Курсовая работа

«Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты, объекты, цели государственного регулирования»

  • 34 страниц
Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1 Сущность государственного регулирования, цели и задачи . . . 5

1.1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования. . . 5

1.2. Объекты, субъекты и инструменты государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Глава 2. Теории государственного регулирования экономики . . . . . . 15

2.1. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика . 15

2.2. Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Введение

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В государственном регулировании экономики основой является определенная последовательность действий, декларируемая как генеральная линия правительства. Совокупность проводимых мер образует государственную экономическую политику, которая проявляется в различных формах в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Экономическая политика рассмотрена здесь, посредством фрагментирования ее на составные части — инвестиционную, финансово-кредитную, внешнеэкономическую и другие виды политики.

Количество экономических субъектов, сохраняющих экономическую независимость, создает определенные сложности в выполнении задач государственной политики. Это объясняет наличие и экономических, и административных методов при осуществлении государственной экономической политики, которая имеет множество направлений. Основным из них является политика в области формирования экономической структуры национального хозяйства, инвестиций, поддержания определенного уровня цен и борьбы с инфляцией, внешнеэкономических связей и в социальной сфере.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, такие как, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Исходя из вышесказанного, определим цель курсовой работы - рассмотрение государственного регулирования экономики.

Задачи:

- определить сущность и роль государственного регулирования экономки;

- дать характеристику субъектам и объектам государственного регулирования экономики;

- рассмотреть основные теории государственного регулирования экономки.

Предмет исследования - государственное регулирование экономки.

Теоретические методы исследования – анализ и синтез, сравнение.

Фрагмент работы

Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный механизм.

Бабашкина А.М . говорит о том, что объекты государственного регулирования это прежде всего сферы, отрасли, регионы, социально – экономические процессы, т.е. то, на что направлена регулирующая деятельность Государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В этой связи в качестве объектов государственного регулирования рассматриваются :

1) экономический цикл;

2) структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);

3) условия накопления капитала;

4) занятость;

5) денежное обращение;

6) платежный баланс;

7) цены;

8) НИОКР;

9) условия конкуренции;

10) социальные отношения и социальное обеспечение;

11) подготовка и переподготовка кадров;

12) окружающая среда;

13) внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами: условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Что касается субъектов государственного регулирования, то они представлены законодательными, исполнительными судебными органами власти.

Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характер и механизм их использования не может быть случайным. Мы согласны с Кушлиным В.И. и Волгиным Н.А. , по мнению которых инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и путями развития экономики.

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в экономике государства.

Государственное экономическое прогнозирование. Оно основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки и техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях.

Государственное экономическое программирование. Это высшая форма государственно регулирования экономики, т.к. социально – экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность.

Бюджетно – налоговая система. Одним и из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов.

Денежно – кредитная политика. Она направляет свои усилия, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен .

Заключение

В данной курсовой работе мы определили сущность и роль государственного регулирования экономки и выяснили, что государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). Однако в ХХ веке роль и функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования.

Также в рамках данной работы мы дали характеристику субъектам и объектам государственного регулирования экономики, где объекты государственного регулирования это прежде всего сферы, отрасли, регионы, социально – экономические процессы, т.е. то, на что направлена регулирующая деятельность. Субъекты же государственного регулирования представлены законодательными, исполнительными судебными органами власти.

Рассмотрев основные теории государственного регулирования экономки, мы пришли к выводу, что в современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость ГРЭ. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику.

Никто и никогда не снимал с государства ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что \"невидимая рука\" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономических и социальных процессов общества.

В современных условиях государственное регулирование экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

Приоритетные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Список литературы

1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономки: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А., Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

3. Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. Текст лекций / под общ. ред. И.В. Розмаинского. - СПб.: СпбГУ, 2000.

4. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика - теория и политика. Учебник для вузов. Перевод с английского под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. - М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 2005.

5. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Феникс, 2010.

7. Уткин Э.А. Государственное и региональное управление. – М.: Экмос, 2004.

8. Финансы и кредит: Учебник / Под ред.поф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

9. Экономика/ Под ред. Булатова А.С.- М.: Юристъ, 2002.

10. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономки: Учебник / Л.Г. Ходов. - М.: Экономистъ, 2005.

11. Ядгаров, В.А История экономических учений: учебное пособие для вузов/В.А Ядгаров. – М: Феникс, 2001

12. Французов Д.В. Государственный финансовый контроль и его специализированное направление – налоговый контроль // Финансы и кредит, № 2 (290) – 2008, январь.

13. Глоссарий.r*// h**t://w*w.glossary.r*/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R1dKlwgsoqg

14. Шаронов А.: законопроект \"О защите конкуренции\" несет в себе возможность злоупотребления государства своим положением // Бизнес-проект //w*w.businessproekt.r*

15. Экономический словарь // h**t://mirslovarei.com/content_eco

16. Энциклопедия Кругосвет// h**t://w*w.krugosvet.r*/node/41429

17. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия (Электронное учебное пособие)// h**t://w*w.aup.r*/books/m64/

Покупка готовой работы
Тема: «Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты, объекты, цели государственного регулирования»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует