Курсовая работа
«Экономический и социальный совет ООН.»
- 32 страниц
Введение 3
Глава I Общая характеристика системы международных экономических организаций 6
1.1 Понятие и виды международных организаций 6
1.2 Эволюция международных организаций 9
1.3 Цели и функции международных экономических организаций 14
Глава II Экономический и социальный совет ООН и органы, действующие под его эгидой 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение А 30
Актуальность работы. Определяющей тенденцией мировой экономики в начале XXI века в условиях глобализации является развитие постиндустриальных отношений. Ключевыми факторами развития и прогресса становятся возможности производства знаний и развитие потенциала человека как носителя этих знаний, а именно уделение повышенного внимания созданию социально-экономической среды, направленной на формирование образованного, творческого и физически здорового общества. Особенности постиндустриального развития находят свое отражение в реалиях экономической действительности (изменение структуры производства и потребления, социализация и экологизация экономики, информатизация общества и т.д.) и в развитии научной мысли (появление таких направлений исследований и дисциплин как «новая экономика», «экономика знаний», «устойчивое развитие» и др.). Конкурентоспособность и потенциал любого государства в XXI веке стали формироваться за счет качества интеллектуальных ресурсов и их позиционирования в системе национальных приоритетов. Качественно изменились подходы стран и правительств к пониманию целей, факторов и последствий экономического роста для формирования условий устойчивого развития цивилизации и стабильности мировой экономики.
Со времени проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. в Рио-де-Жанейро вопросы устойчивого развития получили широкое распространение в политических, научных и общественных кругах. Мировое сообщество в целом и различные страны в отдельности все более активизируют усилия в решении глобальных и национальных проблем с учетом социальных аспектов, необходимости сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Первоочередные задачи экономического роста стали формулироваться с точки зрения повышения уровня жизни и создания возможностей для развития человеческого потенциала как для нынешнего, так и для будущих поколений.
Появление концепции устойчивого развития стало объективным следствием нерешенных, несмотря на мировой прогресс, глобальных проблем, таких как неравенство, бедность, истощение ресурсов. С другой стороны, это стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу, создающему объективные предпосылки для изменения научного мировоззрения и реализации более эффективных подходов к использованию факторов экономического роста. Хотя концепция не является завершенной, ее аппарат постоянно развивается и приобретает формы математических моделей, финансовых и управленческих инструментов, к ее использованию все больше подходят и национальные правительства, и международные институты. В практике регулирования процессов международного сотрудничества появляются подходы, ориентированные на формирование условий устойчивого мирового развития.
Для международных экономических организаций системы ООН, таких как Группа Всемирного банка, Международный валютный фонд (МВФ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа развития ООН (ПРООН) и др., задачи формирования глобальных и национальных условий для устойчивого развития стали одними из приоритетных. Все эти организации представлены в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС), который, согласно Уставу ООН, учрежден в качестве главного органа по координации экономической и социальной деятельности.
В последние годы сложность и взаимообусловленность процессов международных отношений, в особенности, в экономической сфере, требуют повышения эффективности регулирования в системе межправительственных институтов, а также в их деятельности на национальном уровне. Именно поэтому представляется актуальным анализ роли и места ЭКОСОС в регулировании международного сотрудничества в целях устойчивого развития.
Цель курсового исследования: проанализировать и оценить роль учреждений Экономического и Социального Совета ООН в регулировании международного экономического сотрудничества в целях устойчивого развития (УР); определить подходы к формированию условий такого развития и оценить их применение на международном и национальном уровнях.
Задачи исследования:
1 Дать общую характеристику системы международных экономических организаций, понятие и виды международных организаций, эволюция международных организаций, рассмотреть цели и функции международных экономических организаций.
2 Экономический и социальный совет ООН и органы, действующие под его эгидой.
1.1 Понятие и виды международных организаций
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.)
Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.
Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).
Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС).
ЭКОСОС является одним из шести основных органов ООН, статус которого опреде лен X главой Устава ООН. В его обязанности входит организация ис следований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому перечню международных экономических, социальных, культур ных и прочих «сопутствующих» вопросов. Совет готовит проекты конвенций для представления Генеральной Ассамблее ООН, мо жет созывать международные конференции по этим вопросам. Являясь основным координирующим органом в указанной области, ЭКОСОС согласовывает работу с другими организациями ООН, проводит консультации, привлекая в этих целях неправительственные организации, специализирующиеся и заинтересованные в рассматриваемой проблематике. Его полномочия дают возможность предоставить консультативный статус тем из них, в сотрудничестве с которыми он заинтересован. И этим правом совет широко пользуется. Он также создает различные вспомогательные органы, на основе которых сложилась и действует довольно сложная система органов ЭКОСОС. Его членами являются 54 страны, избираемые на трехлетний срок, — они ежегодно обновляют ся на треть своего состава. По регионам они распределены следующим образом: 14 мест — квота Африки, 10 — для Латинской Америки, 11 — для Азии, 13 — для Западной Европы и других стран и 6 — для стран Восточной Европы.
О важности ЭКОСОС в системе органов ООН свидетельствует хотя бы тот факт, что на него приходится почти 70% всех бюджетных ресурсов OOH, а также личного персонала, не считая даже добро вольных фондов и иных программ. Главные вопросы ЭКОСОС:
1. •состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;
2. •состояние международной торговли;
3. •проблемы охраны окружающей среды;
4. •экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам;
5. •разные аспекты продовольственной проблемы;
6. •проблемы социально-экономической статистики;
7. •проблемы народонаселения;
8. •проблемы природных ресурсов;
9. •проблемы населенных пунктов;
10. •проблемы планирования и мобилизации финансовых ресур сов;
11. •роль государственного и кооперативного сектора в экономике развивающихся стран;
12. •региональное сотрудничество;
13. •составление программных социально-экономических докумен тов;
14. •разработка международных стратегий развития ООН, а также наблюдение за их реализацией и др.
Место ЭКОСОС в системе органов ООН иллюстрируется на пример, тем, что именно он принял решение в начале 70-х годов об исследовании деятельности транснациональных корпораций (ТНК), что стало началом нового направления его экономической деятельности, приведшей к тому, что в структуре ООН появилась специальная Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, а также специальное подразделение в Секретариате ООН по этому вопросу — Центр ООН по ТНК.
1. Абашидзе А.Х., Эмин В.Г. Членство в международной организации. - Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 2004.
2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2007.
3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. - М.: Финансы и статистика, 2008-512с.
4. Борко Ю. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты //МО и МЭ.-2005.- № 6.
5. Ворот И. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 2005.
6. Герчикова И.Н., «Менеджмент и международно-коммерческое дело», Москва 2006.
7. Дробот Г. А. Роль международных организаций в мировой политике: основные теоретические подходы // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2008. № 1.
8. Клепацкий З.М. Западноевропейские международные организации / Пер. с польского. М., 2003.
9. Международное публичное право. Сборник документов./Сост. К.А.Бекяшев и А.Г.Ходаков. В 2-х т.-М.: БЕК, 2006.
10. Моравецкий В. Функции международной организации.-М., 2006.
11. Морозов Г. И. Международные организации: Некоторые вопросы теории. М., 2004.
12. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
13. Панкратов Ф.Г. Мировая экономика. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007.
14. Стровский В.И.,»Внешнеэкономическая деятельность предприятия», Москва 2008.
15. Чжин Ю. История создания, цели, функции ОЭСР и членства в ней //Право и политика.-2000.-№ 11.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь экономической и социальной политики
Курсовая работа:
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
Курсовая работа:
Разработка бизнес плана на примере ЧП «Кедр»
Доклад:
Прогнозирование экономического и социального развития регионов.
Контрольная работа:
Рынок труда и безработица. Виды безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная политика занятости. Вариант 12