Контрольная работа

««Методы научных исследований» - Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания»

  • 24 страниц
Содержание

Введение…

1.Логика процесса исследования…

2.Применение логических законов и правил.….

Заключение…

Список используемой литературы….….….….

Введение

Не зная законов и правил логики и не умея их применять, нельзя и помышлять о плодотворной научной деятельности. Иногда, конечно, ими пользуются интуитивно, что куда менее надежно, чем когда это делается сознательно, на подлинно научной основе. Знание законов логики упрощает и облегчает анализ изучаемых явлений и фактов, придает исследователю уверенность в справедливости своих выводов, повышает их убедительность в глазах оппонентов. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти законы более подробно.

На первый взгляд содержащееся в законе тождества требование представляется предельно простым. В самом деле, надо лишь проявлять минимальную строгость, не смешивая различные (пусть даже и близкие) мысли, отграничивая их друг от друга с достаточной степенью четкости. Однако по ряду причин эта простота является обманчивой. К таким причинам, прежде всего, относится большой слой явлений языка и речи. Ведь в любом тексте мы имеем дело не с "чистой" мыслью, а с единством ее содержания и словесной формы.

Между тем хорошо известно, что внешне одинаковые словесные конструкции могут иметь разное содержание и, наоборот, одна и та же мысль может быть выражена по-разному.

Отождествление различных понятий представляет собой одну из наиболее распространенных логических ошибок в научном тесте — подмену понятия. Сущность этой ошибки состоит в том, что вместо данного понятия и под видом его употребляют другое понятие. Причем эта подмена может быть как неосознанной, так и преднамеренной. Подмена понятия означает подмену предмета описания. Описание в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они будут ошибочно приниматься за один предмет.

Фрагмент работы

1. Логика процесса исследования

Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:

- объект и предмет исследования;

- последовательность их решения;

- применяемые методы.

Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

a) эмпирический;

б) теоретический.

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.

Факты действительности – это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты – это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

- первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;

- вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя: осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.

Заключение

Всякое научное исследование от творческого замысла до окон-чательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все, же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.

Текст научной работы отличается от всякого другого, прежде всего своей логичностью. Поэтому какие бы ошибки с точки зрения логики не делали авторы диссертационных работ при описании хода исследования, всегда можно доказать, что любая ошибка такого рода сводится в конечном счете к нарушению требований того или иного логического закона: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти законы более подробно.

Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что, прежде всего именно эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности.

Список литературы

1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. — М.: Владос, 2005. — 303 с.

2. Кондаков Н. И.: Логический словарь-справочник. — М.: Наука.,2005. — 720 с.

3. Ивлев Ю. В. Учебник логики: Учебник. — М.: Дело, 2003. — 208 с

4. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики:— М.: ИНФРА-М, 2006. — 296 с.

5. Ивин А. А. Логика: Учебное пособие. — Изд. 2-е. — М.: Знание, 2008. — 266 с.

6. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, ВЛАДОС, 2007. — 384 с

7. Челпанов Г. И. Учебник логики. — М., 2004. – 344 с.

8. Формальная логика / Под ред. И. Я. Чупахина, И. Н. Бродского — Л.: ЛГУ, 2007. — 357 с.