Курсовая работа
«Основные новообразования личности подростка»
- 37 страниц
ВВЕДЕНИЕ ….3
ГЛАВА 1 Теоретический аспект проблемы подросткового возраста
1.1 Подростковый возраст как историческое явление…5
1.2 Теоретические взгляды на период подросткового возраста….7
ГЛАВА 2.Основные новообразования личности подростка
2.1.Особенности личности подростка …16
2.2.Виды взрослости….21
2.3.Становление самосознания…23
2.4.Становление идентичности…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ….36
Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы .
В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество.
Подростковый возраст выделяется как самый острый возрастной период – «пубертантный криз» и хорошо изучен в возрастной психологии. Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает, что в этом возрасте происходит «второе рождение» личности. Исследованием личности подростка занимались: С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Холл, М.Мид, Ж. Пиаже, Дж. Келли, Э.Эриксон, К.А Абульханова-Славская, А.Г. Ковалев, Б.Ф. Ломов, В.С.Мерлин, В.Н. Мясищев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, В.М. Русалов, В.В.Столин, В.С.Мухина, И.С.Кон, Д.Б.Эльконин, А.А.Бодалев, А.А.Реан, В.Н.Куницина, Д.И.Фельдштейн, Т.В. Драгунова и другие.
В настоящее время понятие новообразования личности подростка является с одной стороны важнейшим в понимании сущности психических процессов и явлений, а с другой стороны – одно из наиболее сложных и неоднозначно понимаемых в современной психологии. Итак, изучение проблемы новообразования личности подростка является актуальной проблемой психологии, решение которой, имеет важное значение.
Поэтому предметом исследования стали новообразования личности подростков.
Цель исследования: провести теоретическое исследование социально-психологических новообразований личности подростков
Задачи исследования:
- проследить развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста
- рассмотреть главные новообразования личности этого периода
- сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.
Итак, проводя исследование новообразований личности подростков, мы рассмотрели:
-развитие теории подросткового периода в истории психологии;
-характеристику исследуемой проблемы
-особенности личности подростка, виды взрослости, становление самосознания и становление идентичности у подростка
Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
- В современных научных представлениях подтверждается существование новообразований в личности подростка и признается их важность для развития личности;
- По мнению Ананьева Б. Г. одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
- Чувство взрослости, Л. С. Выготский считал центральным и специфическим новообразованием отрочества. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие данного состояния заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него отсутствует чувство принадлежности к взрослым. Потребность быть взрослым не удовлетворяется.
- Отрочество характеризуется повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими — взрослыми и сверстниками. У подростков как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи.
Таким образом, в подростковом возрасте организм ребенка претерпевает значительные изменения, которые будут существенно влиять на все стороны биологического, психологического и социального развития. Другими словами, во время пубертатного периода происходят глубокие телесные изменения; меняется характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобразования; а социальное развитие идет по двум основным линиям — освобождения от родительской опеки и установления новых отношений со сверстниками. Наконец, развитие самосознания и самооценки, завершающих формирование характера (Ананьев Б. Г.) характеризуется становлением новой субъективной реальности для подростка, а именно идентификации себя как продукта сексуальных, когнитивных и социальных трансформаций.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, СПб «Питер», 2008
2. Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986.
3. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка, хрестоматия, с325
4. Гуткина Н. И Хрестоматия возрастной психологии / Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 1996 , С. 239-247
5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
6. Драгунова Т.В. “Кризис” объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996, С.237-239
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.: МПСИ, 2003 с108 - 116
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 2007, 176 с.
9. Кон И.С. , Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия возрастной психологии / Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 2006 , С. 239-247
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Психология индивидуальных различий. Тексты.- М., 2002 с304
11. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста ж. Вопросы психологии
12. Реан А.А. Психология подростка, СПб., 2008.
13. Сапогова Е.Е. Психология развития человека, М. Аспект Пресс, 2001
14. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26—30.
15. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
16. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство “Институт практической психологии ”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. 512 с.
17. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2008. С. 143 — 148.
Тема: | «Основные новообразования личности подростка» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 37 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы как фактор развития личности подростка (на примере уроков английского языка)
Дипломная работа:
Личностные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Курсовая работа:
Особенности социализации детей и подротсков с девиантным поведением
Реферат:
Роль семьи и школы в развитии личности современных подростков
Дипломная работа:
Влияние стилей родительского воспитания на акцентуацию характера у подростков