Дипломная работа
«Динамика изменений Я-концепции девиантных подростков включённых в деятельность дополнительного образования»
- 92 страниц
Введение….3
ГЛАВА Ι. Теоретический анализ особенностей Я-концепции девиантных подростков с различным типом гендерной идентичности
1. Девиантное поведение: понятие, специфика и возрастные аспекты (подростковый период онтогенеза)….7
2. Структура самосознания - Я-концепция….20
3. Особенности формирования Я-концепция девиантных подростков, с учётом гендерного аспекта….27
Выводы по теоретической части исследования….48
ГЛАВА ΙΙ. Экспериментальное исследование особенностей Я-концепции девиантных подростков с различным типом гендерной идентичности
2.1. Организация исследования…50
2.2. Ход эмпирического исследования…52
2.3. Интерпретация данных и выводы по эмпирическому исследованию….76
Заключение….85
Список литературы…89
Приложения….93
Напряженная социальная обстановка в современном обществе способствует частому возникновению различных нарушений в поведении подростков. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения. Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов.
Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует [15, С.4]. Девиантному поведению подростков посвящено большое количество работ. Подростковый возраст является периодом наиболее интенсивного развития личности, что обусловливает особую социально и морально-этическую значимость различных девиаций и психических нарушений в этом возрасте.
Работа по коррекции девиаций в подростковом возрасте осуществляется не только в системе общего образования, но и в системе дополнительного образования. Работа с детьми и подростками с девиантным поведением является одной из форм работы дополнительного образования.
Изменения в структуре самосознания человека накладывают отпечаток на его поведение. Изучение Я-концепции как многомерного образования позволяет учесть важнейшие детерминанты поведения: отношение к окружающим и ожидаемое от них отношение; самоотношение; индивидуально-личностную направленность развития. Выявление особенностей Я-концепции подростков дает возможность проводить диагностику отклонений в поведении на ранних стадиях их появления.
В отечественной психологии проблеме человеческого «Я» и самосознания личности уделяется большое внимание в работах Г. Акопова, Л.В. Бороздиной, Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А.И. Липкиной, И. Кона, А.М. Прихожан, С. Л. Рубинштейна, В.В. Столина, Д. И. Фельдштейна, И. Чесноковой и т.д. Среди зарубежных исследователей известны работы Э. Берна, Р. Бёрнса, У. Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Юнга, Э. Эриксона и других.
Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С.Бем, Э. Гиденс, И.С. Клёцина, Е.Р. Ярская-Смирнова). Наиболее общее определение гендерной идентичности связано с тем, что ее понимают как результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). При всем многообразии компонентов, которые могут быть включены в структуру гендерной идентичности, наиболее часто повторяющимися являются два компонента: биологический пол (мужчина/женщина) и маскулинность/феминность, как конструкты культуры и интериоризированные психологические черты (О.А.Воронина, Д.В.Воронцов, Е. Здравомыслова, В.В.Знаков, В.А.Лабунская, Н.И. Ловцова, Л.Н.Ожигова, Н.Пушкарева, Дж. Скот, А.Темкина, Р. Хоф).
Определили цель исследования – изучить особенности Я-концепции девиантных подростков с различным типом гендерной идентичности.
Объект исследования – подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования – Я-концепция девиантных подростков с различным типом гендерной идентичности.
Гипотеза исследования – Я-концепции девиантных подростков (когнитивная, аффективная и регулирующая составляющие) с различным типом гендерной идентичности имеет ряд отличительных особенностей, а включённость девиантых подростков в деятельность дополнительного образования способствует изменениям их Я-концепции.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие в психологической науке подходы к изучению девиантного поведение: понятие и специфика.
2. Раскрыть особенности девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Проанализировать структуру самосознания - Я-концепции.
4. Охарактеризовать особенности формирования Я-концепция девиантных подростков, с учётом гендерного аспекта
5. Подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение структурных компонентов Я-концепции (когнитивная, аффективная и регулирующая составляющие) и типов гендерной идентичности у подростков.
6. Выявить особенности Я-концепции девиантных подростков (когнитивная, аффективная и регулирующая составляющие) при различных типах гендерной идентичности; проанализировать и описать специфику взаимосвязи типов гендерной идентичности подростков с особенностями их Я-концепции.
В работе использовались следующие психодиагностические методы: теоретический анализ литературы, тестирование, методы статистической обработки данных, а также методики:
1. Методика «Психологический пол» (автор Сандра Бем) (см. Приложение 1). Цель: диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.
2. Методика «Исследование самооценки» (автор Дембо-Рубинштейн, в модификации А. М. Прихожан) (см. Приложение 2). Цель: исследовать ряд личностных качеств, (здоровье, способности, характер и т. д.), изучив показатель самооценки и уровень притязаний.
3. Тест-опросник cамоотношения (ОСО) (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) (см. Приложение 3). Цель: выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
4. Методика «Изучение самооценки личности» (см. Приложение 4). Цель методики: исследовать уровень самооценки.
Подростковый возраст (пубертатный период) с его бурными нейроэндокринными сдвигами с давних пор считается фактором, способствующим девиантного поведения. Это один из кризисных этапов в становлении личности человека. Девиантное поведение подростков – распространённый феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового возраста и снижается после 18 лет.
Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Образ Я включает в себя три компонент: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий (волевой) компонент. Нарушения в структуре Я - концепции подростков с девиантным поведения, в первую очередь затрагивают эмоционально - ценностный блок и проявляются в снижении самоуважения и самоприятия, а также в неадекватном отношении к окружающим.
Гендерная идентичность - осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности; принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака. Гендерная идентичность является аспектом самосознания личности, связанным с осознанием себя представителем определённого пола. Общая Я-концепция, формируясь в подростковом возрасте, связана с обретением чувства взрослости – ответственности за свои поступки, осознания их. В силу специфичности гендерной социализации для подростков мужского и женского пола она обуславливает различия проявлений личностных особенностей у подростков с различными типами гендерной идентичности.
Эмпирически исследовав особенности Я-концепции девиантных подростков с различным типом гендерной идентичности на констатирующем этапе, сделали следующие выводы:
1. У мальчиков отмечается преобладание типично мужских черт и ярко выраженная маскулинность (73%), у 20% мальчиков отмечается маскулинность. У 7% девиантных подростков мальчиков отмечается наличие выраженной андрогинности.
У большинства девиантных юношей (67%) преобладает средний уровень притязаний. Лишь 33% характеризуются высоким уровнем притязаний. У юношей с маскулинным типом гендерной идентичности, при ярко выраженной его форме, а также при андогинном типе преобладает средний уровень притязаний и высокий уровень самооценки.
Ярко выраженными у девиантных подростков мальчиков являются такие характеристики самоотношения, как аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоуверенность. Также достаточно выражены глобальное «Я», самоинтересы, самопринятие, самопоследовательность, самообвинение. Не выражены такие составляющие как самоуважение, отношение других, самопонимание.
Большинству мальчиков (80%) характерен средний уровень самооценки, который указывает на то, что испытуемый редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других. У 20% мальчиков высокий уровень самооценки, при котором человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях
2. У девочек также преобладают типично мужские черты и ярко выраженная маскулинность (47%), у 13% девочек отмечается маскулинность. У 13% девиантных подростков девочек отмечается наличие выраженной андрогинности. У 27% девиантных девушек диагностированы черты фемининности.
У девушек с девиантным поведением чаще всего отмечается высокий уровень притязаний (73%), который является оптимальным и подтверждает оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Очень высокий уровень отмечается у 13% девочек. У девушек с разным типом гендерной идентичности преобладает высокий уровень притязаний и высокий уровень самооценки.
Ярко выраженными у девиантных подростков девочек являются такие характеристики самоотношения, как ожидаемое отношение от других, самообвинение и самоинтерес. Также достаточно выражены глобальное «Я», самоуважение, самоинтересы, самоуверенность, отношение других, самопринятие, самопоследовательность, самопонимание. Не выражена такая составляющая как аутосимпатия.
У большинства девочек (53%) отмечается средний уровень самооценки. Небольшая часть девочек (13%) характеризуется высоким уровнем самооценки. Многим девочкам с девиантным поведением (34%) свойственен низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».
3. На контрольном этапе исследования (по прошествии 9 месяцев) не отмечается значимых различий в уровнях притязаний и самооценки у мальчиков и девочек подросткового возраста с девиантным поведением. О положительных изменениях можно говорить лишь на уровне тенденций.
При этом на контрольном этапе исследования у мальчиков отмечаются статистически значимые различия по таким компонентам самоотношения, как: самоуважение, отношение других, самопринятие, самопоследовательность, самоинтерес, аутосимпатия. У девочек статистические различия отмечаются по таким компонентам, как: самоинтересы, отношение других, самопонимание, самоуверенность.
Отмечены на контрольном этапе исследования самооценки девиантных подростков, статистически значимые различия в уровнях самооценки девочек, в то время, как у мальчиков подобных изменений не выявлено.
Таким образом, различные виды работы, осуществляемой с девиантными подростками в системе дополнительного образования, способствуют положительным изменениям в самооценке и самоотношении мальчиков и девочек с различным типом гендерной идентичности.
1. Агапов В.С. Я-концепция как социально-психологическая проблема. – М.: МОСУ, 2000.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2004.
4. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - 74-82с.
5. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. - 1999. - 147-155с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Хрестоматия - М.: БАХРАХ-М,2003.
7. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - 87-95с.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / В кн.: Психология подростка. Хрестоматия // Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 2002. - с.414 - 431.
9. Большой психологический словарь // Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
10. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Латард, 1997 .
11. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - 63-71с.
12. Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы // Дис. … канд. психол. наук. - М., 1990.
13. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4. - 9-20с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 391-410.
15. Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. – СПб.: Филиал ИС РАН, 1993.
16. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с. (Серия «Библиотека психолога».).
17. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ, 2002.
18. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
19. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
20. Кле М. Психология подростка /В кн.: Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И.Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
21. Клёцина И.С. Гендерная социализации: Учебное пособие. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.
22. Колесов Д.В., Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. - М.: Педагогика, 1978.
23. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
24. Кондратьев М.Ю. Девиантное поведение подростков. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
25. Крайг Г. Психология развития / Пер.с англ. Мальгиной Н. и др.-7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2000.-988 с. - (Мастера психологии).
26. Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно // Советская педагогика. - 1991. - №6. - С. 141-142.
27. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. - М.: Просвещение, 1988.
28. Матюшкин М.Д. Социально-педагогические особенности девиантного поведения подростков. – Ярославль, 2000.
29. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 2006.
30. Мацумото Д. Психология и культура // Под ред. Д. Мацумото. - СПб.: Питер, 2003. - 718 с., ил. (Серия Мастера психологии).
31. Москвитина О.А. Гендерные различия в способах совладающего поведения // h**t://edu.r*
32. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической запущенности подростков.// Советская педагогика. - 1984. - № 5. - С. 141.
33. Прикладная социальная психология. / Под ред. А.Н.Сухова и А.А.Деркача – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
34. Психология: Словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
35. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).
36. Психология самосознания. Хрестоматия. / Бернс Р. Что такое Я-концепция. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ–М», 2003. – С.333-392.
37. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия «Психологическая энциклопедия». – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
38. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.
39. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с. – (Коррекционная педагогика).
40. Рымарев Н.Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью// Дисс. … канд. психол. наук. - Краснодар 2006.
41. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с.
42. Свистунова Е.В. Особенности Я - концепции подростков с нарушением поведения : Дисс. . канд. психол. наук. - Москва, 2002.
43. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М.: Академия, 1998.
44. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского Университета, 1983.
45. Сергеева К.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушениями поведения // Международная заочная научно-практическая конференция «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решение». – Владимир, ВлГУ, 12 мая 2010г.
46. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии. - 2004г. - № 3. С.3-18.
47. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. -1984. - №5. - С. 52-54.
48. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1987.
49. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 143с.
50. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 336с.
Тема: | «Динамика изменений Я-концепции девиантных подростков включённых в деятельность дополнительного образования» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 92 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы организации творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования
Дипломная работа:
Содержание деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного образования
Дипломная работа:
Этнокультурное развитие школьника в системе дополнительного образования на примере чувашской вышивке
Дипломная работа:
Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования