Курсовая работа

«Метод тренинга, его место и роль в педагогической психологии»

  • 41 страниц
Содержание

Оглавление

Введение ….3

Глава 1. Тренинг в системе методов практической психологии

1.1. Понятие психологического тренинга …5

1.2. Задачи психологического тренинга …11

1.3. Сущность тренинговых методов ….16

1.4. Важнейшие принципы реализации тренинговых методов….18

Глава 2. Виды тренинговых методов и их роль в педагогической психологии

2.1.Особенности тренинговых методов, используемых в школе.22

2.2. Алгорим психолого-педагогического тренинга….25

Заключение ….32

Библиографический список литературы….35

Приложение …36

Введение

Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, «недружественным» условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той «палочкой-выручалочкой», которая поможет решить многие из актуальных проблем школьной жизни.

За последние 10—15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. Отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Поэтому эта тема является очень актуальной на современном этапе для педагогической психологии.

Последние достижения теоретической психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия. Этим и объясняется интерес к предмету исследования.

Предмет исследования: тренинг в системе методов практической психологии

Цель работы: исследовать особенности метода тренинга, его цель и роль в педагогической психологии .

Поэтому, предстоит решить следующие задачи:

1.Раскрыть теоретические представления на психологический тренинг как инструментальное действие;

2.Проанализировать задачи психологического тренинга, сущность тренинговых методов;

3.Выделить важнейшие принципы реализации тренинговых методов

4. Разобрать основные виды тренинговых методов и их роль в педагогической психологии

Заключение

В работе были рассмотрены понятие и задачи психологического тренинга в системе методов практической психологии. Проанализировав основные проблемы исследования и особенности социально-психологического тренинга, можно сказать, что тренинг определяется как метод активного социально-психологического обучения и развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Или другими словами, «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия».

Выяснили, что сущность тренингового метода в том, что он является способом организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.

Важнейшие принципы реализации тренинговых методов следующие: принцип событийности, символизма и трансспективы.

Исследуя цель и роль тренинговых методов в педагогической психологии можно сказать, что психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По сущности тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

И.В. Вачков дает следующую классификацию методов: групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесной терапии, медитативные тренинги.

Алгорим психолого-педагогического тренинга несколько отличается. Психологический тренинг большей частью используется при решении таких задач, как обучение участников успешному поведению, практическому подтверждению теории групповой динамики, обсуждению проблем, с которыми участники столкнулись в реальных условиях, помощь в применении полученных знаний вне группы.

Тренинговые занятия как форма развивающей работы востребованы во всех школьных параллелях. Естественно, меняется содержание. Великолепно эта форма подходит для развития и формирования социальных навыков у учащихся 2-3-х классов и младших подростков. Она эффективна в профориентационной работе и в развитии навыков саморегуляции у школьников любого возраста. Особенности тренинговых методов, используемых в школе заключаются в следующем: упражнения и процедуры, направленные на освоение основного содержания - это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего, рефлексивными «паузами», подведением итогов, фиксацией этих итогов на доске и в личных тренинговых записях. В тренинговых занятиях для малышей доминируют игры и упражнения. В тренинговых программах для старших соотношение может быть один к одному.

Поэтому в педагогической деятельности тренинг является и уроком, и игрой.

Итак, психологический тренинг — форма активного обучения, позволяющая ребенку самому формировать навыки и умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Список литературы

Библиографический список литературы

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. Социально-психологический центр СПб, 1996, с380

2. Берн 3. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2002.

4. Битянова М.Р. Социальная психология. — М.: ЭКСМО, 2002.

5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., «Ось-89», 2000.- 224с

6. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002.

7. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004.

8. Дерябо С.Д. Образовательная среда: 8 материалов к педсовету для директора школы. — Черноголовка: ЦКФЛ РАО, 2000.

9. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с

10. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга.- СПб.: Изд. Речь,2004.- 252

11. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг.— М.: Гapдарики, 2004.

12. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.

13. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

14. Зайцева Т. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл,2002.-80с.

15. Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

16. Ковалев Г, А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. 1989. № 1. Т. 10. С. 127—136.

17. Левин К. Разрешение социальных конфликтов.— СПб.: Речь, 2000.

18. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 1998.

19. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. — СПб.: Образование, 1997.

20. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 1995- 412с.

21. Петровская А. А. Социально-психологический тренинг: воздействие как интентивное общение//Социальная психология:хрестоматия//сост.Е.П.Белинская,О.А.Тихомандрицкая.-М.: Аспект Пресс,2000.- с440

22. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи, Введение в практическую социальную психологию, под ред.Жукова, Петровской, Соловьевой, М.: изд. Смысл,1999.-150

23. Парыгин Б. Практикум по социально-психологическому тренингу СПб., 1997.

24. Психогимнастика в тренинге // Н. Ю. Хрящевой - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002.- 256с.

25. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

26. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с.

27. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

28. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека.— М.: Школьная пресса, 2000.

29. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.— СПб.: Речь, 2002.

30. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал, 1984, Т. 5, № 4.

Покупка готовой работы
Тема: «Метод тренинга, его место и роль в педагогической психологии»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика