Курсовая работа

«Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития»

  • 36 страниц(ы)
фото автора

Автор: отличник

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….3

1.Мотивация как психологическая категория….5

2. Психологические теории мотивации….10

3.Учебная мотивация современного школьника и ее развитие…13

3.1. Понятие о мотивах учения и их классификация….13

3.2. Широкие социальные мотивы….16

3.3. Познавательная потребность и мотивы учения….17

3.4. Отметка в мотивации учения школьника…21

4. Формирование учебной мотивации школьников….22

Заключение…26

Библиография…28

Приложение….30

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее актуальность для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогической психологии.

Психологическое изучение мотивации и механизм ее формирования - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

Этим и объясняется интерес к предмету исследования.

Цель работы: теоретическое исследование процесса развития учебной мотивации современного ученика

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по теме «Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития»

- рассмотреть понятие мотивации как психологической категории

- проанализировать психологические теории мотивации

- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать понимание учебной мотивации современного школьника

- рассмотреть условия формирования мотивации и процесс ее развития у современного школьника

Итак, в разработке данной проблемы принимали участие А.Маслоу, Х.Хекхаузен, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, В.К. Вилюнас, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, В.И.Ковалев, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, М.В.Матюхина, В.Э.Мильман, А.К.Маркова и многие другие.

Теоретическое исследование проблемы мотивации включало рассмотрение мотивации как психологической категории, мотивов учения и процесса развития учебной мотивации современного ученика.

Изучив теоретические источники, пришли к выводу, что классиками отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, В.К. Вилюнас) мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой.

Проанализировав психологические теории мотивации, можно сказать, что в психологии мотивации среди представителей этого направления, можно назвать З. Фрейда и У. Макдауголла, И. П. Павлова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, К.Левина, А.Маслоу, Г.Оллпорта, К.Роджерса, Л.Божович, А.Н. Леонтьева, Маркову А.К., Орлова А.Б., Ильина Е.П. и других. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки.

Рассматривая учебную мотивацию психологи определяют ее как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Практика показывает, что учебная деятельность ребенка побуждается целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

На современном этапе учебной мотивацией школьников обуславливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют значительную роль в системе мотивационных факторов.

На протяжении обучения в начальной школе изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование мотивации учебной деятельности у современного школьника заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

По мнению Л. И. Божович развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних детей она выражена очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей она больше связана с практической активностью. Большое место в мотивации школьника занимает отметка. Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. По мнению Л.И.Божович, учащиеся воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Итак, ответственное отношение к учению проявляется в умении школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам, т. е. проявлять соподчинение мотивов. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса - с другой.

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2009

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.

3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 2000.

5. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Н., 1996.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2006.

7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

8. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 2006.

9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Изд. МПСИ М., 1999.

10. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М., 1992.

11. Гончарова Е.Б.Формирование мотивации учебной деятельности подростков, ж Вопросы психологии, 1999

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство “Питер”, 2008.

13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2007.

16. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2004.

17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения М.: Просвещение,1990

18. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

19. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

20. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже / Пер. с франц. М., 1986.

21. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.

22. Осипова И.В. Формирование учебной мотивации школьников ж.Вопросы психологии, 2001.

23. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер, 2009.

24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 2009.

25. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

26. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.

27. Эткинд А.М. Теоретический анализ проблем мотивации, ж.вопросы психологии

28. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

Покупка готовой работы
Тема: «Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика