Курсовая работа

«Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты, объекты, цели государственного регулирования»

  • 34 страниц(ы)
  • 3137 просмотров
фото автора

Автор: rezultat

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1 Сущность государственного регулирования, цели и задачи . . . 5

1.1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования. . . 5

1.2. Объекты, субъекты и инструменты государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Глава 2. Теории государственного регулирования экономики . . . . . . 15

2.1. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика . 15

2.2. Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В государственном регулировании экономики основой является определенная последовательность действий, декларируемая как генеральная линия правительства. Совокупность проводимых мер образует государственную экономическую политику, которая проявляется в различных формах в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Экономическая политика рассмотрена здесь, посредством фрагментирования ее на составные части — инвестиционную, финансово-кредитную, внешнеэкономическую и другие виды политики.

Количество экономических субъектов, сохраняющих экономическую независимость, создает определенные сложности в выполнении задач государственной политики. Это объясняет наличие и экономических, и административных методов при осуществлении государственной экономической политики, которая имеет множество направлений. Основным из них является политика в области формирования экономической структуры национального хозяйства, инвестиций, поддержания определенного уровня цен и борьбы с инфляцией, внешнеэкономических связей и в социальной сфере.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, такие как, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Исходя из вышесказанного, определим цель курсовой работы - рассмотрение государственного регулирования экономики.

Задачи:

- определить сущность и роль государственного регулирования экономки;

- дать характеристику субъектам и объектам государственного регулирования экономики;

- рассмотреть основные теории государственного регулирования экономки.

Предмет исследования - государственное регулирование экономки.

Теоретические методы исследования – анализ и синтез, сравнение.

Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный механизм.

Бабашкина А.М . говорит о том, что объекты государственного регулирования это прежде всего сферы, отрасли, регионы, социально – экономические процессы, т.е. то, на что направлена регулирующая деятельность Государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В этой связи в качестве объектов государственного регулирования рассматриваются :

1) экономический цикл;

2) структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);

3) условия накопления капитала;

4) занятость;

5) денежное обращение;

6) платежный баланс;

7) цены;

8) НИОКР;

9) условия конкуренции;

10) социальные отношения и социальное обеспечение;

11) подготовка и переподготовка кадров;

12) окружающая среда;

13) внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами: условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Что касается субъектов государственного регулирования, то они представлены законодательными, исполнительными судебными органами власти.

Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характер и механизм их использования не может быть случайным. Мы согласны с Кушлиным В.И. и Волгиным Н.А. , по мнению которых инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и путями развития экономики.

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в экономике государства.

Государственное экономическое прогнозирование. Оно основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки и техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях.

Государственное экономическое программирование. Это высшая форма государственно регулирования экономики, т.к. социально – экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность.

Бюджетно – налоговая система. Одним и из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов.

Денежно – кредитная политика. Она направляет свои усилия, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен .

В данной курсовой работе мы определили сущность и роль государственного регулирования экономки и выяснили, что государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). Однако в ХХ веке роль и функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования.

Также в рамках данной работы мы дали характеристику субъектам и объектам государственного регулирования экономики, где объекты государственного регулирования это прежде всего сферы, отрасли, регионы, социально – экономические процессы, т.е. то, на что направлена регулирующая деятельность. Субъекты же государственного регулирования представлены законодательными, исполнительными судебными органами власти.

Рассмотрев основные теории государственного регулирования экономки, мы пришли к выводу, что в современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость ГРЭ. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику.

Никто и никогда не снимал с государства ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что \"невидимая рука\" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономических и социальных процессов общества.

В современных условиях государственное регулирование экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

Приоритетные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономки: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А., Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

3. Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. Текст лекций / под общ. ред. И.В. Розмаинского. - СПб.: СпбГУ, 2000.

4. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика - теория и политика. Учебник для вузов. Перевод с английского под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. - М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 2005.

5. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Феникс, 2010.

7. Уткин Э.А. Государственное и региональное управление. – М.: Экмос, 2004.

8. Финансы и кредит: Учебник / Под ред.поф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

9. Экономика/ Под ред. Булатова А.С.- М.: Юристъ, 2002.

10. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономки: Учебник / Л.Г. Ходов. - М.: Экономистъ, 2005.

11. Ядгаров, В.А История экономических учений: учебное пособие для вузов/В.А Ядгаров. – М: Феникс, 2001

12. Французов Д.В. Государственный финансовый контроль и его специализированное направление – налоговый контроль // Финансы и кредит, № 2 (290) – 2008, январь.

13. Глоссарий.r*// h**t://w*w.glossary.r*/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R1dKlwgsoqg

14. Шаронов А.: законопроект \"О защите конкуренции\" несет в себе возможность злоупотребления государства своим положением // Бизнес-проект //w*w.businessproekt.r*

15. Экономический словарь // h**t://mirslovarei.com/content_eco

16. Энциклопедия Кругосвет// h**t://w*w.krugosvet.r*/node/41429

17. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия (Электронное учебное пособие)// h**t://w*w.aup.r*/books/m64/

Покупка готовой работы
Тема: «Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты, объекты, цели государственного регулирования»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика