Контрольная работа
«Лоббизм как политико-правовое явление»
- 21 страниц
Введение….3
1.Общая характеристика лоббизма как политико-правового
явления…5
2. Лоббизм в правотворческом процессе….9
3. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов…14
Заключение…18
Список использованных источников….20
Существует множество явлений политико-правового характера, которые вызывают неоднозначную оценку в обществе. К такому явлению можно отнести лоббизм, который, сопутствуя развитию демократических институтов государственности, стал неотъемлемым элементом эффективного осуществления правовой политики и претворения в жизнь тех юридических механизмов, которые создают основу самой правовой жизни в целом.
Лоббизм - это, прежде всего, влияние, воздействие на власть, на процессы выработки и принятия важных политических решений, которые зачастую и являются индикатором того, какими средствами и методами происходит реализация правовой политики. В то же время лоббизм - это выход во многом конструктивной энергии той самоорганизации гражданского общества, обдуманно используя которую можно расставить правильные приоритеты в долгосрочной стратегии развития правотворческого и правоприменительного процессов в государстве[1].
Лоббизм, являясь своеобразным спутником демократии, опосредуя самые различные правоотношения, обладает как положительными, так и отрицательными чертами. Поэтому проблема реализации той правовой политики, которая позволит минимизировать отрицательные проявления лоббирования интересов и разработка соответствующей концепции ее осуществления становятся все более научно и практически значимыми для современного Российского государства. Все вышеуказанное определяет актуальность темы данной работы[2].
Вопросы, связанные с лоббизмом, проблемы, затрагивающие законные формы и методы работы заинтересованных групп в ходе достижения поставленных ими целей, исследовались и продолжают анализироваться как российскими, так и зарубежными специалистами.
Лоббизм и формы его проявлений стали предметом исследования А.С. Автономова, М.Г. Анохина, Т.И. Аравиной, С. Баранова, В. Белова, К.С. Вяткина, Л. Вавилова, В.Г. Вишнякова, И. Гульченко, С.В. Ерохова, С.В. Зотова, С.А. Зубкова, Н.Г. Зяблюка, Л.Е. Ильичевой, Н.А. Карамышевой, С. Карханина, А.В. Кивы, В. Клименко, С. Конюшко, М. Королева, IO.IO. Кузнецова, В.В. Лапаевой, Н.Ю. Лапиной, А.П. Любимова, А.В. Малько, В.Г. Павлова, С. Приходько, И. Семененко, Т.З. Тенова, Н. Ховренко, а также Р. Роуза; А. Зудина; Ф. Ардана; Г. Джордана; М. Дюверже; К. Кумса и других ученых.
Тем не менее, специальных и комплексных работ, посвященных именно правовому регулированию лоббистской деятельности не так много. Наибольшую ценность в этой области представляют собой исследования А.В. Малько; А.П. Любимова, А.В. Лепехина и А.С. Автономова.
Целью данной работы является исследование феномена лоббизма как политико-правового явления.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить историю, эволюцию и правовое регулирование лоббизма и лоббистской деятельности на зарубежном опыте;
- дать понятие лоббизма, изучить его формы и методы;
- изучить технологию лоббизма в российском правотворческом процессе;
- проанализировать феномен лоббизма в аспекте отстаивания законных интересов.
Лоббизм как институт политической системы. Лоббизм — это система приемов и практика реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Под лоббированием подразумевается высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической системы.
Правовые основания лоббистской деятельности охватывают нормативно-правовые акты, содержащие правила поведения различных лобби. В единстве с организационными и содержательными основаниями они составляют субстанциональность лоббистской деятельности.
Механизм правового регулирования лоббистской деятельности представляет систему юридических средств, призванных обеспечить интересы и цели определенных социально-политических субъектов. Данная система состоит из элементов: нормы права, юридический факт, правоотношение, актов реализации прав и обязанностей, правотворческой и правоприменительной деятельности лоббизма определенными методами и средствами. Эти элементы последовательно организованы и применяются поэтапно, процессуально.
Поскольку система правового регулирования ориентирована на регуляцию всего социального пространства без выделения групповых приоритетов, то лоббистская деятельность, попадая в это пространство, наталкивается на большие трудности, преодолеть которые она сможет частично на базе своей профессиональной и особенно правовой культуры.
Итак, лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов опеделенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом.
Объекты лоббистской деятельности. К ним относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства, т. е. фактически с законотворческой властью. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне.
В России в соответствии со ст. 104 Конституции правом законодательной инициативы обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. При этом в разработанном Госдумой законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах власти» к объектам лоббизма относятся как органы законодательной, так и исполнительной властей. Однако необходимо учитывать, что в исполнительных органах власти контроль лоббистской деятельности крайне затруднен из-за огромного размера управленческого аппарата.
Что касается сферы судебной власти, тут уместно говорить о такой форме лоббистской деятельности, как организация пропагандистских кампаний в СМИ, поскольку в связи с независимостью судей речь здесь может идти лишь о косвенном лоббировании. Однако при этом нельзя не учитывать мощное воздействие СМИ на сознание и поведение людей.
Можно выделить два основных подхода к определению лоббизма. В рамках первого лоббизм понимается как деятельность субъектов, влияющих на структуры государственной власти с целью принятия ими необходимых решений. Сторонники второго подхода связывают лоббизм исключительно с профессиональной деятельностью физических лиц или организаций по продвижению интересов клиентов в структурах государственной власти. Фактическое различие этих двух позиций заключается в решении вопроса, - признавать аномические (спонтанные) выступления граждан, жалобы, обращения, петиции и т.п. гражданские акции лоббистскими или нет. Понятно, что все юридико-институциональные определения лоббизма находятся в рамках второго подхода, тогда как политико-социологические - в основном, в рамках первого. При этом, безусловно, первый подход является более широким, включающим все определения, возможные в рамках второго.
Лоббизм, как некий механизм, как технология представительства интересов есть явление нейтральное, содержательная оценка которого возможна лишь в конкретной ситуации. При этом лоббизм есть явление, находящееся в правовом поле. Такие явления как коррупция, непотизм и т.п. не имеют к лоббизму никакого отношения. Более того, эти явления есть не проявление лоббизма (пусть даже «дикого»), а его отрицание. Другими словами, коррупция и иные внеправовые явления проявляются там, где отсутствует по разным причинам (разрушен, невозможен и т.д.) отлаженный и эффективный механизм лоббирования.
Анализ мировой практики правового регулирования лоббистской деятельности показывает, что, как правило, реализуются две основные стратегии в урегулировании лоббистской деятельности, воздействующей на правотворческий процесс.
Первая предполагает урегулирование частных вопросов, связанных с лоббистской деятельностью (регистрация представителей ассоциаций, групп, объединений и т.п., защищающих частные, местные или иные интересы, при парламентах, границы и параметры парламентской совместимости, организация публичных слушаний законопроектов и т.п.) с помощью нескольких специальных нормативных правовых актов (ФРГ, Франция, Италия и др.). При этом, наличие собственно лоббизма как позитивного вида деятельности, необходимого для правотворческого процесса, может как признаваться, так и отрицаться. В последнем случае лоббизм в правовом смысле может приравниваться к коррупции, незаконному воздействию на депутатов и иных представителей власти либо вообще в правовом смысле не существовать.
Вторая стратегия связана со стремлением урегулировать лоббистскую деятельность (во всяком случае, ее основные разновидности, связанные с деятельностью лоббистов в представительных (законодательных) органах власти путем принятия соответствующего закона (США, Канада и др.).
В России проблема лоббизма, как проблема практическая, стоит достаточно давно. Однако, в силу многочисленных причин идеологического, теоретического и практического характера она либо замалчивалась, либо вуалировалась категориями иного терминологического ряда.
Законный интерес существует в качестве полноценного института в отраслях как материального, так и процессуального права. Обладая определенной структурой, элементами и содержанием, законные интересы по-разному проявляют свою сущность в зависимости от метода специально-юридического воздействия, являющегося приоритетным для той или иной отрасли права. Реализация и защита каждого конкретного законного интереса - всегда соответствует установленным нормам права, обеспечивая себе правомерную основу.
1. Иршинская Л., Савицкий С. Government Relations. История профессии // Правовая политика и правовая жизнь.- 2007.- №10.- С. 15-23.
2. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социс.- 2007.- №9.- С.40-42.
3. Авакьян С. А. Федеральное Собрание - парламент России. - М., 1999. С. 403.
4. Законные интересы / Субочев В.В.; Под ред.: Малько А.В. - М.: Норма, 2008. - 496 c.
5. Любимов А. Институт лоббизма и обращения граждан // ИПС «Кодекс». Аналогичные данные приводят и другие авторы. См., например: Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. - М., 1999. С.283, 401 - 402; Подготовка и принятие законов в правовом государстве: Материалы международного семинара. - М., 1998. С.83-84.
6. Малько A.B. Лоббизм II Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 59.
7. Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9. С. 32.
8. Нещадин A.A. Лоббизм в России: Этапы большого пути. Ч. 1 // Социс: Социологические исследования. 1996. № 3. С. 54.
9. Проект Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» // Государство и право, 1998, № 1. С.107.
10. Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.М. Аверьянова. М., 1993. С. 159.
11. Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис, 1993, № 4; Он же. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Полис. 1994, № 2, 5; Он же. Новый российский корпоратизм: демократический или бюрократический? // Полис, 1997, № 2, и др.
12. Смирнов В., Зотов С. Лоббизм в России: Политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.С. 118.
13. Субочев В.В. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов «Право и политика», 2007, N 3
14. Субочев В.В. Законные интересы Норма, 2008. - 237 стр.
15. Шикина М. Лоббизм, свет в конце коридора // Новое время. 1995. № 8. С. 21.
Тема: | «Лоббизм как политико-правовое явление» | |
Раздел: | Геополитика | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
12. Политико-правовые взгляды Б.Спинозы
Реферат:
Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство
Реферат:
История политических и правовых учений
Реферат:
Политико-правовая мысль в США в период борьбы за независимости
Реферат:
Сходство и различие политико-правовых концепций Ж. Ж. Руссо и Т. Джефферсона