Курсовая работа

«Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»

  • 33 страниц(ы)
  • 2952 просмотров
фото автора

Автор: chaki74

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРО-ВАНИЯ ВЭД В СОВРЕМЕННОЙ РФ

1.1 Основные принципы государственного регулирования ВЭД

1.2 Принципы регулирования внешнеторговой деятельности в РФ

2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕ-ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РФ

2.1 Классификация методов государственного регулирования внешне-торговой деятельности. Таможенно-тарифные методы

2.2 Нетарифные методы. Прочие методы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Главным регулятором любой экономической деятельности всегда являлся рынок, где господствуют законы спроса и предложения. Однако в целом ряде случаев незаменимым оказывается государственное воздействие на экономические процессы. Современное государство в условиях рыночной экономики практически включено во все сферы эконо-мической деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.

Государственное регулирование выступает в качестве объективной потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне дорогих условий воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).

Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой и составлением общенациональных программ. Схематично эволюцию системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране можно представить в следующем виде:

1. Период до 1987 года. Существовала государственная монополия на все внешнеэкономические операции, осуществляемые через Министерство внешней торговли (МВТ) и Государственный комитет по внешним экономическим связям (ГКЭС).

2. Предоставление в 1987 году права ведения ВЭД ряду отраслевых министерств и ведомств с одновременной передачей им профильных объединений МВТ и ГКЭС с их реорганизацией в Министерство внешних экономических связей (МВЭС).

3. В 1991 году происходит дальнейшая либерализация ВЭД с одно-временным созданием «института спецэкспортеров» для стратегически важных сырьевых товаров, регистрацией участников ВЭД с выдачей им специальной учетной карточки и занесением предприятия в специальный реестр с указанием разрешенной номенклатурой экспорта.

4. С 1993 года и по настоящее время происходит продолжение про-цесса либерализации ВЭД: отменяется система регистрации, упразднено понятие «спецэкспортеров», сокращены списки лицензируемых экспортных товаров, отменены экспортные пошлины на большинство товаров, снижаются и упорядочиваются ввозные пошлины, принимается новая законодательная база и т.д. Это обусловлено, во-первых, вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), а во-вторых, как следствие, реформой российской таможенно-тарифной поли-тики.

Для формирования эффективного государственного регулирования ВЭД в России необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России. Поэтому и является актуальной тема данной работы.

Целью данной работы является анализ принципов, методов и инструментов государственного регулирования ВЭД в РФ. Задачами работы являются анализ целей и принципов государственного регулирования ВЭД, а также анализ и сопоставление конкретных методов регулирования.

В статье 12 Закона о ВТД представлен следующий перечень методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

• таможенно-тарифное регулирование;

• нетарифное регулирование;

• запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллекту-альной собственностью;

• меры экономического и административного характера, способст-вующие развитию внешнеторговой деятельности. Данный пункт можно представить в виде двух инструментов: применение мер экономического характера, способствующих развитию внешней торговли; применение мер административного характера, способствующих развитию внешней торговли.

Законом о ВТД предлагается ограниченный набор методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. За пределами этого набора методов внешнеторговая деятельность «саморегулируется» рыночным, частноправовым инструментарием.

Указанные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяются по-разному, т.е. с различным охватом мер и степенью воздействия, в зависимости от того, идет ли речь о товарах либо услугах, интеллектуальной собственности, бартерных сделках, особых правовых режимах.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется в целях регулирования внешней торговли товарами. Таможенно-тарифное регулирование также осуществляется для защиты государством внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

В статье 19 Закона о ВТД указано, что таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин, целью которых, в частности, являются защита внутреннего рынка страны и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Что касается вывозных таможенных пошлин, то отметим, что их применение осуждается в ВТО как искажающее уровень мировых цен на товары, и поэтому рекомендуется их не применять. В России основной функцией вывозных таможенных пошлин по таким важным для экспорта товарным позициям, как нефть и природный газ, является частичное взимание природной ренты.

Одним из наиболее важных направлений проводимых в России ры-ночных реформ являются экономические преобразования во внешнеторговом секторе российской экономики. Демонтаж существовавшей более семидесяти лет сначала в РСФСР, а затем в СССР системы государственной монополии на внешнюю торговлю поставил на повестку дня задачу по созданию нового механизма государственного регулирования ВЭД и, в первую очередь, внешнеторговой деятельности, кардинального изменения форм и методов вмешательства государства в эту сферу экономической деятельности. В целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеторговой сфере.

В действующем Законе о ВТД к традиционным методам государст-венного регулирования внешней торговли товарами – таможенно-тарифному и нетарифному – законодатель добавил методы, с помощью которых осуществляется государственное регулирование внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также методы, способствующие развитию внешнеторговой деятельности – экономические и административные.

Таможенно-тарифное регулирование, предполагающее применение ввозных и вывозных таможенных пошлин, занимает центральное место в механизме государственного регулирования внешнеторговых связей. Таможенно-тарифное регулирование – экономический по своей природе метод государственного регулирования. Контроль заявления и определения таможенной стоимости является инструментом государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одним их приоритетных направлений таможенного дела в РФ. Система контроля таможенной стоимости является важной частью таможенного регулирования ВЭД.

Основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является таможенная пошлина (ввозная и вывозная). Будучи обязательным платежом, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, таможенная пошлина имеет налоговый характер, что отличает ее от таможенных сборов и других видов обязательных платежей во внешнеторговой практике – антидемпинговых, компенсационных, специальных и иных защитных пошлин.

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Нетарифные методы регулирования как составляющие внешнеторговой политики могут быть в целом охарактеризованы следующим образом. Нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируются национальными государственными органами и определяются рамками хозяйственного и технического законодательства страны. Нетарифные методы также более удобны в применении и обеспечивают более скорое достижение результата своего применения.

Экономические инструменты регулирования внешнеторговой дея-тельности воздействуют на конкурентоспособность товаров с помощью це-нового механизма, для развития внешней торговли необходим приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой дея-тельности. Что же касается административных мер, то они действуют поми-мо рыночных механизмов, но являются объективной реальностью, форми-рующей условия международной торговли, и с ними тоже нельзя не считаться.

1. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 22.07.2005 №117-ФЗ, от 02.02.2006 №19-ФЗ). // СПС Консультант-плюс.

2. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 28.06.2009). // СПС Консультант-плюс.

3. Постановление Правительства РФ «О таможенном тарифе РФ и ТН ВЭД» от 27.11.2006 №718 (в ред. от 28.08.2009). // СПС Консультант-плюс.

4. Приказ ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций» (в ред. от 13.03.2009). // СПС Консультант-плюс.

5. Агапова А.В. Контроль таможенной стоимости в системе государствен-ного регулирования ВЭД. // Финансовый вестник. 2008. №1.

6. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В. Новое в валютном законодательстве.// Банковское право. 2007. №3.

7. Батрова Т.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. // Внешнеторговое право. 2007. №1.

8. Дятлов Е. Влияние внешнеэкономических факторов на трансформационный процесс в России. // Вопросы экономики. 2004. №1.

9. Клокова Н.В. Система регулирования внешнеэкономической деятельности. // Горячая линия бухгалтера. 2009. №17.

10. Пивоваров А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности. // Юрист. 2007. №8.

11. Постатейный комментарий к закону «О внешнеторговой деятельности». / Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2005.

12. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. // Подготовлен для системы Консультант-плюс, 2007.

13. Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности. // Налоги и налогообложение. 2005. №10.

Покупка готовой работы
Тема: «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика