Реферат
«Структура этапов научного исследования.»
- 16 страниц
Введение 3
1 Сущность научного исследования и их классификация 4
2 Организация научного исследования 10
2.1 Подготовительный этап 10
2.2 Сбор эмпирической информации 11
Заключение 15
Библиографический список 16
От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления.
1 Сущность научного исследования и их классификация
Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т. д.
Главное отличие стихийно-эмпирического познания от научного, как считает П.И Пидкасистый, состоит в том, что научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. «Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные познавательные цели, и научное исследование носит системный и целенаправленный характер».
Научное знание не ограничивается описанием последовательных этапов процесса, но объясняет, почему он проходит именно так, раскрывает его необходимость, внутренние движущие силы. «Наука не ограничивается внешней видимостью предметов, а раскрывает их внутреннюю сущность», – выделяет главную особенность науки М.Н. Скаткин. Поэтому, исходя из данного определения науки, М.Н. Скаткин определяет цель ученого (исследователя) – она состоит в том, чтобы «исследовать объективные закономерности учебно-воспитательного процесса» А результат деятельности ученого есть «раскрытая сущность, научная классификация, закономерные связи педагогических явлений». Б.Т. Лихачев также отмечает, что «наука есть такая форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления».
Более подробно отличительные признаки науки определяются А.Ж. Кусжановой, и состоят в следующем:
- это сущностное знание – в нем раскрывается совокупность устойчивых признаков объекта;
- это обобщенное знание – оно характеризует объект лишь как представителя какого-то класса, определяя устойчивые, повторяющиеся признаки, присущие всем объектам класса;
- научное знание обосновано;
- научное знание системно организовано, оно есть упорядоченная совокупность понятий;
- научное знание имеет свой язык, в основе которого категориальный аппарат науки (по отношению к каждой категории должны выполнятся правила логики).
В.В. Краевский выделяет следующие требования к научному знанию – это: целенаправленный характер, специальный объект исследования, применение специальных средств, однозначность терминов. Согласно ему, наука есть «сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности».
Из этого следуют признаки принадлежности исследовательской деятельности к науке, как пишет об этом П.И Пидкасистый, познавательной деятельности соответствует:
- характер цели – познавательный;
- выделение специальной области исследования;
- применения специальных средств познания;
- однозначность терминологии.
Исходя из целей науки и научного исследования, основным назначением педагогического научного исследования, по М.Н. Скаткину, является «добывание новых достоверных знаний о процессах обучения и воспитания, раскрытие их сущности (внутренняя структура, функционирование, возникновение и развитие), раскрытие объективных закономерных связей между педагогическими явлениями».
Результатом научного исследования, и в этом согласны все ученые, является знание. Высшая форма, в которой существует научное знание – это теория. Теория, как считает П.И Пидкасистый, есть высший уровень упорядочивания системы понятий науки, в которой отражается и закрепляется знание. По В.В. Краевскому, теория – это «система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий». Согласно ему же в теории концентрируются все существенные качества научного знания: «логическая зависимость одних элементов теории от других, выводимость содержания теории из ее исходного базиса, системность теоретического знания, непосредственность его связи с определенными философскими законами, количественная ограниченность составляющих теорию компонентов».
Таким образом началом научного исследования для ученого является не применение сразу методов исследования, не выяснив к какому объекту их применять, но и не определение объекта исследования, т. к. определение объекта исследования обуславливается обнаружением нерешенной проблемы в уже имеющемся научном знании, которое освоил ученый о той или иной части действительности.
Непосредственно самому научному познанию предмета исследования предшествует большая теоретическая работа ученого, приступающего к данному исследованию. Научное исследование строится не на пустом месте. При изучении проблемы исследователь исходит из уже существующей концепции, если есть такая, с которой он согласен, или критикует все имеющиеся, а свою гипотетическую концепцию доказывает.
Реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному.
1 Ануфриев А.Ф. Научное исследование.– М.: ИНФРА-М, 2005.– 275 с.
2 Завьялова М. П. Методы научного исследования: учебное пособие.– Томск: ТПУ, 2007.– 160 с.
3 Рузавин Г.И. Методы научного исследования.– М.: Логос, 2005.– 342 с.
4 Сабитов Р.А. Основы научных исследований.– Челябинск: ЧГУ, 2002.– 138 с.
5 Словарь.– h**t://slovari.yandex.r*
6 Теория научных исследований.– h**t://nesterova.on.ufanet.r*/drujinin/sod.htm
7 Черты научного исследования.– h**t://w*w.aspirant.istu.r*/degree/traineeship/asp04/
8 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований.– М.: Дашков и К.– 2007, 422 с.
9 Энциклопедия «Википедия».– h**t://ru.wikipedia.org/wiki/Научное_исследование
10 Этапы научного исследования.– h**t://stupeni.irk.r*/rubriki/nauka/index.php?fulltext=1&nt=121
Тема: | «Структура этапов научного исследования.» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 16 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Научные исследования. Сущность и особенности.
Курсовая работа:
Научный аппарат психолого-педагогического исследования
Контрольная работа:
Методика поиска, оформления и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения научно- исследовательской темы.
Реферат:
Современные научно-исследовательские центры в области документоведения
Контрольная работа:
«Методы научных исследований» - Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания