Курсовая работа
«Психологические проблемы леворуких детей в школе»
- 36 страниц
Введение….3
1. Теоретические исследования феномена леворукости….5
2. Особенности обучения и развития леворукого ребенка….9
3. Леворукий ребенок в школе…19
Заключение….27
Список использованной литературы….29
Леворукость – врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой. Долгое время считалась, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции.
На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость — не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой — значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.
В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша. Переученный леворукий человек, насильно приспособившийся к неудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно-психической деятельности.
В последние годы проблема леворукости стала темой разнообразных публикаций. Однако одни из них носят чисто прикладной характер и содержат лишь конкретные указания и упражнения без объяснения природы наблюдаемых у ребенка проблем и того, почему надо заниматься с ребенком именно так. Другие являются изложением научных исследований и носят академический характер. К ним относятся работы Безруких М.М., Князевой М.Г., Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной, Иншаковой О.Б., А.Семенович, Майской А. и других.
По мнению ученых, левшество свидетельствует о совершенно особой организации нервной системы человека, а соответственно— всех психических процессов, и прежде всего восприятия. Поэтому, с одной стороны, таким детям необходимо помогать адаптироваться к нашему «праворукому миру», с другой стороны, следует бережно относиться к особенностям, которые делают их уникальными и очень творческими.
Однако особого подхода к детям-левшам по-прежнему нет: Возникающие у таких детей психологические проблемы, как правило, не связывают с левшеством. Школа на сегодняшний день обладает крайне ограниченными возможностями для индивидуального подхода к детям. И проблемы леворуких детей, связанные с их моторной неловкостью, еще и усугубляются огромной интенсификацией всего процесса обучения, его нерациональной организацией и действием большого количества стрессогенных факторов.
Поэтому проблема, обсуждаемая в работе, носит актуальный характер.
Целью курсовой работы является: рассмотреть психологические проблемы леворуких детей в школе
Для решения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретический аспект о природе и феномене левшества,
2. Проанализировать психологические особенности ребенка-левши
3. Выделить важнейшие проблемы леворуких детей в школе
4. Привести конкретные рекомендации для людей, работающих с левшами.
Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии.
Рассматривая психологические проблемы леворуких детей в школе, как одни из самых серьезных проблем в педагогике и психологии, можно сказать, что много лет с леворукими детьми обращались (переучивали) без учета природы их особенностей развития.
Изучив теоретический аспект о природе и феномене левшества выяснили, что по мнению ученых, левшество свидетельствует о совершенно особой организации нервной системы человека, а соответственно — всех психических процессов.
В исследовании данной проблемы принимали участие Безруких М.М., Князева М.Г., Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина, Иншакова О.Б., А.Семенович, Майская А. и другие.
Рассматривая психологические особенности ребенка - левши ученые выделяют: колоссальный произвольный контроль над протеканием своей психической деятельности; преобладание зрительных впечатлений над слуховыми; нарушение речевого развития ребенка; эмоциональную чувствительность, повышенную ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженную работоспособность и повышенную утомляемость; особенности их познавательной деятельности (Сниженная способность зрительно-двигательных координации; недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти; особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания; слабость внимания, трудности переключения и концентрации).
Среди важнейших проблем леворуких детей в школе психологи и специалисты выделяют следующие: повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе; особенности леворуких детей влияют на успешность овладения учебными навыками (письмом и чтением), в усвоении которого у отмечаются наибольшие сложности; проблемой леворуких младших школьников является неуверенность в себе; современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, то есть левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема, обсуждаемая в работе, носит актуальный практический характер. В работе приведены конкретные рекомендации для родителей и учителей, работающих с левшами (Приложение 1 и 2).
Поэтому, с одной стороны, таким детям необходимо помогать адаптироваться к нашему «праворукому миру», с другой стороны, следует бережно относиться к особенностям, которые делают их уникальными и очень творческими.
1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1979
2. Аршавский В.В. Межполушарная ассиметрия в системе поисковой активности. Автореф.докт.дисс., 1990
3. Безруких М.М. Проблемные дети / М.М. Безруких; Ун-т Рос. Акад. образования. — М.: Изд-воУРАО, 2000.
4. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми: Метод, рекомендации / М.М. Безруких. — М.: Вентана-Граф, 2001.
5. Безруких М.М. Прописи: Для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей / М.М. Безруких. — М.: Ювента, 2001.
6. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких. 2-е изд., перераб. — Екатеринбург: У-фактория, 2003.
7. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. — М.: Ювента, 1994.
8. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. – М.Книга, 1994
9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие / Н.В. Дубровинская, ДА. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2000.
10. Дубровина И.В. Практическая психология образования, М. Творческий центр Сфера , 2000
11. Иншакова О.Б, Леворукий ребенок ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 1, 2004
12. Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. – М., 1994
13. Каранацкая Л.Л. Теоретические и практические проблемы леворукости. — Владивосток, 2001.
14. А.А. Капустин Детская леворукость и проблема воспитания левой руки. Русская клиника. 1924. № 3.
15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969
16. Микадзе Ю.В., Корсакова Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М. Интелтех, 1994
17. Николаева Е.Н. Связь одаренности с леворукостью: миф и реальность: Е.Н. Николаева // Одаренный ребенок. — М.: Институт гуманитарного образования, 2003. № 4.
18. Системные аспекты психической деятельности /Под ред. К.В. Судакова. М., 1999.
19. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия // Степанов С.С. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2003.
20. Семенович А.В.Эти невероятные левши. М.: ВЛАДОС, 2004.
21. Хомская Е.Д. Нейропсихология Питер, 2003
Тема: | «Психологические проблемы леворуких детей в школе» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Факторы адаптации детей в начальной школе
Курсовая работа:
Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению
Дипломная работа:
Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Организация художественно-эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования
Дипломная работа:
Развитие дисциплинированности у учащихся младшего школьного возраста на занятиях ритмики в школе