Реферат

«Структура этапов научного исследования.»

  • 16 страниц(ы)
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

1 Сущность научного исследования и их классификация 4

2 Организация научного исследования 10

2.1 Подготовительный этап 10

2.2 Сбор эмпирической информации 11

Заключение 15

Библиографический список 16

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления.

1 Сущность научного исследования и их классификация

Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т. д.

Главное отличие стихийно-эмпирического познания от научного, как считает П.И Пидкасистый, состоит в том, что научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. «Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные познавательные цели, и научное исследование носит системный и целенаправленный характер».

Научное знание не ограничивается описанием последовательных этапов процесса, но объясняет, почему он проходит именно так, раскрывает его необходимость, внутренние движущие силы. «Наука не ограничивается внешней видимостью предметов, а раскрывает их внутреннюю сущность», – выделяет главную особенность науки М.Н. Скаткин. Поэтому, исходя из данного определения науки, М.Н. Скаткин определяет цель ученого (исследователя) – она состоит в том, чтобы «исследовать объективные закономерности учебно-воспитательного процесса» А результат деятельности ученого есть «раскрытая сущность, научная классификация, закономерные связи педагогических явлений». Б.Т. Лихачев также отмечает, что «наука есть такая форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления».

Более подробно отличительные признаки науки определяются А.Ж. Кусжановой, и состоят в следующем:

- это сущностное знание – в нем раскрывается совокупность устойчивых признаков объекта;

- это обобщенное знание – оно характеризует объект лишь как представителя какого-то класса, определяя устойчивые, повторяющиеся признаки, присущие всем объектам класса;

- научное знание обосновано;

- научное знание системно организовано, оно есть упорядоченная совокупность понятий;

- научное знание имеет свой язык, в основе которого категориальный аппарат науки (по отношению к каждой категории должны выполнятся правила логики).

В.В. Краевский выделяет следующие требования к научному знанию – это: целенаправленный характер, специальный объект исследования, применение специальных средств, однозначность терминов. Согласно ему, наука есть «сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности».

Из этого следуют признаки принадлежности исследовательской деятельности к науке, как пишет об этом П.И Пидкасистый, познавательной деятельности соответствует:

- характер цели – познавательный;

- выделение специальной области исследования;

- применения специальных средств познания;

- однозначность терминологии.

Исходя из целей науки и научного исследования, основным назначением педагогического научного исследования, по М.Н. Скаткину, является «добывание новых достоверных знаний о процессах обучения и воспитания, раскрытие их сущности (внутренняя структура, функционирование, возникновение и развитие), раскрытие объективных закономерных связей между педагогическими явлениями».

Результатом научного исследования, и в этом согласны все ученые, является знание. Высшая форма, в которой существует научное знание – это теория. Теория, как считает П.И Пидкасистый, есть высший уровень упорядочивания системы понятий науки, в которой отражается и закрепляется знание. По В.В. Краевскому, теория – это «система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий». Согласно ему же в теории концентрируются все существенные качества научного знания: «логическая зависимость одних элементов теории от других, выводимость содержания теории из ее исходного базиса, системность теоретического знания, непосредственность его связи с определенными философскими законами, количественная ограниченность составляющих теорию компонентов».

Таким образом началом научного исследования для ученого является не применение сразу методов исследования, не выяснив к какому объекту их применять, но и не определение объекта исследования, т. к. определение объекта исследования обуславливается обнаружением нерешенной проблемы в уже имеющемся научном знании, которое освоил ученый о той или иной части действительности.

Непосредственно самому научному познанию предмета исследования предшествует большая теоретическая работа ученого, приступающего к данному исследованию. Научное исследование строится не на пустом месте. При изучении проблемы исследователь исходит из уже существующей концепции, если есть такая, с которой он согласен, или критикует все имеющиеся, а свою гипотетическую концепцию доказывает.

Реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному.

1 Ануфриев А.Ф. Научное исследование.– М.: ИНФРА-М, 2005.– 275 с.

2 Завьялова М. П. Методы научного исследования: учебное пособие.– Томск: ТПУ, 2007.– 160 с.

3 Рузавин Г.И. Методы научного исследования.– М.: Логос, 2005.– 342 с.

4 Сабитов Р.А. Основы научных исследований.– Челябинск: ЧГУ, 2002.– 138 с.

5 Словарь.– h**t://slovari.yandex.r*

6 Теория научных исследований.– h**t://nesterova.on.ufanet.r*/drujinin/sod.htm

7 Черты научного исследования.– h**t://w*w.aspirant.istu.r*/degree/traineeship/asp04/

8 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований.– М.: Дашков и К.– 2007, 422 с.

9 Энциклопедия «Википедия».– h**t://ru.wikipedia.org/wiki/Научное_исследование

10 Этапы научного исследования.– h**t://stupeni.irk.r*/rubriki/nauka/index.php?fulltext=1&nt=121

Покупка готовой работы
Тема: «Структура этапов научного исследования.»
Раздел: Разное
Тип: Реферат
Страниц: 16
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика