Курсовая работа
«Развитие психики в филогенезе»
- 32 страниц
Введение ….3
1. Развитие психики в процессе эволюции….4
2. Представления о движущих силах, источниках и условиях психического развития в зарубежной и отечественной психологии…8
3. Сознание как высшая ступень развития психики ….17
Заключение…27
Библиография…30
Особенности психики человека, которые выделили его из животного мира, возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. «Главным событием, по словам Ю.Б.Гиппенрейтер здесь явилось возникновение сознания» [7].
На протяжении веков дискуссионным был вопрос о природе человеческой психики: «человек - существо биологическое или социальное». По мнению психологов, человек — существо биологическое, поскольку он возник в ходе эволюции животного мира, продолжавшейся многие миллионы лет, и в определенном смысле является результатом этого процесса. С другой стороны, современный человек есть продукт культурно-исторического процесса, насчитывающего, по крайней мере, несколько сот тысяч лет. Иными словами, мы несем на себе печать обеих эволюций. Однако такой ответ не удовлетворяет, так как все равно остается неясным, в чем и как проявляются биологическое и социальное начала, а главное, в каком соотношении они находятся.
Проблемами развития психики человека занимались С. А. Рубинштейн, М. М. Бахтин и Л. С. Выготский, целью которых было понимание природы сознания, связи с языком, словом и т.д. Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и др.)
Цель работы: изучить особенности психического развития человека
Задачи:
1.Рассмотреть представления о движущих силах, источниках и условиях психического развития в зарубежной и отечественной психологии
2. Рассмотреть проблему о развитии психики в процессе эволюции
3. Раскрыть вопрос о сознании как высшей ступени развития психики человека
Таким образом, рассмотрев данную проблему, мы можем сделать ряд выводов:
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью по лучения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е, субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
Получаемая живым существом информация об окружающем мир служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях сред обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.
В ходе развития представления об источнике и причинах развития психики в онтогенезе актуальным становился вопрос о соотношении среды и наследственности.
В течение многих лет проблемами развития психики человека занимались М. М. Бахтин Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. А. Рубинштейн, Ст. Холл и др.
Человек рождается с определенной врожденной, или безусловно-рефлекторной, организацией видового поведения. Решающую роль в психическом развитии играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей. Если источником психического развития ребенка является человеческая культура, то движущими силами этого процесса служат возрастные изменения объективного положения ребенка в системе его отношений со взрослыми и возрастные изменения его деятельности.
Зарубежные теории онтогенетического развития психики можно разделить на две группы в соответствии с их позицией в решении центральной проблемы онтогенеза: что более определяет развитие человека — природа или воспитание, т. е. факторы, связанные с наследственностью или обусловленные внешней средой. Ответом была теория конвергенции, или теория двух факторов, разработанная В. Штерном. С его точки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями.
Психологи выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.
Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое «Я» из окружающего мира.
Итак, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Библиография
1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания: СПб, «Питер»,2002
2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития
ребенка // Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 173-179.
3. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л. С. Вы
готского и ее значении для современных исследований психологии
личности // Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 288-301.
4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. —
М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка, под ред.Е.Е.Соколова, Хрестоматия по курсу Введение в психологию, М.Российское психологическое общество, 1999
6. Выготский Л.С. О психологических системах. //Собрание сочинений. T.I. — М.: Педагогика, 1982.-С. 109-131.
7. Гальперин П. Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // Психология как объективная наука. — М.: МПСИ; Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1998. - С. 357-388.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М. Юрайт, 2001
9. Запорожец А. В. Условия и движущие причины психического раз
вития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП,
1996.-С. 23-26.
10. Зинченко В. П. От классической к органической психологии //
Известия Академии педагогических и социальных наук. — М., 1996. —
№ 1.-С. 8-37.
11. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: «Питер», 2000.
12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во
МГУ, 1972
13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: «Роспедагентство»,
2003
14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: МПА,
1994.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: «Педагогика», 1989.
16. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание М.: «Роспедагентство»,
2003
17. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.:
МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
18. Фабри К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики, Хрестоматия по курсу Введение в психологию, под ред.Е.Е.Соколова, М.Российское психологическое общество, 1999
19. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.:
МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
20. Эриксон Э. Г. Детство и общество.- СПб.: «Питер», 1996.
Тема: | «Развитие психики в филогенезе» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Психология 2015
Дипломная работа:
Этнокультурное развитие школьника в системе дополнительного образования на примере чувашской вышивке
Курсовая работа:
Организация образовательной среды коммуникативно - личностного развития дошкольников в доо
Курсовая работа:
Развитие воображения в младшем школьном возрасте
Контрольная работа:
Интеллект и речь в онтогенезе и филогенезе