Дипломная работа

«Государственное регулирование экономики»

  • 112 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКО-НОМИКИ

1.1 Становление концепции государственного регулирования эко-номики

1.2 Основные теории государственного регулирования экономики

1.3 Формы и методы государственного регулирования экономики

2. РОССИЙСКАЯ РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ – МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

2.1 Особенности экономики переходного периода

2.2 Становление экономики переходного периода в нашей стране

2.3 Роль государства в регулировании современной экономической жизни

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ

3.1 Основные проблемы в области государственного регулирования экономики и пути их решения

3.2 Развитие государственного регулирования экономики в Ростовской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.

В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Отказ государственных органов от участия в управлении экономикой и передача всей ответственности на уровень предприятий – действия, которые не отвечают потребностям развития современного производства и не обоснованны. Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, игры на мировом рынке, международных валютно-финансовых отношений. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого определяются международными законами и государственной политикой стран.

Современное управление экономикой основано на концепции актив-ного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта. Обычно роль государства в экономике измеряется отношением госрасходов к ВВП. С последней четверти XIX века во всех западных странах рост экономики сопровождался опережающим ростом госрасходов. В 1890 году они не достигали 10 процентов ВВП, а в 1980 году уже превысили 50 процентов (без расходов госпредприятий). Например, в США расходы расширенного правительства в 1913 году составляли 7,5 процента, в 1960-м – 27 процентов, а в 1996-м – уже 32,4 процента .

В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение опыта государственного вмешательства в рыночную экономику в развитых странах и возможностей использования этого опыта в российских условиях, в различных сферах экономической деятельности.

Роль и значение государства и государственного регулирования экономики рассматриваются в работах отечественных и зарубежных экономистов Л.И. Абалкина, А.Г. Агангебяна, А.Я. Лившица, Д.С. Львова, Н.Я. Петракова, С.С. Шаталина, Ф. Хайека, М. Фридмена, И. Шумпетера. Однако до сих пор в литературе недостаточно рассмотрены проблемы, связанные с организацией системы государственного регулирования экономики на региональном уровне.

Целью дипломной работы является анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования рыночной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи работы:

• Анализ предпосылок становления концепции государственного регулирования экономики.

• Изучение основных теорий государственного регулирования экономики.

• Анализ основных принципов государственного регулирования экономики.

• Выявление основных принципов государственного регулирования экономики в условиях переходного периода.

• Анализ структуры государственного регулирования экономики в современной России.

• Выявление недостатков современного государственного регулирования экономики в нашей стране.

• Разработка методов и способов улучшения государственного регулирования экономики на федеральном и региональном уровне (Ростовская область).

Объектом исследования данной работы является система государст-венного регулирования экономики. Предмет исследования – оптимальная система государственного регулирования экономики в нашей стране. В процессе написания дипломной работы были использованы фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых. При проведении анализа и обобщения практического и теоретического материала применялись методы сопоставления, структурно-функциональн-ого анализа, единства исторического и логического, статистического исследования.

Нормативно-правовой базой диплома явились федеральные законы, подзаконные нормативные акты, посвященные государственному регулированию экономики.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, спи-ска использованных источников и приложений.

Фрагмент работы

Тема роли государства в экономике – снижения или увеличения ин-тервенционизма является дискуссионной. При этом возможно выделение следующих четырех основных принципов . Во-первых, государство в экономике присутствует всегда, и никто не утверждает, что оно должно уйти вовсе. Во-вторых, различия во взглядах заключаются в тех функциях, которые признаются за государством. Основные из них – обеспечение законности и правопорядка; макроэкономическая стабильность; оборона и безопасность; формирование необходимых общественных институтов; оказание публичных услуг (здравоохранение, образование и т. п.); социальная защита; обеспечение экологической безопасности; содействие развитию экономики (что как раз называют структурной или промышленной политикой); устранение «дефектов рынка» (в том числе посредством прямого контроля цен, зарплат и т. п.); государственное предпринимательство (производство товаров и услуг, которые могут производиться частными компаниями). В-третьих, в жизни складываются обстоятельства, которые делают целесообразным выполнение государством каких-либо из перечисленных функций в том или ином объеме. Иной раз повышение роли государства необходимо и приносит позитивный эффект. Но правительство тем лучше справляется со своими задачами, чем лучше понимает, на каких из направлений должно сосредоточиться. И наконец, в-четвертых, выбор оптимального уровня участия государства в экономике должен учитывать условия и стадию развития страны, позиции ее относительно других стран, особенности национальной культуры и институтов.

В литературе существуют различные определения государственного регулирования экономики. Приведем некоторые из них.

Государственное регулирование экономики – совокупность мер, на-правленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание.

Государственное регулирование экономики – это определенная рег-ламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

Заключение

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государственное регулирование экономики – целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рамочных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем.

Уровень государственного регулирования экономики начал свое формирование в 1929-1933 г. во времена Великой экономической депрессии. Существуют различные теории государственного регулирования экономики. Большинство из них сформировались на базе учения Д. Кейнса и его последователей. Кейнсианское направление экономической науки объединяет экономистов, рассматривающих рыночную систему как неустойчивую, а потому нуждающуюся в помощи государства в целях поддержания и восстановления равновесия. Кейнсианцы исходят из того, что механизм рыночного саморегулирования экономически эффективен и требует относительно малых затрат. Однако это не означает, что ему удается эффективно решать абсолютно все проблемы. Среди минусов («провалов») рынка выделяется проблема эко-номической и социальной неустойчивости. Рыночная экономика внутренне неустойчива, для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда рост сменяется кризисным спадом. Она порождает безработицу, особенно увеличивающуюся в годы кризиса. В этих случаях абсолютно необходимым становится вмешательство государства. Преодоление «провалов рынка», согласно кейнсианской концепции, достигается восстановлением общенациональных экономических пропорций и совершенствованием общих условий воспроизводства.

В государственном регулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. Государственное регулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить ряд основополагающих направлений.

Государственное регулирование экономических процессов в нашей стране осуществляется в условиях системы переходной экономики. Переход от административно-командной экономики к рыночной – новый исторический феномен нашей страны конца ХХ столетия. Исторически он начался сравнительно недавно, его конкретные формы и направления ещё во многом неясны и неопределённы. Ясно, однако, что этот исторический переход займёт длительное время, что он отличается глубиной экономических преобразований, их интенсивностью и противоречивостью. Всё это связано также с тем, что переходная экономика развивается в условиях крупных цивилизационных сдвигов и отдельных российских особенностей. Изменения такого типа и такого масштаба могут произойти лишь через несколько десятилетий, потребуют жизни нескольких по-колений россиян.

Наиболее важные способы государственного регулирования экономики в нашей стране включают в себя следующее:

• поддержка малого и среднего бизнеса;

• оптимизация налогового администрирования;

• развитие инновационного регулирования.

• реализация национальных проектов.

Учет в экономической политике переходного периода объективных принципов государственного регулирования позволит создать условия для наиболее эффективного и безболезненного развития рыночных отношений в российском обществе, ибо эти принципы в своей совокупности являются концентрированным выражением мирового положительного опыта формирования развитой рыночной инфраструктуры. Дальнейшее изучение и анализ происходящих в России событий позволит уточнить и развить исходные условия и принципы оптимальной стратегии построения развитой рыночной экономики, ибо ясно, что проводимая в настоящее время политика не способствует повышению эффективности общественного производства и росту среднего уровня жизни жителей России, а лишь приводит к обогащению относительно небольшой группы населения. В этой связи политику в корне следует менять. Для оптимизации системы государственного регулирования в нашей стране необходимо, прежде всего, повысить регулирующую роль государства на рынке ценных бумаг. Для повышения конкурентоспособности малого предпринимательства необходим комплекс организационно-экономических и социально-правовых мер, направленных на создание щадящих (льготных) условий по линии их инвестирования, кредитования налогообложения, ценообразования и т.д. Необходимо устранение правовых, административных, экономических и организационных барьеров, ограничивающих их деятельность. Необходимо также предоставление экономических льгот в сфере АПК и инвестиционной деятельности. Без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, также невозможны полноценные преобразования экономики России.

Основные направления государственного регулирования экономики в Ростовской области – реализация антикризисной программы, стратегия привлечения инвестиций, а также программа помощи малому и среднему бизнесу. Для оптимизации системы государственного регулирования экономики в Ростовской области предложено следующее:

• Создание фондов поддержки предпринимательской деятельности.

• Проведение имущественной поддержки, в первую очередь, путем снижения арендных ставок.

• Информационная поддержка.

• Построение системы прогнозирования развития социально-экономической структуры региона.

Список литературы

1. Абрамов М.Д. Налоговое регулирование как эффективное средство ускорения развития экономики. // Налоговые споры теории и практика. 2009. №4.

2. Андрианов В. Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. – М., 2006.

3. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. 2008. №2.

4. Варакса Н.Н. Трансформация систем налогообложения малого бизнеса в развитых странах.// Управленческий учет. 2005. №1.

5. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2004. № 7.

6. Виленский А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современ-ность, 2005. № 1.

7. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. − М.: Издательство «Косалтбанкир», 2002.

8. Демченко Г.А. Методологический анализ системы инновационного управления. // Менеджмент. 2006. №1.

9. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. №4.

10. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. – М., 2005.

11. Каратаева Г.Е., Арзамасцев А.Д. Модели государственного регулирования налогообложения прибыли. // Управленческий учет. 2008. №10.

12. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.// Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.

13. Кузнецов Б. Нужна ли России промышленная политика? / Доклад на семинаре «Стратегия развития» в Высшей школе бизнеса МГУ. 17.04.2006.

14. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие ре-шения // Экономист. 2007. №11.

15. Малашхия Г. От человека экономического к человеческому: критиче-ский взгляд на современную экономическую систему. Перспективы че-ловека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

16. Методы государственного регулирования экономики. / Под ред. Му-саева Р.А. – М.: Инфра-М, 2008.

17. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2008.

18. Опалева О.И. Некоторые аспекты государственного воздействия на инновационное воздействие экономики. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. №24.

19. Опалева О.И. Некоторые аспекты государственного воздействия на инновационное обновление экономики. // Финансы и кредит. 2007. №38.

20. Осадчая И. Джон Мейнард Кейнс. // Наука и жизнь. 1997. № 11.

21. Путин В.В. Послание к Правительству РФ, Федеральному Собранию и руководителям (главам администрации) регионов РФ. // Российская газета. 05.09.2005.

22. Райская Н., Сергиенко Я. Особенности хозяйственной динамики в переходной экономике России. // Материалы Международной конференции «Экономический рост: после коммунизма» 20-21 марта 2005 г., Москва.

23. Савченко В. Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2002.

24. Смирнов А. Великая американская депрессия: римейк возможен? // Экономика переходного периода. 2009. №2.

25. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе эко-номики. − М.: Наука, 2002.

26. ТПП РФ Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации». – М, 2006.

27. Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». Институт экономики РАН. – М.: 1996.

28. Хубиев К.А. О количестве и качестве роли государства в трансформационной экономике.// Экономика и жизнь. 2005. №10.

29. Экономическая теория (Экономика). Ч. V. Переходная экономика. Учебно-практическое пособие. / Под научной редакцией проф. Ереми-на Ю.В. – М.: МГТА, 2003.

30. Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1992-1997. – М.: ИЭППП, 1998.

31. Экономика переходного периода / Под ред. В.В.Радаева, А.В. Бузгалина. – М.: Из-во МГУ, 2005.

32. Ясин Е. Экономика переходного периода. // Коммерсантъ. 09.08.2006.

33. w*w.donland.r*

34. w*w.goverment.r*

35. w*w.minfin.r*

36. w*w.nalog.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Государственное регулирование экономики»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 112
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика