Курсовая работа

«Применение информационных коммуникативных технологий в психологическом образовании.»

  • 28 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности 4

1.1 Информационно-коммуникационные технологии в образовании 4

1.2 Психолого-педагогические особенности использования ИКТ 10

Глава II Возможности использования ИКТ И Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога 19

2.1 Психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков 19

2.2 Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных 20

2.3 Профилактическая деятельность и коррекционно-развивающая работа 21

2.4 Электронный документооборот 22

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Введение

Актуальность исследования. В условиях информатизации общества и расширения сферы практического применения психологической науки возрастает потребность в подготовке психологов, которые должны уметь ориентироваться в потоках электронной информации; использовать информационные ресурсы сети Internet; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; на основе системного подхода строить и использовать модели для описания психологических объектов и явлений, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты психологического исследования.

В условиях информатизации общества современные ИКТ являются технологической основой построения информационно-образовательных сред. Таким образом, современные ИКТ актуализируют процесс расширения информационного поля, на базе которого происходит формирование информационно-образовательной среды.

Цель исследования рассмотреть тему «Применение информационных коммуникативных технологий в психологическом образовании».

Объект исследования — информационные коммуникативные технологии в системе психологического образования.

Предмет исследования – применение ИКТ в психологическом образовании.

В соответствие с целью определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности, определить роль информационно-коммуникационных технологий в образовании, психолого-педагогические особенности использования ИКТ.

2. Определить возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога, рассмотреть психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков, психологическую диагностику, систему мониторинга и создание электронных баз данных, профилактическую деятельность и коррекционно-развивающую работу, а так же электронный документооборот психолога в школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение отечественного и зарубежного опыта использования ИКТ в системе информационной подготовки школьников; анализ Internet-источников по психолого-педагогическим и методическим аспектам использования информационно-образовательных сред в школе.

Фрагмент работы

Глава I Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности

1.1 Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образовании существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век:

- необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;

- фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;

- возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

- теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.

Как показано в ряде работ[4, с. 22], основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие:

- повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;

- обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ;

- обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;

- повышение творческого начала в образовании.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов[6, с. 38], новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

Заключение

XXI век называют веком информации. И чем дальше - тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы, в которой он работает. Все чаще прикладной характер использования современных информационных компьютерных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования.

Считаю, что на современном этапе практической деятельности психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса. Общий объем использования ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса, думаю, возможно, распределить следующим образом:

Система интерпретации информации, составления отчетов. В этом незаменимую помощь могут оказать офисные программы Access и Excel, которые могут создавать даже сложные виды отчетов как графических, так и текстовых, делать различные выборки, считать аналитику. Эти же программы позволяют создавать простейшие базы данных детей.

Проведение компьютерной психодиагностики позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку данных и больше времени уделить, например наблюдению за учащимися. Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии.

Широко применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе школьного психолога с учащимися. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Компьютерные программы – это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики.

В настоящий момент компьютер и информационные технологии являются не только инструментом и средством в деятельности школьного психолога, но и выступают в качестве общей основы для организации совместной с педагогами деятельности по решению задачи информатизации образовательного процесса.

Дистанционное обучение – новое понятие в психологии образовании. Дистанционное обучение не претендует на то, чтобы заменить реальную работу психолога с детьми, оно дополняет ее через выстраивание дистанционных форм взаимодействия психолога с целыми группами, позволяет более эффективно решать задачи развития. Актуальная ситуация общественного развития – заказ целевых групп.

Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития психолога, возможность изучить в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, прочитать «Психологические консультации», обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты и т.д. Уверена, очень важна предоставляемая возможность проявить творчество в разработке пусть и простого, но необходимого в работе профессионального компьютерного инструментария.

Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее порой негативное влияние на детей и подростков.

Список литературы

1. Болсуновская Н.А., Беспалова Л.В. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М. 2006.

2. Болсуновская Н.А., Беспалова Л.В. Конструирование психологических тестов с использованием программы Microsoft Excel// Вестник практической психологии образования. – 2007. - №1,2.

3. Меновщиков В.Ю. «Психологическая помощь в сети Интернет»h**t://flogiston.r*/articles/netpsy/psyhelp_in_internet

4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

5. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.

6. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. – 303 с.

7. Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др. Прикладные проблемы системотехники / Под ред. А.В. Ильичева. – М.: Машиностроение, 1995. – 240 с.

8. Нортон И. «Возможности ЭВМ и компьютерное обучение: взгляд в будущее», М., МГУ, 2001, 56 с.

9. Чернышова В.М. Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образованияh**t://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6007/Itemid,5461195/

10. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.

11. сайт «Детская психология для родителей» h**t://w*w.psyparents.r*/

12. сайт «Родителям о детях» h**t://babynet.r*/;

13. «Психология -Психология для родителей»h**t://psy.rin.r*/razdel/84/

14. Сайт психологического центра «Адалин» h**t://adalin.mospsy.r*/

15. «СоцОбраз» h**t://wiki.iot.r*/.

16. Анкетёр.r* h**t://yatsenko.r*/2007/09/16/anketer/-

17. Сайт psy-files.r*. h**t://w*w.psy-files.r*/

18. Сайт ВСЕТЕСТЫ.r* h**t://vsetesti.r*/

19. Интернет-портал для школьников College.r* – «Открытый колледж» - подготовка к ЕГЭ h**t://w*w.college.r*/

20. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» h**t://w*w.logopunkt.r*/forlog3.htm

21. «О возможностях психологического консультирования в сети Интернет» h**t://w*w.psychology.r*/internet/conversations/satin_yarkor_000.stm

22. Психологическое консультирование в сети Интернет. Программа повышения квалификации. h**t://hpsy.r*/edu/diplom/x784.htm

23. «Рабочий журнал психолога ОУ» h**t://festival.1september.r*/articles/412694/.

24. Российская психология. Информационно-аналитический портал. h**t://w*w.rospsy.r*/

25. Сайт «Мир психологии» h**t://psychology.net.r*/

26. Сайт «Флогистон: психология из первых рук…» h**t://flogiston.r*/

27. Психологическая лаборатория h**t://vch.narod.r*/lib_link.htm

28. Сайт «Практическая психология» h**t://psynet.narod.r*/main.htm

29. «Школьный психолог» h**t://psy.1september.r*/.

30. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры h**t://w*w.psylib.kiev.ua/

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика