Курсовая работа

«Психологические проблемы леворуких детей в школе»

  • 36 страниц
Содержание

Введение….3

1. Теоретические исследования феномена леворукости….5

2. Особенности обучения и развития леворукого ребенка….9

3. Леворукий ребенок в школе…19

Заключение….27

Список использованной литературы….29

Введение

Леворукость – врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой. Долгое время считалась, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции.

На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость — не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой — значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.

В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша. Переученный леворукий человек, насильно приспособившийся к неудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно-психической деятельности.

В последние годы проблема леворукости стала темой разнообразных публикаций. Однако одни из них носят чисто прикладной характер и содержат лишь конкретные указания и упражнения без объяснения природы наблюдаемых у ребенка проблем и того, почему надо заниматься с ребенком именно так. Другие являются изложением научных исследований и носят академический характер. К ним относятся работы Безруких М.М., Князевой М.Г., Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной, Иншаковой О.Б., А.Семенович, Майской А. и других.

По мнению ученых, левшество свидетельствует о совершенно особой организации нервной системы человека, а соответственно— всех психических процессов, и прежде всего восприятия. Поэтому, с одной стороны, таким детям необходимо помогать адаптироваться к нашему «праворукому миру», с другой стороны, следует бережно относиться к особенностям, которые делают их уникальными и очень творческими.

Однако особого подхода к детям-левшам по-прежнему нет: Возникающие у таких детей психологические проблемы, как правило, не связывают с левшеством. Школа на сегодняшний день обладает крайне ограниченными возможностями для индивидуального подхода к детям. И проблемы леворуких детей, связанные с их моторной неловкостью, еще и усугубляются огромной интенсификацией всего процесса обучения, его нерациональной организацией и действием большого количества стрессогенных факторов.

Поэтому проблема, обсуждаемая в работе, носит актуальный характер.

Целью курсовой работы является: рассмотреть психологические проблемы леворуких детей в школе

Для решения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретический аспект о природе и феномене левшества,

2. Проанализировать психологические особенности ребенка-левши

3. Выделить важнейшие проблемы леворуких детей в школе

4. Привести конкретные рекомендации для людей, работающих с левшами.

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии.

Заключение

Рассматривая психологические проблемы леворуких детей в школе, как одни из самых серьезных проблем в педагогике и психологии, можно сказать, что много лет с леворукими детьми обращались (переучивали) без учета природы их особенностей развития.

Изучив теоретический аспект о природе и феномене левшества выяснили, что по мнению ученых, левшество свидетельствует о совершенно особой организации нервной системы человека, а соответственно — всех психических процессов.

В исследовании данной проблемы принимали участие Безруких М.М., Князева М.Г., Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина, Иншакова О.Б., А.Семенович, Майская А. и другие.

Рассматривая психологические особенности ребенка - левши ученые выделяют: колоссальный произвольный контроль над протеканием своей психической деятельности; преобладание зрительных впечатлений над слуховыми; нарушение речевого развития ребенка; эмоциональную чувствительность, повышенную ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженную работоспособность и повышенную утомляемость; особенности их познавательной деятельности (Сниженная способность зрительно-двигательных координации; недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти; особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания; слабость внимания, трудности переключения и концентрации).

Среди важнейших проблем леворуких детей в школе психологи и специалисты выделяют следующие: повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе; особенности леворуких детей влияют на успешность овладения учебными навыками (письмом и чтением), в усвоении которого у отмечаются наибольшие сложности; проблемой леворуких младших школьников является неуверенность в себе; современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, то есть левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема, обсуждаемая в работе, носит актуальный практический характер. В работе приведены конкретные рекомендации для родителей и учителей, работающих с левшами (Приложение 1 и 2).

Поэтому, с одной стороны, таким детям необходимо помогать адаптироваться к нашему «праворукому миру», с другой стороны, следует бережно относиться к особенностям, которые делают их уникальными и очень творческими.

Список литературы

1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1979

2. Аршавский В.В. Межполушарная ассиметрия в системе поисковой активности. Автореф.докт.дисс., 1990

3. Безруких М.М. Проблемные дети / М.М. Безруких; Ун-т Рос. Акад. образования. — М.: Изд-воУРАО, 2000.

4. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми: Метод, рекомендации / М.М. Безруких. — М.: Вентана-Граф, 2001.

5. Безруких М.М. Прописи: Для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей / М.М. Безруких. — М.: Ювента, 2001.

6. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких. 2-е изд., перераб. — Екатеринбург: У-фактория, 2003.

7. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. — М.: Ювента, 1994.

8. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. – М.Книга, 1994

9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие / Н.В. Дубровинская, ДА. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2000.

10. Дубровина И.В. Практическая психология образования, М. Творческий центр Сфера , 2000

11. Иншакова О.Б, Леворукий ребенок ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 1, 2004

12. Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. – М., 1994

13. Каранацкая Л.Л. Теоретические и практические проблемы леворукости. — Владивосток, 2001.

14. А.А. Капустин Детская леворукость и проблема воспитания левой руки. Русская клиника. 1924. № 3.

15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969

16. Микадзе Ю.В., Корсакова Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М. Интелтех, 1994

17. Николаева Е.Н. Связь одаренности с леворукостью: миф и реальность: Е.Н. Николаева // Одаренный ребенок. — М.: Институт гуманитарного образования, 2003. № 4.

18. Системные аспекты психической деятельности /Под ред. К.В. Судакова. М., 1999.

19. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия // Степанов С.С. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2003.

20. Семенович А.В.Эти невероятные левши. М.: ВЛАДОС, 2004.

21. Хомская Е.Д. Нейропсихология Питер, 2003

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические проблемы леворуких детей в школе»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика