Курсовая работа
«Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития»
- 36 страниц
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….3
1.Мотивация как психологическая категория….5
2. Психологические теории мотивации….10
3.Учебная мотивация современного школьника и ее развитие…13
3.1. Понятие о мотивах учения и их классификация….13
3.2. Широкие социальные мотивы….16
3.3. Познавательная потребность и мотивы учения….17
3.4. Отметка в мотивации учения школьника…21
4. Формирование учебной мотивации школьников….22
Заключение…26
Библиография…28
Приложение….30
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее актуальность для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогической психологии.
Психологическое изучение мотивации и механизм ее формирования - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.
Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.
Этим и объясняется интерес к предмету исследования.
Цель работы: теоретическое исследование процесса развития учебной мотивации современного ученика
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме «Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития»
- рассмотреть понятие мотивации как психологической категории
- проанализировать психологические теории мотивации
- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать понимание учебной мотивации современного школьника
- рассмотреть условия формирования мотивации и процесс ее развития у современного школьника
Итак, в разработке данной проблемы принимали участие А.Маслоу, Х.Хекхаузен, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, В.К. Вилюнас, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, В.И.Ковалев, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, М.В.Матюхина, В.Э.Мильман, А.К.Маркова и многие другие.
Теоретическое исследование проблемы мотивации включало рассмотрение мотивации как психологической категории, мотивов учения и процесса развития учебной мотивации современного ученика.
Изучив теоретические источники, пришли к выводу, что классиками отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, В.К. Вилюнас) мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой.
Проанализировав психологические теории мотивации, можно сказать, что в психологии мотивации среди представителей этого направления, можно назвать З. Фрейда и У. Макдауголла, И. П. Павлова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, К.Левина, А.Маслоу, Г.Оллпорта, К.Роджерса, Л.Божович, А.Н. Леонтьева, Маркову А.К., Орлова А.Б., Ильина Е.П. и других. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки.
Рассматривая учебную мотивацию психологи определяют ее как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Практика показывает, что учебная деятельность ребенка побуждается целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
На современном этапе учебной мотивацией школьников обуславливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют значительную роль в системе мотивационных факторов.
На протяжении обучения в начальной школе изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование мотивации учебной деятельности у современного школьника заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
По мнению Л. И. Божович развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних детей она выражена очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей она больше связана с практической активностью. Большое место в мотивации школьника занимает отметка. Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. По мнению Л.И.Божович, учащиеся воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
Итак, ответственное отношение к учению проявляется в умении школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам, т. е. проявлять соподчинение мотивов. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса - с другой.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2009
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 2000.
5. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Н., 1996.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2006.
7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
8. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 2006.
9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Изд. МПСИ М., 1999.
10. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М., 1992.
11. Гончарова Е.Б.Формирование мотивации учебной деятельности подростков, ж Вопросы психологии, 1999
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство “Питер”, 2008.
13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2007.
16. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2004.
17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения М.: Просвещение,1990
18. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
19. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979
20. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже / Пер. с франц. М., 1986.
21. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.
22. Осипова И.В. Формирование учебной мотивации школьников ж.Вопросы психологии, 2001.
23. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер, 2009.
24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 2009.
25. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
26. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.
27. Эткинд А.М. Теоретический анализ проблем мотивации, ж.вопросы психологии
28. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
Тема: | «Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника
Дипломная работа:
Исследование психолого-педагогических аспектов развития учебной мотивации
Дипломная работа:
Проблемы развития учебной мотивации младших школьников из неблагополучных семей
Дипломная работа:
Развитие мотивации младших школьников к изучению иностранного языка
Дипломная работа:
Развитие мотивации младших школьников к изучению иностранного языка