Контрольная работа
««Методы научных исследований» - Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания»
- 24 страниц
Введение…
1.Логика процесса исследования…
2.Применение логических законов и правил.….
Заключение…
Список используемой литературы….….….….
Не зная законов и правил логики и не умея их применять, нельзя и помышлять о плодотворной научной деятельности. Иногда, конечно, ими пользуются интуитивно, что куда менее надежно, чем когда это делается сознательно, на подлинно научной основе. Знание законов логики упрощает и облегчает анализ изучаемых явлений и фактов, придает исследователю уверенность в справедливости своих выводов, повышает их убедительность в глазах оппонентов. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти законы более подробно.
На первый взгляд содержащееся в законе тождества требование представляется предельно простым. В самом деле, надо лишь проявлять минимальную строгость, не смешивая различные (пусть даже и близкие) мысли, отграничивая их друг от друга с достаточной степенью четкости. Однако по ряду причин эта простота является обманчивой. К таким причинам, прежде всего, относится большой слой явлений языка и речи. Ведь в любом тексте мы имеем дело не с "чистой" мыслью, а с единством ее содержания и словесной формы.
Между тем хорошо известно, что внешне одинаковые словесные конструкции могут иметь разное содержание и, наоборот, одна и та же мысль может быть выражена по-разному.
Отождествление различных понятий представляет собой одну из наиболее распространенных логических ошибок в научном тесте — подмену понятия. Сущность этой ошибки состоит в том, что вместо данного понятия и под видом его употребляют другое понятие. Причем эта подмена может быть как неосознанной, так и преднамеренной. Подмена понятия означает подмену предмета описания. Описание в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они будут ошибочно приниматься за один предмет.
1. Логика процесса исследования
Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:
- объект и предмет исследования;
- последовательность их решения;
- применяемые методы.
Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:
a) эмпирический;
б) теоретический.
Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.
Факты действительности – это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты – это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.
Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:
- первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;
- вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя: осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.
Всякое научное исследование от творческого замысла до окон-чательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все, же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.
Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.
Текст научной работы отличается от всякого другого, прежде всего своей логичностью. Поэтому какие бы ошибки с точки зрения логики не делали авторы диссертационных работ при описании хода исследования, всегда можно доказать, что любая ошибка такого рода сводится в конечном счете к нарушению требований того или иного логического закона: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти законы более подробно.
Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что, прежде всего именно эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности.
1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. — М.: Владос, 2005. — 303 с.
2. Кондаков Н. И.: Логический словарь-справочник. — М.: Наука.,2005. — 720 с.
3. Ивлев Ю. В. Учебник логики: Учебник. — М.: Дело, 2003. — 208 с
4. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики:— М.: ИНФРА-М, 2006. — 296 с.
5. Ивин А. А. Логика: Учебное пособие. — Изд. 2-е. — М.: Знание, 2008. — 266 с.
6. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, ВЛАДОС, 2007. — 384 с
7. Челпанов Г. И. Учебник логики. — М., 2004. – 344 с.
8. Формальная логика / Под ред. И. Я. Чупахина, И. Н. Бродского — Л.: ЛГУ, 2007. — 357 с.