Дипломная работа

«Объективная необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства и его проблемы (на примере МО «Город Железногорск»)»

  • 81 страниц(ы)
фото автора

Автор: отличник

Введение 3

1 Жилищно-коммунальное хозяйство как одна из составляющих

социально-экономической системы 7

1.1 Сущность, понятие и необходимость реформирования

жилищно-коммунального хозяйства 7

1.2 Роль реформирования ЖКХ в решении социально-

экономических проблем 15

1.3 Роль государства в реформировании жилищно-

коммунальной сферы 20

2 Состояние реформирования и модернизация жилищно-

коммунального хозяйства МО «Город Железногорск» 27

2.1 Муниципальное образование «Город Железногорск»

как объект управления 27

2.2 Состояние и характерные проблемы сферы ЖКХ

города Железногорск 33

2.3 Роль территориальных органов управления

в реформировании ЖКХ 40

3 Основные направления совершенствования процесса

реформирования ЖКХ 50

3.1 Перспективные цели и задачи модернизации

ЖКХ города Железногорск 50

3.2 Формирование системы управления жилищным фондом

и общим имуществом в многоквартирных домах 57

3.3 Привлечение частного бизнеса к управлению

и инвестированию в коммунальный комплекс 63

Заключение 71

Список литературы 75

Приложения

Актуальность реформирования жилищно-коммунального хозяйства является очевидной и остается неизменной с момента начала реформ в данной сфере и по настоящее время – более 10 лет. Сегодня трудно назвать какую-либо другую отрасль экономики страны, которая бы вызывала столько споров и суждений как жилищно-коммунальное хозяйство. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, несмотря на кажущееся внимание к нему в советский период для него было характерно остаточное финансирование, которое приводило к нарастающему отставанию этой отрасли от жилищного строительства. Жилой фонд страны нуждался в более высококачественном обслуживании. Во-вторых, в первые годы существования рыночной экономики жилищно-коммунальное хозяйство потеряло даже те немногие средства, которые оно получало от государства. Остро встала проблема, как развивать эту отрасль. Возможно ли здесь развитие рыночных отношений? Если да, то, в каком направлении, как быстро? Как государство будет участвовать в реформировании отрасли и каков должен быть хозяйственный механизм?

Реформирование в настоящее время осуществляется в рамках федеральной и региональной целевых программ; существует большое количество и иных нормативно-правовых актов, призванных урегулировать становление и поступательное развитие реформ. Мероприятия, проводимые в рамках реформирования, направлены на повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствуют режиму его устойчивого достаточного финансирования, обеспечивают комфортные и безопасные условия проживания людей. Предусматривается решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработка и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимальное использование ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей. В результате решения этих задач предполагается повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

К сожалению, видимых результатов, даже по прошествии нескольких лет достигнуть не удалось. Коммунальная инфраструктура, жилой фонд имеют высокий уровень износа и нуждаются как минимум в дорогостоящем капитальном ремонте, а некоторые объекты не подлежат дальнейшей эксплуатации. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства требуют скорейшего разрешения, поскольку влекут за собой череду социальных неблагоприятных последствий.

Вопросы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства являются острыми и в муниципальном образовании «Город Железногорск». Изношенные коммуникации и жилой фонд, отсутствие институтов профессионального управления и товариществ собственников жилья (следствие забюрократизированности вопросов их создания, чрезмерной налоговой нагрузки, инертности населения) – все это тормозит создание эффективных механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Целью данного дипломного исследования является изучение необходимости, сущности и роли реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и на местном уровне – муниципальное образование «Город Железногорск», их системы и структурно-функциональных особенностей в условиях современного осуществления приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Задачи, стоящие перед данной дипломной работой, сводятся к следующему:

- изучить сущность, понятие и необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

- исследовать роль реформирования жилищно-коммунального хозяйства в решении социально-экономических проблем;

- определить роль государства в реформировании жилищно-коммунальной сферы;

- изучить муниципальное образование «Город Железногорск» как объект управления;

- определить состояние и характерные проблемы сферы жилищно-коммунального хозяйства города Железногорск;

- исследовать роль территориальных органов управления в реформировании жилищно-коммунального хозяйства;

- выявить перспективные цели и задачи реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства города Железногорск;

- изучить возможные пути формирования эффективной системы управления жилищным фондом и общим имуществом в многоквартирных домах;

- определить возможные механизмы привлечения частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс .

Объектом исследования дипломной работы выступает реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации как один из способов качественного улучшения состояния жилищной сферы и приоритетное направление жилищной политики государства.

Предметом изучения являются особенности и закономерности реализации мероприятий, направленных на осуществление реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Город Железногорск».

Методологическую базу дипломной работы составляют общенаучные и частные методы познания. К первым методам относятся такие как: исторический материализм, исторический и логический методы, анализ и синтез. Среди использованных частных методов можно выделить метод системно-структурного анализа, функциональный, статистический, моделирование, конкретные социологические исследования, сравнительный.

Информационная база исследования указанной темы является существенной. К первичным источникам, использованным при написании дипломной работы, в первую очередь Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня, нормативно-правовые акты Курской области и муниципальные правовые акты. В отечественной научной литературе в последнее время уделяется проблемам реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства большое внимание. При написании работы использованы монографии, публикации в периодических изданиях, учебная и методическая литература. Значительными работами в данном направлении являются работы таких авторов, как Багаева А.Н., Лазарова Л., Лембик С.А., Каменева Е.А., Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю., Симонова Ю.Ф.

В данном дипломном исследовании сделана попытка комплексного анализа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса в системном, институциональном и функциональном аспектах, как на федеральном уровне, так и на муниципальном – на примере муниципального образования «Город Железногорск». На основании проведенных исследований и изученных материалов можно сделать следующие выводы:

1. На федеральном, региональном и местном уровнях четко определены цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства. К настоящему времени достигнуты определенные результаты от реализации предыдущих этапов реформы, но они далеки от задекларированных. В целом процесс реформирования идет медленно и сталкивается с рядом препятствий, которые не были учтены при разработке программ. Проблемы сферы ЖКХ обусловлены неэффективной системой управления, дотационностью сферы, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы. Преодоление эти неблагоприятных предпосылок остается приоритетной целью.

2. Очевидно, что состояние жилищной сферы в целом и жилищно-коммунального хозяйства, в частности, имеет огромное социально-экономическое значение. Жильё связано с удовлетворением самых важных потребностей человека и является той материальной основой, на которой развивается семья, как ячейка социального общества. Жилье создает условия для воспитания последующего поколения, обеспечивает хранение материальных и духовных ценностей. Без комфортного, безопасного жилья, снабженного современными коммуникациями человек не может быть полноценным членом социального государства и гражданского общества, к созданию которых стремится Россия.

3. Только комплексный подход к решению проблем жилищно-коммунального комплекса, согласованная государственная политика во всех социальных секторах экономики способны привести к позитивным результатам в реформировании ЖКХ.

4. В настоящее время реализуется преобразование системы финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется тарифное регулирование как новая концепция её построения. С 2005 года в стране действует принцип стопроцентной оплаты коммунальных услуг населением и отменено перекрестное субсидирование, при котором заниженная стоимость услуг для населения покрывалась завышенными тарифами для юридических лиц. В связи со значительным увеличением стоимости коммунальных услуг возникла серьезная проблема – образование задолженности малообеспеченных потребителей перед организациями жилищно-коммунального комплекса. Существуют меры социальной поддержки для населения по оплате жилья и коммунальных услуг, субсидирование малообеспеченных семей. Субсидирование осуществляется путем предоставления адресной материальной помощи каждой нуждающейся семье на персональные лицевые счета. Можно отметить, что в данном сегменте реформирования сферы ЖКХ достигнуты весомые результаты, которые максимально приближены к программным целям. Данными субсидиями в городе Железногорске в 2006 году воспользовалось 946 семей, а в 2007 году – 1148.

5. С 2008 года положено начало ещё одному направлению реформирования - программе финансирования капитального ремонта ветхого жилья. На него возлагаются большие надежды, поскольку содержание жилья в том состоянии, в котором оно находится на сегодняшний день, для населения – собственников квартир в многоквартирных домах – не реально. Для этих целей создан специальный Фонд содействия реформированию ЖКХ. Время покажет на сколько эффективным будет это нововведение. На местном уровне в городе Железногорск подготовлена необходимая документация для формирования региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Но анализ требований закона позволяет сделать вывод о том, что нынешняя ситуация в городе (муниципальное образование в полной мере не отвечает ни одному из перечисленных требований) делает невозможны участие муниципального образования в данной программе. Создается впечатление, что законодатель через реализацию ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» хочет выполнить все предыдущие задачи реформирования данной сферы. Хотя следовало признать, что реформирование ЖКХ реализовано фрагментарно: рынок профессионального управления так и не сформирован, ТСЖ не являются эффективными. Поэтому реализация благого начинания – капитального ремонта ветхого жилья также ставится по сомнение.

6. Муниципальное образование «Город Железногорск» на настоящий момент является среднестатистическим городом по показателям в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Все организации данного комплекса функционируют в форме муниципальных унитарных предприятий. Привлечение частного капитала в сферу ЖКХ является злободневной проблемой, наряду с такими, как изношенные объекты коммунальной инфраструктуры и жилой фонд, кредиторская и дебиторская задолженность предприятий, отсутствие договорных отношений между производителями и потребителями коммунальных услуг, отсутствие профессионального эффективного управления многоквартирными домами, низкий кадровый потенциал.

7. Но, несмотря на перечисленные проблемы, ценою усилий органов муниципальной власти и руководства организаций жилищно-коммунального хозяйства, виден поступательный вектор развития сферы: проводятся капитальные ремонты объектов инженерной инфраструктуры, вводятся в эксплуатацию новые, проводится работа по сокращению задолженности. Налаживается система профессионального управления жилым фондом посредством создания управляющей организации и содействию в создании товариществ собственников жилья. При реализации всех запланированных мероприятий в рамках реформирования городского жилищно-коммунального хозяйства качество оказываемых населению коммунальных услуг значительно улучшится.

8. Одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства является формирование рынка профессионального управления в жилищно-коммунальной сфере. Действующим законодательством Российской Федерации, сформированы и продолжают совершенствоваться механизмы, направленные на снижение уровня влияния органов власти всех уровней на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Следственным результатом данного процесса должно стать планомерное перераспределение управленческих функций, ранее принадлежавших органам власти, профессиональным управляющим компаниям (иным субъектам управления), саморегулируемым организациям и органам местного самоуправления.

9. Настоящий этап реформирования ЖКХ г. Железногорска определяется интенсивной модернизацией инженерной инфраструктуры, формированием системы управления жилищным фондом и общим имуществом в многоквартирных домах. Эти направления необходимо реализовывать параллельно с приватизацией МУП – монополистов рынка ЖКУ, становлением саморегулируемых организаций жилищно-коммунального комплекса Курской области, привлечением частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс.

1. Конституция РФ // РГ. – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007)

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007)

4. Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ от 22.12.2004 (ред. от 18.10.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)

5. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 04.12.2007)

6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

8. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях»

9. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

10. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 09.02.2008) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

11. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 (ред. от 19.02.2008) «О Федеральной целевой Программе «Жилище» на 2002-2010 годы»

12. Постановление Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 (ред. от 23.05.2006) «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов»

13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 (ред. от 09.02.2008) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»

14. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 286 (ред. от 10.08.2007) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»

15. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

16. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 865 «О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 № ГКПИ07-435)

17. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»

18. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»

19. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

20. Постановление Правительства РФ от 15.02.2008 № 76 «О размещении временно свободных средств государственной корпорации – Фонд содействия реформированию ЖКХ»

21. Приказ Госстроя РФ от 11.12.1997 № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ»

22. Приказ Госстроя РФ от 21.04.2003 № 142 «Об утверждении порядка инвентаризации и дебиторской и кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса»

23. Приказ Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 100 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса»

24. «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2009 годы», утвержденное Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007

25. Письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. № от 12 октября 2006 г. № 9555-РМ107 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги»

26. Письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. № 14316-РМ/07 «О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления»

27. Письмо Министерства регионального развития РФ от 29.11.2007 № 21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями»

28. Закон Курской области от 05.12.2006 № 80-ЗКО «О программе социально-экономического развития Курской области на 2006-2010 годы»

29. Закон Курской области от 28.12.2007 № 128-ЗКО «О вопросах ведения Курской области в сфере ЖКХ»

30. Постановление Курской областной Думы от 24 декабря 2003 г. № 830-III ОД «Об областной программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы» (с изм., внесенными Законом Курской области от 30.12.2004 № 73-ЗКО)

31. Постановление Курской областной Думы от 24.11.2005 №1279-III ОД (ред. от 15.11.2007) «Об областной целевой Программе «Энергосбережение Курской области на период 2006-2010 годы»

32. Постановление Правительства Курской области от 29 июля 2004 года № 962-III ОД «Об областной целевой программе «Жилище» на 2004-2010 годы» (в ред. постановления Курской областной Думы от 15.02.2007 N 281-IV ОД)

33. Постановление Правительства Курской области от 09.02.2007г. № 18 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»

34. Постановление Правительства Курской области от 12.12.2007 № 218 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008-2009 годы»

35. Устав города Железногорска Курской области (в ред. решений Железногорской городской Думы от 30.06.2005 N 170-3-РД; от 30.08.2005 № 175-3-РД; от 28.11.2006 № 419-3-РД)

36. Решение Железногорской городской Думы от 08.10.1998 № 37-20-РД (ред. от 16.05.2000) «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в г.Железногорске»

37. Решение Железногорской городской Думы от 27.05.2003 № 335-2-РД (ред. от 28.02.2006) «Об утверждении правил оплаты населением города коммунальных услуг по показаниям приборов учета (счетчиков) и правил оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, временно зарегистрированными на территории МО «Город Железногорск»

38. Решение Железногорской городской Думы от 29.11.2005 № 261-3-РД «Об утверждении Правил благоустройства города Железногорска Курской области»

39. Решение Железногорской городской думы от 29.11.2005 № 262-3-РД «О порядке перечисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан на территории города Железногорска Курской области»

40. Решение Железногорской городской думы от 28.11.2006 № 426-3-РД «О ценах на содержание, ремонт жилья и о тарифах на коммунальные услуги»

41. Решение Железногорской городской Думы от 01.02.2007 № 451-3-РД «Об оплате за пользование муниципальным жилым помещением (плата за наем) для нанимателей муниципальных жилых помещений в городе Железногорске»

42. Решение Железногорской городской Думы от 24.04.2007 № 476-3-РД «Об утверждении порядка управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности города Железногорска»

43. Решение Железногорской городской думы от 27.11.2007. № 581-3-РД «Об утверждении прогноза социально-экономического развития города Железногорска на 2008-1010 годы»

44. Решение Железногорской городской Думы от 24.01.2008 № 629-3-РД «Об утверждении Положения об оказании адресной социальной помощи жителям города Железногорска»

45. Программа социально-экономического развития города Железногорска на период до 2010 года, утвержденная Решением Железногорской городской думы от 30.10.2007 № 197-3-РД

46. Батяев А.А. Азбука жилья. Жилищный кодекс от А до Я: Монография. - Феникс, 2007. – 154 с.

47. Бычковский И. Что мешает инвестициям? // Коммунальный комплекс России – 2008. - №2. – С.6-10

48. Викторов М. Национальный проект по жилью: факторы реализации// Экономист. – 2007. - № 1. – С.56-61.

49. Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // Жилищное право. – 2006. – №8. – С.31-37.

50. Давыдова О.В. Развитие коммунальной инфраструктуры // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение - 2006. - № 7. – С.23-29.

51. Диордиева О. Новый Жилищный кодекс РФ // Юрист. – 2005. - №4. – с.25-28.

52. Долгова М.Н. Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся: Учебное пособие. - ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. – 128 с.

Примечания к работе

Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, каждая из которых состоит из трёх параграфов, заключения, списка литературы и семи приложений. Объем работы составляет 81 страница, список литературы содержит 72 источников.

Покупка готовой работы
Тема: «Объективная необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства и его проблемы (на примере МО «Город Железногорск»)»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 81
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика