Курсовая работа

«Молодая семья как объект социальной помощи»

  • 35 страниц
Содержание

Введение 2

1. Молодая семья: понятие и основные проблемы 3

1.1. Молодая семья: понятие, сущность, тенденция развития 3

1.2. Проблемы молодых семей. 7

2. Особенности социальной помощи молодой семьей 11

2.1.Формы и методы социальной помощи молодой семьей 11

2.2. Структура и задачи социальной работы с молодыми семьями 17

Литература 22

Введение

Молодость - трудный возраст. Человек стоит на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Старшие учат, дают советы, но вместе с тем часто ограничивают самостоятельность, личную инициативу, поиск. Посто-янна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только де-лятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязы-вают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения.

Однако, как оказывается, все стараются понять, но не все понимают. Нет определенного социального положения, зато есть раздумья о себе, о жизни, о людях. Есть сомнения в своей значимости, привлекательности. По-стоянные вопросы, в чем найти свое признание? Как определить свой жиз-ненный путь?

В молодости все находится в становлении, развитии, формировании, впервые встречается с любовью- новым, не всегда понятным и объяснимым чувством и многие важнейшие жизненные вопросы нужно решать одновре-менно.

Создание семьи – не только радостное событие, но и трудное испыта-ние: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает же-лание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям. Мысль о том, что «перевоспитывать», «переделы-вать», «переламывать» придет позже - после размолвок с любимым челове-ком, после понимания того, что каждый человек имеет право на свою инди-видуальность, самобытность.

Пройдет много лет, будет пройдено много дорог, пока появится жиз-ненный опыт, который подскажет ответы на волнующие вопросы. Самобыт-ность дана человеку от природы, у каждого свой характер, и нет никакого смысла, например, меланхолика, перевоспитывать под свой собственный хо-лерический темперамент.

Максимализм молодости подталкивает на радикальные действия. Ведь так хочется, чтобы милый (милая) был (была) идеальным человеком. Если он любимый, то обязательно должен быть «рыцарем без страха и упрека». Мы, как правило, непримиримы к чужим недостаткам, хотя часто прощаем их са-мим себе. В молодости мы часто ищем себе в спутники жизни идеального человека, хотя сами можем быть заурядными.

Правильные и гибкие взаимоотношения с другими людьми вырабаты-ваются, к великому сожалению, после того, как мы наделаем немало ошибок и нам, в конце концов, придется признать, что поступали опрометчиво, не-тактично. Такое осознание со временем приходит, но иногда слишком позд-но, когда потерян любимый человек, брак разрушен.

Проблемы молодой семьи – это, на самом деле, целый комплекс психо-логических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молоде-жи.

Говоря о психологической зрелости человека мы, так или иначе, подра-зумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные труд-ности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности. Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологи-ческой и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реаль-ных человеческих взаимоотношениях.

Заключение

На данном этапе развития теории социальной работы признается за-труднительным сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте содействия осуществлению социальных прав личности, группы и т.д. Смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи ин-дивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостат-ков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Основная задача социальной работы с молодыми семьями в начале но-вого тысячелетия заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Содержанием социальной работы является содействие функциони-рованию индивида, семьи или группы, того или иного социального слоя, проблемной категории населения. Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: и малообеспеченность, и социальную дезадаптиро-ванность, и трудности многодетных и инвалидов, и специфичность положе-ния беженцев, и насилие над детьми и женщинами, и юное материнство, и многое другое.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторон-не. В значительной степени основные трудности и потребность в профессио-нальной помощи семьи зависят от ее типа. К числу проблемных, относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом во-просе подробнее.

В Федеральном законе \"Об основах социального обслуживания населе-ния РФ\" комплексная система социального обслуживания населения, вклю-чая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, оди-нокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Социальную службу обеспечивают предприятия, учреждения, органи-зации и другие юридические лица различных форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без об-разования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следую-щую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные уч-реждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах вы-ступает ключевым элементом при формировании системы социальной рабо-ты с ними. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочте-ние пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодеж-ной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону дове-рия, сексологической консультации, бирже труда.

Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров «Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов счи-тают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися, 65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жа-луются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.

При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несо-вершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать со-стояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реаби-литации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вы-вод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедея-тельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной Реабилитации не-совершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, вос-становление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении спе-циальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и пра-вовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

На основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями:

- разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;

- адаптация молодой семьи в условиях переходной рыночной экономи-ки;

- улучшение материального, нравственного и духовного состояния мо-лодой семьи;

- создание и развитие системы служб социально-психологической по-мощи молодой семьи;

- создание благоприятных условий для сочетания социальной и семей-но-бытовой функции молодой семьи;

- стимулирование деловой активности молодежи;

- организация семейного досуга и отдыха.

Для реализации данных целей и задач, в рамках государственной под-держки молодых семей, государством осуществляется:

- формирование федеральных, региональных, местных целевых про-грамм (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в реше-нии социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспече-нию занятости молодых родителей, по формированию здорового образа жизни, организации просветительской работы по вопросам репродуктив-ного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, орга-низации семейного и детского отдыха;

- введение в практику социологических мониторингов по проблемам молодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми семьями;

- совершенствование федерального законодательства, других норма-тивных актов по поддержке молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитова-ния, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государст-венного и муниципального жилья и др.), по улучшению жилищных условий для молодых малоимущих семей;

- разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граж-дан, молодежных объединений, в том числе МЖК (молодежных жилищных комплексов), по строительству доступного жилья для молодежи;

- формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг моло-дым семьям для обеспечения Охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В сложившейся ситуации комитеты по делам молодежи администрации областей и республик и отделы по делам молодежи в городах и районах про-водят работу по социальной помощи молодым семьям через систему соци-альных учреждений для молодежи.

Система социальных учреждений для молодежи в основном состоит из территориальных служб социальной помощи молодежи (в дальнейшем - Служб). Они предназначены для своевременного и квалифицированного ока-зания всем категориям молодежи различных видов помощи: психологиче-ской, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реаби-литационной, профилактической и иной. Комитеты (отделы) по делам моло-дежи при исполнительных органах власти осуществляют координацию дея-тельности Служб и оказывают им необходимую организационно-методологическую помощь.

В своей деятельности Служба руководствуются исключительно инте-ресами и потребностями людей, обратившихся к ним за помощью и под-держкой. Для осуществления своих задач Служба может образовывать твор-ческие и любительские объединения и клубы, предприятия и организации на различных формах собственности в порядке, установленном законодательст-вом.

Объектами деятельности Служб в основном являются:

- молодые семьи, имеющие неблагополучные условия: социально-демографические (многодетные, неполные, бездетные разводящиеся, несо-вершеннолетних родителей); медико-социальные (где имеются инвалиды, лица, страдающие психическими заболеваниями, лица, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики); психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятными психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогиче-ской несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми); соци-ально-правовые (в которых родители ведут аморальный, паразитический, криминальный образ жизни; где один из родителей осужден; где проживают лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений).

- дети и подростки: оказавшиеся в неблагоприятных условиях, угро-жающих здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в устройстве жизни с отменой или признанием не-действительности усыновления, опеки; проживающие с родителями, времен-но недееспособными в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности; бывшие воспитан-ники детских домов и школ-интернатов, не имеющие родителей или остав-шиеся без их попечения; проживающие в семьях, где родители пренебрегли своими родительскими обязанностями, ведут аморальный и паразитический образ жизни; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды; допускающие асоциальное поведение и антиобщест-венные поступки (злостное отклонение от учебы или работы, бродяжничест-во, попрошайничество, совершение правонарушений, влекущих за собой ме-ры общественного воздействия или административного взыскания, употреб-ление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, аморальное поведение, совершение суицидальных попыток); испытывающие негативное действие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, вымогательство, на-силие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовле-чение в преступную и иную противоправную деятельность, острые кон-фликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми, став-шими причиной социальной дезадаптации); имеющие затруднения во взаи-моотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении.

Основной целью создания и деятельности Службы является решение конкретных задач, касающихся наиболее неблагополучных в социальном от-ношении групп населения, облегчение их доступа к определенным социаль-ным услугам и оказание им соответствующей помощи и поддержки. В задачи Службы входит: организация обучения, информирования и консультирова-ния, изучение и распространение передовых технологий, достижений науч-но-технического прогресса и опыта зарубежных стран по санитарно-гигиеническим, медицинским психологическим, правовым, педагогическим и другим проблемам; подготовка методических пособий и программ; проведе-ние групповых и индивидуальных консультаций клиентов у специалистов, медиков, психологов, юристов, социологов, экстрасенсов и т.п.; издание ин-формационных бюллетеней, рекламных материалов и другой печатной про-дукции по основным направлениям деятельности социальных служб и зака-зам клиентов; помощь в трудоустройстве и получении профессии (специаль-ности), поддержка безработных.]

Таким образом сложившаяся структура работы с молодой семьей в це-лом отвечает стоящим перед обществом задачам по укреплению молодой се-мьи улучшению ее материального, нравственного и духовного состояния оказанию ей социально-психологической помощи и др.

Список литературы

1. Антонов А.И., Метков В.М. «Социология семьи» Москва 1997.

2. Буров С.Н. «Брачно - семейные отношения» – М.: Наука. – 1993.

3. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» – М.: Просвещение 1991.

4. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века С-П.:1999.

5. Гидденс Э. Социология – М.: Просвещение. – 1999.

6. Дементьева И.Ф. «Первые годы брака. Проблемы становления мо-лодой семьи» – М.: НАУКА. – 1991.

7. Дорохова М.В. «Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации » часть- 2, – М.: НАУКА. – 1999.

8. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи» – М.: Наука. – 2004.

9. Ильинский И.М. «Молодежь России: тенденции, перспективы » – М.: НАУКА. – 1993.

10. Кузнецова М.В. «Молодая семья и ее социальная защита в совре-менном обществе. Социальная работа с семьей» – М.: Просвещение. – 1995.

11. Лисовский В., Вебер Л. и др. «Книга молодой семьи» Л.: Лениз-дат, 1990.

12. Панкова Л.М. «Для будущих супругов» – М.: НАУКА. – 1988г

13. «Проблемы семьи и современной политики» Вып.-3 – М.: НАУКА. – 1993.

14. «Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления» Учебное пособие/ под редакцией В.П. Малыхина. – М.: Просвещение. – 2000.

15. «Справочное пособие по социальной работе» – М.: НАУКА. – 1997.

16. «Социальная работа с семьей» Москва-Тула 1997.

17. Шеляг Т.В. «Современная семья и социальная работа» – М.: НАУКА. – 1999.

Примечания

Авторская работа.

Покупка готовой работы
Тема: «Молодая семья как объект социальной помощи»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 870 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика