Дипломная работа

«Государственное регулирование строительства»

  • 105 страниц(ы)
  • 7401 просмотров
  • 11 покупок
фото автора

Автор: Bellari77

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА.6

§ 1. Понятие строительной деятельности и строительное законодательство.6

§ 2. Правовые формы участия в строительной деятельности.17

§ 3. Разрешительная политика РФ в строительной отрасли.28

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ.40

§1. Компетенция Президента и Правительства РФ в сфере строительства.40

§2. Компетенция и структура специализированных федеральных органов исполнительной власти в сфере строительства.51

§3. Компетенция и структура органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляющих государственное управление.62

§4. Выполнение органами местного самоуправления отдельных функций государственного управления в сфере строительства.81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.95

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.98

ПРИЛОЖЕНИЕ.101

Актуальность. Состояние строительной отрасли как объекта государственного регулирования в настоящее время обусловлено изменениями в политической, правовой и экономических сферах России. Строительство представляет собой область привлечения государственных и частных инвестиций, способствующих экономическому росту страны и ее развитию. Отдельным видам строительства присуща особая значимость в решении задач социальной политики государства, направленной на создание благоприятных условий жизни и деятельности населения, прежде всего, в форме обеспечения граждан жильем. Сочетание публичных и частных интересов в рассматриваемой сфере предопределяет возникновение и функционирование различных правовых регуляторов, основным из которых является административно-правовая регламентация общественных отношений, направленных на создание объектов недвижимости.

Общественные отношения в строительстве в настоящее время не выделены в качестве самостоятельного предмета правового регулирования. Зачастую они рассматриваются в тесной связи с жилищно-коммунальной сферой, не связанной с созданием объектов недвижимости. Отсутствие нормативного определения понятия «строительство» не должно подменяться дефиницией «градостроительной деятельности», содержание которой установлено в нормах Градостроительного кодекса РФ.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью создания действенной системы регламентации строительной деятельности, направленной на возведение зданий и сооружений в соответствии с их целевым назначением. Деятельность участников строительства обусловлена реализацией органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления регулятивных, разрешительных, учетных, контрольных (надзорных) и иных полномочий. При общей тенденции к уменьшению публичного воздействия применительно к сфере строительства реализация исполнительно-распорядительных полномочий органов государственной власти в целях защиты общественных интересов является необходимостью.

В настоящее время важнейшее значение для административно-правого регулирования рассматриваемой сферы приобретает формирование единой системы федеральных органов исполнительной власти РФ и подчиненных им территориальных органов субъектов РФ. Создание Госстроем России территориальных подразделений в федеральных округах направлено на реализацию единой государственной политики в области строительства.

Степень научной разработанности. Сфера строительства до начала 90-х годов исследовалась как объект прямого государственного управления, включающего, прежде всего институты планирования и бюджетного финансирования. Усложнение экономических и правовых связей способствовало развитию общественных отношений в области строительства и переходу от управленческой деятельности к регулирующему воздействию. При наличии отечественных и зарубежных концепций и теорий, их авторами не уделено должного внимания анализу административно-правового регулирования в сфере строительства.

В связи с развитием строительного законодательства Ю.Н.Старилов обосновывает существование «строительного права» в качестве подотрасли административного права наряду с некоторыми другими подотраслями: муниципальным, социальным, образовательным, служебным, а также информационным правом. И.М.Смоляр в системе отечественного права выделяет «градостроительное право», регулирующее особую сферу общественных отношений по планировке и застройке городов, их функционированию. Отдельные авторы разграничивают «публичное и частное строительное право» (В.К.Сидорчук), обосновывая дуалистическую природу строительства. Также строительство как объект правового регулирования зачастую исследуется в связи с анализом земельно-правовых и гражданско-правовых отношений. Следовательно, анализ источников науки административного права показывает, что избранная тема дипломной работы изучена недостаточно полно.

Целью исследования является научное познание правовых и организационных основ государственного регулирования строительной отрасли.

Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:

1) изучение сущности и нормативно-правового регулирования государственного управления в сфере строительства;

2) обзор правовых форм участия в строительной сфере;

3) анализ компетенции и структуры органов, осуществляющих государственное управление строительной отрасли.

Объектом исследования выступает совокупность правовых и иных общественных отношений, возникающих и развивающихся в связи с государственным регулированием строительной отрасли в РФ.

Предметом исследования выступает сфера строительства РФ как объект государственного регулирования, а также правовые формы деятельности участвующих в рассматриваемой области субъектов различных организационно-правовых форм и видов собственности.

Научная новизна исследования определяется тем обстоятельством, что настоящая работа по существу является одним из немногих диссертационных исследований, в котором дан комплексный анализ сферы строительства как объекта государственного регулирования, а также рассмотрены основы административно-правового статуса участвующих в строительной деятельности субъектов.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, заключения, списка нормативных актов и использованной литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

§ 1. Понятие строительной деятельности и строительное законодательство

Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений .

В строительной деятельности в широком смысле, в строительном процессе участвуют не только собственно строители, но и заказчики, проектировщики, инвесторы.

Строительная деятельность в узком смысле — это деятельность только строительных организаций по возведению различных объектов и разнообразные связанные с этим виды строительных работ.

Предметом рассмотрения в данной главе выступает строительная деятельность в широком смысле, так как все этапы строительного процесса тесно связаны между собой. Так, строительство невозможно без проектной документации, а она должна базироваться на градостроительной документации. Проектирование в большинстве случаев включает архитектурную деятельность. Ни строительство, ни проектирование невозможны без инвестиций, и в этом смысле инвестор — необходимый участник строительного процесса. Столь же необходим и заказчик, для которого выполняются строительные работы, возводятся те или иные объекты . Без заказчика незавершенное строительство никогда не станет таким объектом, как жилой дом или производственное предприятие, так как заказчик решает вопрос о приемке зданий и сооружений в эксплуатацию, а, следовательно, о включении их в оборот именно в качестве предприятий, зданий и сооружений, а не незавершенного строительства.

Что же касается строительной деятельности в узком смысле, то следует учесть, что есть несколько формальных критериев отнесения той или иной деятельности к строительной: во-первых, это перечень подлежащих лицензированию видов строительных работ, а во-вторых — перечень строительных работ, зафиксированный в разд. 4 (п. 4.2.) Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомитета Российской Федерации по статистике от 24 сентября 1993 г. № 185. Кроме того, перечень различных видов строительных работ, т.е. видов строительной деятельности или иными словами, видов деятельности, которые отнесены нормативными документами к строительной, содержится в таком нормативном акте, как Строительные нормы и правила (СНиП) .

.

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

§1. Компетенция Президента и Правительства РФ в сфере строительства

Весь процесс строительства находится под контролем соответствующих государственных органов. Глава 2 Градостроительного кодекса РФ определяет основные полномочия органов государственной власти РФ, в том числе Правительства РФ и Президента РФ .

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти.

Реализуя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов и распоряжений Президента РФ .

Высшие должностные лица субъектов РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие градостроительные отношения, в пределах полномочий, определенных Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и указами Президента РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются во исполнение норм Градостроительного кодекса, федеральных законов и указов Президента РФ.

Согласно главе 2 ст.6, к компетенции Президента РФ и Правительства РФ органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся :

.

§4. Выполнение органами местного самоуправления отдельных функций государственного управления в сфере строительства

Согласно главе 2, ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся :

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

К компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

.

Целью работы явилось научное познание правовых и организационных основ государственного регулирования строительной отрасли.

В ходе написания данной работы нами были составлены следующие основные выводы.

1. Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений. Правовое регулирование отношений в строительном производстве, а также в области проектирования и изыскательских работ для строительства традиционно составляет одну из самых обширных сфер коммерческого права.

2. Строительное законодательство регулирует деятельность всех участников строительного процесса: проектировщиков и архитекторов, разработчиков технической и сметной документации, заказчиков, инвесторов, застройщиков и, наконец, самих строителей — подрядчиков и субподрядчиков.

3. Органы внутренних дел ведут капитальное строительство в системе МВД России и в этой связи вступают в управленческие отношения с другими органами управления строительством. Так же, как и в сфере управления промышленностью, эти взаимоотношения подразделяются на три основных вида: отношения координации и согласования с другими федеральными органами управления строительством, гражданско-правовые отношения и отношения административно-надзорного характера.

4. Вмешательство государства в область частноправовых отношений впечет за собой прямые или опосредованные ограничения неотъемлемых прав и свобод граждан, прежде всего свободы предпринимательской деятельности. Очевидно, что задача полного государственного невмешательства практически не осуществима, необходимо обосновать целесообразность государственного регулирования, содействующего развитию рыночных отношений и вместе с тем удовлетворяющего социально-приоритетные интересы государственных органов.

5. Весь процесс строительства находится под контролем соответствующих государственных органов. Глава 2 Градостроительного кодекса РФ определяет основные полномочия органов государственной власти РФ, в том числе Правительства РФ и Президента РФ. В целом к компетенции Президента РФ и Правительства РФ относится: установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора и осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Кодексом.

6. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 1168 от 13 сентября 2004 г. и в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" было образовано Министерство регионального развития Российской Федерации, руководство которым осуществляет Правительство Российской Федерации.

7. Минрегион России как специализированный федеральный орган исполнительной власти в сфере строительства курирует вопросы, связанные с градостроительной политикой и ценообразованием на рынке строительных услуг; занимается лицензированием деятельности строительных организаций; проводит тендеры на размещение государственного заказа (в частности, на проведение восстановительных работ на Останкинской башне); контролирует процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Минрегион России является уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.

8. В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

9. Структура органов исполнительной власти субъектов РФ представлена на примере Краснодарского края. Данная структура включает в себя два Департамента: Департамент строительства Краснодарского края, осуществляющий свою деятельность на основании Положения о департаменте строительства Краснодарского края от 16 июня 2003 года № 551 и Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, осуществляющий свою деятельность на основании Положения о департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 15 июня 2006 г. № 458.

10. В статье 8 Градостроительного кодекса устанавливаются предметы ведения и компетенции органов местного самоуправления в области градостроительства. Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

11. Выполнение органами местного самоуправления отдельных функций государственного управления в сфере строительства в г. Краснодаре осуществляет структурное подразделение Администрации муниципального образования г. Краснодар по архитектуре, строительству и экономическому развитию, в структуру которого входят: Департамент муниципальной собственности и городских земель; Департамент строительства; Департамент архитектуры и градостроительства; Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей; Управление земельного и имущественного контроля.

Нормативные акты, международно-правовые документы:

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г).//РГ. – 1993. – 25 декабря.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.).

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ (в ред. от 3 июня 2006 г.).

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ.

Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ. // Российская газета. – 2004 г. – 30 декабря.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1.

Федеральный закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32.

Указ Президента РФ "О государственных надзорных органах" от 12 ноября 1992 г.

Постановление Правительства РФ "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" от 27 декабря 2000 г. № 1008.

Постановление Правительства РФ “Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в РФ (с изм. на 26 июня 1995 г.)” от 14 августа 1993 г. № 812.

Постановление Правительства РФ о Министерстве регионального развития Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40.

Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному от 16 июня 2004 г. № 286 (в ред. от 19 мая 2005 г.).

Положения о департаменте строительства Краснодарского края от 16 июня 2003 года № 551.

Положение о департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 15 июня 2006 г. № 458.

Положение о департаменте строительства администрации муниципального образования город Краснодар.

Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.

2. Специальная юридическая литература:

Агапов А.Б. Федеральное административное право России. – М.: Юристъ, 2005.

Административное право. Учебник./ Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова М., 2006.

Административное право России: Учебник. Часть 2. Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Московская академия МВД России; Щит, 2006.

Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005.

Вершинина О.С., Захаров И.В., Вершинин В.Р. Правовые аспекты качества в строительстве. // Архитектура и строительство Москвы. - № 5. – 17.10.2005 г.

Габричидзе Б.Н. Чернявский А.Г. Административное право. М., 2008.

Гринев В.П. Правовое регулирование градостроительной деятельности. – М.: Гросс Медиа, 2008.

Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Е.Ю. Бархатова - М: ТК Велби, изд. проспект, 2005.

Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к градостроительному кодексу Российской Федерации. – от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Кущенко В.В. Правовое регулирование строительной деятельности. Уч. пос. – М., 2006.

Смоляр И.М. Градостроительное право. Теоретические основы. – М., 2006.

Справочник строителя. Строительная деятельность. – М., 2007.

Тишенко В. П. Коренные изменения в технормировании, стандартизации, сертификации // Строительная газета. 2003, февраль.

Четвериков В.С. Административное право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Примечания к работе

В работе 2 приложения.

Покупка готовой работы
Тема: «Государственное регулирование строительства»
Раздел: Управление
Тип: Дипломная работа
Страниц: 105
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика