Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Проблема мышления в зарубежной психологии - Курсовая работа №15252

«Проблема мышления в зарубежной психологии» - Курсовая работа

  • 35 страниц(ы)

Содержание

Введение

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: отличник

Содержание

Введение….3

1. Мышление как предмет психологического изучения…4

1.1. Понятие мышления и особенности мыслительного процесса….….4

1.2. Генетический подход Жана Пиаже….10

2.Экспериментальные исследования зарубежной психологии по проблеме мышления….18

2.1. Понятие об интеллекте. Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихологии…18

2.2. Экспериментальная концепция Дж. Гилфорда….24

Заключение….29

Список литературы….32


Введение

Проблема мышления чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли сравнительно недавно.

Проблема мышления долгое время приводила к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.

Современная психология рассматривает интеллектуальную деятельность как совокупность всех познавательных процессов человека — от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Психологическая сущность и природа интеллектуальной деятельности изучена не достаточно, хотя многие крупнейшие зарубежные исследователи (А. Бине. Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Р. Кэттел и др.) занимались и продолжают работать над различными аспектами и составляющими интеллектуальной деятельности.

Вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.

Цель работы – рассмотреть проблемы мышления в зарубежной психологии.

Поставленная цель определяет решение следующих задач:

- проанализировать основные подходы к проблеме мышления в зарубежной психологии;

- рассмотреть современные подходы к проблеме мышления.

Предмет исследования - подходы к проблеме мышления в работах зарубежных психологов.

Объект исследования - подходы к проблеме мышления как психологическому процессу.


Заключение

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начального периода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же способность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматривалась вне проблемы развития психики человека. К числу интеллектуальных способностей в то время относились созерцание, логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.

Позднее, с появление ассоциативной психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям. В качестве механизмов мышления рассматривалась связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опыте. Способность к мышлению рассматривалась как врожденная. Однако представителям данного направления не удалось объяснить происхождение творческого мышления с позиций учения об ассоциациях. Поэтому способность к творчеству рассматривалась как не зависящая от ассоциаций врожденная способность разума.

Психологи вюрцбургской школы в своих экспериментальных исследованиях, использовали чувственные представления и утверждали, что любые их сочетания сами по себе не приводят к решению даже простой логической задачи.

Теория Зельца стала фактически первым объяснением психологических механизмов мышления с выделением его специфики. Поскольку в операциональном аспекте мышление выступало как процесс решения простых репродуктивных задач, приложение теории комплексов к другим задачам - более сложным и даже творческим -требовало специальной разработки. Она связана с развитием телеологического подхода, с осознанием его возможностей и ограничений.

Приложения телеологического подхода и их значение для психологии мышления. Прежде всего, телеологическое определение мышления позволяет анализировать взаимодействие субъекта с познаваемым объектом, задачей.

В психологии понятие целостности было впервые предложено и разработано в одном из направлений психологии сознания. Термин "гештальт" (целостная форма, структура) дал этому направлению собственное имя. Эмпирической основой гешталътпсихологии было не только изучение мышления. Основное понятие, предложенное для их описания, как бы объединяло чувственное восприятие и осмысленное понимание окружающего мира. Известный исследователь процесса решения задач гешталътпсихолог К. Дункер предложил конструктивное объяснение.

Идея целостной, системной организации высших познавательных процессов явилась базовой для построения операциональной теории интеллекта. Ж. Пиаже определял интеллект в широком смысле, пользуясь биологическими понятиями, как одну из форм психического приспособления, адаптации организма к полноценной жизни в изменяющейся среде. Адаптация достигается путем активного взаимодействия субъекта с объектом, включающим два процесса: ассимиляции объективных содержании внутренними познавательными структурами субъекта и аккомодацию. изменение этих структур под влиянием внешних воздействий.

Среди современных три теоретических подхода к исследованию мышления - когнитивный, личностный (мотивационный), исторический.

Когнитивный подход (его основным идеологом является У. Найолер) объединяет ряд конкретных научных направлений современной психологии, связанных с изучением познавательных процессов -восприятия, внимания, памяти, мышления.

Личностный (мотивационный) подход к изучению мышления как бы дополняет когнитивный. Мыслительная деятельность человека рассматривается здесь как направленная его реальными побуждениями, мотивами, а ее продукты - как зависимые от эмоциональных состояний, способов преодоления внутренних конфликтов, обретающие свой действительный смысл лишь. В отношении к развитию личности. Уже в начале века интерес психологов к мотивационным детерминантам мышления позволил выделить ряд его оригинальных видов (аутистическое, эмоциональное и др.).

Среди основных теоретических источников данного подхода можно выделить психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др). Особый вклад в становление личностного подхода внесла гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс) психология: выделяемая здесь потребность в самоактуализации,возникающая в ходе развития личности, порождает новые способы творческого познания, осмысления действительности, мира других людей, самопознания.

Исторический подход к изучению мышления (сознания) в наиболее общем виде есть реализация методологического принципа его общественно-исторической обусловленности. При всей очевидности и общепринятых декларациях этого принципа полноценное освоение его исследовательских возможностей еще далеко не завершено. Как правило, оно сводится к изучению межкультурных различий познавательных процессов и сознательных представлений в так называемых архаичных и современных обществах, к их сопоставлению.


Список литературы

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и воображения. –М., МПСИ, 1999

2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры, под ред.М.Г.Ярошевского М.: изд.инстит.практ.психологии, Воронеж,: НПО «Модэк», 1999

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1988. С. 5–36.

4. Величковский Б.М. Современная, когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 7-65, 184-270.

5. Веккер Л.М. Психические процессы: Л.: ЛГУ, 2003.

6. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М., 1996.

7. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 2002. № 1.

8. Гальперин П.Я Психология как объективная наука, под ред. А.И.Подольского, М.: МПСИ 2003.

9. Запорожец А. В. Психология действия. М, МПСИ 2000.

10. Зак А.З. Диагностика видов мышления у младших школьников: Методические рекомендации для учителей и практических психологов. М.: 2001.

11. История зарубежной психологии. Тексты/ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 116-I29, 232-292.

12. Леонтьев А. А Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии, М. 2001

13. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.,изд МГУ, 1972

14. Лурия А. Р. Язык и мышление. – М., 1979.

15. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии.СПб, 2004.

16. Мышление: процесс, деятельность, общение. /под ред. А.В.Брушлениского, М., Наука, 2002

17. Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987

18. Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 400 с.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2003.

20. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1989.

21. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении // Вопр. языкознания. 1997. № 2.


Тема: «Проблема мышления в зарубежной психологии»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курсовая работа:

    Психологическая сущность мышления

    40 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Психологическая сущность мышления 5
    1.1. Понятие мышления и особенности мыслительного процесса 5
    1.2. Классификация явлений мышления 7
    1.3. Индивидуально-психологические особенности мышления 9
    2. Анализ основных концепций и теорий отечественной психологии по проблеме мышления 11
    2.1. Обоснование необходимости изучения проблем мышления и неоднозначность трактовки мышления в отечественной психологии 11
    2.2. Проблемы мышления в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского 15
    2.3. Проблемы мышления и речи в работах С.Л. Рубинштейна 22
    2.4. Проблемы теоретического и практического мышления в работах А.Н. Леонтьева и Б.М. Теплова 27
    2.5. Установка мышления Д.Н. Узнадзе 30
    3. Анализ современных отечественных исследований по проблеме связи мышления, речи и межличностного общения 33
    Заключение 38
    Список литературы 40
  • Тест:

    ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Психология 2015

    50 страниц(ы) 

    1 блок Темы
    Тема 17. Введение в педагогическую психологию
    Тема 18. Психология обучения
    Тема 19. Психология воспитания
    Тема 20. Психология педагогической деятельности
    Тема 21. Предмет и задачи социальной психологии
    Тема 22. История становления социально-психологической мысли
    Тема 23. Методы социальной психологии
    Тема 24. Проблема личности в социальной психологии
    Тема 25. Проблема общения в социальной психологии
    Тема 26. Социально-психологические аспекты межличностного взаимодействия
    Тема 27. Предмет психологии человека и методы психологического познания
    Тема 28. Формы взаимодействия человека с миром
    Тема 29. Формирование психики в онтогенезе
    Тема 30. Интегративные психические образования человека. Психологическая компетентность
    Тема 31. Введение в психологию развития
    Тема 32. Закономерности и механизмы психического развития
    Тема 33. Психическое развитие в разные возрастные периоды
    Тема 34. Психологическое сопровождение развития человека
    2 блок Модули
    Модуль 4. Педагогическая психология
    Модуль 5. Социальная психология
    Модуль 6. Психология человека
    Модуль 7. Психология развития
    3 блок Кейс-задания
  • Дипломная работа:

    Развитие мышления дошкольников средствами арт-терапии (сга)

    67 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Теоретические основы развития мышления дошкольников средствами арт-терапии 6
    1.1. Мышление как предмет исследований в отечественной и зарубежной психологии 6
    1.2. Закономерности и особенности функционирования мышления в дошкольном возрасте 17
    1.3. Развитие мышления дошкольников средствами арт-терапии 23
    2. Эмпирическое изучение развития мышления дошкольников средствами арт-терапии 32
    2.1. Организация и методы исследования 32
    2.2. Диагностика уровня развития мышления дошкольников 36
    2.3. Программа развития мышления дошкольников средствами арт-терапии 42
    Заключение 53
    Глоссарий 57
    Список сокращений 59
    Список использованных источников 60
    Приложение 65
  • Дипломная работа:

    Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности медицинских работников

    79 страниц(ы) 

    Введение….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАНТОВ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
    1.1 . Психологические и психофизиологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников….6
    1.2. Понятие успешности профессиональной деятельности, а также ее детерминантов в трудах отечественных и зарубежных психологов….….….16
    Выводы по первой главе….….32
    ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕРМИНАНТОВ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
    2.1 Организация, методы и методики исследования …33
    2.2 Анализ, интерпретация и обобщение результатов исследования… 35
    Выводы по второй главе….….45
    Заключение….46
    Список литературы…48
    Приложение
  • Курсовая работа:

    Различные подходы к пониманию личности в истории психологии

    34 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Становление понятия "личность" в психологии 5
    2 Основные направления в изучении развития личности 10
    2.1 Психоаналитическая теория 13
    2.2 Гуманистические, феноменологические, экзистенциальные теории 15
    3 "Существование личности" как психологическая проблема 17
    4 Многозначность понятия личности в современной психологии 28
    Заключение 33
    Список использованной литературы 34
  • Дипломная работа:

    Психологическое благополучие женщин в условиях «позднего» материнства

    154 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 2
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
    1.1. Теоретическое исследование проблемы психологического благополучия 7
    1.2. Структура психологического благополучия и его компоненты . 14
    1.3. Подходы к понятию материнства, позднего материнства, его функции, место материнства в жизни современной женщины 34
    Выводы по первой главе 48
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ «ПОЗДНИХ» И МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ 51
    2.1. Организация и методики исследования 51
    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
    2.3. Программа психологической поддержки для женщин в условиях «позднего» материнства 70
    Выводы по второй главе 76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
    ПРИЛОЖЕНИЕ 88

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Право частной собственности на землю

    20 страниц(ы) 

    Введение
    1 Понятие и сущность права частной собственности на землю
    2 Субъекты и объекты права частной собственности на землю
    3 Права и обязанности собственника земельного участка
    Заключение
    Список литературы
  • Реферат:

    Предмет и задачи психологии

    17 страниц(ы) 

    Введение.3
    1. Психология как наука о душе.4
    2. Отрасли психологии.5
    3. Задачи психологии.7
    4. Современная психология и ее место в системе наук.10
    Заключение .16
    Список литературы.17

  • Курсовая работа:

    Рисуночные проективные методики и их возможности при диагностике школьного развития

    40 страниц(ы) 

    Оглавление
    Введение …3
    Глава 1. Общая характеристика проективных методик
    1.1. Понятие о проективных рисуночных тестах .….5
    1.2. Общая характеристика рисуночных техник.….9
    Глава 2. Возможности рисуночных тестов в диагностике школьного
    развития
    2.1. Использование проективных методик при диагностике
    с детьми….12
    2.2. Возрастные особенности детского рисунка ….24
    Заключение ….30
    Библиографический список литературы ….32
    Приложения….…33

  • Курсовая работа:

    Преступления против несовершеннолетних

    34 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Понятие категории преступлений против несовершеннолетних….5
    1.1. История развития законодательства об ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних….5
    1.2. Понятие и виды преступлений против несовершеннолетних ….….7
    Глава 2. Квалификация преступлений против несовершеннолетних….14
    2.1. Объективные признаки преступлений против несовершеннолетних….14
    2.2. Субъективные признаки преступлений против несовершеннолетних….19
    Глава 3. Меры предупреждения совершения преступлений против несовершеннолетних….24
    Заключение….…29
    Список использованной литературы….32
  • Дипломная работа:

    Формирование навыков самоконтроля у детей 7-8 летнего возраста

    80 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Теоретические аспекты проблемы формирования самоконтроля у младших школьников
    1.1. Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения 7
    1.2. Психологические особенности младших школьников 18
    1.3. Подходы к формированию самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности 29
    2. Анализ и состояние практики формирования навыков самоконтроля у младших школьников
    2.1. Организация работы учителей на констатирующем этапе 38
    2.2. Работа с учащимися по формированию навыков самоконтроля на формирующем этапе 50
    2.3.Оценка и интерпретация результатов работы на контрольном этапе 68
    Заключение
    Список литературы 73
    Приложение 81
  • Курсовая работа:

    Ценовая политика предприятия ОАО МГОК

    43 страниц(ы) 

    Введение…3
    1. Теоретические основы формирования ценовой политики предприятия
    1.1. Система ценообразования в рыночных условиях….5
    1.2. Методология ценообразования на современном этапе развития экономики….8
    1.3. Формирование ценовой политики предприятия….12
    2. Ценовая политика на ОАО «МГОК» ….15
    2.1.Технико-экономическая характеристика предприятия….15
    2.2 Анализ общей суммы затрат на производство продукции…21
    2.3 Анализ затрат на рубль произведенной продукции….23
    2.4 Анализ себестоимости отдельных видов продукции….25
    2.5 Анализ прямых материальных затрат….28
    2.6 Анализ прямой заработной платы….30
    3. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции….33
    Заключение….36
    Список использованных источников…38
    Приложения….39
  • Курсовая работа:

    Теория государства и права. Нормы права.

    42 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Понятие и характеристика государства….5
    1.1.Определение понятия государства….5
    1.2. Основные признаки государства….10
    Глава 2. Сущность и социальное назначение государства…15
    2.1. Сущность и функции государства…15
    2.2. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на типологию российского государства ….30
    Заключение….38
    Список использованных источников….40
    Приложение ….42
  • Дипломная работа:

    «алиментные обязательства членов семьи по законодательству рф: актуальные проблемы, тенденции и перспективы развития»

    82 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
    1. 1. Понятие алиментных обязательств, их признаки и виды…6
    1.2.Правовые источники регулирования алиментных отношений….13
    2. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬMИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
    2. 1. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей…21
    2. 2. Обязанности детей по содержанию своих родителей….32
    2. 3. Порядок уплаты алиментов и ответственность за нарушение законодательства об алиментных обязательствах….37
    3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ….51
    3.1. Актуальные проблемы в области алиментных обязательств….51
    3.2. Предполагаемые пути решения вопроса оплаты алиментов….60 3.3.Перспективы развития способов уплаты алиментов ….64
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….70
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.….75
    ПРИЛОЖЕНИЕ….82
  • Курсовая работа:

    Современные подходы к изучению личности

    28 страниц(ы) 

    Введение….3
    1.История исследования личности в зарубежной и отечественной
    психологии….4
    2. Современные подходы к изучению личности….7
    2.1. Психодинамическая теория личности…10
    2.2. Аналитическая теория личности….11
    2.3. Гуманистическая теория личности….13
    2.4. Когнитивная теория личности….14
    2.5.Поведенческая теория личности….16
    2.6.Деятельностный подход к психологии личности ….18
    2.7.Структурно-динамический подход в психологии личности….21
    Заключение….25
    Библиография….27
  • Курсовая работа:

    Личность одаренного ребенка

    35 страниц(ы) 

    Введение.3
    Глава 1. Теоретическое изучение личности одаренного ребенка….5
    1.1. Основные теоретические подходы к понятию «одаренность», «одаренный ребенок»….5
    1.2. Виды одаренности….…9
    1.3. Психологические особенности одаренного ребенка….13
    Глава 2. Эмпирическое исследование личности одаренного ребенка .20
    2.1. Методы исследования одаренности ребенка….20
    2.2.Анализ проведенного исследования.23
    2.3. Обобщение результатов.26
    Заключение.29
    Список литературы.31
    Приложения …33