Курсовая работа

«Применение информационных коммуникативных технологий в психологическом образовании.»

  • 28 страниц(ы)
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

Глава I Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности 4

1.1 Информационно-коммуникационные технологии в образовании 4

1.2 Психолого-педагогические особенности использования ИКТ 10

Глава II Возможности использования ИКТ И Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога 19

2.1 Психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков 19

2.2 Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных 20

2.3 Профилактическая деятельность и коррекционно-развивающая работа 21

2.4 Электронный документооборот 22

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Актуальность исследования. В условиях информатизации общества и расширения сферы практического применения психологической науки возрастает потребность в подготовке психологов, которые должны уметь ориентироваться в потоках электронной информации; использовать информационные ресурсы сети Internet; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; на основе системного подхода строить и использовать модели для описания психологических объектов и явлений, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты психологического исследования.

В условиях информатизации общества современные ИКТ являются технологической основой построения информационно-образовательных сред. Таким образом, современные ИКТ актуализируют процесс расширения информационного поля, на базе которого происходит формирование информационно-образовательной среды.

Цель исследования рассмотреть тему «Применение информационных коммуникативных технологий в психологическом образовании».

Объект исследования — информационные коммуникативные технологии в системе психологического образования.

Предмет исследования – применение ИКТ в психологическом образовании.

В соответствие с целью определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности, определить роль информационно-коммуникационных технологий в образовании, психолого-педагогические особенности использования ИКТ.

2. Определить возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога, рассмотреть психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков, психологическую диагностику, систему мониторинга и создание электронных баз данных, профилактическую деятельность и коррекционно-развивающую работу, а так же электронный документооборот психолога в школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение отечественного и зарубежного опыта использования ИКТ в системе информационной подготовки школьников; анализ Internet-источников по психолого-педагогическим и методическим аспектам использования информационно-образовательных сред в школе.

Глава I Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности

1.1 Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образовании существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век:

- необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;

- фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;

- возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

- теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.

Как показано в ряде работ[4, с. 22], основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие:

- повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;

- обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ;

- обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;

- повышение творческого начала в образовании.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов[6, с. 38], новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

XXI век называют веком информации. И чем дальше - тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы, в которой он работает. Все чаще прикладной характер использования современных информационных компьютерных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования.

Считаю, что на современном этапе практической деятельности психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса. Общий объем использования ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса, думаю, возможно, распределить следующим образом:

Система интерпретации информации, составления отчетов. В этом незаменимую помощь могут оказать офисные программы Access и Excel, которые могут создавать даже сложные виды отчетов как графических, так и текстовых, делать различные выборки, считать аналитику. Эти же программы позволяют создавать простейшие базы данных детей.

Проведение компьютерной психодиагностики позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку данных и больше времени уделить, например наблюдению за учащимися. Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии.

Широко применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе школьного психолога с учащимися. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Компьютерные программы – это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики.

В настоящий момент компьютер и информационные технологии являются не только инструментом и средством в деятельности школьного психолога, но и выступают в качестве общей основы для организации совместной с педагогами деятельности по решению задачи информатизации образовательного процесса.

Дистанционное обучение – новое понятие в психологии образовании. Дистанционное обучение не претендует на то, чтобы заменить реальную работу психолога с детьми, оно дополняет ее через выстраивание дистанционных форм взаимодействия психолога с целыми группами, позволяет более эффективно решать задачи развития. Актуальная ситуация общественного развития – заказ целевых групп.

Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития психолога, возможность изучить в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, прочитать «Психологические консультации», обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты и т.д. Уверена, очень важна предоставляемая возможность проявить творчество в разработке пусть и простого, но необходимого в работе профессионального компьютерного инструментария.

Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее порой негативное влияние на детей и подростков.

1. Болсуновская Н.А., Беспалова Л.В. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М. 2006.

2. Болсуновская Н.А., Беспалова Л.В. Конструирование психологических тестов с использованием программы Microsoft Excel// Вестник практической психологии образования. – 2007. - №1,2.

3. Меновщиков В.Ю. «Психологическая помощь в сети Интернет»h**t://flogiston.r*/articles/netpsy/psyhelp_in_internet

4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

5. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.

6. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. – 303 с.

7. Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др. Прикладные проблемы системотехники / Под ред. А.В. Ильичева. – М.: Машиностроение, 1995. – 240 с.

8. Нортон И. «Возможности ЭВМ и компьютерное обучение: взгляд в будущее», М., МГУ, 2001, 56 с.

9. Чернышова В.М. Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образованияh**t://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6007/Itemid,5461195/

10. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.

11. сайт «Детская психология для родителей» h**t://w*w.psyparents.r*/

12. сайт «Родителям о детях» h**t://babynet.r*/;

13. «Психология -Психология для родителей»h**t://psy.rin.r*/razdel/84/

14. Сайт психологического центра «Адалин» h**t://adalin.mospsy.r*/

15. «СоцОбраз» h**t://wiki.iot.r*/.

16. Анкетёр.r* h**t://yatsenko.r*/2007/09/16/anketer/-

17. Сайт psy-files.r*. h**t://w*w.psy-files.r*/

18. Сайт ВСЕТЕСТЫ.r* h**t://vsetesti.r*/

19. Интернет-портал для школьников College.r* – «Открытый колледж» - подготовка к ЕГЭ h**t://w*w.college.r*/

20. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» h**t://w*w.logopunkt.r*/forlog3.htm

21. «О возможностях психологического консультирования в сети Интернет» h**t://w*w.psychology.r*/internet/conversations/satin_yarkor_000.stm

22. Психологическое консультирование в сети Интернет. Программа повышения квалификации. h**t://hpsy.r*/edu/diplom/x784.htm

23. «Рабочий журнал психолога ОУ» h**t://festival.1september.r*/articles/412694/.

24. Российская психология. Информационно-аналитический портал. h**t://w*w.rospsy.r*/

25. Сайт «Мир психологии» h**t://psychology.net.r*/

26. Сайт «Флогистон: психология из первых рук…» h**t://flogiston.r*/

27. Психологическая лаборатория h**t://vch.narod.r*/lib_link.htm

28. Сайт «Практическая психология» h**t://psynet.narod.r*/main.htm

29. «Школьный психолог» h**t://psy.1september.r*/.

30. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры h**t://w*w.psylib.kiev.ua/

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика