Курсовая работа
«Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»
- 33 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРО-ВАНИЯ ВЭД В СОВРЕМЕННОЙ РФ
1.1 Основные принципы государственного регулирования ВЭД
1.2 Принципы регулирования внешнеторговой деятельности в РФ
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕ-ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РФ
2.1 Классификация методов государственного регулирования внешне-торговой деятельности. Таможенно-тарифные методы
2.2 Нетарифные методы. Прочие методы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Главным регулятором любой экономической деятельности всегда являлся рынок, где господствуют законы спроса и предложения. Однако в целом ряде случаев незаменимым оказывается государственное воздействие на экономические процессы. Современное государство в условиях рыночной экономики практически включено во все сферы эконо-мической деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.
Государственное регулирование выступает в качестве объективной потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне дорогих условий воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).
Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой и составлением общенациональных программ. Схематично эволюцию системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране можно представить в следующем виде:
1. Период до 1987 года. Существовала государственная монополия на все внешнеэкономические операции, осуществляемые через Министерство внешней торговли (МВТ) и Государственный комитет по внешним экономическим связям (ГКЭС).
2. Предоставление в 1987 году права ведения ВЭД ряду отраслевых министерств и ведомств с одновременной передачей им профильных объединений МВТ и ГКЭС с их реорганизацией в Министерство внешних экономических связей (МВЭС).
3. В 1991 году происходит дальнейшая либерализация ВЭД с одно-временным созданием «института спецэкспортеров» для стратегически важных сырьевых товаров, регистрацией участников ВЭД с выдачей им специальной учетной карточки и занесением предприятия в специальный реестр с указанием разрешенной номенклатурой экспорта.
4. С 1993 года и по настоящее время происходит продолжение про-цесса либерализации ВЭД: отменяется система регистрации, упразднено понятие «спецэкспортеров», сокращены списки лицензируемых экспортных товаров, отменены экспортные пошлины на большинство товаров, снижаются и упорядочиваются ввозные пошлины, принимается новая законодательная база и т.д. Это обусловлено, во-первых, вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), а во-вторых, как следствие, реформой российской таможенно-тарифной поли-тики.
Для формирования эффективного государственного регулирования ВЭД в России необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России. Поэтому и является актуальной тема данной работы.
Целью данной работы является анализ принципов, методов и инструментов государственного регулирования ВЭД в РФ. Задачами работы являются анализ целей и принципов государственного регулирования ВЭД, а также анализ и сопоставление конкретных методов регулирования.
В статье 12 Закона о ВТД представлен следующий перечень методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
• таможенно-тарифное регулирование;
• нетарифное регулирование;
• запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллекту-альной собственностью;
• меры экономического и административного характера, способст-вующие развитию внешнеторговой деятельности. Данный пункт можно представить в виде двух инструментов: применение мер экономического характера, способствующих развитию внешней торговли; применение мер административного характера, способствующих развитию внешней торговли.
Законом о ВТД предлагается ограниченный набор методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. За пределами этого набора методов внешнеторговая деятельность «саморегулируется» рыночным, частноправовым инструментарием.
Указанные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяются по-разному, т.е. с различным охватом мер и степенью воздействия, в зависимости от того, идет ли речь о товарах либо услугах, интеллектуальной собственности, бартерных сделках, особых правовых режимах.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется в целях регулирования внешней торговли товарами. Таможенно-тарифное регулирование также осуществляется для защиты государством внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.
В статье 19 Закона о ВТД указано, что таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин, целью которых, в частности, являются защита внутреннего рынка страны и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Что касается вывозных таможенных пошлин, то отметим, что их применение осуждается в ВТО как искажающее уровень мировых цен на товары, и поэтому рекомендуется их не применять. В России основной функцией вывозных таможенных пошлин по таким важным для экспорта товарным позициям, как нефть и природный газ, является частичное взимание природной ренты.
Одним из наиболее важных направлений проводимых в России ры-ночных реформ являются экономические преобразования во внешнеторговом секторе российской экономики. Демонтаж существовавшей более семидесяти лет сначала в РСФСР, а затем в СССР системы государственной монополии на внешнюю торговлю поставил на повестку дня задачу по созданию нового механизма государственного регулирования ВЭД и, в первую очередь, внешнеторговой деятельности, кардинального изменения форм и методов вмешательства государства в эту сферу экономической деятельности. В целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеторговой сфере.
В действующем Законе о ВТД к традиционным методам государст-венного регулирования внешней торговли товарами – таможенно-тарифному и нетарифному – законодатель добавил методы, с помощью которых осуществляется государственное регулирование внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также методы, способствующие развитию внешнеторговой деятельности – экономические и административные.
Таможенно-тарифное регулирование, предполагающее применение ввозных и вывозных таможенных пошлин, занимает центральное место в механизме государственного регулирования внешнеторговых связей. Таможенно-тарифное регулирование – экономический по своей природе метод государственного регулирования. Контроль заявления и определения таможенной стоимости является инструментом государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одним их приоритетных направлений таможенного дела в РФ. Система контроля таможенной стоимости является важной частью таможенного регулирования ВЭД.
Основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является таможенная пошлина (ввозная и вывозная). Будучи обязательным платежом, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, таможенная пошлина имеет налоговый характер, что отличает ее от таможенных сборов и других видов обязательных платежей во внешнеторговой практике – антидемпинговых, компенсационных, специальных и иных защитных пошлин.
Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Нетарифные методы регулирования как составляющие внешнеторговой политики могут быть в целом охарактеризованы следующим образом. Нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируются национальными государственными органами и определяются рамками хозяйственного и технического законодательства страны. Нетарифные методы также более удобны в применении и обеспечивают более скорое достижение результата своего применения.
Экономические инструменты регулирования внешнеторговой дея-тельности воздействуют на конкурентоспособность товаров с помощью це-нового механизма, для развития внешней торговли необходим приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой дея-тельности. Что же касается административных мер, то они действуют поми-мо рыночных механизмов, но являются объективной реальностью, форми-рующей условия международной торговли, и с ними тоже нельзя не считаться.
1. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 22.07.2005 №117-ФЗ, от 02.02.2006 №19-ФЗ). // СПС Консультант-плюс.
2. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 28.06.2009). // СПС Консультант-плюс.
3. Постановление Правительства РФ «О таможенном тарифе РФ и ТН ВЭД» от 27.11.2006 №718 (в ред. от 28.08.2009). // СПС Консультант-плюс.
4. Приказ ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций» (в ред. от 13.03.2009). // СПС Консультант-плюс.
5. Агапова А.В. Контроль таможенной стоимости в системе государствен-ного регулирования ВЭД. // Финансовый вестник. 2008. №1.
6. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В. Новое в валютном законодательстве.// Банковское право. 2007. №3.
7. Батрова Т.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. // Внешнеторговое право. 2007. №1.
8. Дятлов Е. Влияние внешнеэкономических факторов на трансформационный процесс в России. // Вопросы экономики. 2004. №1.
9. Клокова Н.В. Система регулирования внешнеэкономической деятельности. // Горячая линия бухгалтера. 2009. №17.
10. Пивоваров А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности. // Юрист. 2007. №8.
11. Постатейный комментарий к закону «О внешнеторговой деятельности». / Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2005.
12. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. // Подготовлен для системы Консультант-плюс, 2007.
13. Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности. // Налоги и налогообложение. 2005. №10.
Тема: | «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности» | |
Раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Внешнеэкономическая деятельность: формы и методы государственного регулирования.
Дипломная работа:
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области торговли лесом и лесоматериалами
Курсовая работа:
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
Реферат:
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности-проблемы и перспективы