.1. Психофизиологическое обоснование психотехники достижения ИСС с помощью комплексного сенсорного воздействия

2.2. Методики оценки психофизиологических функций

2.3. Математические методы обработки полученных результатов

Глава 3. Результаты исследования и обсуждение

3.1. Изменение некоторых вегетативных, психических функций и состояния сознания при КСВ

3.1.1.Вегетативные функции

3.1.2.Психические функции

3.1.3.Состояние сознания

3.2.Экспериментальное обоснование эффективности включения визуального компонента в спектр сенсорного воздействия

3.3.Динамика эмоционального состояния при КСВ

3.4. Динамик физиологических и психических функций при КСВ в связи с глубиной медитативного транса

3.5.Индивидуальные реакции на КСВ

3.5.1. Вегетативные функции

3.5.2. Психические функции

3.5.3. Эмоциональное состояние

3.5.4. Глубина транса

Выводы

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Введение

Цель данной работы заключалась в апробации новой психотехнологии индукции измененного состояния сознания методом комплексного сенсорного воздействия (КСВ), включающего кинестетический, аудиальный и визуальный каналы воздействия.

Задачи исследования были следующими:

1. Убедиться в наличии физического и психического релаксационного отклика и изменении состояния сознания при КСВ;

2. Исследовать роль визуального компонента сенсорного воздействия в индукции измененного состояния сознания при КСВ;

3. Проследить динамику изменения эмоционального состояния при КСВ;

4. Оценить выраженность вегетативных и психоэмоциональных реакций в зависимости от степени изменения состояния сознания;

5. Изучить индивидуальные реакции на КСВ в зависимости от свойств темперамента.

Работа проводилась на базе кафедры физиологии человека и животных

Фрагмент работы

Глава 1. Обзор литературы

1.1.Традиционные представления о сознательных и бессознательных процессах психики

1.1.1. Психологические аспекты проблемы сознания

Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирический опыт выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность (Слободчиков, Исаев, 1995).

Проблема неосознаваемой психической деятельности представляет собой одну из фундаментальных проблем психологии. Её регуляция осуществляется вне сознательного и произвольного контроля со стороны того человека, который эти процессы осуществлял.

Экспериментальные исследования в данной области не привели к построению определенной теории. На основе полученных фактов возникли варианты теоретических схем структуры психики, в которых с теми или иными модификациями разрабатывалась идея двухслойного ее представления, или двух «этажей» психики. Нижний этаж (он же фундаментальный, определяющий) - место пребывания бессознательных процессов. Этаж верхний - место пребывания сознания (Слободчиков, Исаев, 1995).

1.1.3. Новые взгляды на проблему психофизиологического параллелизма

Современное естествознание порождает новые представления о генезе сознания, принципиально противоположные изложенным в предыдущем разделе позициям.

Так, известному психологу М.К.Мамардашвили принадлежит высказывание “Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть”. Он утверждал, что сознание не может быть натуральным свойством индивида, его нельзя сводить к свойству высокоорганизованной материи - мозгу. Такое понимание сознания выступает как предмет естественнонаучного анализа, например, в физиологии, нейропсихологии. Исследователей всегда привлекала идея локализовать сознание в мозговых структурах, в нейрофизиологических механизмах, а затем с помощью экспериментальной, аппаратурной техники изучать его. Примечательно, что многочисленные попытки поисков сознания в мозге не увенчались успехом. Они были бесперспективны изначально (Мамардашвили,1992).

1.2.1. Особые (измененные) состояния сознания и способы их достижения

Сознание - мозаика состояний, которая играет более или менее значительную роль, как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидума (Годфруа, 1992).

Исключительно важным для выявления психофизиологических закономерностей функционирования психики является изучение особых форм измененных состояний сознания таких, как гипноз, медитация и им подобных (Марютина, Ермолаев, 1997).

Ссылаясь на Fischer R., Годфруа Ж. приводит карту внутреннего пространства (рис.1.2.1.1.) - представление различных состояний сознания в континууме восприятие – «медитация» (слева) и в континууме «восприятие – галлюцинации» (справа). Представление активного сознания включает секторы от блуждающего сознания до бодрствующего. В традиционной психологии это мир «Я». Тем не менее при изучении каждого континуума спускаются до корней «Своего».

1.3. Психофизиологические признаки измененных состояний сознания

Ссылаясь на данные Р. Фишера (1971), Ж. Годфруа (1992) сообщает, что погружение в глубинное «Своё» может осуществляться по двум «склонам» сознания и восприятия: с одной стороны, это склон, находящийся под контролем парасимпатической нервной системы и направленный к расслаблению в континууме «расслабление – медитация»; а с другой стороны – склон, контролируемый симпатической системой и направленный к активации нервной системы в континууме «восприятие – галлюцинации», включающий ряд состояний от творческого вдохновения до мистического экстаза.

Мозговая деятельность, лежащая в основе этих разнообразных состояний, отображается в ЭЭГ вариациями частоты и амплитуды мозговых волн. По мере того, как нарастает релаксация - от уменьшения тонуса до глубокой медитации (или йоги самадхи), - наблюдается, как после бета-волн (26-13 Гц) появляются альфа-волны (12-8 Гц), а затем тета-волны (7-4 Гц). И, наоборот, по мере активации мозга – перехода от релаксации до кататонии - деятельность нервных клеток десинхронизируется, что проявляется в постепенном уменьшении амплитуды волн от 35 до 7 (Годфруа, 1992).

Заключение

Для перехода в ИСС необходимо подобрать правильные каналы доступа. Мышление каждого человека имеет собственные предпочтения в обработке различной сенсорной информации. Некоторые лучше реагируют на кинестетические сигналы, другие больше полагаются на информацию, принимаемую на слух, третьи в своем восприятии окружающего и мышлении привыкли оперировать зрительными образами (Кардаш, 1998). Удельная роль каждого сенсорного компонента, а также общая чувствительность анализаторов может быть различна для отдельных индивидуумов. В связи с этим можно предполагать различный характер интегральной реакции на КСВ у лиц с разной нервно-психической типологией. Нами изучались индивидуальные реакции на КСВ в зависимости от типа темперамента и его свойств. По тесту-опроснику Айзенка (EPI) были определены типы темперамента испытуемых. При этом выявлено 8 (17,8%) меланхоликов, 8 (17,8%) флегматиков, 13 (28,9%) сангвиников и 16 (35,5%) холериков.

представители всех четырех темпераментов примерно в равной мере способны к достижению 3-й степени транса, хотя некоторое преимущество имеют сангвиники (69,2%). То обстоятельство, что флегматики не встречаются во второй группе, говорит только об особенности их психодинамики при КСВ, так как переход на глубокие уровни может осуществляться как постепенно, так и скачкообразно. Анализ данных по параметрам, характеризующим отдельные свойства темперамента (см. табл. 3.5.4.2.), убедительно свидетельствует о том, что к достижению глубоких уровней транса в большей степени способны эмоционально устойчивые (стабильные) экстраверты, то есть сангвиники.

Список литературы

1. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека / Г.И.Акинщикова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.- 287с.

2. Акинщикова Г.И. Телосложение и реактивность организма / Г.И.Акинщикова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.- 89 с.

3. Александер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней / Ф. Александер, Ш.Селесник.- М.:Прогресс-культура; Издательство агенства «Яхтсмен», 1995. – 608 с.

4. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А.Александровский.- М.: Зевс, Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 570с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р.Арнхейм. – М., 1974.-С.313.

6. Ахмедов Т.И. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, практика /Т.И.Ахмедов, М.Е.Жидко.-М.: АСТ, 2000.-768 с.

7. Ашофф Ю. Свободнотекущие и захваченные циркадные ритмы.//Биоритмы Т.I. М.: Мир, 1984 С54-70.

8. Блум Ф. Мозг, разум, поведение /Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер.- М.: Мир, 1988.- 248с.

9. Брагина Н.П. Функциональные асимметрии человека / Н.П. Брагина, Т.А. Доброхотова. – М.: Медицина,1981.- 240 с.

10. Вайз А. Вдохновение по заказу/А.Вайз; Пер.с англ.-Мн.: Попурри, 1998.-304 с.

11. Вальдман А.В. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса / А.В.Вальдман, М.М.Козловская, О.С.Медведев.- М.: Медицина, 1978.- 358с.

12. Вейн А.М. Вегетососудистая дистония /А.М. Вейн, А.Д. Соловьёва, О.А.Колосова.-М.: Медицина, 1981.-320с.

13. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память / Ильючёнок Р. Ю., Финкельберг А. Л., Ильючёнок И. Р., Афтанас Л. И. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989.-169с.

14. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2т. Т.2: Что такое психология / Ж. Годфруа; Пер.Н.Н. Алипова. - М.: Мир, 1992. - 496 с.

15. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта / Д.Голмен. – Киев: София, 1993. – 137 с.

16. Горелов А.А. Концепции современного естествознания/А.А.Горелов.-М.: Центр, 1998.-208 с.

17. Гроф С. За пределами мозга / С.Гроф; Пер. А.Андрианова, Л.Земской, Е.Смирновой.-М.: Институт Психотерапии, 2000.-504 с.

18. Гроф С. Космическая игра / С.Гроф. – М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2002.- 248 с.

19. Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н.Данилова.- М.: Изд-во Аспект – пресс, 1998.- 373с.

20. Деглин В. Л. Нейрофизиологические механизмы познавательной деятельности человека// Поведение и мозг. – Л.: Медицина, Лен-е от.-е, 1978. – С.34-55.

21. Дельгадо Х. Мозг и сознание / Х.Дельгадо.-М.: Мир, 1971.-327 с.

22. Дрогунский В.В. Живая энергия цвета // Цветовой личностный тест.- Минск: Харвест, 1999.- С.5-17.

23. Дубров А.П. Парапсихология и современное естествознание /А.П.Дубров, В.Н.Пушкин.-М.: Соваминко, 1989-280 с.

24. Зенков Л.Р. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия // Бессознательное. Сборник статей.- Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994. – С. 201-212.

25. Кардаш С. Измененные состояния сознания / С.Кардаш.- М.: Сталкер, 1998. – 416 с.

26. Кондрашенко В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. – Минск: Вышейшая школа, 1998. – 478 с.

27. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях среды / Ф.П.Космолинский.- М.: Медицина, 1976.- 189с.

28. Лакин Г.Ф. Биометрия / Г.Ф.Лакин. – М.: Высшая школа, 1980.- 298 с.

29. Лукин-Григорьев В.В. Интенсивная эмпирическая психотерапия в клинике пограничных состояний. Методология и основные психотерапевтические стратегии / В. В. Лукин-Григорьев.- М., 1999.-102с.

30. Люшер М. Цвет вашего характера. /М.Люшер, Д.Сара.- М.: Вече Персей, 1996.-400 с.

31. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд / Н.В.Макаренко.- Киев: Наукова думка, 1991.- 216с.

32. Мамардашвили М.К. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть / М.К.Мамардашвили // Как я понимаю философию.-М.,1992.-С.72-85.

33. Маркин В.В. Влияние личностных характеристик студентов на уровень адаптивности // VIII Международный симпозиум «Эколого-физиологические проблемы адаптации»: Тез. докл.- М., 1998.- С.179.

34. Марютина Т.М. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу /Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев.-М.: Флинта, 1997.-240 с.

35. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента / В.С.Мерлин.- Пермь: Пермское книжное издательство, 1973.- 200с.

36. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека /Н.Н.Корж, А.А.Митькин // Проблема цвета в психологии.- М.: Наука, 1993.- С. 172-183.

37. Наенко Н.И. Психическая напряженность / Н.И.Наенко.- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 183с.

38. Небылицин В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий / В.Д.Небылицин.- М.: Наука, 1979.- 336с.

39. Пенфилд У. Тайна сознания/У. Пенфилд; Пер. С.И. Кайдановой, И.М. Тонконогого. – М.: Наука, 1976.-253 с.

40. Ротенберг В.С. Сновидение как особое состояние сознания. В 4т. Т.4: Бессознательное: природа, функции, методы исследования/В.С.Ротенберг.-М. :Мир., 1985.-347 с.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.-СПб.: Питер (серия «Мастера психологии»), 1999.-720 с.

42. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М.Русалов.- М.: Наука, 1979.- 352с.

43. Садовникова Г.В. Корреляция вегетативных функций и типологических свойств нервной системы у студентов // VIII Международный симпозиум «Эколого-физиологические проблемы адаптации»: Тез. Докл.- М., 1998.- С.34-35.

44. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация – цвет – интеллект / Н.В.Серов.- СПб: Речь, 2001.- 256с.

45. Симонов П.В. Темперамент, характер, личность / П.В.Симонов, П.М.Ершов.- М.: Мир, 1984.- 161с.

46. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психофизиологию субъективности /В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев.-М.: Школа-пресс, 1995.-273 с.

47. Спицин А.Л. Индивидуальные особенности устойчивости к эмоциональному стрессу // VIII Международный симпозиум «Эколого-физиологические проблемы адаптации»: Тез. Докл.- М., 1998.- С.205.

48. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 570с.

49. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Философские вопросы физиологии ВНД и психологии.- М., 1969.- С.475-498.

50. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы / Г.Тонквист // Н.Н.Корж, А.А.Митькин Проблема цвета в психологии.- М.: Наука, 1993.- С.5-54.

51. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д.И. Узнадзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1966. – 451 с.

52. Фрейд З. Психология бессознательного/ З.Фрейд.- М.: Просвещение, 1990.- 447с.

53. Хаксли О. Двери восприятия / О.Хаксли.- С.-П.:Амфора, 1999.- 230 с.

54. Шиб Й. Windows: сотни полезных советов/Й.Шиб.-Киев, торгово-издательское бюро BHV- М.: Бином, 1994.- 511 с.

55. Colguhaun W., Condon R. Introversion-extraversion and the adjustment of the body - temperature rythm to night work //night and shift work brol. And sicial aspects. - Oxford, 1981. - P. 449-455.

56. Eysenk H.J. The dynamics of anxiety and hysteria. - London: Routledge and Kegan Paul, 1957. - 130p.

57. Fischer R. Цит. По Годфруа Ж. Что такое психология. В 2т. Т.2: Что такое психология / Ж.Годфруа. М.: Мир, 1992.- 496 с.

58. Ludvigh E.J., Happ D. Extraversion and preterred level of sensori stimulation. - Brit. J. Phychd. - 1974.- V.65. - P. 359-365.

Примечания

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Покупка готовой работы
Тема: «Новая психотехника достижения изменённого состояния сознания комплексным сенсорным воздействием»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 87
Цена: 800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика