Курсовая работа
«Особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития - специальная дошкольная психология и педагогика»
- 35 страниц
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения связной речи дошкольников с ЗПР
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
1.2. Характеристика связной речи дошкольников с ЗПР по данным литературы
Глава II. Экспериментальное исследование связной речи старших дошкольников с ЗПР
2.1. Организация и содержание исследования
2.2. Результаты исследований
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Дети с задержкой психического развития имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушение внимания, памяти, функциональная недостаточность зрительного и слухового восприятия, плохая координация движений. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания.
В исследованиях, посвященных непосредственно изучению речи детей с задержкой психического развития (ЗПР) обычно отмечается, что развитие связной речи идёт от диалога к монологу, от ситуативной речи, состоящей из отдельных, не связанных друг с другом предложений (понятных в определенных ситуациях), к контекстной речи (когда высказывание понятно вне ситуации, в которой оно имеет место). В основном данные о речевом развитии таких детей приводятся в работах, раскрывающих мыслительную деятельность дошкольников и школьников с ЗПР. Речевая деятельность данной категории детей, по мнению, авторов во многом обусловлена своеобразием их мыслительной деятельности (Н.Ю. , В.И. , Е. С. , С.Г. и др.).
Вопросам подготовки к школьному обучению и развитию речи детей посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Л.И. , Д.Б. , Н.Н. , А.М., А.В. Л.А. , и др.
Несформированность речевой системы и оперирование элементами речи на практическом уровне ограничивает у детей ЗПР возможность перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языков закономерностей.
Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность - гетерогенность и гетерохронность - формирование разных сторон психической деятельности в речевой сфере это проявляется в различном соотношении нарушений структурных элементов импрессивной и экспрессивной речи.
В силу специфики развития детей с ЗПР увеличивается значение развития речи и состояния связной речи у детей с ЗПР. Изучением речи детей с ЗПР занимались исследователи - Т.А. , М.С. , К.С. , В.И. и т.д.
Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с задержкой психического развития от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития и является той основой, на которую возможно опереться при организации коррекционных мероприятий.
Проблема - особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которая выдвигает необходимость улучшения подготовки детей к последующему школьному обучению в адекватных условиях специальных подготовительных групп детского сада.
Возникает противоречие между необходимостью повышения эффективности организации работы с детьми с задержкой психического развития по формированию связной речи и недостаточной систематизацией этого вопроса в теории и практике работы с детьми с ЗПР в условиях специальных подготовительных групп детского сада.
Целью исследования является выявление особенностей связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования – .
Предмет исследования - особенности .
Исходя из проблемы предмета и цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить источники литературы по проблеме формирования связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития;
2. Экспериментально изучить особенности связной речи у старших дошкольников с нормой развития и с ЗПР;
3. Проанализировать особенности формирования связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях специальных подготовительных групп детского сада.
Методологической основой исследования явились труды психологов и методистов, посвященные решению вопросов подготовки детей к школьному обучению: А.Н. , Л.И. Д.Б., Л.С. о, А.В. , Л.А. и др.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, социологической, педагогической литературы, выявляющий степень разработанности проблемы, анкетирование, тестирование, наблюдение, обработка данных исследования.
Экспериментальное исследование осуществлено на базе ДОУ № . Участники выборки - 20 детей в возрасте 6-ти лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
(.)
На каждом занятии по детей с ЗПР учат с помощью взрослого планировать работу, подчинять свои действия поставленной задаче и доводить начатую работу до конца. Большое внимание уделяется анализу выполненной работы.
Необходимо работать над обогащением словаря детей, особенно образной лексики, над развитием связной речи. Чрезвычайно важно поощрять самостоятельные высказывания детей в процессе деятельности, попытки проанализировать созданное изображение. Важное значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника с ЗПР имеет воспитание эмоционального, заинтересованного, творчески активного отношения.
Особый интерес при осуществлении коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития представляет достаточно новый в настоящее время метод коррекции и работы с ребенком при помощи искусства.
Таким образом, особую актуальность приобретает психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития средствами арттерапии.
1. Авраменко Н. К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
2. Агафонова И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999. № 1 - 61-63 с.
3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.
4. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 – 189 с.
5. Буря Р. С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
6. Венгер Л. А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
7. Венгер Л. А., Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 - 189 с.
8. Венгер Л. А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
9. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
10. Гуткина Н. Н. Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с.
11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
12. Дьяченко О. М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 – 189 с.
13. Ефимова С. П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 –16с.
14. Запорожец А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А. В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250-257
15. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.
16. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991 - 145 с.
17. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
18. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977 - 278 с.
19. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.
20. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.
21. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 – 315 с.
22. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.
23. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 – 261 с.
24. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Эльконина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.
25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978 – 291 с.
26. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 – 291 с.
27. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.
28. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 – кн. 1, 205 с.
29. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн. 1, 214 с.
30. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31 – 65).
31. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы», М. 1993 – 215 с.
32. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.
33. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999 – 178 с.
34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.
35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 – 94 с.
36. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.
теория и практика, шрифт 14, интервал 1,5, 4 курс
Тема: | «Особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития - специальная дошкольная психология и педагогика» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 35 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Курсовая работа:
Особенности предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития - дошкольная специальная педагогика и психология
Курсовая работа:
Особенности игровой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях детского дома