Курсовая работа

«Мотивационная система личности»

  • 32 страниц
Содержание

Введение.3

1. Мотивация как психологическая категория.5

2. Психологические теории мотивации.11

3. Механизмы формирования мотивации.17

4. Структура мотивационной системы личности.23

Заключение.27

Список литературы.30

Введение

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее актуальность для современной психологии связана с тем, что мотивация является источником активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Основой изучения мотивационной сферы личности являются работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.Г. Асеева, В.И. Ковалева, А.К. Марковой, В.Г. Леонтьева, В.К. Вилюнаса и др.

Мотив выступает в качестве компонента сложной системы — мотивационной сферы личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в, течение жизни человека. Сфера динамична и зависит от обстоятельств. Некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. (В этих мотивах проявляется направленность личности.)

Для понимания сущности мотивационной сферы (ее состав, строение, динамика) необходимо, прежде всего, рассмотреть связи и отношения личности с другими людьми. Строение мотивационной сферы личности имеет многоуровневый характер. В процессе своего развития человек как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а мотивационная сфера индивида начинает формироваться под влиянием жизни общества: его норм, правил, идеологии, политики и др.

Объектом исследования является мотивационная сфера личности.

Целью работы – является изучение сущности мотивационной сферы личности

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть мотив и мотивацию как психологическую категорию

2. Разобрать психологические теории мотивации

3. Проанализировать механизмы формирования мотивации

4. Разобрать структуру мотивационной системы личности

Заключение

Итак, понятие мотивации является одним из основных понятий, характеризующих движущие силы поведения и деятельности человека. Но до сих пор в психологии не выработан единый подход к изучению этой проблемы, существует множество трактовок основных понятий мотивации деятельности и методологических подходов.

Теоретические положения сформулированы в работах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.С. Мерлина; В.Г. Леонтьева; В.А. Петровского; В.Д. Шадрикова и других. В зарубежных исследованиях, посвященных мотивационно-потребностной сфере личности, выделяют теории А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона и др.

"Мотивация" используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления) и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В первом случае с позици. С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, В.Г. Асеева, Б.И. Додонова и др., мотивация рассматривается как сложная система, в которую включены иерархизированные структуры, являющиеся относительно устойчивым единством элементов, их отношений и целостности объекта, как инварианта системы. Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины.

Система мотивационной сферы личности включает психологические факторы, характеризующие гуманизм, многообразие потребностей: фактор общения, аналитический, эмоционально-волевой фактор и фактор самосознания; системообразующие факторы, выражающие направленную активность, отношения и высокую потребность в знаниях, самореализацию и рефлексию.

Формирование мотивации имеет два механизма. Первый из них заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования <снизу вверх>.

Второй процесс (механизм <сверху вниз>) заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому “стягиваются” такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, социальные ожидания, притязания, волевые качества и другие социально-психологические качества. Структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся и изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.

Психологи рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, как “сплав” движущих сил его поведения и деятельности. Высшим уровнем регуляции является сознательно-волевой. Деятельность является определяющим условием и средством развития мотивационной сферы личности, но это имеет место при наличии смысла, мотивации, проявления активности, саморегуляции и стремления к самосовершенствованию своей личности.

Таким образом, подходы к изучению мотивационной сферы личности, ее понятий, структуры и содержательной стороны мотивов представлены в исследованиях В.С. Мерлина, К.А. Абульхановой-Славской, А.К. Марковой, А.В. Петровского, Р.С. Немова, В.Г. Леонтьева и др. К.А. Абульханова-Славская в структуре мотивационной сферы выделяет основные компоненты: ценности деятельности, личностную мотивацию, смысловую деятельность. А.К. Маркова в структуру мотивационной сферы включает побуждения, идеалы и ценностные ориентации, надежды, потребности, мотивы, цели и интересы.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2003. – 339 с.

2. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 2. С. 8—18.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.

5. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Н., 1996.

6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 334 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1998.

8. Бодалев А.А. Психология о личности. МГУ, 1988, с.63.

9. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986.

10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Изд. МПСИ М., 1999.

11. Дилигенский Г.Г. Исследование человеческих потребностей: проблемы, методы, гипотезы // Будущее науки. Вып. II. М., 1978. С. 199— 215.

12. Зерниченко А.Н., Гончаров Н.В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей Вопросы психологии, V 1989 г.

13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.

14. Имедадзе И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопросы психологии 1987 г.С. 110—130.

15. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1970.

16. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л., 1997. – 264 с.

17. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.

18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

19. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

20. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1994.

21. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. – 254 с.

22. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2006. 416 с.

23. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. 451 с.

24. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987. 234 с.

25. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т.1. 408 с.; Т. 2. 392 с.

26. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности: Монография [Текст] / Р.И.Цветкова. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000 - 102 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Мотивационная система личности»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика